Full text

Сверхбыстрый научно-технический прогресс, социально-экономическая нестабильность общества приводит к тому, что современному ребенку приходится сталкиваться со многими неблагоприятными факторами, которые препятствуют гармоничному и всестороннему развитию его личности, реализации его потенциальных возможностей, провоцируя формирование агрессии, тревожности и страхов [2]. Именно поэтому перед психологами встает задача поиска механизмов и способов активизации внутренних резервов личности, способствующих сохранению и укреплению психического здоровья, снижения уровня тревожности личности. Одним из таких механизмов, на наш взгляд, является развитие социальной компетентности человека.

Социально - психологическая компетентность (от лат. competens - соответствующий, способный) - способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений [1]. Социально-психологическая компетентность формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность.Для младших школьников приоритетным видом деятельности является  учебная деятельность и если в ней ребёнок не чувствует себя компетентным,  его личностное развитие искажается.По мнению Э. Эриксона гармоничное развитие личности предполагает становление относительно высокой самооценки и формирование чувства компетентности [3].

Анализ психологических особенностей, возможностей и задач социализации детей младшего школьного возраста позволяет определить основные признаки социальной компетентности на данном возрастном этапе. К ним относятся сформированность мотивации достижений в учебной деятельности; сформированность навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; усвоение социальных норм поведения; удовлетворенность собой, адекватная достаточно высокая самооценка; обладание критичностью по отношению к себе и окружающим; усвоение навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Социальная компетентность выражается в умении ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Но очень часто формированию указанных выше умений препятствуют различные индивидуальные эмоциональные проявления. Одним из них является тревожность.

Анализ подходов к определениютревоги и тревожности позволяет выделить три аспекта в изучении данной проблемы: тревога как эмоциональное состояние, тревожность как свойство личности, рассмотрение тревоги и тревожности как процессов. Тревога как эмоциональное состояние характеризуется субъективным ощущением напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Причиной возникновения тревожного состояния является субъективное осознание складывающейся ситуации как угрожающей.

Исследование социальной компетентности во взаимосвязи с индивидуальными эмоциональными проявлениями,с одной стороны, позволяет проанализировать особенности негативного влияния тревожности на развитие личности детей младшего школьного возраста; с другой – подойти к изучению социальной компетентности как способа, способствующего снижению уровня тревожности личности.

Целью исследования явилось изучение особенностей социальной компетентности и ее соотношение с индивидуальными эмоциональными проявлениями в младшем школьном возрасте. Проверялась гипотеза о взаимосвязи между самооценкой социальной компетентности и тревожностью. В частности, низкая самооценка социальной компетентности соответствует повышенному уровню тревожности у младшего школьника. Исследование проводилось на базе одного из образовательных учреждений г. Кирова. Всего в исследовании  приняли участие 23 ученика второго класса.

Для изучения социальной компетентности была использована шкала оценки компетентности С. Хартер. Методика позволяет изучить самооценку социальной компетентности в значимых для младших школьников сферах: познавательная компетентность, компетентность в общении со сверстниками, компетентность во внеурочной деятельности, общее самоприятие. Диагностика тревожности проводилась при помощи опросника школьной тревожности Филлипса.  Методика позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни: переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх несоответствия ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

На первом этапе исследования была изучена самооценка социальной компетентности в значимых для младших школьников сферах. В результате обработки эмпирических показателей самооценки социальной компетентности были получены данные, представленные в  табл. 1. 

Таблица 1 – Выраженность самооценки социальной компетентности у младших школьников

Уровни

самооценки

компетентности

% доля испытуемых

Познавательная компетентность

Компетентность в общении со сверстниками

Компетентность во внеурочной деятельности

Общее самоприятие

Низкая

4,4

4,4

0

0

Средне-низкая

21,7

13

8,7

26,1

Средняя

26,1

21,7

26,1

30,5

Средне-высокая

26,1

34,8

26,1

21,7

Высокая

21,7

26,1

39,1

21,7

 Анализ результатов показал, чтонаиболее выраженным является средне-высокий и высокий уровень самооценки социальной компетентности у младших школьников. Так высокий уровень самооценки компетентности по шкале «компетентность во внеурочной деятельности» имеют 39,1% школьников. Это говорит о том, что ярко выраженным аспектом собственной компетентности у младших школьников является оценка себя в школьных, но не учебных делах, например в играх, занятиях спортом. Средне-высокий уровень самооценки компетентности по шкале «компетентность в общении со сверстниками» имеют 34,8% школьников. Успешность взаимодействия с ровесниками (количество друзей, популярность среди сверстников) является важной составляющей социальной компетентности младших школьников, и по оценке респондентов достаточно хорошо выражена. Вместе с тем, большое количество респондентов имеют средне-низкие (26,1%) и средние (30,5%) показатели самооценки компетентности по шкале «общее самоприятие». Анализируя данные показатели можно утверждать, что младшие школьники, участвуя в системе межличностных отношений не достаточно уверены в себе, и не всегда способны правильно оценить свое собственное поведение.

На втором этапе исследования были изучены особенности тревожности младших школьников. В первую очередь были проанализированы показатели испытуемых с повышенной тревожностью, с целью выяснить, какие страхи преобладают у младших школьников. Полученные результаты представлены на рис.1

 

Рис. 1. Выраженность страхов у младших школьников 

Анализ данных позволяет сделать вывод, что у младших школьников наиболее выраженными являются страхи самовыражения, ситуации проверки знаний, а также проблемы и страхи в отношениях с учителями.Как можно заметить, повышенный уровень тревожности опять же связан с социальной сферой, а именно с самовыражением в обществе (школе) и взаимодействием в нем.

На третьем этапе исследования был проведен корреляционный анализ с целью изучения взаимосвязи социальной компетентностии тревожности у младших школьников.  Корреляционный анализ выявил многочисленные отрицательные связи между различными показателями социальной компетентности и тревожности (табл.2). 

Таблица 2 – Показатели корреляции социальной компетентности и тревожности

 

Шкалы тревожности

Шкалы социальной компетентности

Познавательная компетентность

Компетентность
в общении со сверстниками

Компетентность
во внеурочной деятельности

Общее самопринятие

Общая школьная тревожность

-0,78**

-0,48*

-0,19

-0,58**

Переживание социального стресса

-0,08

-0,28

-0,22

-0,28

Фрустрация потребности в достижении успеха

-0,46*

-0,42*

-0,20

-0,45*

Страх самовыражения

-0,23

-0,17

-0,41*

-0,06

Страх ситуации проверки знаний

-0,31

-0,31

-0,18

-0,32

Страх несоответствия ожиданиям окружающих

-0,69**

-0,38

-0,09

-0,43*

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

-0,52*

-0,31

0,01

-0,58**

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

-0,52*

-0,44

-0,32

-0,56**

Примечание .  ** - p< 0,01, * - p < 0,05

 

Опишем некоторые из выявленных связей. Шкала «познавательная компетентность» имеет наиболее сильную связь со шкалами «общая школьная тревожность» (r=-0,78**) и «страх несоответствия ожиданиям окружающих»
(r=-0,69**). Можно сделать вывод, что школьникам  ориентированным на значимость других в оценке своих результатов и имеющих низкоеобщее эмоциональноесостояние, связанное с различными формами его включения в жизнь школытруднее оставаться активными в учебной деятельности. Шкала «компетентность в общении со сверстниками» коррелирует со шкалами «общая школьная тревожность» (r=-0,48*)  и «фрустрация потребности в достижении успеха» (r=-0,42*). Можно сделать вывод, что школьники, которые не так популярны среди сверстников обладают особенностями поведения, которые им мешают добиваться успеха. Шкала «компетентность во внеурочной деятельности» имеет лишь одну связь, а именно со шкалой – «страх самовыражения» (r=-0,41*). Школьникам, которые имею страх в раскрытии себя перед другими людьмитруднее быть компетентным в различных играх со сверстниками и других не учебных видах активности. Шкала «общее самопринятие» связана с большинством шкал по тревожности. Это означает, что такие показатели социальной компетентности как уверенность в себе, принятие себя таким каким есть, правильное поведение снижают общую тревожность школьника, что положительно сказывается на гармоничном развитии личности.

Еще раз заметим, что полученные связи являются отрицательными, а это подтверждают положение о том, что низкая самооценка социальной компетентности соответствует повышенному уровню тревожности у младшего школьника.