Современная социокультурная ситуация динамично реформируется в течение последнего столетия, основными причинами и индикаторами данной тенденции являются [1]:
- Значительные изменения в социально-политической и социально-экономической областях;
- Повышение уровня жизни населения в развитых и развивающихся странах, что иллюстрируется значительным ростом количества среднего класса в обществе;
- Революция в научно-технической сфере, которая имеет особенно яркую выраженность в последние несколько десятилетий;
- Увеличение масштабов глобализации, приводящих к созданию единого информационного поля и распространению массовой культуры по всему миру;
- Рост миграционных процессов и др.
Глобализация, которая сейчас находится на пике своего действия, как уже говорилось ранее, приводит к распространению массовой культуры во всем мировом пространстве. Исходя из этого, верно утверждение о том, что массовая культура – это явление, которое охватывает собой все сферы жизни человека.
На протяжении длительного периода времени культурологи, философы, социологи создавали свои определения понятия культура, причем понимание его смысла у многих из них значительно различалось.
Культуру как социальное явление рассматривали: М.Вебер, Р.Дарендорф, Э.Дюркгейм, П. Лазарсфельд, Р.Макайвер, Я. Морено, Т. Парсонс, П.А. Сорокин, Г. Спенсер.
За время существования понятия в нем выделились главные компоненты: традиции, ценности, идеи, обычаи, образ жизни, язык и т.д..
В ходе нашего исследования культура понимается как своеобразный «отражатель» того, какими традициями и ценностями живет общество на данный момент. «Она является совокупностью этих самых ценностей, традиций, обычаев, мировоззрения и в первую очередь – образа жизни конкретного общества, в конкретном промежутке времени» [2, 3, 4, 5].
Культура трансформируется с огромной скоростью и ее современный облик имеет ряд значительных особенностей. Проанализировав данную проблему, Т.А. Хагуров указал на следующие из них: возрастание скорости передачи информации и ее потребления; доминирование в информационных потоках не вербальных сообщений, а аудио-визуальных; «упрощение» культуры, технологизация производства культуры; стирание границ между культурами посредством использования масс-медиа; консьюмеризация творчества; тотальная зависимость человека от используемых технологий [6].
«В современном обществе прослеживается снижение уровня высоко-нравственной и целостной культуры, данный период можно назвать ее кризисом. Обретая все большую массовость, компоненты культуры теряют свою индивидуальность» [5].
Массовая культура имеет достаточную доступность и потому пользуется спросом. Продукты массовой культуры доступны и легко понимаются человеком.
«В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура - это подкультура или культура в культуре» (Багдасарян Н.Г) [7].
Мы склоны, в нашем исследовании, понимать субкультуру как систему, отличную от традиционной культуры, то есть обладающую альтернативным набором мировоззренческих, ценностных и нормативных установок [7,8].
«Контркультура – это субкультура, образ жизни которой находится в разрыве или конфликте с общепринятыми нормами и ценностями» [5].
«Такая контркультура как хипстерство появилась в середине XX века. Она является на сегодняшний день последней контркультурой. По большей мере, хипстеры – это молодые люди, которые слушают специфичную альтернативную музыку (фрик-фолк, тви-поп или другими словами инди-рок, хип-хоп, электронику), в стиле им присущ эклектизм, а в поведении непредсказуемость и индивидуализм. В данной контркультуре практически отсутствует наличие каких-либо ценностей или идеологии» [9, 10].
«Представители хипстерства убеждены в своем вкусе относительно музыки, литературы и других произведений искусства. Но руководствуются они не индивидуальными вкусовыми ориентирами, а скорее принципом: «Я потребляю что-либо пока этот продукт не стал популярным (мейнстримом)». Хипстеры гордятся своей ложной индивидуальностью, по сути являясь культурно и духовно опустошенными» [5].
Несмотря на то, что субкультура хипстеров в мире сейчас стремительно разрастается, практически невозможно найти человека, идентифицирующегося в данной общности [10] («идентификация посредством отказа от идентификации» [11]). Также наблюдается тот факт, что наряду с истинными представителями хипстерства есть «подражатели-позеры», которые хотят быть частью модной субкультуры [11].
«На различных интернет-ресурсах в большом объеме присутствует информация о стереотипе человека-хипстера и о том, каким он должен быть в своем стиле и поведении. Представители данного течения являются частью популярной культуры, которая находится в зависимости от моды и определенных стереотипов, а не личностями с оригинальностью и креативностью. Но на данный момент отсутствует четко сформированное однозначное научно обоснованное определение явления хипстерства» [9].
Причиной появления субкультуры хипстеров в зарубежном пространстве в определенной мере является распространение капиталистических тенденций, которые наряду с культурными изменениями, связаны с глобализацией.
Глобализацию можно считать результатом или даже явлением формирующем в переплетении с капитализмом, устанавливающим направление на объединение мира на основе однотипности общественной жизни. С этим процессом связана трансформация культурных, духовных, этнических и ценностно-смысловых систем.
Но если представители массовой потребительской культуры являются скорее результатом капитализма, то хипстеры – это реакция на него.
Американский социолог Д. Брукс говорит о хипстерах как о новой элите информационного века, появившейся в последние десятилетия в следствии борьбы таких классов как богема и буржуа.
Брукс Д. в своей работе дал новой элите собственное название: бобо (bourgeois bohemian). Об этом классе он говорит как об образованной элите и интеллектуалах. Причем в современной эпохе интеллектуальность имеет новые границы и понимать её стоит не так, как несколько лет назад. «Интеллектуальный капитал» является суммой мира информации и материального мира денег, а настоящего успеха добиваются только те, кто может сделать продукт из идеи. Бобо – это «высокообразованные люди, одной ногой стоящие в богемном мире творческой самореализации, другой же в капиталистическом царстве амбиций и всемирного финансового успеха». Бобо являются смесью разных стилей и классов. Они выступают против конформизма и не приветствуют статусное потребление, однако находятся в состоянии вечной внутренней борьбы классов от которых произошли [12].
Современные хипстеры – это «молодежная субкультура, которая объединяет людей в возрасте от 15 до 30 лет, следующих современным тенденциям развития во всех областях культуры и придерживающихся мировоззрения, которое можно соотнести с термином «постмодернистская чувствительность» (Кузнецов М.Ю.) (эклектизм, агностицизм, отказ от самоопределения, анархизм, децентрация субъекта) [10].
Исходя из данного описания, можно заметить в хипстерах черты современного среднего класса, а также креативного класса. Мы склонны разделять эти два слоя, но некоторыми учеными они отожествляются.
Средний класс – это «категория людей, которая благодаря своему образованию и профессиональным качествам смогла адаптироваться к условиям современной рыночной экономики и обеспечить своим семьям адекватный времени уровень потребления и образ жизни» [13].
Начиная с первой половины XX века количество среднего класса выросло в несколько раз. Американский ученый Ч.Р. Миллс, занимавшийся в тот период изучением социальной структуры страны, считал средний класс, определяющим для капиталистического общества. Представителей этого класса характеризовали отличные от других слоев социальные признаки, такие как «высокая озабоченность местом жительства, высокий уровень заботы о здоровье, устремление к получению престижного образования и инвестированию в образование детей, повышенная заинтересованность средствами массовой информации, особенно пропаганда стабильности социальной структуры, основанной на ценностях нового среднего класса» [14].
Но сейчас, под воздействием глобализации, происходят изменения и в капиталистической системе. О.К. Трубицын в своей работе раскрывает аспект формирования сетевого общества, которое одними авторами понимается как вариант капиталистической системы (М. Кастельс), а другими новое общество, в которое трансформируются капитализм и социальные отношения в глобальном масштабе (А. Бард, Я. Зодерквист, А. Негри, М. Хардт) [15].
Подобно этому явлению, креативный класс некоторыми учеными считается новым средним классом, но большинство говорит о переходе среднего класса к креативному, представители которого являются «наемниками, чьей основной производительной силой являются их уникальные творческие, интеллектуальные и эстетические способности»[15].
Креативный класс – это «рабочая аристократия» «творческих профессий, специалисты востребованные на рынке, чей вклад в обеспечение прибыльности предприятия значителен» (В.Л.Иноземцев) [15].
То есть, если средний класс представлял из себя общество «белых воротничков», то креативный класс – это те самые творческие интеллектуалы, про которых говорит Д. Брукс, описывая субкультуру хипстеров.
Исходя из всего выше сказанного, можно утверждать, что современная социокультурная среда и нахождение в ней субкультуры хипстеров представляется нам актуальным и системным явлением, отраженным на схеме «Социокультурная ситуация начала XXI века в аспекте явления субкультуры хипстеров» (рис 1).
Рисунок 1 - Социокультурная ситуация начала XXI века в аспекте явления субкультуры хипстеров
Несмотря на то, что субкультура хипстеров возникла в условиях западной культуры, с момента зарождения уже прошло достаточное время, чтобы потерять свою актуальность и причиной её возникновения является противоречие, свойственное сугубо западному обществу, она имеет место быть, хоть и в трансформированной форме, в нашей стране и продолжает существование в мире, благодаря глобализации и изменениям установок внутри контркультуры в целом.
Хипстеры на современном этапе развития представляют собой мощный «интеллектуальный капитал», состоящий из совокупности мира информации и материального мира денег [12].
Описывая их жизнь, Д. Брукс говорит, что это «мир широкого выбора, но лишенный беззаветной преданности, как, наверное, и глубочайших озарений, самых сильных чувств и самых честолюбивых планов». Также, стоит обратить внимание некоторые характеристики хипстеров: нежелание «быть пешками в обществе массового потребления», эгоизм, облагораживание того, что когда-то считалась пагубным, пренебрежение теорией в пользу практического знания («метис»)[12].
Иными словами, хипстеры обладают некоторой внутренней поверхностностью. В них нет духа патриотизма, принадлежности и устойчивых мировоззренческих установок. Они могут делать что-либо во благо общества, в котором живут, но если это станет им невыгодно, то они бросят такую деятельность, людей и страну. Это эгоисты, которые хотят реализовать все собственные возможности. Но если рассматривать эту самореализацию с точки зрения идей самоактуализации, то она окажется ложной, так как искажает внутренний мир человека.
Мейлер Н. говорит о хипстере как об американском экзистенциалисте, который устраняется от общества, отказывается от своих корней и стремится в неизведанное, «отдавшись воле бунтарских императивов собственного Я»[16].
Новак М.В. и Игнатов М.А. утверждают, что потребность в потреблении у хипстеров обретает не физическое, а ментальное, эмоциональное выражение – потреблять визуальные образы, эмоции, впечатления и чувства, «активное визуальное потребление как себя самого субъектом, так и многих других, потребление картинки, информации в предельно упрощенном виде» [8]. Также, нельзя не заметить наличии клипового мышления.
Представители этой социальной группы, как правило, не причисляют себя к какой-либо субкультуре, не предпочитают групповую организованность [8] и имеют пассивную гражданскую позицию [17].
Исходя из вышеупомянутых характеристик можно утверждать, что субкультура хипстеров несет девиантогенные риски и имеет негативные аспекты. Выход из экзистенциального кризиса юности путем вхождения в субкультуру хипстеров может привести к искажению мировоззренческих установок у будущего поколения, не способного к самоактуализации, так как при внутренней поверхности, отказе от идентификации и не критичности к происходящему, невозможны сложные процессы, присущие данному явлению.
Итак, субкультуре хипстеров характерны:
- Отсутствие устойчивых мировоззренческих установок;
- Облагораживание того, что когда-то считалась пагубным;
- Предпочтение практического знания теоретическому;
- Внутренняя поверхностность;
- Эгоизм;
- Отсутствие патриотизма и принадлежности;
- Визуальное потребление;
- Упрощение, воспринимаемых объектов и эмоций;
- Инфантильность;
- Клиповое мышление.
Именно наличие совокупности данных характеристик у человека дает основание полагать, что он относится к субкультуре хипстеров.