Full text

В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. Именно мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. А так как получение образования является непременным требованием к любой личности, необходимо именно с начальных классов мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Учебный мотив определяется Л. И. Божович как структурный компонент учебной мотивации. По мнению автора, мотив учебной деятельности – это побуждения, характеризующие личность школьника, её основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьёй, так и самой школой [1].

А. К. Маркова предлагает определение учебного мотива: мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней [2].

Мотивация – довольно общее, широкое понятие. В настоящее время как психическое явление она трактуется по-разному. В современной психологии слово «мотивация» используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне [3].

Учебная мотивация – это сложное, системное образование, состоящее из познавательных и социальных мотивов учения. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы [4].

Ведущие мотивы в этот период школьного детства связаны с желанием ребёнка занять общественно значимую и общественно оцениваемую позицию. Однако такая мотивация, определяемая главным образом новой социальной позицией ребёнка, очевидно, не может поддерживать в течение длительного времени его учебную работу и постепенно теряет своё значение. Поэтому формирование уже в начальных классах мотивов, придающих дальнейшей учёбе ребёнка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, а не только средством для достижения других целей, является крайне необходимым, без чего дальнейшая учёба школьника может оказаться невозможной [5].

Как показывает опыт, при стихийном формировании мотивационной сферы деятельности учащихся у многих из них не формируются необходимые для эффективного обучения мотивы. Следовательно, школа и учителя должны взять на себя управление процессом формирования мотивационной сферы деятельности учащихся. Деятельность учащихся, не подкреплённая в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная главным образом на внешние её атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной, отметка зачастую становится неадекватной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестаёт играть мотивирующую роль, а тогда и сама учебная работа теряет для них всякую ценность [6].

Для формирования и развития положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчёркивание всех положительных моментов, продвижение в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, её рефлексии [7].

Для того чтобы развивать у учащихся умение самооценки и самоконтроля работы, следует использовать разные формы взаимопроверки и взаимооценки, задания на рефлексию своей деятельности. Как показывают многолетние эксперименты, всё это формирует у учащихся правильное и разумное отношение к отметке как к важной, но не самой существенной ценности в работе.

Таким образом, развитие мотивации учения у младших школьников должно быть в центре внимания психолога [8]. Развитие мотивации учения чрезвычайно важно, потому что оно способствует формированию активной социальной позиции молодого человека.

База исследования – учащиеся 1 класса МБОУ школы № 1 Центрального района г. Челябинска. Констатирующий эксперимент проведен под руководством психолога А.П.Краснопеева.

 В первом «А» классе 19 учеников, из них 11 мальчиков и 8 девочек. В классе всегда преобладает хорошее настроение и, самое важное активное отношение к учёбе. Коллектив очень сплоченный, для достижения этого с детьми проводились и проводятся различные беседы и занятия. Большинство обучающихся имеют лидерские качества. В классе присутствуют гиперактивные дети. Большинство детей стремятся получить новые знания. Некоторые дети, помимо обучения в школе, посещают дополнительные занятия, различные кружки.

Учитель проводит с детьми воспитательную, профилактическую работу. Родители так же не остаются в стороне, принимают активное участие в жизни класса.

В ходе беседы с классным руководителем было констатировано, что внимание учащихся на уроке и при выполнении домашних заданий устойчивое. В основном у детей смешанный тип внимания. Дети творчески подходят к решению любых вопросов, стараются вносить что-то своё, индивидуальное.

Для изучения уровня сформированности учебной мотивации младших школьников было проведено тестирование по подобранным методикам.

С учащимися 1 А класса было проведено тестирование по определению уровня учебной мотивации по тесту методике Н.Г. Лускановой «Анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы. Результаты исследования представлены на рис. 1. 

 Рис.1. Уровни учебной мотивации учащихся 1 класса по методике Н. Г. Лускановой 

Анализ результатов, представленных на рис 1, показал, что 15% (3 чел) учащихся этого класса имеют уровень учебной мотивации выше среднего. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

10% учащихся (2 чел) показали максимально высокий уровень. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

40% (8 чел) показатели среднего уровня мотивации. Таких учеников школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы таких детей сформированы в меньшей степени и учебный предмет их мало привлекает.

30% (5 чел) учащихся показали низкий уровень мотивации. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

5% (1 чел) оказался дезадаптирован. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо.

Далее было проведено исследование с помощью методики «Методика диагностики мотивации учения у детей 5-8лет» модификация А. М. Прихожан (рис. 2).

Рис 2. Типы мотивации учащихся 1 класса по методике «Методика диагностики мотивации учения у детей 5-8лет» модификация А. М. Прихожан 

Анализ результатов, представленных на рис. 2, показал, что у 15% (3 чел) учащихся учебно-познавательный тип мотивов. У учащихся сформированы учебно-познавательные мотивы как интерес к разным способам добывания знаний. Стремление преодолевать трудности в процессе познания, проявлять познавательную активность.

20% (5чел) имеют тип мотивов направленных на отметку.

У 15% (3 чел) был выявлен внешний тип мотивов, порождаемая преимущественно самой учебной деятельностью, непосредственно связана с содержанием и процессом учения.

50% (8 чел) тип мотивов игровой. Учащиеся младшего школьного возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

Таким образом, ученикам, имеющим низкий и средний уровни учебной мотивации, составлены рекомендации для формирования высокого, положительного уровня учебной мотивации. Дети с высоким уровнем учебной мотивации нуждаются в помощи для формирования у них целеполагания, а так же внутренней мотивации учения, а не внешней. Рекомендации учителям начальных классов по психолого-педагогической коррекции учебной мотивации младших школьников 

  1. Активно использовать эмоциональные и познавательные методы мотивации;
  2. Свести к минимуму применение наград и наказаний за резуль­таты обучения. Результаты обучения должны соответствовать потребностям и возможностям ребёнка и быть значимыми для него;
  3. На уроках осуществлять индивидуальный подход к формиро­ванию мотивации отстающих неуспевающих в учёбе детей;
  4. Деятельность учителя по развитию мыслительных процессов школьников должна учитывать и половые отличия, так как при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям разными путями;
  5. Формировать у школьников мотивацию совместной учебной деятельности (учить детей способам взаимодействия, правильно подбирать задания и формы коллективной работы и др.);
  6. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотиви­рованной деятельности достижения.
  7. Апробировать и адаптировать программы «Секреты успешной учёбы» и «Шаги к успеху» по профилактике трудностей в учёбе для учащихся начальной школы.

Все это приводит к необходимости полноценной работы с детьми по повышению и поддержанию на высоком уровне мотивации к учению. В качестве ключевых, нами были выделены следующие особенности подобной работы:

- Необходимость развития целеустремленности ученика;

- Необходимость увеличения эмоциональной привлекательности урока;

- Включение в работу учителя нестандартных форм подачи материала, ведения урока приведет к повышению уровня интереса к занятиям;

- Необходимость использования в работе учителя межпредметных связей - системы отношений изучаемой тематики с темами из других предметных областей, изученных учеником и еще не изученных для формирования понимания ценности изучаемого и связи изученного с вновь изучаемым;

- Необходимость использования учителем игровых форм занятий как опоры для выстраивания новой ведущей деятельности - учебной на основе уже сформированной - игровой;

- Постоянная необходимость мониторинга учебной активности ребенка, реакция на ее снижение;

- Совместная профессиональная деятельность по коррекции и профилактики низкого уровня учебной мотивации педагога с психологом.

Основные рекомендации педагогу по учету характера динамики развития учебных мотивов состоят в следующем:

- необходимо проводить входные, срезовые и итоговые диагностики на выявление динамики развития учебных мотивов;

- необходимо подкреплять учебный интерес на постоянном уровне в зависимости от возрастных особенностей учеников;

- необходимо оценивать качество достижений ученика, а не его личность;

- необходимо вместе с учениками перед занятием определять ближайшие цели и цели на перспективу;

- необходимо создавать эмоционально насыщенное учебное пространство для комфортного обучения младшего школьника.

Данные рекомендации могут быть использованы учителем в ходе разработки им собственных занятий. Помимо этого, наше исследование может быть использовано в ходе дальнейшей работы по смежной тематике.

Одной из главных задач учителей является развитие мотивов, связанных с содержанием обучения и процессом обучения. Коллективу необходимо работать над формированием потребности в учебной деятельности у школьников. В связи с этим можно дать несколько рекомендаций:

- поставленные задачи должны соответствовать возможностям школьников;

- процесс выполнения задачи должен предоставлять возможности для принятия и исполнения самостоятельных решений;

- методы побуждения к деятельности не должны носить слишком жесткий характер;

- учащиеся должны знать, каких результатов ждет от них учитель и, по каким показателям будет оцениваться их деятельность;

- система контроля должна обеспечивать объективное выявление результатов деятельности;

- учитель должен быть мотивированным на улучшение результатов учеников;

- и, наконец: методы поощрения должны превалировать над методами наказания.

Учение имеет полимотивированный характер, т.е. к нему побуждает школьника не один, а ряд мотивов различного свойства.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Мотивационная сфера - ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы "доставить радость родителям", "хочу больше знать", "на уроке интересно". Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя - не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план.

Умело подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся к занятиям, т.е. способствует формированию положительной мотивации учения. Каждый учитель использует, конечно, свои методы, формы, приёмы. Одним из важных средств решения этой проблемы является внеклассная работа по предмету.