Преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в логопедии. Это вызвано ее практической значимостью: своевременная коррекционная работа имеет большое значение для формирования речевых предпосылок успешного обучения в школе.
Важнейшим фактором овладения чтением, письмом, счетом является достаточный уровень сформированности лексики. Развитие лексических операций, уточнение значения слова, формирование лексической системности имеют большое значение для развития познавательной деятельности ребенка (Л.С. Выготский [1], Н.И. Жинкин [2], А.Р. Лурия [3] и др.).
Как отмечает Л.Г. Парамонова [4], на основании специально проведенных исследований, что более половины детей (55,5%) приходят в первые классы массовых школ в состоянии языковой неготовности к началу школьного обучения в связи с недостаточной сформированностью их устной речи.
Одной из главных составляющих этой несформированность является бедность и недостаточная систематизированность (а нередко и полная несистематизированность) их словарного запаса.
Для практического применения грамматических правил необходимо умение быстро и к тому же безошибочно подбирать проверочные слова, чего не может сделать ученик с отставанием в развитии словарного запаса. Такие ученики практически не ориентируются в имеющемся у них небогатом словарном запасе, то есть не знают точного смыслового значения многих слов и тем более не чувствуют их смыслового «родства».
В исследовании ряда авторов (Р.И. Лалаева [5], Р.Е. Левина [6], Н.В. Серебрякова [7], Т.Б. Филичева [8] и др.) отмечается своеобразие развития словарного состава при общем недоразвитии речи. Авторы подчеркивают, что одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме активного и пассивного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
Бедность словаря приводит к непониманию учебных текстов, условий арифметических задач. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения, несмотря на внешнюю сформированность речи, очень низкая.
Учитывая значимость достаточного уровня развития лексики для формирования предпосылок успешного обучения в школе и для развития познавательной деятельности ребенка, а также недостаточную разработанность проблемы изучения и преодоления нарушений пассивного и активного словаря у дошкольников с ОНР III уровня следует считать данную тему актуальной.
Психолингвистический подход к изучению нарушения лексики во многом проясняет сложный феномен слова как результата взаимодействия когнитивных процессов и коммуникативной деятельности, его семантику, место в лексической системе языка и функционирование в речи. Функциональный аспект лексической семантики особенно важен при коррекции речевого недоразвития, поскольку общение предполагает не только знание слов, но и умение составлять из них в ходе коммуникации высказывания, адекватно отражающие информацию, которую говорящий хочет передать. Психолингвистический подход к изучению нарушений лексики и их коррекции является наиболее перспективным, позволяющим исследовать специфические особенности недоразвития лексики, о характере нарушений лексических операций в процессе порождения речи у дошкольников с речевой патологией[9].
Развитие лексической стороны речи в онтогенезе обусловлено развитием представлений об окружающей действительности.
Важнейшим фактором обогащения словаря выступает социальная среда, речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.
В настоящее время, как отмечает О.В. Солодянкина, особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы организации социального партнерства дошкольной образовательной организации с семьей, которые помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами [10].
По мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающей действительности, обогащение сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.
В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объёма словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. ОНР обусловлено сложным, многообразным комплексом этиологических факторов. Сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребёнка отрицательно влияют на развитие речи.
У детей данной группы в большей или меньшей степени имеются нарушения звукопроизношения, звукослоговой структуры, фонематической системы, нарушения лексико-грамматического строя речи, связной речи.
Общее недоразвитие речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются несформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценного общения. Дети с ОНР любого уровня речевого развития не могут спонтанно встать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям [11].
Сравнительный анализ развития словаря при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой [5, 7].
Авторы подробно описывают нарушения лексики у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.
Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы экспериментальная и контрольная группы детей старшего дошкольного возраста.
Эксперимент направлен на выявление количественных и качественных нарушений в словарном запасе у детей с нормальным речевым развитием и у их сверстников с общим недоразвитием речи.
Для проведения исследования уровня развития словаря у старших дошкольников с ОНР применялись методические разработки Н.В. Серебряковой [7]. Р.И. Лалаевой [5], И.А. Смирновой [12], Т.Б. Филичевой [8]. При составлении методики констатирующего эксперимента использовались материалы, представленные в пособиях О.В. Елецкой, А.А. Таракановой; О.В. Елецкой, Е.А. Логиновой, Г.А. Пеньковской, В.П. Смирновой, А.А. Таракановой, С.М. Тимаковой, Д.А. Щукиной [13,14,15].
Исследование проходило в два этапа.
Первый этап - подготовительно-аналитический, на котором подбирались дети в экспериментальную группу для проведения исследования, разрабатывались общие направления, логика исследования проблемы; изучалась лингвистическая, психологическая, психолингвистическая, педагогическая и специальная литература по проблеме исследования; определялись цель, объект, предмет, задачи и методы исследования; формулировался вариант научной гипотезы.
Второй этап – поисково-аналитический, на котором разрабатывались методы изучения пассивного и активного словаря у детей с нормальным речевым развитием и у детей с ОНР. Реализация этих методов осуществлялась в процессе констатирующего эксперимента. Проводилось логопедическое обследование детей экспериментальной и контрольной групп; анализировались анамнестические данные; затем – изучалась степень выраженности нарушений пассивного и активного словаря у детей.
Проведенный анализ анамнестических данных, психолого-педагогических особенностей детей позволил сделать следующие выводы:
- у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной имеет место: сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения, повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка;
- для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно - логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включаться в учебно-игровую деятельность или переключаться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.
В констатирующем эксперименте детям было предложено II серии заданий. I серия заданий
С целью исследования объема пассивного словаря детям предлагалось показать живые и неживые предметы, признаки, действия с предметами по предметным и сюжетным картинкам
II серия заданий
С целью исследования объема активного словаря детям предлагалось назвать живые и неживые предметы, признаки, действия с предметами по сюжетным картинкам.
Данные проведенного эксперимента показали, что актуализация словаря у дошкольников старшего возраста с ОНР вызывают большие затруднения.
По всем заданиям методики у дошкольников ЭГ отмечается низкий уровень выполнения заданий, особенно при исследовании активного словаря по сравнению с детьми КГ.
На фоне сравнительно развернутой речи у детей шестилетнего возраста с ОНР III уровня наблюдается неточное понимание и употребление многих, даже обиходных слов. Дошкольники с ОНР понимают значение большинства слов, тогда как актуализация словаря вызывает у них выраженные затруднения.
Дифференциальные различия между двумя группами детей с ОНР и нормальным развитием речи проявляются не только в количественном, но и в качественном аспектах.
Специфические трудности, допущенные детьми с ОНР III уровня, сводились к неточному показу следующих картинок: обозначающих времена года, посуду, домашних животных, время суток, явлений природы, части предметов, фрукты, дикие птицы, средства транспорта; к неточному пониманию прилагательных, обозначающих признаки высоты, длины, ширины; глаголов, обозначающих голосовые реакции животных, семантически близкие действия людей, способы передвижения.
Наиболее существенными признаками недоразвития пассивного словаря у детей с ОНР является недостаточная сформированность:
- развития представлений об окружающей действительности;
- несформированность высших психических функций, что не дает возможности ребенку усвоить многочисленные понятия, названия предметов, действий и явлений.
Пассивный словарь дошкольников с ОНР преобладает над активным. Состояние активного словаря у детей с ОНР характеризуется бедностью и неточностью употребления многих слов, что проявляется в многочисленных и разнообразных вербальных парафазиях. Дети с ОНР не знают или не точно употребляют многие слова. Среди них существительные, обозначающие части тела, части предметов, явления природы, время суток, средства транспорта, фрукты, диких птиц и др.
У старших дошкольников с ОНР ограниченность объема активного словаря затрагивает, прежде всего, предикативный словарь. В активном словаре при исследовании прилагательных ошибки, встречающие больше в ЭГ, были связаны с заменами слов, входящих в одно родовое понятие. Дети с ОНР не точно употребляли прилагательные характеризующие, прежде всего, ширину, длину, толщину, высоту, величину, вес предметов.
В глагольном словаре у детей с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок выполняет или наблюдает (мыть, пить и т.д.).
Дети с ОНР затрудняются в установлении адекватных связей между звуковым, зрительным образом слова и его понятийным или контекстуальным содержанием. В речи это проявляется обилием стойких ошибок, связанных с неоправданным расширением или сужением значений слов, смешением слов по зрительному сходству, это связано в первую очередь с бедностью слуховых, зрительных представлений ребенка, неполноценностью взаимодействия зрительного, слухового и двигательного анализаторов.
Полученные результаты указывают на необходимость целенаправленной работы по развитию словаря, особенного активного у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Анализ литературы и результатов констатирующего эксперимента явились определяющим фактором для определения направлений коррекционной работы по расширению пассивного и активного словаря у дошкольников с ОНР. Методики, предлагаемые Р.И. Лалаевой [5], Л.Г. Парамоновой [4], Н.В. Серебряковой [7] , и многие другие имеющие глубокое научное обоснование, позволили выделить в логопедической работе по формированию словаря следующие основные направления:
- Накопление лексических единиц;
- Целенаправленное формирование у ребенка системы семантических значений (упорядочивание языковых единиц).
Совместно реализуемая по этим двум направлениям работа опирается на ряд ключевых положений:
- Развитие лексики должно быть неразрывно связано с расширением представлений ребенка об окружающей действительности;
- Работа над обогащением словаря неотделима от работы над другими компонентами речеязыковой системы;
- При формировании словаря особое внимание должно быть обращено на взаимосвязь лексического и грамматического значений слова;
- Словарь ребенка должен развиваться параллельно с развитием мыслительных операций. Именно аналитико-синтетическая работа со словом формирует его как языковой знак.
На основе указанных выше методологических положений, можно определить следующие задачи:
- Обеспечить знание детьми достаточно большого количества слов (существительных, прилагательных, глаголов) путем систематической работы над обогащением словарного запаса.
- Обеспечить точное понимание смыслового значения усвоенных слов
имеющихся в пассивном словаре, и актуализацию их в самостоятельной речи.
- Позаботиться о систематизации имеющегося у детей словарного запаса.
- Овладение новыми словами, прежде всего, глаголами, прилагательными, а также существительными.
Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей, на формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания).
Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями. Закреплять знание детьми слов следует сначала в понимании и только затем в активной речи.
На основании материалов исследования целесообразно составить перспективное планирование логопедической работы, выбор темы, речевого материала, последовательность логопедической работы по обогащению словаря должна тесно увязываться с программой детского сада, при этом также учитывается частотный словарь детей шестилетнего возраста.
Определяется лексическая тема недели, составляется тематический словарик для работы с группой детей (перечень новых слов, со значением которых необходимо познакомить детей). Каждую тему нужно прорабатывать не менее недели.
Занятия необходимо проводить с использованием наглядных пособий, так как без этого усвоение ребенком материала будет практически невозможно Перед проработкой некоторых тем, нужно провести предварительную подготовку.
При составлении перспективного плана необходимо учитывать, что организация, содержание и методы коррекции общего недоразвития речи у дошкольников старшего возраста имеют специфические особенности. Прежде всего, здесь требуется такой подход к планированию коррекционного обучения, который бы в максимальной степени способствовал устранению речевого дефекта и общему развитию детей при максимальных затратах времени. Обогащение словаря осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов.
Учет принципов, разработка этапов, направлений, а также конкретные рекомендации направленные на развитие словаря у дошкольников с ОНР III уровня позволяет оптимизировать логопедическую работу по преодолению нарушения пассивного и активного словаря у данной категории детей.