Full text

Сейчас полным ходом идёт становление новой системы профессионального образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно- воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют:

-     использовать компьютерные презентации;

-     организовать проектную деятельность обучающихся;

-     использовать дистанционное обучение;

-     проводить интерактивные лекции с использованием мультимедиа-технологий;

-     использовать интерактивную доску;

-     использовать учебники-навигаторы как дидактическое средство;

-     организовывать самостоятельную и учебно-познавательную деятельность и др.

Но что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда остается главным действующим лицом на любом уроке.

Образовательная организация ставит перед преподавателем задачу подготовки выпускников, которые способны ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях; самостоятельно приобретать необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем; критически мыслить (видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии); четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Постоянно растущий объём информации, её многопрофильность привели к тому, что ни у кого не вызывает сомнения тезис о невозможности знать и уметь всё. Таким образом, наиболее ценным стало умение добиться цели через смежные знания, искать и находить решение. А одним из главных качеств личности ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Соответственно, меняются и задачи учителя. Теперь он должен быть не столько источником информации, дающим знания, сколько организатором самообразования учащихся, побуждающим к творческому поиску. Надо искать индивидуальные пути, что может быть осуществлено только в результате совместной творческой деятельности преподавателя и обучающегося.

Одим из самых мощных факторов обучения является интерес обучающихся к учению. Поэтому проблема первостепенной важности, стоящая перед преподавателем, - вызвать у учащихся интерес к своему предмету, а в днашем случае заинтересовать математикой.

Учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро вызывают скуку. Работа преподавателя по активизации познавательной деятельности обучающихся наиболее эффективна, а качество знаний выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие их познавательный интерес.

Успех занятия целиком зависит от методических приемов, которые выбирает преподаватель, и определяется качеством подготовки к нему. Также определяется и тем насколько эмоционально будет рассказывать или объяснять преподаватель, и уровнем общения преподавателя с обучающимися, организацией взаимодействия учащихся друг с другом, характером их деятельности, интересом к теме урока.

В нынешних условиях преподавателю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль учащихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Очень важно, сможет ли обучающийся творчески подойти к изучаемому материалу, а в дальнейшем быть активным в жизни. Важно, чтобы вступая в сложный взрослый мир, обучающийся имел такие качества личности, как умение анализировать, решать проблемы, умение самостоятельно принимать решения, применять знания в своей практике, творить.

Помочь в решении этих задач поможет использование технологии развития критического мышления на уроках (ТРКМ).

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю [1].

Применение ТРКМ приводит к следующим результатам:

-     высокая мотивация учащихся к образовательному процессу;

-     возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой;

-     развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими;

-     развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека;

-     развитие умения анализировать полученную информацию.

Согласно технологии критического мышления урок делится на три стадии: стадия вызова, стадия реализации смысла и стадия рефлексии.

Универсальная технология развития критического мышления, к сожалению, пока не придумана, но существуют приемы для его развития: метод поиска альтернатив и аналогий, угадывание, мозговой штурм, применение загадок, кроссвордов, ребусов, поиск взаимосвязей всегда и во всем и т.д. Для развития критического мышления надо научиться думать, рисовать, изобретать, сочинять, открывать, экспериментировать и т.д. Главное - это стимулировать свой мозг к работе, придумывая ему всё новые и новые задачки, не подавлять свою инициативность и не бояться фантазировать, расширять свой кругозор.

В статье мы хотим рассказать о некоторых приемах критического мышления, которые используем на своих уроках [2].

Стадия вызова. Любой урок начинается с актуализации знаний, т.е. подготовки учащихся к восприятию нового учебного материала. Урок математики можно начать с задачи - шутки, логической разминки, мозгового штурма, устных упражнений на повторение темы, создания проблемной ситуации, применения аналогий и т.д. Например, для определения темы урока «Сфера и шар» можно загадать загадку:

Тело это круглое,

В жизни всем встречается:

Так выглядят игрушки для взрослых и детей,

Детали в разной технике,

Росинки, фрукты. овощи,

Небесные светила

И дом для всех людей!

А затем предложить студентам дома придумать свою загадку по теме урока.

На уроке по теме «Понятие логарифма» можно начать с создания проблемной ситуации (создать в мышлении учащегося такую ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний).

Сегодня почти все уровни образования используют в своей работе креативные технологии, которые повышают интерес и мотивацию обучающихся. Это может говорить о необходимости применения креативных методов в работе преподавателя для повышения эффективности обучения.

Таким образом, научить учащихся мыслить креативно можно только при условии активной творческой деятельности самого преподавателя.