В соответствии с новыми образовательными стандартами оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности носит комплексный интегрированный характер: оценивается сформированность как профессиональных, так и общих компетенций.
Общие компетенции носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно учиться и обновлять знания, глубоко и осмысленно мыслить, осуществлять коммуникативные действия, проявлять способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, получать и передавать информацию различными способами, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к обучению, интеллектуальная пассивность обучающихся. В связи с этим появилась необходимость рассмотреть вопрос о возможности активизации познавательного интереса обучающихся на занятиях по дисциплине «Математика» путем использования приемов развития критического мышления, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, направленные на развитие конкурентоспособной личности.
Понятие познавательная деятельность в большей степени относится к деятельности обучаемого. В результате любой деятельности человека происходит познание мира. Деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, умениями и навыками, называют познавательной. Познавательная деятельность направлена на достижение научного понимания окружающей действительности, на отражение, воспроизведение свойств реальных предметов при помощи особой системы искусственно создаваемых субъектом предметов - посредников. Активность – это состояние индивида, не просто деятельное, а выступающее как качество этой деятельности, в которой проявляются личность самого обучаемого и его отношение к содержанию, характеру деятельности и стремление мобилизовать свои нравственно-волевые усилия и способы деятельности. Активизация – это внешнее воздействие на объект, обеспечивающее повышение его активности. Под активизацией познавательной деятельности понимается внешнее воздействие на человека, обеспечивающее повышение степени его активности при осуществлении познавательной деятельности.
Осветив всю значимость актуализации познавательной деятельности необходимо отметить, что ее ядром выступает активизация познавательного интереса. Познавательный интерес - это направленность личности обучаемого на овладение знаниями в той или иной предметной области.
Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:
- привлечение учащихся к целям и задачам урока;
- возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
- включение учащихся в интересную для них форму работы.
Условия, для проявления познавательного интереса:
- создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности на занятиях;
- создание “ситуации успеха” для каждого обучающегося;
- включение обучающихся в активную деятельность, коллективные формы работы;
- использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
- использование проблемных ситуаций;
- практико-ориентированная направленность изучаемого материала.
Познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения обучающихся в творческую деятельность. Творчество является одной из наиболее сильных причин активизации познавательного интереса. Современными исследованиями в сфере образования доказано, что традиционное обучение с использованием наиболее распространенных лекционных и опросных методов не подходит большинству обучающихся. Обучающиеся по-разному воспринимают, обрабатывают, воссоздают, классифицируют и применяют знания. Одни глубоко ощущают, а другие осмысливают. Более чувствительные получают информацию с помощью органов чувств, а те, кто осмысливают, подходят ко всему логическим путем. Одни сначала изучают ситуацию, а затем пытаются прояснить для себя суть проблемы, а другие, недолго думая, начинают сразу что-то делать, так как хотят всё испробовать на себе, усвоить новые знания. Каждый из способов восприятия знаний и информации имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому обучение должно быть приспособлено к индивидуальным потребностям разных обучающихся. В связи с этим преподаватель должен выработать разные подходы в обучении, ориентированные на развитие творческих способностей. Применение разных современных прорывных педагогических технологий позволяет добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления. Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям. Формирование критического мышления – одна из актуальнейших задач современного обучения Технология развития критического мышления (РКМ) - это упорядоченная система продуктивных методических приемов, позволяющих учитывать индивидуальные особенности и интересы обучающихся, вовлекать их в активное участие в учебном процессе.
Использование на занятиях приемов РКМ позволит сформировать у обучающихся комплекс компетенций, позволяющих:
- уверенно работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- ясно, уверенно и корректно выражать свои мысли (устно и письменно) по отношению к окружающим;
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- находить варианты решения проблем;
- самостоятельно заниматься своим обучением;
- продуктивно сотрудничать и работать в группе;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Таким образом, технология РКМ соответствует сути современного образования, ясно отраженной в мыслях основоположника научной педагогики Я.А. Коменского, что «учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию».
Основа технологии РКМ трехфазовая структура занятия:
Стадия вызова. Задачи этапа:
- актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;
- пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;
- помочь обучающимся самим определить направление в изучении темы.
Стадия реализация смысла. Задачи этапа:
- помочь активно воспринимать изучаемый материал;
- помочь соотнести старые знания с новыми.
Стадия рефлексии. Задачи этапа:
- помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал;
- помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Распространенные приемы технологии: «Понятийное колесо», «Синквейн», прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ» (Знаю-узнал-хочу знать), «Инсерт», «Фишбоун», «Кластеры», «Загадка», «Зигзаг», «Круги на воде».
Из всего разнообразия приемов развития критического мышления можно выделить наиболее подходящие к той или иной математической теме, позволяющие осмыслить материал в полном объеме. Рассмотрим некоторые из вариантов активизации познавательного интереса обучающихся путем использования приемов развития критического мышления на занятиях по дисциплине «Математика» в ПОУ:
Прием «Загадка» на занятии по дисциплине «Математика», стадия вызов. Сущность приема, представление основного термина в теме в виде загадки.
Тема: Степень с рациональным и действительным показателем.
Текст загадки: Первый слог возьмем из слова «степь», что всегда прекрасною бывает; слог второй мы можем лицезреть, если кто в лесу деревья валит.
Ответ: «Степень»
Прием «Понятийное колесо» на занятии по дисциплине «Математика», стадия вызов. Сущность приема, пустые ячейки заполняются ассоциациями к ключевому слову, записанному в центре колеса.
Тема: Шар (рис.1).
Рис. 1. Колесо
Прием «Инсерт» на занятии по дисциплине «Математика», стадия реализация смысла. Сущность приема, при изучение теоретического материала используя условные обозначения:
«v» – уже знал
«+» – новое
«–» – думал иначе
«?» – есть вопросы)
Тема: Векторы, действия над векторами.
«v» Вектор - направленный отрезок с введенным понятием равенства.
«+» Правило многоугольника сложения векторов.
«–» Равные вектора - значит их длины равны, а на самом деле: параллельны, со направлены и длины равны.
«?» Как осуществляется умножение векторов?
Прием «Зигзаг» на занятии по дисциплине «Математика», стадия реализация смысла. Сущность приема, осуществляется в три этапа: Смысловой; Размышление; Возврат.
Тема: Тригонометрические функции.
1 команда: Теоретический материал о функции синус угла.
2 команда: Теоретический материал о функции косинус угла.
3 команда: Теоретический материал о функциях тангенс и котангенс угла.
Прием «Круги на воде» на занятии по дисциплине «Математика», стадия рефлексия. Сущность приема, осуществляется в два этапа: выбирается понятие, на каждую букву понятия, подбирается слово по теме.
Тема: Радианное и градусное измерения углов и дуг.
У - универсальный
Г - главный
О - один
Л - лучи
Прием «Кластеры» на занятии по дисциплине «Математика», стадия рефлексия. Сущность приема, представление изученного материала в систематизированном виде.
Тема: Обобщающее занятие по теме «Неопределенный интеграл» (рис. 2).
Рис.2 Схема интеграла
В ходе проведенной работы по вопросам возможности активизации познавательного интереса обучающихся путем использования приемов развития критического мышления на занятиях по дисциплине «Математика» в профессиональных образовательных учреждениях для обучающихся первых курсов всех специальностей удалось осветить понятийный аппарат темы, выделить используемые на практике приемы развития критического мышления, продемонстрировать некоторые продукты применения теории. Использование приемов развития критического мышления на занятиях по математике позволит не только повысить интерес к дисциплине, показать связь математических понятий с другими дисциплинами и с реальными жизненными процессами и явлениями, но и способствовать воспитанию и развитию конкурентоспособной личности. В то же время одной из проблем является нежелание самого педагога использовать в своей практике выше перечисленные приемы в связи с эмоциональной неготовностью к внедрению новых технологий и смене привычной методики ведения занятия.