Full text

Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, - все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена "готовность к школе" и подходы к его дальнейшему изучению.

В нашей стране изучение этой проблемы имеет долгую историю. Начиная с двадцатых годов нашего века, она становилась предметом, как специального обучения, так и попутного рассмотрения в ходе исследования смежных вопросов. Можно с полным основанием сказать, что большинство наиболее крупных исследователей в области отечественной детской психологии и дошкольной педагогики, так или иначе, затрагивали проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.).

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

К этой проблеме одним из первых обратился К.Д. Ушинский. Изучая психологические и логические основы обучения, он рассмотрел процессы внимания, памяти, воображения, мышления и установил, что успешность обучения достигается при определенных показателях развития этих психических функций. В качестве противопоказания к началу обучения К.Д. Ушинский назвал слабость внимания, отрывистость и бессвязность речи, плохой "выговор слов" [1].

В исследованиях Л.И. Божович, посвященных психологической готовности к школе, в качестве низшего актуального уровня психического развития, необходимого и достаточного для начала обучения в школе, было предложено новообразование, названное ею "внутренняя позиция школьника". Это психологическое новообразование возникает на границе дошкольного и полной забот и ответственности:" младшего школьного возраста, или в период кризиса 7 лет, и представляет собой слияние двух потребностей - познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне. Сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или произвольном поведении ученика. Другой подход заключается в определении требований, предъявляемых к ребенку, с одной стороны, исследовании новообразований и изменений в психике ребенка, которые наблюдаются в психике ребенка к концу дошкольного возраста. Л. И. Божович отмечает: " беспечное времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью" [2].

По мнению исследователей, комплекс психологических свойств и качеств, определяющих психологическую готовность к школьному обучению, должны составлять определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, опосредованная школьная мотивация (желание учиться), внутренние этические инстанции, самооценка. Данное направление даже при всех своих положительных сторонах, при рассмотрении готовности к школе не учитывает наличия предпосылок и источников наличия учебной деятельности в дошкольном возрасте [3].

Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников [4, 5]. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма.

Анализ психолого-педагогического исследования позволил разработать дерево целей, а затем модель формирования психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников. Дерево целей представляет собой связный граф, вершины которого интерпретируются как цели, а ребра или дуги – как связи между целями [6]. При этом в понятие целей на разных уровнях вкладывается различное содержание: от объективных народнохозяйственных потребностей и желаемых направлений развития на верхнем уровне дерева до решения конкретных практических задач и осуществления отдельных мероприятий на нижних уровнях. Основным требованием к дереву целей является отсутствие циклов. В остальном метод достаточно универсален. Дерево целей является главным инструментом увязки целей высшего уровня с конкретными средствами их достижения на низшем производственном уровне через ряд промежуточных звеньев. При построении «дерева целей» его проектирование идет по методу «от общего к частному». Прекращение декомпозиции цели на более мелкие прекращается в тот момент, когда дальнейший процесс является нецелесообразным в рамках рассмотрения главной цели [7].

Алгоритм построения «дерева целей» следующий:

  1. Определение генеральной (общей) цели;

  2. Разделение общей цели на подцели (подцели 1-го уровня);

 3. Разделение подцелей 1-го уровня на подцели 2-го уровня;

  4. Разделение подцелей 2-го уровня на более детальные составляющие (подцели 3-го уровня)

Основные принципы постановки целей и формирования дерева целей:

1. Цель определяется назревшей потребностью и возможностями ее достижения. При возникновении всякой потребности естественным является стремление к ее решению. Для определения целей необходимо знание потребностей и анализ возможностей удовлетворения этих потребностей. Цель всегда должна быть реальной.

 2. Цель должна быть конкретной и конечной для исполнителей, иметь помимо формулировки количественное выражение или иметь соответствующий критерий ее достижения, задаваться на определенный период времени.

3. Постановка цели осуществляется в несколько этапов. Сначала цель ставится в соответствии с назревшими или прогнозируемыми потребностями. Затем изыскиваются ресурсы для ее достижения. Наконец, выявив все ресурсы, которые можно привлечь, уточняют цель и период ее достижения. Постановка цели идет по схеме: цель - средство ее достижения - цель.

4. Цели систем низшего уровня должны быть совместимы с целями систем высшего уровня и направлены на достижение последних, т.е. цели систем низшего уровня в совокупности образуют цель системы вышестоящего уровня. Таким образом, цель объединения может быть достигнута, если образующие ее подцели достигаются подразделениями объединения.

5. Между деревом объектов управления и деревом целей желательно достижение как можно большего соответствия. Структура системы целей должна соответствовать структуре производственной системы (объекта управления), тогда каждая цель достигается определенным подразделением. В этом случае повышается целенаправленность деятельности каждого элемента производственной системы.

6. Построение дерева целей может вестись декомпозицией (расчленением) цели нулевого уровня (главной цели) на основные и частные или композицией целей высших уровней из целей низших уровней. Всегда существуют несколько вариантов интеграции и дифференциации целей. Предпочтительным является вариант, который в наибольшей степени соответствует дереву объектов управления.

Внедрение метода моделирования в отечественную  психологию связано с именем Л.С. Выготского, который считал, что специфические функции не даны человеку от рождения, а лишь заданы как общественные образцы.

Термин «модель» широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений. Под «моделью» понимается такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале.

Любая модель строится и исследуется при определенных допущениях, гипотезах. Модель - результат отображения одной структуры на другую. В качестве модели может рассматриваться и программно - проектная документация. А одна из главных задач использования модели - это оценка качества и результатов деятельности моделируемой системы до запуска функционирования системы в реальных условиях [8].

Само понятие «модель» приобрело общенаучный характер и обозначает в широком смысле мысленно представляемую или материально реализованную систему, которая отображает или воспроизводит объект исследования (природный или социальный) и способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте.

 Моделирование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя [9].

Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения [10].

Общая модель коррекции — это система условий оптимального возрастного развития личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связях и отношениях между ними [11-14] (см. рисунок 1). 

Охарактеризуем блоки модели:

1.Теоретический блок: включает в себя постановку цели, подборку и анализ литературы по проблеме формирования психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников. 

2.Диагностический блок.

Цель: выявление уровня психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников. Для этого мы используем следующие методики:

1) Ориентировочный тест школьной зрелости А.Керн- Я.Йирасека;

2) Тест "Вербальное мышление"Я.Йирасек;

3) Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина.

3.Формирующий блок.

Цель: создание и реализация программы формирования психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников.

Задачи:

1.обучение навыкам конструктивного общения,

2.формирование самоконтроля в процессе общения,

3.создание условий для развития мышления, внимания, памяти, речи, мелкой моторики рук, формирование графо - моторного навыка.

Данный блок включает в себя создание формирования психологической готовности к школьному обучению с помощью упражнений, игр, беседы.

Просветительская работа с родителями и воспитателями по повышению психологической готовности к школьному обучению.

4.Повторное диагностирование.

Цель: выявление уровня психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников после реализации формирующей программы.

 Для этого мы используем следующие методики:

1) Ориентировочный тест школьной зрелости А.Керн- Я.Йирасека;

 2) Тест "Вербальное мышление"Я.Йирасек;

 3) Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина.

5.Аналитический блок.

Цель: проанализировать результаты опытно-экспериментального исследовании и обработка результатов с помощью Т-Критерий Вилкоксона.

Таким образом, составлено дерево целей и теоретически обоснована и разработана психолого-педагогическая модель развития психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников.

Дерево целей подчиняется генеральной цели: теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование психологической готовности  к школьному обучению у старших дошкольников.

Психолого-педагогическая модель развития психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников состоит из следующих блоков: теоретический, диагностический, формирующий, повторное диагностирование и аналитический.

Таким образом, составлено дерево целей и теоретически обоснована и разработана психолого-педагогическая модель развития психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников.

Дерево целей подчиняется генеральной цели: теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование психологической готовности  к школьному обучению у старших дошкольников.

Психолого-педагогическая модель развития психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников состоит из следующих блоков: теоретический, диагностический, формирующий, повторное диагностирование и аналитический.