Full text

Непосредственное вовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением приемов и методов, получивших название активные методы обучения.

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты (А.М.Смолкин).

Таким образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью.

Выделим применяемые методы воздействия на учебный процесс с учетом факторов, способствующих активизации учебно-познавательной деятельности в процессе изучения [3].

1.Фактор личности преподавателя.

- педагогическое общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или оценочного характера. Общение в ходе педагогического процесса;

- авторитет педагога – особая профессиональная пози­ция, определяющая влияние на учащихся, дающая право при­нимать решения, выражать оценку, давать советы. Подлинный авторитет опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества воспитателя: демократичный стиль сотрудничества с воспитанника­ми, симпатию, способность к открытому общению, позитивную Я-концепцию учителя, его стремление к постоянному совер­шенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру;

- метод примера – метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности, т.е. построен на склонности к подражанию;

- беседа - вопросно-ответный способ привлечения воспитан­ников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравствен­ных оценок;

- диспут - спор, путь мобилизации активности воспитанника для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них людей. Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей;

Профессионализм педагога зависит от его компетентности, а также от степени развития профессионально-педагогического мышления. Педаго­гическое творчество эффективно там и тогда, когда оно опирается на высокую профессионально-педагогическую компетентность [5].

Главным системообразующим фактором профессионализма личности является образ искомого результата, к которому стремится субъект деятельности. Профессионализм личности формируют потребность в его достижении, анализ меры продвижения к нему, поиск причин, содействующих и препятствующих его получению [1].

Педагогов, создающих объективно новые техноло­гии обучения или воспитания, очень мало. Но уже любая лекция, практическое заня­тие, удачно комбинирующее известные методы и методики, в той или иной мере является результатом творчества. Это справедливо, хотя бы потому, что создание новой системы из известных элементов – уже проявление творчества. Постро­ение и проведение каждого занятия требует творческого подхода, так как урок – это не только старые или новые схемы его проведения, но и всегда разное соци­ально-психологическое состояние группы, разные индивидуальности и разное пси­хологическое состояние одних и тех же людей [2].

Среди критериев оценки педагогической деятельности преподавателя вуза одним из важнейших является умение активизировать мышление и познавательную деятельность учащихся, увлечь обучаемых неинтересным на первый взгляд материалом, что связано не только с про­фессиональными психологическими и педагогическими знаниями, но и с профессиональными педагогическими умениями; профессиональными психологическими позициями; установками преподавателя, требуемыми от него профессией; личностными особенностями – то есть личностью преподавателя в целом. В результате у студентов начинает преобладать положительная мотивация.

2. Методы реализации активных методов обучения.

- учебная дискуссия – организация познавательного (коллективного) спора по различным научным точкам зрения по той или иной проблеме, побуждение к осмыслению различных подходов к аргументации. Дискуссии формируют умение рассуждать, доказывать, формулировать проблему и т. п. Целью данного занятия – активизировать мышление студентов с помощью задаваемых вопросов, чтобы студенты самостоятельно могли прийти к выводам и обобщениям новой учебной информации. Указать важность обсуждаемой темы, для того чтобы повысить интерес и степень восприятия материала. Научить владеть устной речью. В учебной дискуссии последнее слово должно быть за преподавателем, хотя это и не означает, что его выводы – истина в последней инстанции.

- деловая игра. Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около 90 % информации. Активность студентов проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет» их быть активными.

Дискуссия групповая – метод организации совместной коллективной деятельности, позволяющий в процессе непосредственного общения путем логических доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии. Целью дискуссии является интенсивное и продуктивное решение групповой задачи. Метод групповой дискуссии обеспечивает глубокую проработку имеющейся информации, возможность высказывания студентами разных точек зрения по заданной преподавателем проблеме, тем самым, способствуя выработке адекватного в данной ситуации решения. Информационные технологии обеспечивают возможность интерактивного общения студентов и преподавателя в диалоговом режиме. Метод групповой дискуссии увеличивает вовлеченность участников в процесс решения, что повышает вероятность его реализации.

Деловая игра позволяет приблизить студента к реальной ситуации несмотря на игровые элементы ее проведения. Познавательная эффективность игры достаточно высокая т. к. базируется на личном интересе студента с одновременной его работой в коллективе.

Именно необходимость его работы в коллективе имеет большое воспитательное значение. Общеизвестно, что одним из источников учебно-познавательной активности студентов является новизна учебного материала, конкретной темы и метода проведения занятия. Но новизна материала ограничена учебным планом с одной стороны, а с другой постоянная новизна для многих студентов может даже стать дестимулирующим фактором ативности. И в этом случае именно метод проведения занятий может сыграть решающую роль.

3. Установка студентов на самостоятельное принятие решений, формирование позитивной самооценки.

Самооценка является важным фактором, поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему. Метод самостоятельной работы – работа, вы­полняемая учениками по заданию преподавателя и осуществляемая при его непосредственном (на уроке, на самоподготовке) или опосредованном руководстве, и самостоятель­ная работа, выполняемая по собственной инициативе ученика (самообразование).

Самостоятельная работа – достаточно широкое понятие. Оно вклю­чает в себя не только учебно-познавательную деятельность, которую студенты выполняют в часы, когда нет аудиторных занятий, но и ту самостоятельную работу, которую они осуществляют во время лекций, семинаров, практических занятий. Эффективность использования самостоятельной работы в решающей степени зависит от определенных личностных качеств человека.

Именно самостоятельная работа позволяет студентам развивать собственные механизмы самообучения, опираясь на собственную систему ценностей, руководствуясь внутренними мотивами поведения, ориенти­руясь на личностный рост. Разрушается стереотип познавательного контакта: преподаватель -студент - преподаватель. Студент поставлен в такие условия, которые заставляют его иногда и поневоле включать собственное мышление и понимание поставленной задачи. Он обнаруживает, что преподаватель играет роль только консультанта, но не поводыря. Появляется чувство ответственности не только перед преподавателем, но и перед сокурсниками. Некомпетентное, поверхностное отношение к выполнению задания создает о нем соответствующее мнение преподавателя - к этому некоторые студенты уже привыкли. А формирование мнения о себе со стороны своих товарищей – это явно другое, иногда даже более действенное. Возникает другой тип познавательного контакта: преподаватель – творческая группа студентов – контакты между студентами – творческая группа студентов – преподаватель. Именно самостоятельные контакты между студентами повышают эффективность познавательного процесса, мотивацию своей компетентности и целей образования.

Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей.

В результате происходит формирование непосредственного участия в реальной профессиональной ситуации и ее понимания. В данной статье рассмотрена, например, конкретная ситуация в области экономической деятельности предприятия.

При этом самостоятельное принятие решений обеспечивалось уже самой постановкой задачи на практических занятиях и прежде всего максимальной инвариантностью решений, невозможностью их дублирования. У студентов вырабатывалось чувство ответственности за принимаемые решения, обстановка соревновательности, желание оригинально исследовать ту или иную экономическую ситуацию, но на основе профессионального подхода [4].

 Без понимания (внутренней рефлексии) невозможно формирование и развитие научно-теоретического уровня познания. Необходимо не просто выучивание и запоминание, а понимание и рефлексия. А понимание и рефлексия вырабатываются особенно эффективно в условиях установки студентов на самостоятельное принятие решений.

4. Профессиональное мышление будущего специалиста.

Реализуется следующими методами:

- проблемно-поисковые методы обучения (ус­воение знаний, выработка умений и навыков осуществляются и процессе частично-поисковой или исследовательской деятель­ности обучаемых). При этом исследовательский характер деятельности студентов формировался посредством профессионального анализа различных экономических ситуаций, прогнозирования различных стратегий деятельности, изучения влияния различных экономических факторов, что является содержанием ряда важнейших дидактических единиц данных дисциплин.

- профориентация - научно-практическая система подго­товки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельно­му выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенно­сти и потребности личности и рынка труда и осуществляемая через профинформацию, профдиагностику, профотбор,  профадаптацию. Чем более целеустремленно и полно студент будет проявлять, и утверждать себя в профессиональной сфере, тем больших результатов он в ней добьется, а позитивная самооценка будет способствовать профессиональному становлению личности.

5. Создание доброжелательного фона в процессе педагогического воздействия (уровень эмоционального напряжения).

Необходимо отметить, что при очень высокой мотивации растут напряжение, тревожность, стресс, которые могут привести к дезорганизации деятельности. Следовательно, важную роль в возникновении тревожности играет преимущество мотива избегания неудачи над мотивом достижения успеха. Таким образом, волнение во время деятельности может иметь позитивный мотивационный эффект только тогда, когда его уровень умеренный. Умеренный уровень волнения влияет на учебную деятельность положительно (побуждающий, мотивационный эффект при этом растет). А высокая степень волнения может слишком активизировать и мотивировать личность и тем самым нарушить деятельность.

Немалая роль в достижении умеренного уровня напряжения принадлежит педагогическому общению, методу примера, беседе, пояснению, подведению промежуточных итогов.

Для практического применения методов воздействия на учебный процесс с учетом факторов, способствующих активизации учебно-познавательной деятельности в процессе изучения можно рекомендовать тему«Планирование дохода торгового предприятия от реализации товара рыночным методом». Тема является комплексной, охватывает несколько дидактических единиц, определенных государственным образовательным стандартом и рассчитана на несколько практических занятий.

Работа выполняется творческими бригадами студентов (2-3 чел.).

В рамках темы студенты должны провести планирование и анализ динамики уровня торговой надбавки торгового предприятия и защитить свою точку зрения на тематической дискуссии.

Задачей анализа является определение:

- величины и динамики товарооборота в ценах реализации (выручки от продажи товаров в розничных ценах);

- величины и динамики товарооборота в ценах закупки;

- величины и динамики дохода от реализации товара;

- величины и динамики уровня торговой надбавки.

Наиболее важной составляющей анализа является выявление различных факторов, влияющих на перечисленные параметры и оценка их влияния. Это придает креативный характер учебному процессу. 

В процессе занятий вырабатывается умение студентов пользоваться учебным материалом для решения практических задач.

Цели занятия:

Дидактическая – закрепление и углубление теоретических знаний о планировании товарооборота, дохода, торговой надбавки. Анализ факторов, на ни влияющих.

Методическая – проверка степени усвоения лекционного материала, оценка самостоятельной работы по данным вопросам.

Воспитательная – способствовать получению представления о реальных практических расчетах основных экономических показателей на предприятии, умению анализировать экономическую ситуацию и принимать решения на основе анализа, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Побуждению к рефлексии способствуют отчеты команд с промежуточными выводами, их защита перед педагогом и другими командами в виде дискуссии. Одновременно с этим студенты должны получить практические навыки самостоятельно формулировать выводы на основании результатов, проведенных расчетов и разрабатывать предложения по улучшению полученных результатов.

При реализации предлагаемой задачи в качестве профориентации активно использовались профинформация и реальность поставленной задачи и объекта исследований.

Методика проведения занятия:

  1. При   постановке   задачи   дается установка   на   использование

  учебного материала.  

  1. Рассматриваются возможные экономические факторы в виде развернутой дискуссии.
  2. Рассматриваются     промежуточные     отчеты     в     части экономического обоснования и расчетов.
  3. В заключительном слове анализируются методические ошибки студентов, содержание пояснительной записки.
  4. На итоговом занятии заслушиваются сводные отчеты.

В процессе работы, которая охватывает несколько практических занятий, студенты должны:

  • сами создать торговое предприятие;
  • определить вид и условия его деятельности;
  • определить внутреннюю и внешнюю инфраструктуру;
  • решить комплекс экономических задач;
  • результаты решения каждой задачи обосновываются в пояснительной записке и защищаются в режиме групповой дискуссии.

Это организационный компонент занятий.

Исходные предпосылки и допущения:

  1. Выбирается ассортимент реализуемых товаров, включающий не менее двух разнородных товаров.
  2. Плановый период планирования – один календарный год.
  3. Объем продаж соответствует объему реализации.
  4. Количество и ассортимент закупаемых товаров соответствует количеству и ассортименту продаваемых.

Этапы планирования:

1 этап.  Планирование товарооборота в ценах реализации (выручки от продажи товаров в розничных ценах).

Осуществляется помесячно с учетом различных факторов – сезонный характер продаж, таможенная и налоговая политика, ценовая политика, инфляция, уровень конкурентоспособности, экономическая ситуация в регионе, субъективные колебания спроса, динамика курсов валют и т.д.

Планирование начинается с выбора базовых показателей розничной цены и количества продаваемых товаров. Далее базовая величина корректируется с учетом выявленных факторов по каждому месяцу.

Моделирование факторов и оценка их влияния на величину цены и количество реализуемых товаров осуществляется студентами самостоятельно и обосновывается в пояснительной записке.

Результаты расчетов заносятся в таблицу 1.

Такие расчеты проводятся по каждому виду товара. 

Таблица 1 

Месяц  

Показатель

1

2   

4

5

6

7

8

9

10 

10

11 

11

12 

12

  

год

Колич. товара, Q

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цена реализации, Цр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т/об по ценам

реализации, Тр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 этап.  Планирование товарооборота в ценах закупки.

Осуществляется помесячно. Для этого выбирается базовая величина цены закупки и корректируется с учетом вышеперечисленных факторов. Особое внимание следует обратить на то обстоятельство, что факторы могут не повторяться и характер их влияния может быть совсем иным. Данные отличия будут свидетельствовать о более глубокой проработке темы.

Моделирование факторов и оценка их влияния на величину цены излагается в пояснительной записке.

Результаты расчетов заносятся в таблицу 2.

Таблица 2. Планирование товарооборота в ценах закупки. 

Месяц

Показатель

1

2   

3

4

5

6

7

8

9

10 

10

11 

11

12 

12

  

год

Колич. товара,

Q

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цена закупки,

Цзак.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т/об по ценам

закупки, Тзак.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 этап.  Планирование дохода от реализации товара.

Сумма дохода от реализации товара представляет собой разницу между товарооборотом по ценам реализации товара и товарооборотом по ценам закупки. Исходя из этой формулы, необходимо определить доход по каждому месяцу планового периода и его величину по году в целом. Расчеты проводятся по каждому виду товара и предприятию в целом.

 Результаты расчетов заносятся в таблицу 3 и сопровождаются пояснительной запиской.

Таблица 3. Планирование дохода от реализации товара. 

Месяц 

Показатель

1

2   

3

4

5

6

7

8

9

11 

10

11 

11

12 

12

  

год

Т/об по ценам

реализ., Тр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т/об по ценам

закупки, Тзак.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доход от реализац.

товаров, Др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 этап.  Определение уровня торговой надбавки.

Для определения уровня торговой надбавки необходимо величину дохода от реализации товара разделить на величину товарооборота соответствующего товара и умножить на 100%.

Уровень торговой надбавки необходимо определить:

  • по каждому месяцу, по году;
  • по каждому виду товара;
  • в целом по предприятию.

Результаты расчетов заносятся в таблицу 4 и сопровождаются пояснительной запиской и выводами. В пояснительной записке следует отразить планируемые тенденции динамики уровня торговой надбавки, увязать их с выявленными факторами, что в упрощенном виде можно принять за модель экономической деятельности предприятия и дать им оценку. 

Таблица 4. Определение уровня торговой надбавки. 

Месяц 

Показатель

1

2   

3

4

5

6

7

8

9

10 

10

11 

11

12 

12

  

год

Доход от реализац.

товаров, Др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т/об по ценам

закупки, Тзак.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень торговой

надбавки,%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После выполнения работы по 4 этапу проводится тематическая дискуссия по всей теме.