Работа выполнена в рамках НИР темплана Проект № 383: «Работники промышленной и научно-технической сферы в условиях моногорода (на примере социологического анализа Тольятти)»
В настоящее время Правительство РФ акцентирует внимание на необходимость устойчивого развития страны, что возможно в случае обеспечения стабильного формирования всех его регионов. Рассматривая региональную систему, как часть государственной, необходимо выделять в ней такие структурные элементы, как муниципальные образования, среди которых наиболее проблемными с экономической точки зрения являются монопрофильные города.
Монопрофильные города, территориально созданные на базе градообразующего предприятия, очень остро реагируют на колебания внешней среды. В условиях экономической нестабильности градообразующее предприятие из источника развития города и жизнеобеспечения населения может стать источником угрозы его существования.
Несмотря на прикованный научный интерес к изучению проблем монопрофильных городов, стоит отметить, что в исследованиях современных ученых в этой области не существует единого определения понятия «монопрофильный город».
К примеру, исследователи из НПФ «Экспертный институт» в своем отчете «Монопрофильные города и градообразующие предприятия» определяют «моногород» как «поселение, жители которого неспособны своими силами компенсировать риски внешней экономической среды, исключающие возможность устойчивого развития этого населённого пункта»[1].
Город, градообразующее предприятие которого определяет практически все экономические и, что более важно, социальные процессы, происходящие в нем, аналитическое агентство RWAY называет монопрофильным.
Основываясь на этой точке зрения, моногород представляет собой поселение, в котором существует тесная связь между экономико-социальными аспектами жизнедеятельности населения и функционированием градообразующего предприятия, и судьба которого всецело зависит от рыночных перспектив крупного предприятия [2].
Согласно суждению Союза российских городов, к моногородам необходимо относить те поселения (город, посёлок), в которых благополучие и успешность населения находятся в тесной зависимости от деятельности одного предприятия, либо группы предприятий, связанных единой производственной цепочкой или обслуживающих один и тот же рынок, где занятыми являются более четверти экономически активного населения.
Основными признаками, согласно которым город можно называть монопрофильным, могут быть следующие:
– функционирование в городе одного или нескольких однотипных предприятий, имеющих отношение к одной сфере или обслуживающих один небольшой сектор отраслевого рынка, при этом остальные предприятия города обслуживают только лишь внутренние потребности города;
– функционирование в городе предприятий, технологически связанных между собой, работающих на единственный конечный рынок, помимо предприятий, обслуживающих внутренние потребности города;
– существенная зависимость прибыльной части городского бюджета от деятельности одного (или нескольких) крупных предприятий;
– невысокая диверсификация сфер занятости населения города;
– существенная отдаленность города от других более крупных населенных пунктов (что сокращает возможность мобильности населения) при наличии в городе первых двух признаков либо недостаточно развитая инфраструктура, которая обеспечивает связь города с внешним миром (автомобильные и железные дороги, телефонная сеть и т. д.).
Анализ приведенных определений дает нам возможность выделить два подхода отнесения городов к категориям «монопрофильных»: количественный и качественный. Отсюда следует, что, монопрофильные города представляют собой сложные структуры, в которой города и предприятия неразрывны [3]. Градообразующее предприятие осуществляет не только экономические, но и социальные функции, обеспечивая условия жизнедеятельности в населенном пункте.
К основным проблемам моногородов современной России можно отнести:
– отдаленность городов от главных экономических центров;
– излишнюю экологическую нагрузку в местности, где находятся градообразующие предприятия;
– устарелые технологические процессы, износ основных фондов градообразующих предприятий;
– наличие на балансе предприятий автотранспортной, общественной и социальной муниципальной инфраструктур;
– высокую зависимость муниципальных бюджетов от налоговых платежей градообразующих предприятий;
– задолженность по заработной плате.
В период экономического кризиса особенно остро проявляется негативность последствий монофункциональности. В случае если в населенных пунктах с развитыми многоотраслевыми экономическими базами произойдет снижение объемов производства и сокращение рабочих мест на ряде предприятий в периоды кризисов вызывает переток занятых в прочие отрасли промышленности, продажу и сферу услуг, то в монопрофильных поселениях подобная остановка градообразующего предприятия может нейтрализовать всю жизнедеятельность города. Сформировавшиеся во многих монопрофильных городах критические ситуации в экономике негативным образом отражается на развитии социальной инфраструктуры, занятости населения.
Высокий уровень безработицы, монопрофильная сфера занятости, снижение уровня и качества жизни населения, изнашивание инфраструктуры – это далеко не полный список проблем, требующие интенсивного вмешательства страны в поддержку моногородов.
Развитие моногородов для Российской Федерации является особенно значимым согласно последующим причинам:
– 14% всех городов страны составляют монопрофильные города, в которых проживают порядка 35 миллионов человек, то есть четвертая часть населения России;
– характеристиками и чертами кризисных не обладает существенная часть монопрофильных населенных пунктов, и проблема их модернизации напрямую связана с переходом к инновационной экономике;
– высокая степень обострения общественных проблем отмечается в кризисных моногородах;
– формирование и усовершенствование моногородов непосредственно увязаны с оптимизацией системы размещения и расселения производительных сил государства, социально-экономическим развитием округов и ареалов [4].
Огромное влияние на развитие мировой экономики оказала и продолжает оказывать узкоотраслевая специализация городов. В течение нескольких лет, по демонстрации опыта других государств, возможно, совершить рывок и преодолеть кризисные явления, при условии, что будут проводиться последовательные и комплексные программы действий по модернизации моногородов. В мировой практике формирования моноспециализированных поселений приобретен значительный опыт и навык структурной перестройки их экономик на основе государственных, национальных, и, в первую очередь, городских мер поддержки. Мероприятия социальной направленности в сочетании с мерами по повышению инвестиционной привлекательности, которые обеспечивают развитие конкурентоспособных производств, занимают в них ключевое место [5].
По оценкам политических лидеров ведущих стран мира, несмотря на некоторое улучшение экономической ситуации, говорить о полном преодолении кризисных явлений в Европе пока не приходится.
Для России моногорода – естественное явление, что обусловлено ее экономико-географическими особенностями, в первую очередь большим массивом неосвоенных территорий. Освоение пространства и строительство полноценных городов в новых промышленных районах привело к формированию широкой сети моногородов. Искоренить сам феномен моногородов в России невозможно – нужно работать с ним, принимая его как данность. По официальным данным, сегодня в России насчитывается 342 моногорода. В 2015 году 56 моногородов с наиболее сложной социально-экономической ситуацией были включены в так называемый «кризисный» перечень.
С одной стороны, проблематика маленьких монопрофильных населенных пунктов и ПГТ состоит, в том, что их нынешнее и грядущее будущее целиком находится в зависимости от возможностей и перспектив развития градообразующего предприятия, от политики собственника в отношении своего бизнеса. С другой стороны – от политики, проводимым государством в отношении моногородов. У местной городской власти не имеются официальные рычаги воздействия на судьбу градообразующего предприятия [6].
Причиной поражения всех областей жизнедеятельности и многократно обостривший существующие проблемы небольших монопрофильных городов, явился мировой экономический кризис. Градообразующие предприятия, резко уменьшили объем производства либо были вынуждены полностью приостановить свою работу. В самом незащищенном экономико-социальном положении оказалось большинство жителей моногородов.
Социальными последствиями кризиса явились: нарастания социальных напряженностей, резкие снижения уровня и качества жизни, повышения уровней официально зарегистрированных и скрытых безработицы, оттоки экономически активного населения. Обстановка с занятостью в небольших моногородах усложнена в значительной степени крайне ограниченным количеством и спектром выбора мест приложения работы. Обострились ключевые проблемы, которые были вызваны разрывом разработанных ранее стойких производственных связей с поставщиками и покупателями, неконкурентоспособностью основной продукции, спадом производства, тесной связью инфраструктуры города с работой предприятия.
Опыт и навыки решения главных острых вопросов моногородов базируется на рыночном, или фискальном подходе. Комплект выплат выходных пособий, компенсаций согласно безработице, досрочный выход на пенсию и при необходимости отдельных субсидий по переезду в иное место – все это представляет собой фискальное решение главных вопросов моногородов. Однако, как правило, международный опыт преимущественно указывает на рыночное решение: корпоративный сектор своими силами или с помощью моногорода, первоначально, меняет свою производственную квалификацию, при этом, сохраняя рабочих и население города, или рабочие используют экономические возможности рынков рабочей силы и жилья и переезжают в другую местность, которая следует рыночными стимулами.
Рассмотрим несколько вариантов решения проблем в конкретных населенных пунктах регионов России:
– способствование миграциям жителей граждан тех монопрофильных населенных пунктов, в которых результативность хозяйственной деятельности более низкая и жизненные условия в силу особенностей регионов природно-климатической среды более трудные. Принимая во внимание, что в сегодняшней экономической ситуации России отсутствуют регионы, испытывающие потребность в мигрантах из-за недостатка рабочей силы, необходимо расходы на переселение дополнять затратами на содействие финансовому обустройству мигрантов согласно новому месту жительства;
– для монопрофильных городов налогово-кредитные льготы, в которых функционирование градообразующего предприятия происходит малоэффективно, однако рыночные возможности для сбыта его продукции благоприятны и удобны;
– способствование формированию малого предпринимательства.
В нынешний период помощь монопрофильным территориям на федеральном уровне осуществляется в рамках целевых проектов: «Жилище», «Реформирование жилищного коммунального хозяйства», «Развитие транспортной системы России 2010‑2020 годы». Основная задача на сегодня, которую приходится решать Правительству Российской Федерации, заключается в том, чтобы сделать механизм перемен условий в моногородах, соответствующей рыночной экономической системе и благодаря тому гарантирующей возможность саморазвития данных населенных пунктов и их гибкой адаптации к переменам окружающей среды без постоянного обращения к ресурсам страны. Каждый из регионов должен представить в Министерство регионального развития комплексный инвестиционный план развития территории, с целью решить представленную проблему. Формализованный механизм управления рисками и прогноза ситуации в монопрофильных муниципальных образованиях представляет собой комплексный инвестиционный план (КИП) модернизации моногорода [7].
Комплексный инвестиционный план, позволяет сконцентрировать возможности федеральных, региональных целевых проектов и стратегий развития в процессе их осуществления; формирует условия с целью реализации программ на принципах частного государственного партнерства; представляет собой главное основание государственной помощи; дает шанс определить наилучший способ развития города. Переход моногорода в зону управляемого риска, увеличение эффективности бюджетной сферы и бизнеса, развитие малого и среднего предпринимательства, ориентированного на модернизацию, рост качества жизни населения, создание альтернативных производств, переход от индустриального к инновационному пути развития – ко всему этому нас должна привести реализация КИПов развития моногородов.
На наш взгляд, с целью осуществления поддержки монопрофильных зон в регионах должна быть организована методологическая помощь в работе согласно формированию комплексных инвестиционных проектов [8].
Рассмотрим характеристики инновационного климата на базе восьми частных условий, каждый из которых, характеризуется некой целой группой показателей.
Ресурсный фактор, включает все типы ресурсов, которые являются природной основой для развития производительных сил (минерально-сырьевые ресурсы, аграрные средства).
Промышленный фактор, представляет собой совокупные итоги и результаты хозяйственной деятельности населения определенной территории (объем производства, балансовый доход) [9].
Потребительский фактор предусматривает совокупность покупательной способности населения определенной территории и содержит показатели дохода населения, расхода и суммы взноса населения.
Инфраструктурный фактор определяет комплекс инфраструктурной обеспеченности территории.
Бюджетно-финансовый фактор представляет собой совокупность налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему территории (размеры налоговых поступлений, субвенций).
Инновационный фактор обусловлен процессами развития национальной инноваторской системы, отображает возможности местности в процессах производства и внедрения инноваций.
Трудовой фактор содержит комплекс трудовых ресурсов, их профессионально-квалификационный уровень, который содержит информацию о данных численности безработных, численности экономически активного населения.
Институциональный фактор предполагает уровень развития социально-экономических институтов, которые функционируют в рамках муниципального экономического пространства.
С целью эффективного управления моногородом важно создать комплексную единую систему показателей, которая отражает стратегические приоритеты, кроме того позволяет дать оценку изменениям всех систем, которые, в свою очередь, определяют успешность развития территории.
Впоследствии цикла развития необходимо поддерживать и находить новые цели и задачи моногорода. Развитию предпринимательства в моногородах нужно уделить особое внимание, потому что это дает новый импульс жизни города. Кроме того, необходимы новые предложения, новые мысли и идеи, ранее не связанные с предприятием, однако, которые способствуют занятости населения, развитию малого бизнеса, повышению его социального статуса [10].
Большая часть методик, как отечественных, так и зарубежных, сходятся в том, что необходимо обязательно оценивать следующие аспекты при инновационном развитии моногородов: социальную сферу, экономическую сферу, бюджет, ресурсный потенциал.
Ярким примером государственного регулирования экономики является управление моногородами. Активное участие в данных процессах должно принимать население города. Необходимо организовать обучение новым профессиям, а также способствовать повышению квалификации для того чтобы уменьшить структурную безработицу. Муниципалитеты должны заниматься развитием производственной и социальной инфраструктуры города, осуществлять службу по формированию новых рабочих мест [11]. Любой моногород должен оцениваться не только лишь по финансовым, но и согласно общественным показателям. Новые пути инновационного развития и реформирования производства должны учитывать потребности, как всего региона, так и страны в целом.
Предоставление поддержки моногородам в поиске новых партнеров, клиентов, заказчиков должна осуществлять государственная структура. Кроме того, данная структура должна содействовать переходам компаний на новые уровни развития, для того, чтобы привлечь как российские, так и иностранные компании.
Управление инновационной сферой моногорода предлагается выполнять на основании методического подхода, который состоит в следующем:
1) инновационное развитие моногорода является разницей положительной между текущим и прошлым состоянием и основывается на временной необратимости;
2) инновационное развитие моногорода основывается на динамизме этапов при изменении инновационной сферы моногорода;
3) руководство инновационной сферой моногорода предполагает качественность характеристик при движении к наиболее высокой степени функционирования;
4) управление инновационной средой моногорода представляет собой процесс естественный, неизбежный, необратимый и необходимый [12].
Таким образом для успешного инновационного развития моногорода немаловажно эффективно применять ресурсы, которые имеются на территории, а в случае их ограниченности, нужно попытаться привлечь их извне. Типы ресурсов, которые можно выделить в качестве источников развития моногорода: природные, энергетические, научно-производственные, туристические, транспортно-инфраструктурные.
Моногорода должны стать одними из действующих и активных соучастников диверсификации и модернизации экономики, инновационного развития, соответствовать динамичности и рациональности нынешнего времени, а также современным всемирным трендам, сохраняя преемственность и адаптируясь к современным прогрессивным условиям, накапливая позитивные навыки работы и традиции, функционировать самостоятельно и открыто, постоянно подтверждая свою высокоперспективность и конкурентоспособность.