В современном обществе на психологическое состояние людей влияет множество факторов. В условиях ускоренного ритма жизни всё чаще человеку приходится действовать бессознательно, не придавая значения каким-либо повторяющимся событиям. Благодаря естественным процессам работы головного мозга возникают условные рефлексы. Человек автоматически фильтрует и упрощает полученную информацию. Таким образом, каждый индивид закрепляет незаметно для себя определенные установки, которые могут быть как положительными, так и отрицательными.
Ещё одним обстоятельством, оказывающим неоднозначное воздействие на человека в условиях цивилизации, является получение массивных потоков информации, вследствие чего, увеличиваются риски подвергнуться деструктивному влиянию. Одним из действенных методов воздействия на психику человека можно обозначить нейролингвистическое программирование (НЛП). Интересно, что в основе НЛП присутствует привязка состояний человека к некоторым шаблонам поведения. Ведущую роль здесь играет стимул, в результате которого человек оказывается связанным с определённой реакцией и запускает её.
Впервые подобные привязки на животных во второй половине девятнадцатого века испытывает И. П. Павлов [1]. О возможности применения соответствующих технологий, по отношению к людям, в середине прошлого века заявили Р. Бэндлер и Дж. Гриндер. Опираясь на модель стратегической психотерапии М. Эриксона, в которой массово применялись трассовые и гипнотические состояния, они использовали свою технологию в качестве инструмента для расширения человеческих возможностей. Вводя человека в состояние гипнотического транса, вызывали измененное состояние сознания, в котором человек становился, повышено внушаемым и получал установки вызывающие изменения его личности [2].
Таким образом, осуществлялся естественный цикл трансформации убеждений. Установка якорей и внутренние менторы, создают для людей следующую последовательность: 1) намерение убедиться; 2) согласие на убеждение; 3) факт убеждения; 4) потребность усомниться; 5) реминисценция прежнего убеждения; 6) вера.
Отметим, что этот процесс подразумевал выбор отдельного положения в пространстве для каждого из этих состояний и их привязку друг к другу. Каждый человек имеет индивидуальную «карту мира». Карты людей в значительно мере отличаются друг от друга. Это обусловливается происхождением, общественной стратой, уровнем культурного развития, профессиональных знаний и личной истории их владельцев. В НЛП большое внимание уделяется изучению того, как людям следует вести себя с учетом разницы между их картами.
По сути, они проложили научно-обусловленный путь к психологическому насилию над личностью. К такому внешнему воздействию на органы человеческих чувств, благодаря которому индивид начинает действовать в соответствии с установками и замыслами манипулятора.
Конечно, нельзя отрицать наличия положительного воздействия таких технологий на человека (в медицине, социальной работе и т.д.), но зачастую техниками манипулирования эффективно пользуются отдельные люди и/или группы людей, преследующие корыстные цели.
Следует отметить, что использование на практике технологии НЛП или ее элементов в совокупности с другими психотехниками не является преступным и криминальным. Однако «...в руках мошенника психологическое воздействие становится орудием, которое делает жертву более уязвимой и податливой влиянию, заставляет ее действовать в направлении, предопределенном манипулятором в ущерб собственным интересам» [3].
При этом, асоциальный, а порой и криминальный характер деструктивных культов хорошо маскируется. Психологическое насилие в таких объединениях преподносится в образе любви и заботы. Как правило, человека погружают в состояние групповой созависимости. Индивидуальные и групповые занятия и тренинги, проводятся регулярно. Члены сект устраивают бесплатные семинары, обещающие «просветление», однако материальные пожертвования все равно взимаются. Ведь характерной чертой для сект служит то, что каждый участник культа не должен иметь личного имущества, и организаторы группы ему в этом помогают.
Для того чтобы беспрепятственно использовать все ресурсы завербованных людей в сектах активно применяют техники манипуляции сознанием и нейролингвистического программирования. Можно сказать, что против людей используют такие потребности каждого человека как: потребность в общении и подтверждении собственной значимости. Таким образом, культовая структура утверждает смысл человеческого существования.
Если человек длительный период находится в «искусственной» реальности деструктивного культа, он утрачивает индивидуальность и живет в искусственном пространстве, которое создала для него секта. Каждая личность характеризуется определенным набором убеждений, моделей поведения, стилем мышления и эмоциональными реакциями. В условиях психологической обработки и сильного социального воздействия настоящая личность человека, сформированная родителями, воспитанием, образованием, друзьями и его свободой выбора, насильно подменяется новой сектантской личностью [2].
Существует большое количество деструктивных организаций, которые позиционируют себя как школы, движения, фонды и т.п. Под их влияние попадают люди, которым свойственны определенные характеристики. Согласно статистическим исследованиям, большая часть взрослых людей, вступивших в ряды деструктивной организации, принадлежат слабому полу, в то время как подавляющее большинство организаторов культов – мужчины.
В основном уязвима молодежь, которая без критического анализа принимает радикальные, национальные, социальные или религиозные идеи. Поскольку большинство молодых людей ещё еще формируют свою идентичность они склонны отвечать на вопрос ссылкой на группу, с которой они себя идентифицируют.
Образование, воспитание, возможности самореализации – все эти факторы находятся в прямой зависимости с формированием и динамикой поведения «вовлеченной» личности. Как показывают исследования, членами деструктивных организаций становятся выходцы из неполных семей, люди, которые по тем или иным причинам испытывали трудности во взаимодействии с социумом, потеряли или вообще не имели работу. Вербовка проходит с личностями, которые находятся в сильном эмоциональном дисбалансе, обычно, это стресс, вызванный тяжелыми переживаниями. Аналогично, чувство отчуждения вынуждает человека примкнуть к группе подобных себе людей. Они склонны к возложению ответственности за неудачи на обстоятельства и поиску внешних факторов для объяснения собственной неадекватности.
Подтверждение сделанным выводам можно найти в монографии Э. Хоффера «Правоверный». В своей работе автор акцентирует внимание на том, что для большинства культов свойственен образ общего врага, которого можно обвинить в абсолютно всех проблемах. Такая позиция устраивает людей с о слабой психикой или неустойчивыми морально-волевыми качествами. Для них свойственно причислять одних людей к союзникам, а других - к противникам, защищая, таким образом, чувство самоидентичности.
Спектр социально-психологических характеристик людей, потенциально способных попасть под влияние деструктивных культов достаточно широк. Первая категория людей – это те, которые владеют разными убеждениями относительно способностей человеческого организма к исцелению, и способов самолечения.
Вторая категория – это люди, страдающие от отсутствия в их жизни, каких бы то ни было проблем. Хорошо обеспеченные, они не знают, чем заняться в этом благополучном, но сером и однообразном мире.
Третья категория - замкнутые, спокойные, хорошо воспитанные, умные и вежливые люди, практически не имеющие друзей и особых увлечений.
Четвертая категория – люди весьма самоуверенные, тянущиеся к познанию нового, интересного и таинственного.
Пятая категория – люди, старающиеся к признанию эксклюзивных и «элитарных» вероучений и систем мировоззрения.
Потенциальных членов деструктивных культов постоянно занимают какой-то деятельностью, лишая возможности думать и размышлять наедине. Участник таких манипуляций впадает в состояние «зависимого расстройства личности» и другие формы социальной дезадаптации. Он идентифицирует себя с последователями асоциальной группы и создаёт для себя новую социальную роль, что в дальнейшем затрудняет выход из секты [2].
Некоторым людям удается остановиться при возникновении сомнений, но всегда находятся и такие, которых удается подвергнуть дальнейшей «обработке». Таких последователей уговаривают пройти курсы более высокого уровня, которые оплачиваются по более высокому тарифу. Выпускников данных курсов основательно втягивают в сеть деструктивной организации. После этого им приказывают вовлекать в нее родственников, друзей, знакомых, но при этом не рассказывать об особенностях деятельности и программе группы, а тем, кто это не выполнит, грозят изгнанием. Результатом деятельности таких объединений скорее носит деструктивный характер. Люди, попавшие под влияние сект, нередко страдают психическими расстройствами, что в свою очередь ведёт к разрушению бытового уклада, распаду семьи, прекращению трудовой карьеры и т.д. В крайних случаях люди могут довести себя до самоубийства [2].
Таким образом, в целях социально-психологической безопасности общества целесообразным видится развитие системы психолого-педагогической помощи населению, структурированной по уровням власти: государственной, региональной, муниципальной.