В современных условиях модернизации профессиональных образовательных организаций чрезвычайную актуальность приобретает проблема повышения качества и действенности подготовки специалистов рабочих специальностей. Несоответствие получаемых навыков в профессиональной сфере динамике изменений в различных областях производственной практики требует внедрения в учебный процесс инновационных технологий, методов и форм обучения с целью подготовки профессионально компетентных, конкурентоспособных специалистов, обладающих нестандартным, креативным мышлением.
Вопрос о креативном мышлении в психолого-педагогической науке является дискуссионным. Такие учёные как Р. Кеттелл, Р. Стернберг считают его производным от интеллекта. Гилфорд Дж., Торренс Е., Дружинин В.Н. представляют креативное мышление результатом взаимодействия интеллекта и креативности как независимых явлений. Как продуктивное мышление с участием подсознательных процессов и интуиции рассматривают креативное мышление Н. Коган, Е.П. Торренс, А.М. Матюшкин.
Применительно к различным областям профессиональной деятельности интерес вызывает проблема целенаправленного развития креативного (творческого) мышления. Так, А. Осборн для развития креативного мышления предлагает определенные этапы организации поискового учебного процесса, который заключается в проблематизации деятельности учащихся: постановка проблемы, ее формулировка с различных позиций; поиск фактов для лучшего понимания проблемы и возможностей решения; поиск идей при активизации сферы бессознательного; поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке, а для воплощения разработки выбираются лучшие; поиск признания найденного решения окружающими.
Для развития креативного мышления нужно уметь учиться, обладать хорошей памятью, развивать аналитические способности и интуицию, быть практичным и уверенным в себе. В работе отечественных ученых Р.М. Грановской, Н.Ю. Посталюк, В.А. Якунина отмечается, что именно практичность играет важную роль в формировании нестандартного мышления. Базовыми условиями, способствующими развитию творческого мышления, учёные определяют проблематизацию содержания образования и обучения, диалог как форму учебного взаимодействия, рефлексивную позицию обучающихся и педагогов, использование креативных технологий и интерактивных методов обучения [2].
С целью определения динамики креативного мышления студентов профессии «Сварочное производство» по дисциплине «Материаловедение» было проведено исследование, включающее три этапа:
- Первичная диагностика с целью определения исходного уровня креативности студентов (тестирование).
- Развитие креативного мышления посредством интерактивных методов обучения (креативных технологий).
- Повторная диагностика с целью определения динамики уровня креативности студентов (табл.1).
При изучении дисциплины «Материаловедение» для развития креативного мышления были использованы следующие креативные технологии: метод мозгового штурма, кейс-метод, кроссворд «Занимательное материаловедение», креатив-бой и синквейн.
Например, посредством применения технологии мозгового штурма при изучении дисциплины «Материаловедение» осуществлялся поиск наиболее конструктивного решения следующей задачи: «В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом, обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил поленья керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он разбогател. Почему разбогател крестьянин?». Занятие рефлексивной позиции каждым студентом в своей рабочей группе при решении задачи, чёткое следование принципам метода мозгового штурма, обеспечили условия для развития у будущих специалистов сензитивности, ассоциативности, аналитических способностей, и создания творческой диалогичной среды.
Снятию психологической инерции мышления при поиске новой идеи помогает решение кейса. Так, студенческой группе предлагается определить линейную и поверхностную плотность различных по структуре материалов. У студентов формируются навыки быстрого принятия решения в нестандартных ситуациях, публичного выступления, эффективного общения в коллективе, грамотного проектирования профессиональной деятельности.
Кроссворд «Занимательное материаловедение» можно использовать и в качестве разминки, и как метод, формирующий индивидуальное креативное мышление. Примерные вопросы могут выглядеть таким образом:
- Кристалл неправильной внешней формы - это …
- Количество циклов, которые проработает материал от появления усталостной трещины до полного разрушения называется…
- Процесс зарождения и развития в металле трещин приводящие к разделению его на части - это …
- Форма, в которую наливают металл…
- Она определяется как работа, затраченная на пластическую деформацию материала…
- Все изменения тонкой структуры и свойств (в деформированном металле), которые не сопровождаются изменениями микроструктуры называют…
- Способность материала сопротивляться окислению при нагреве называют…
Технология креатив-боя способствует развитию у каждого студента способности к продуцированию креативных идей при решении цикла открытых задач. В качестве примера: «Как известно, если в обычную розетку воткнуть вилку с оголенными проводами, то ударит ток, а если с цельной изоляцией – то ничего не произойдет. Как это можно объяснить?». В результате, интеллектуальное командное соревнование креатив-бой предоставляет возможность будущему специалисту воплотить свою творческую мысль в практический результат, оторваться от шаблонов, не потеряв ощущение реальности, повысить профессиональную компетентность.
На стадии рефлексии расширяет горизонты профессиональной деятельности, способствует развитию метаумений технология синквейна. Темы для синквейна: металл, медь, чугун, сталь, магний, коррозия, углеродистые волокна и т.д. Синквейны полезны в качестве обучающего метода осмысления и синтезирования сложной информации. Они пробуждают у студентов интерес к предмету изучения и профессиональную идентичность.
Уровень креативности студентов, изучающих дисциплину «Материаловедение», определялся с помощью тестовой методики «Диагностика личностной креативности» (Е.Е. Туник), позволяющей выявить следующие особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). Результаты диагностических обследований представлены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика уровня креативности у студентов
Показатели креативности |
В начале эксперимента |
В конце эксперимента
|
Среднее значение |
Среднее значение |
|
Любознательность |
3,8 |
3,8 |
Воображение |
4,5 |
4,6 |
Сложность |
4,3 |
4,7 |
Склонность к риску |
4,4 |
4,4 |
Суммарный |
18,0 |
18,2 |
Полученные данные свидетельствуют о том, что наиболее выраженным является фактор «Воображение». Поясним, неопределенность конкретной профессиональной ситуации побуждает студента к мыслительному моделированию механизма выполнения профессиональных действий. В определенной степени воображение компенсирует студенту отсутствие необходимой информации, активизирует мышление и способствует нахождению правильного решения.
Вторым по значимости фактором является склонность к риску - показатель комплекса личных качеств будущих специалистов (потребности в самоутверждении, мотивации деятельности, тревожности, агрессивности и т.п.). Обоснованный риск предполагает адекватную оценку студентами соотношения между ожидаемым успехом, выигрышем и ожидаемой неудачей или проигрышем, отстаивание собственных идей, стремление к труднодостижимым целям и их осуществлению.
Данные по фактору «Сложность» говорят о том, что респонденты предлагают непростые пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; им нравятся трудные для выполнения задания.
Фактор любознательности обозначил привлекательность для студентов дисциплины специализации «Материаловедение». Будущие специалисты постоянно ищут новые пути и разные возможности решения практических задач и ситуаций, расширяют кругозор, обмениваются опытом.
Таким образом, несмотря на то, что в результате повторного диагностического исследования показатели креативности студентов увеличились незначительно, отметим положительные изменения черт личности, обусловливающих продуктивность их умственной деятельности. Внедрение в учебный процесс инновационных методов, создание целенаправленной системы проблемных, творческих задач для поиска неординарного решения, способствует развитию креативного мышления и профессиональной компетентности студентов.