Full text

Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю, чтобы соответствовать современным требованиям образования нужно быть осведомлённым, обладающим профессиональными и личностными качествами, которые позволят достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания. Востребован педагог, не транслирующий знания, а способный проектировать совместную деятельность с обучающимися, готовый к сотрудничеству и открытый для общения, способный создавать условия для развития творческих способностей, учить самостоятельно мыслить, выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка. Преподаватель в коррекционной школе должен обладать высоким профессионализмом. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью, профессиональным самоопределением, саморазвитием, самосовершенствованием. Психолого-педагогическая компетентность является составным элементом в общей структуре профессиональной компетентности учителя.

Компетентный - знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области, например, компетентный специалист. Компетенция - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. Психологическая компетентность относится к разряду основополагающих в структуре педагогической деятельности.    В педагогической науке понятие психолого-педагогическая компетентность определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся [1, с. 5-6]. 

Следует подчеркнуть, что важна для педагога коррекционной школы его педагогическая компетентность, которая состоит из теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности, так как возможности учителя, позволяющие ему эффективно, самостоятельно принимать решения, успешно решать поставленные перед ним педагогические задачи опираясь на педагогическую компетентность показывают профессиональную компетентность педагога.

В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования четко определена сущность психолого-педагогической компетентности педагога, которая включает в себя:

  • · осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;
  • · осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
  • · осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда [2, с. 63-65].

Личностные проблемы (связанные с особенностями личности учителя):

  • психологические, связанные с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа», с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением;
  • дидактические, обусловленные недостаточным уровнем подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности;
  • организационно-нормативные, связанные с отсутствием научной организации трудовой деятельности, навыков командно-проектной работы;
  • профессиональные, связанные с неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций [3, с. 56-58].

В современном образовании становится все более очевидным тот факт, что никакие изменения в этой сфере невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя.

Психологи Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн выявляли основы психолого-педагогической компетентности учителя и выделили следующие элементы [4, с. 24]:

  1. активное (т.е. действенное) знание возрастной психологии, предмета психологии, элемент подразумевает применение знаний на практике.
  2. социально-психологические знания об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного учащегося в ней, об особенностях взаимоотношений учителя с классом, о закономерностях общения.
  3. Аутопсихологические знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах; умение управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не разрушительный характер.

Три ключевых компонента психолого-педагогической компетентности педагога современной коррекционной школы [5, с. 88-89]:

1) Мотивационно-личностный, куда входят обоснование собственного педагогического стиля, осознание смысла осуществляемой учителем профессиональной деятельности в контексте развития личности ребенка и саморазвития самого педагога, а также гуманистическая направленность личности учителя;

2) Содержательный,предполагающий наличие базовых знаний в области психологии (и прежде всего, возрастной психологии и психологии развития), а также умения и навыки использования психологических знаний в практике учителя;

3) Деятельностный,включающий в себя комплекс умений и навыков, необходимых для планирования, организации и успешного осуществления педагогической профессиональной деятельности; к таким умениям и навыкам мы относим прежде всего аналитические, прогностические, рефлексивные, диагностические, проективные.

Перед учителем всегда стоит задача как превратить традиционное обучение в живой интересный процесс развития личности на помощь приходят инновационные образовательные технологии. Использование инновационных образовательных технологий приводит к тому, что совершенствуются: новые педагогические методы и приемы, новая образовательная среда, новый стиль работы преподавателей, они направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса. Освоение этих технологий существенно меняет образовательно-развивающий процесс в школе, позволяет решать проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся.

На сегодняшний день в школьном образовании применяются различные инновационные технологии такие как:

  • · Здоровьесберегающие технологии: арт-терапия (сказкотерапия, мандалотерапия и др.), динамическая пауза (психогимнастика и др.), физкультминутки (суджоктерапия, тематические и др.)
  • · Игровые технологии: дидактические игры; подвижные игры; развивающие игры
  • · Педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение; объяснительно иллюстративное обучение, развивающее обучение.

Для освоения инновационных образовательных технологий требуются субъективные психологические и объективно-субъективные (психолого-педагогические) условия. Объективные условия - это экономический фундамент, социальная, политическая и духовная сферы, а субъективные условия - это деятельность субъекта (социальной группы и отдельных людей).

Субъективные психологические условия: способность к творческой деятельности; инновационно-важные качества личности; профессионализм.

Объективно-субъективные (психолого-педагогические) условия:

  • · Учебно-материальные условия: научно-методическая литература; учебные площадки (кабинеты); современное оборудование.
  • · Организационные условия: целевое освоение инновационных образовательных технологий; организация пропаганды передового опыта; перспективность и плановость [6, с. 102-104].

В современной коррекционной школе при освоении новых технологий востребован педагог способный рефлексивно строить и осуществлять профессиональную деятельность, умеющий осуществлять свою деятельность с постановкой целей и задач, владеющий способами воздействия, анализирующий педагогические ситуаций, принимающий решения,  владеющий инновационными образовательными технологиями, проектирующий учебно-воспитательный процесс с учетом перспектив развития и деятельности учащихся, осуществляющий самостоятельный педагогический и психологический анализ деятельности и поведения.

Учитель коррекционной школы должен является проектировщиком, конструктором, организатором образовательного процесса, ясно представлять себе содержание и способы действий субъектов образовательного процесса, основные позиции его действующих лиц, уметь выстраивать связи и отношения, чтобы это приводило к развитию способностей участников этого процесса. Чтобы соответствовать такой системе образования педагог должен развивать психолого-педагогическую компетентность, в процессе этого развития он решает ряд профессиональных задач.

А.К. Маркова выделяет следующие шесть уровней профессиональной компетентности. Первый уровень - учитель-стажер: вхождение в практику профессии, опробование своих сил. Второй уровень - учитель: овладение основами профессии, применение известных в науке и в практике приемов; положительная результативность и эффективность. Преимущественная ориентация на знания, а не на развитие учащихся. Третий уровень - учитель-мастер: владение высшими образцами известных в науке и практике приемов; устойчивая высокая эффективность; оптимальность; стремление учитывать развитие учащихся. Четвертый уровень - учитель-новатор: поиск и использование отдельных оригинальных приемов или целостных оригинальных систем обучения или воспитания; творчество; эффективность в поисках нового; четкая ориентация на психическое развитие учащихся; индивидуальность. Пятый уровень - учитель-исследователь: стремление и умение изучать и оценивать значимость оригинальных идей или новых приемов других учителей, оценивание эффективности, оптимальности. Шестой уровень - учитель-профессионал: постоянное стремление к психологическому саморазвитию, наличие предыдущих позитивных уровней; психолог, осуществляющий все поиски «от ученика» и для ученика; исследователь, умеющий изучить эффективность нового; новатор, пробующий новое; мастер, владеющий багажом современной науки [7].

Один из элементов общей структуры профессиональной компетентности учителя является психолого-педагогическая компетентность, в которую входят: коммуникативная компетентность; риторическая компетентность; когнитивная компетентность; профессионально-техническая компетентность; профессионально-информационная компетентность.

В исследовании Л.М. Митиной были выделены более пяти­десяти личностных свойств учителя (как профессионально-зна­чимых качеств, так и собственно личностных характеристик) такие как  вежливость, вдумчи­вость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, вни­мательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, граж­данственность, гуманность, деловитость, добросовестность дисциплинированность, доброта, доброжелательность, инициативность, критич­ность, искренность, критич­ность, логичность, любовь к детям, наблюдательность, настой­чивость, ответственность, отзывчивость, организованность, общи­тельность, порядочность,  патри­отизм, педагогическая эрудиция, принципиальность, самостоятельность, самокритич­ность, справедливость, тактичность, стремление к самосовершенствованию, чувство но­вого, чувство собственного достоинства,  чуткость, эмоциональ­ность. Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем, сердцевиной этого пор­трета являются собственно личностные качества: направлен­ность, самооценка, образ «Я» [8, с.36].

Все эти личностные свойства учителя необходимы для освоения инновационных образовательных технологий учителями коррекционной школы, чтобы сделать процесс обучения увлекательным, интересным, повысить мотивацию к обучению, активизировать познавательную деятельность и творческую самостоятельность учащихся. 

Владение коммуникативной компетентностью подразумевает культуру общения и педагогический такт, риторическая компетентность будет выражаться в профессиональной культуре речи, когнитивная компетентность в профессиональной эрудиции, профессионально-техническая компетентность в умении использовать современные методики и технологии, в том числе информационно-коммуникативные технологии, профессионально-информационная компетентность выразиться в способности осуществлять мониторинг и диагностику.

Одними из профессионально важных качеств учителя следует считать эмпатию, гибкость, сенситивность, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, рефлексии.

Увидеть свою профессиональную деятельность глазами учеников, родителей, учителей, определить, как педагог воспринимается другими участниками образовательного процесса позволяет рефлексия. Очень важна установка на «обратную связь». При помощи этого можно адекватно трактовать получаемую информацию участников образовательного процесса, умение объективно оценивать результативность и целесообразность предпринимаемых педагогических решений. Проводимая рефлексия способствует развитию высокого уровня творчества в профессиональной деятельности и профессионально важных качеств, как эмпатия и гибкость.

Постоянные изменения в педагогической деятельности требуют от учителя проявления творческого подхода с учетом изменчивых ситуаций педагогического взаимодействия. Поэтому востребовано, такое качество личности педагога, как гибкость. Гибкость предполагает, гибкость такого психического процесса как мышление, умение самостоятельно переносить ранее усвоенные знания, умения в новые педагогические ситуации; видеть возникающие проблемы с разных ролевых позиций; быстро менять приёмы и способы действий в соответствии с новыми условиями.

Востребованность такого качества учителя как эмпатия обусловлена умением сочувствовать переживаниям другого человека.

В плане межличностного взаимодействия и восприятия важна способность учителя эмоционально откликаться, на проблемы ученика. Проявление сенситивности означает умение поставить себя на место ребёнка, взглянуть на события с его позиции.  Самое главное нужно научиться понимать его настроение. Необходимо дать знать ему, что взрослый его видит, слышит, понимает.

Такое профессиональное качество учителя как коммуникабельность, позволяет выстраивать взаимоотношения со всеми участниками образовательного процесса, успешно решать поставленныё перед ним задачи, успешно проходить этапы решения профессиональных задач в процессе развития психолого-педагогической компетентности.

Совокупность требований к субъекту профессиональной деятельности в условиях развивающегося на современном этапе инновационного цикла выдвигает на первое место задачу формирования и развития его инновационной культуры. 
Инновационная культура является процессуальной составляющей личностной культуры и культурного развития. Ее определяет именно поступательное развитие, осуществляемое в историческом процессе человеческой деятельности и отражающее прогрессивные тенденции общественной жизни, открытие новых возможностей для развития личности. Поэтому личностная культура не поглощает инновационную, а находится с ней в отношении конъюнкции [9, с.36].

Таким образом, психолого-педагогическая компетентность представляет собой максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся; научные разработки по вопросам психолого-педагогической компетентности и ее развития среди педагогов находятся в активном поиске идеальной модели качеств и черт, а также критериев единства терминологического аппарата. Повышение психолого-педагогической компетентности предполагает целую систему мер просвещения в образовательном учреждении для развития профессионально-значимых личностных качеств педагогов, их личностного роста, инновационной культуры, обретения уверенности в себе, стабильности психо-эмоционального состояния, освоения инновационных образовательных технологий.