Full text

За последнее десятилетние благодаря глобализации и интеграции России в международное пространство, расширению международных профессиональных и социальных контактов, и как следствие увеличению потребности научного и методического обмена, привело к возрастанию роли вербальной коммуникации, в том числе межнациональной, которая требует знания иностранных языков.

Владение иностранными языками, в частности английским – языком международного общения, значительно расширяет профессиональные возможности будущих выпускников, позволяя устанавливать социальные, культурные и экономические контакты, таким образом, вливаясь в единое социально-культурное и профессионально ориентированное пространство. Иностранный язык сегодня становится не только средством межличностной коммуникации, но и действенным инструментом формирования личности и индикатором уровня и качества образования и сформированности общекультурных и профессиональных компетенций выпускника высшей школы.

Отечественной педагогикой накоплен многогранный опыт в сфере обучения иностранным языкам. Однако практика показывает отсутствие у выпускников ВУЗов навыков свободного общения, наличие языковых барьеров, слабое владение профессиональной терминологией на иностранном языке, фрагментарные знания общекультурного и бизнес контекста употребления лексических средств иностранного языка. Поэтому возникает потребность в интенсификации иноязычной подготовки студентов согласно новым установленным стандартам образования и обновлению методологической образовательной базы.

Одной из стратегических целей современного образования является превращение студента в активного субъекта собственного учения, психологически и функционально готового (в зависимости от своих способностей, интересов, наклонностей и жизненных планов) выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, вести исследовательский поиск, извлекать из различных источников информацию и превращать ее в знание [4, с.155].

Для достижения поставленных целей требуется формирование положительной мотивации студентов к изучению иностранных языков и внедрению в учебных процесс инновационных информативно-коммуникативных технологий, что, в свою очередь, приведет к повышению уровня языковой компетентности и созданию профессиональной целостности будущего выпускника.

Главное преимущество таких технологий состоит в том, что они позволяют существенно расширить дидактическое пространство, вывести процесс обучения за рамки аудиторных занятий в сферу самостоятельной работы обучающихся с целью организации и управления их учебной внеаудиторной деятельностью. Также данные технологии позволяют дистанционно управлять учебным процессом, что является актуальным аспектом в современном высшем образовании, обеспечивая студентов необходимым информационным и языковым инструментарием, стимулируя их личностную причастность, процесс самообучения и саморазвития [2].

Одной из таких инновационных технологий является технология веб-квеста, которая отвечает основным задачам языковой подготовки в условиях современного ВУЗа, поскольку сочетает в себе современные методы обучения с преимуществами интерактивно-информационных технологий.

Веб-квест (webquest) в педагогической науке – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные Интернет ресурсы.

Веб-квест имеет четко структурированную схему:

- introduction (введение) – описание темы или постановка проблемы и распределение ролей при групповом выполнении веб-квеста;

- task (задание) - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата;

- process (выполнение) – описание основных этапов работы и последовательности действий (ссылки на Интернет ресурсы и другие источники информации), а также дополнительные материалы, позволяющие эффективнее организовать работу над веб-квестом;

  - evaluation (оценивание) – изложение критериев оценки выполнения веб-квеста, представленные в виде оценочной таблицы;

  - conclusion (вывод) – описание планируемых результатов выполнения веб-квеста;

  - teacher page (комментарии для преподавателя) – методические рекомендации для преподавателя.

  В процессе творческой и исследовательской работы над выполнением веб-квеста студенты получают не «готовые» знания, а сами активно погружаются в процесс по поиску, анализу, систематизации полученных данных. Далее происходит этап интеграции приобретенных знаний в конечный продукт, которым может стать мультимедийная презентация, создание собственных веб-сайтов или Интернет-страниц, докладов, публичных выступлений и других творческих проектов.

В свете современных требований к высшему образованию возрастает необходимость применения комбинированных форм обучения, которые бы сочетали в себе методическую вариативность. В связи с этим технология веб-квеста в обучении иностранному языку зарекомендовала себя как весьма действенная и мотивационно ориентированная, так как, основываясь на методе проектов, интегрирует коммуникативный, проблемный, исследовательский методы.

В целом веб-квест выступает как актуальный дидактический конструкт формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов, поскольку:

- во-первых, способствует повышению мотивации путем предоставления свободного творческого подхода в рамках выполнения как коллективного, так и индивидуального веб-квеста; обеспечения необходимыми информационными ресурсами и источниками, что раскрывает творческий потенциал студентов и мотивирует на успех конечного результата;

 - во-вторых, значительно насыщает учебное содержание предмета разнообразным, профессионально ориентированным материалом за счет использования возможностей ресурсов Интернета в соответствии с дидактическим принципами наглядности, доступности, научности, профессиональной направленности, учета индивидуальных и возрастных особенностей студентов, современности и новизны информации;

- в-третьих, на основе активных методов обучения (поисковых, проектных, исследовательских, интерактивных, игровых, командных) у студентов складывается субъектная позиция, которая способствует их полноценной самореализации в процессе обучения, а также умение работать в команде, сопровождающееся ориентированностью на достижение общего положительного результата [1].

Введение в образовательный процесс и активное использование веб-квест технологии позволяет повысить эффективность труда преподавателей за счет организации контрольных и зачетных мероприятий, самостоятельной и научно исследовательской работы, что увеличивает педагогический ресурсы для активизации различных форм учебного сотрудничества и взаимодействия со студентами. Кроме того, данная технология позволяет значительно повысить творческую и мотивационную составляющую потенциала студентов, увеличить объективность оценки.

Среди особенно важных достоинств веб-квест технологии можно выделить следующие:

- возможность оценивания каждым студентом своих сильных и слабых сторон, раскрытие творческого и личностного потенциала;

- приобретение и развитие навыков проведения презентаций и деловых переговоров, необходимых в будущей профессии;

- использование специальной профессиональной лексики на иностранном языке;

- приобретение новых знаний, расширение междисциплинарных связей за счет вовлечения смежных предметных областей, углубленное изучение темы или процесс поиска конструктивного решения проблемы путем привлечения знаний из других научных сфер;

- использование аутентичного материала на иностранном языке, что в значительной степени повышает и увеличивает возможности профессионально ориентированного иноязычного общения [3].

Таким образом, практика применения технологии образовательного веб-квеста в обучении иностранному языку в высшей школе показывает, что его результативность в учебном процессе имеет поляризированную природу. Данный вид работы действительно способствует формированию положительной мотивации, что, в свою очередь, ведет к развитию коммуникативной компетентности студентов, стремлению повысить личностную и профессиональную самооценку, а также получить конкурентно способное преимущество в социально-общественном пространстве.