Творчески одарённые дети являются, по мнению педагогов и психологов, категорией девиантного риска. Причина этого кроется в усложненных процессах решения социальных и психологических проблем, возникающих у данной категории детей в процессе социализации.
В отечественной «Рабочей концепции одаренности» Д.Б. Богоявленской термин «одарённость» определяется как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [1]. На законодательном уровне, наше государство, одной из приоритетных задач ставит создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей.
Однако творческая одаренность, в большей степени способна провоцировать личность на сложные, трудноразрешимые процессы, связанные с поиском себя, возможностью проявить свой талант, признанием и успехом. Все это способствует развитию негативных последствий, таких как: социально-психологическая дезадаптация, девиантное поведение, внутриличностные и межличностные конфликты.
Для отечественной и зарубежной науки проблема социализации одаренных детей не нова. Данный вопрос изучался в рамках анализа взаимозависимости творческой личности и творческой деятельности (Ф.Шиллер, С.Е. Ячин). В своих работах В.М. Келасьев, B.C. Собкин и В.А.Ядов рассматривали основные положения теории социализации творчески одаренных детей и ее зависимости от внешних условий. И.Б. Дерманова и М. Киртон писали о том, что социализации творчески одаренных детей обеспечивает переход от развития одаренной личности к формированию интеллектуального потенциала общества. Опираясь на отечественные и зарубежные исследования, отметим, что интерес ученых в большей степени связан с проблемами адаптации и социализации творчески одаренных детей и психолого-педагогическими возможностями развития задатков и способностей ребенка, а проблема предупреждения девиантогенных рисков социализации у творчески одаренных детей практически не затронута. Однако, немногочисленные исследования зарубежных ученых(Дж.Дэвис, Е. Торренс, Г.Миллар, М.Ранко ит.д.) в этой области посвящены вопросу о выраженности среди творчески одаренных детей психопатологических черт и депрессивных расстройств, затрудняющих их адаптацию. В России, личностные особенности творчески одаренных детей, определяющие специфику адаптации, изучены в работах А.М. Матюшкина, Н.В. Рождественской, А.Л. Гройсман и др. По мнению авторов, отличительной особенностью процесса социализации одаренных детей является ориентация на способность к саморазвитию, самосовершенствованию, воспитание человека, обладающего склонностью к нестандартным способам решения проблем в различных жизненных ситуациях.
По мнению А.А. Налчаджян, важным условием успешной социализации одаренных детей является социально-психологическая адаптация, характеризующая такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей [2]. Нарушение или затруднение данного процесса ведет к дезадаптции и как следствие к развитию девиантных форм поведения.
Н.М. Иовчук, выделяет следующие факторы, способствующие дезадаптации, в том числе и одаренных детей: семейный, школьный, средовой, социальный, соматический, психический, возрастной, коррекционно-профилактический факторы.
Р.А. Литвак и Т.В. Бондарчук пишут о том, что при рассмотрении вопроса социализации творчески одаренных детей необходимо учитывать некоторые закономерности. Сложность их изучения состоит как в том, что социализация – это разносторонний процесс, так и в отсутствии критериев, определяющих, что может выступать этой закономерностью [3].
Творчески одаренный ребенок, обладая различными качествами, а именно активностью, любознательностью, лидерством, высокой требовательностью к результатам своей деятельности, зачастую не всегда рассчитывает свои возможности. Также одаренный ребенок высококонкурентоспособен, поскольку обладает творческими способностями, свойствами и качествами личности, характеризующих его потенциальные возможности в достижении успеха и высоких побед. Поэтому социализация творчески одаренного ребенка зависит от проявления конкурентоспособности личности, а именно, определение общепринятого поведения в быстро меняющихся условиях, обеспечивающих уверенность в себе, саморегуляцию и гармонию с окружающей средой. При этом творчески одаренный ребенок осваивает социальный опыт посредством определенных механизмов. В.Т.Лисовский и Ф.А. Мустаева, выделили следующие механизмы социализации творчески одаренных детей:
- традиционный – влияние семьи и ближайшего окружения. Здесь семья выступает в роли поддержки в процессе социализации творчески одаренного ребёнка, а также в создании для него необходимых условий и комфортной среды;
- межличностный – развитие коммуникативных качеств. Включение творчески одаренного ребенка в систему социальных связей и эмоционально-ценностного общения;
- институциональный – влияние социальных институтов. Для творчески одаренного ребёнка психолого-педагогическое сопровождение является необходимостью в процессе обучения в специализированных и адаптированных учреждениях дополнительного образования;
- рефлексивный – творчески одаренный ребенок осознает свою уникальность, ему необходима социально-педагогическая поддержка для развития самосознания, повышения самооценки и стремления в развитии своего творческого потенциала [4].
В проводимых исследованиях по изучению девиантогенных рисков социализации творчески одаренных школьников Н.В. Белякова, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина выделили следующие нарушения, которые представлены ниже в таблице 1 [5].
Таблица 1
Девиантогенные риски одаренных школьников
Творчески одаренные школьники |
|
Возраст |
Девиантогенные риски (нарушения) |
6-7 |
Повышенный уровень интеллектуального развития (творчески одаренный ребенок ощущает стресс и эмоциональное выгорание) |
11–12 |
У творчески одаренных детей наблюдается эмоционально-волевое и поведенческое нарушение |
15-16 |
В этом возрасте у творчески одаренного ребенка есть коммуникативный барьер со сверстниками, тревожность в ситуациях школьного и межличностного взаимодействия, неуверенность в себе |
М.А. Холодная выделяет качества личности творчески одаренного ребенка, которые затрудняют его социализацию. Этими качествами личности являются: низкий уровень коммуникативности, перфекционизм, нереалистические цели, сверхчувствительность и нетерпимости [6]. Поэтому одним из основных рисков социализации одаренных детей является нарушение коммуникативных качеств, вызванное затруднением общения со сверстниками. Завышенная самооценка и «головокружение» от успехов предъявляет новые требования к деятельности одаренного ребенка, что может порождать страх неудачи, опасения не оправдать ожидания родителей и учителей. Появление страхов приводит к повышению тревожности, что может спровоцировать снижение самооценки, веры в собственные силы, утрату внутренних ресурсов для выполнения какой-либо деятельности. Именно социальные и психологические проблемы, возникающие у одаренных детей в процессе социализации, рассматриваются как фактор формирования девиантных установок и форм поведения.
Учитывая результаты теоретического анализа научных источников по проблеме социализации творчески одаренных детей и, исходя из наших наблюдений и практического опыта, можно выделить наиболее опасные риски социализации творчески одаренного ребенка:
1) нарушение детско-родительских отношений. Творчески одарённый ребёнок в первую очередь ориентируется на родителей, перенимая их манеру поведения, отношение к людям, работе, событиям и вещам. Именно в силах семьи создать условия для творческого развития ребенка (обеспечением необходимыми материалами, местом для творчества; организацией посещения ребенком кружков, студий; приглашение специалистов для индивидуальных занятий, а также самим включатся в познавательный процесс).
2) сложности в общеобразовательном учреждении (конфликты с учителями, взаимоотношения в классе). В условиях общеобразовательного класса, у учителя не всегда есть возможность своевременно выявить и обратить внимание на творческие проявления у ребенка, а креативность и нестандартность, проявленная им в учебе, иногда может подвергаться критике и попытке загнать в стандартные рамки. Это провоцирует у ребенка тревожность, занижает самооценку и самокритичность, блокирует проявления творчества, развивает дезадаптивные состояния. Зачастую это влечет проблемы с одноклассниками. Творчески одаренные дети нередко становятся жертвой моббинга, насмешек и унижений со стороны сверстников.
3) специфика личностных особенностей. Творчески одаренный ребенок критически относится к своим достижениям или наоборот отказывается от своего творчества. Именно поэтому разнообразные тренинги, проектные- технологии, игры, олимпиады, фестивали и творческие конкурсы необходимы при работе с творчески одаренными детьми. Также различные методики направленные на повышение и улучшение личностных качеств (уверенность в себе, коммуникативность, организованность и т.д) творчески одаренного ребенка.
Таким образом, главной и отличительной особенностью процесса социализации творчески одаренных детей является ориентация на способность к самосовершенствованию, саморазвитию, правильному воспитанию, для развития у одаренных детей творческих навыков и нестандартных способов решения проблем в различных жизненных ситуациях. Поэтому очень важно для творчески одаренного ребенка психолого-педагогическое сопровождение с целью повышения уровня адаптации. В этом случае психолого-педагогическое взаимодействие поможет творчески одаренному ребенку научиться самостоятельно работать над собой, своим мышлением, воображением, что обеспечивает формирование творческих качеств личности.