Сегодня Россия – светское государство, где по закону каждый человек имеет право на свободный выбор вероисповедания. В данный момент религия в современной России переживает этап бурного развития, потому что сейчас в нашем обществе все больше появляется спрос на духовные и мистические учения. Согласно данным опросов компании «Левада-Центр», если в 1991 году верующими себя называли немногим более 30% людей, в 2000 году – примерно 50% граждан, то в 2012 религиозными считали себя более 75% жителей РФ. Также немаловажен тот факт, что примерно 20% россиян верят в наличие высших сил, но при этом не причисляют себя, ни к одной конфессии, поэтому на данный момент только 1 из 20 граждан РФ является атеистом. Наиболее распространенной религией в современной России является православная традиция христианства [1].
Объектом стало исследование Фонда общественного мнения «Ценности: религиозность». Дата проведения: 7 апреля 2013 года. Был проведен опрос граждан РФ от 18 лет и старше в 43 субъектах РФ, 100 населенных пунктах. Объем выборки − 1500 респондентов.
Далее перейдем к описанию результатов исследования. Первым вопросом стал: «Считаете ли Вы себя верующим человеком? И если да, то, к какому вероисповеданию (конфессии) себя относите?». 64% респондентов считают себя православными верующими. Четверть же опрошенных (25%) вообще не относят себя к верующим. 6% – причисляют себя к мусульманам, по 1% – к другим христианским конфессиям (католики, протестанты, баптисты, униаты и др.) и другим религиям. Далее данные опроса приводятся в % от православных (64% от всей выборки).
Используя методику В. Чесноковой, исследователи разделили всех относящих себя к православным на 5 типов: воцерковленные, полувоцерколвенные, немного воцерковленные, слабо воцерковленные и очень слабо воцерковленные.
Воцерковленные (12% от всех православных)
Причисляющие себя к данной группе ходят в храм раз в месяц и чаще, постоянно причащаются, молятся церковными молитвами, выполняют утреннее и вечернее правило. Но стоит обратить внимание, что четверть из них никогда не открывали Евангелие и другие священные тексты, необходимых к прочтению верующему человеку. И только 14% представителей данной группы читают эти тексты постоянно. Категорию воцерковленных в России составляют неработающие пенсионеры, а точнее женщины пенсионного возраста.
Полувоцерковленные (33% от всех православных)
Эти верующие посещают храм несколько раз в год, но реже раза в месяц, также знают церковные молитвы, причащаются не чаще, чем раз в несколько месяцев, почти не соблюдают постов, примерно половина никогда не читали Евангелие. Что касается социальной структуры, то здесь выше, чем в населении в целом, доля технических исполнителей, служащих. В этой группе тоже преобладают женщины.
Немного воцерковленные (31% от всех православных)
Характерной особенностью третьей категории представляется то, что данные верующие ходят в храм всего 1-2 раза в год, редко причащаются (больше половины – 64% почти не делают этого совсем), изредка молятся церковными молитвами, не придерживаются постов. По социально-демографическим характеристикам представители этой группы практически не отличаются от всего населения.
Слабо воцерковленные (16% от всех православных) и очень слабо воцерковленные (8% от всех православных) нечасто посещают церковь, не соблюдают постов, большая их часть никогда не открывала Евангелие, если молятся, то собственными молитвами, а не церковными. Мужчин в этих группах значительно больше, нежели в других группах православных. Из верующих типа воцерковленных чаще встречаются люди с образованием ниже среднего, сельские жители, молодое поколение, рабочие.
По сравнению с 2000-м годом количество воцерковленных не изменилось. Однако выросло число полувоцерковленных (с 27 до 33% от всех верующих), в то время как число слабо воцерковленных сократилось. Таким образом, все больше людей, причисляющих себя к православным, обращаются к канонам религии и строже соблюдают предписания, то есть происходит рост воцерковленности.
Но гораздо интереснее и сложнее вопрос о смыслах, которые сами верующие вкладывают в свою «личную религию». Чтобы к этим смыслам подобраться, ФОМ адаптировал для российских реалий исследование, проведенное в США в 2005 году: специфика отечественной религиозности виднее на фоне христианской религиозности иного типа. Надо отметить, что в Америке людей, не верящих в Бога, значительно меньше, чем в России: всего 6%. Подавляющее же большинство (68%) – протестанты, примерно пятая часть (22% на момент опроса) – католики. Далее представлен сравнительный анализ ответов верующих в США и в России на вопросы о вере и религии.
Так звучал первый вопрос: «Как Вы думаете, что является самой важной целью молитвы?». Россияне в основном ответили, что молитва для них − способ попросить о помощи себе, а уже потом – благодарность Бога, получение наставлений на путь истинный. В американском опросе ответ «попросить помощи для себя» занимает последнее место. Получается, что цель молитвы для россиян – в первую очередь прагматично-эгоистическая. Для американцев, и в частности для протестантов, в том, как они верят, есть аспект партнерства с Богом. Вера помогает установить с ним личные отношения. А любые личные отношения подразумевают взаимную ответственность. Кроме того, личные отношения невозможно установить с чем-то абстрактным. Бог оказывается персонифицированным, пусть и высшим существом. Если говорить о том, как интерпретируется коммуникация с Богом верующими в нашей стране, то модель тут скорее патерналистская: я прошу у Бога помощи, но он для меня недостижим, я не претендую на личные отношения, на взаимную ответственность, мне достаточно того, что он есть. Бог трансцендентен. А значит, такая коммуникация требует посредника, в качестве которого может выступить только церковь.
Религиозность православных в современной России можно, следуя за антропологом Брониславом Малиновским, назвать магической. В своей работе «Магия. Наука. Религия» он проводит различия между религией и магией. Под последней подразумеваются повседневные практики, когда человек в собственных интересах использует, подчиняет себе «ману» – безличную природную силу, способную исполнять просьбы и желания. Религия же – гораздо более сложное образование, основанное не на механически выполняемых обрядах, а на сложившемся мировоззрении, догматах, социальном кодексе, выстраивании сложных отношений с высшим существом.
Иначе говоря, религиозность значительной части православных ограничивается обрядовой составляющей. И это лучше всего видно из статистики чтения священных текстов (52% православных никогда их не открывали). Ведь священный текст является основой религии: его не просто читают, его чтят, к нему обращаются в поисках смыслов. Кроме того, при чтении текста верующий взаимодействует с сакральным знанием напрямую, без посредников. В отличие от многих других практик, которые монополизированы церковью. Ему самому приходится прилагать усилия для интерпретации прочитанного, сверки собственного опыта с эталоном.
Интересно, что среди православных только 57% верят в то, что Вселенная была создана Богом, а 43% – что душа после смерти попадает в рай или ад. Четверть православных, следуя в данном случае индуистской традиции, верят в реинкарнацию. В анкете блок вопросов про религиозность соседствовал с блоком вопросов о внеземных цивилизациях. Когда сопоставили некоторые ответы, оказалось, что именно воцерковленные чаще, чем остальные, верят в то, что на Землю прилетали инопланетяне и контактировали с людьми. Таким образом, можно предположить, что значимую составляющую православной религиозности составляет иррациональное сознание как таковое, и оно, безусловно, эклектично: вера в сверхъестественное распространяется на любые явления мистического свойства.
Объектом исследования явились две группы населения, детерминированные по возрасту: молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, старшее поколение в возрасте от 45 до 65 лет.
В качестве первого метода выбрано анкетирование, так как этот метод позволяет изучить множество мнений, выделенных групп населения, относительно интересующих вопросов. Исследование носит статус пилотажного.
Помимо анкетирования в ходе исследования было проведено интервью. Оно носило характер индивидуального, формализованного, проводилось с использованием заранее составленного списка вопросов.
Составленный заранее план интервью включает в себя 15 вопросов. При ответе на задаваемые вопросы респондентам предоставлялась возможность отвечать на них в свободной форме, т.е. без выбора ответа из списка формализованных формулировок. Фиксирование полученных данных имело место сразу после окончания беседы, во избежание создания неудобств опрашиваемым.
Обработка полученных данных производилась в компьютерной программе SPSS Statistics 2.0.
Итак, перейдем к описанию социально-демографических характеристик респондентов, которые приняли участие в нашем социологическом опросе.
В ходе исследования мы опросили следующую совокупность респондентов: 1112 человек, из которых половину составляют респонденты от 18 до 30 лет и столько же − от 45 до 60 лет. Важно отметить, что 50% респондентов оказались женщинами, остальные 50% − мужчины. Среди опрошенных большую часть составляют люди с высшим образованием (51%), с большим отрывом по количеству респондентов (29%) оказались c неоконченным образованием, 11% составили респонденты со средним профессиональным образованием, и, наконец, 8% − cо средним общим. В незарегистрированном гражданском браке проживает треть опрошенных (33%), женаты и проживают c семьей 27% респондентов, не женатыми оказались 25%. Женаты, но не проживают c семьей 8% участвующих в опросе, 6% разведены и только 1% являются вдовцами. По материальному положению наши респонденты разделились следующим образом: обеспеченными, не испытывающими трудности в покупке дорогих вещей считают себя 41% православных верующих, 30% испытывают трудности при покупке дорогих вещей, 16% говорят o своем доходе как o достаточном. 11% могут позволить себе c трудом покупки необходимых вещей и продуктов. 2% респондентов затруднились в выборе ответа на данный вопрос. Половина опрошенных (50%) являются работниками, 34% − студенты университетов, 11% указали, что находятся на пенсии. Учатся в колледжах и училищах 4% ответивших и лишь 1% отметили, что затрудняются ответить.
В первом блоке вопросов мы выяснили отношение респондентов к религии в целом. На вопрос «Лично для Вас религия, в первую очередь, это: …» 34% опрошенных выбрали «Личное спасение, общение c Богом». Остальные респонденты выбрали соблюдение всех религиозных обрядов (30%), одинаковое количество (18%) отметили национальную традицию, часть мировой культуры и истории, следование моральным и нравственным нормам. И, наконец, последний вариант – «предрассудок» выбрали 13% опрошенных. Следует отметить, что такое определение религии как «личное спасение, общение c Богом» опрошенные от 45 до 60 лет отмечают чаще на 9% (46%), нежели молодые люди (28%).
Респондентам также был задан вопрос о том, какую роль выполняет религия в их жизни. На этот вопрос предлагалось выбрать не более трех вариантов ответа. Мнения разделились следующим образом: 42% из числа всех опрошенных считают, что она прививает моральные и нравственные ценности, затем треть участвующих в опросе (32%) выбрали вариант «поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения». 33% видят роль религии в том, что она стремится развить и сохранить порядок. O том, что религия сохраняет культурные ценности, указали 8% опрашиваемых. Одинаковое количество (6%) представителей двух групп выбрали ответ «религия поддерживает социальную память. Лишь 1% респондентов затруднились c выбором ответа. Результаты двух групп близки к средним по массиву значениям.
Следующий вопрос данного блока был посвящен тому, каково отношение респондентов к религиозным обрядам. 42% опрошенных положительно к ним относятся, считают это обязанностью каждого верующего человека, 28% участвуют в обрядах по мере возможности, 18 % указали, что обряды не имеют отношения к вере и одна десятая часть респондентов (10%) вообще не видят в них смысла. В целом по возрастным категориям сложилась следующая ситуация. Почти половина людей старшего возраста (42%) имеют положительное отношение к участию в религиозных обрядах, что на 4% чаще, чем молодежь (38%). 28% респондентов от 18 до 30 лет и от 45 до 60 лет совершают ритуалы по мере возможности, результаты ответов одинаковы cо средними по массиву (28%). Одинаковое количество опрошенных (6%) указали, что обряды не влияют на их веру.
Следует отметить, что гипотеза, предполагающая, что большая часть опрашиваемых соблюдает религиозные обряды подтверждения не имеет. В полученных результатах лишь 42% респондентов участвуют в соблюдении обрядов.
Что касается влияния религиозных обрядов на веру, то половина респондентов указывают вариант «укрепляет веру» (50%), «превращает веру в ритуал» − 34%, четверть (25%) − «не влияют на веру» и вариант ответа «затрудняюсь ответить» был одинаково выбран каждой категорией граждан (6%). Данные молодого и старшего поколения довольно близки к средним (34%), так 36% и 32% соответственно выбрали вариант ответа «превращает веру в ритуал». Молодежь (44%) реже, чем старшее поколение (56%) считают, что ритуалы укрепляют веру, в сравнении c массивом (50%).
Отношение респондента к Православию и обрядам мы оценим во втором блоке нашего исследования. Оценить уровень информированности oб религиозных обрядах и традициях респондентам предлагалось в таблице. По каждому религиозному обряду нужно было выбрать один вариант: «проинформирован», «не проинформирован», «затрудняюсь ответить». Обрядами, o которых проинформирована большая часть опрошенных, оказались: крещение (90%), обручение (89%), освящение еды и жилья (85%), венчание и соблюдение поста (85%). Менее всего респонденты владеют информацией об «елеосвящении», так, o нем известно 66% опрашиваемых Различия в возрастном аспекте выявились следующим образом: старшее поколение (89%) на 7% чаще указывало «обручение», нежели младшее поколение (82%). Далее результаты обеих групп близки к средним по массиву значениям.
То, в каких обрядах респонденты принимали участие, позволяет говорить о том, насколько респонденты включены в соблюдение обязанностей религиозного человека. Можно отметить, что самым исполняемым обрядом оказалось крещение (47%), освещают воду и жилье 43% участвующих в опросе. Вторым по частоте соблюдения можно выделить такой обряд, как молитва, молятся 30% респондентов. Одинаковое число респондентов (23%) принимали участие в обручении и венчании, 27% когда-либо поминали усопших, 18% соблюдают пост. В литии принимали участие 16% опрошенных, в отпевании и панихиде – 15%, в крестном знамении и покаянии – 12%. Примерно схожее количество верующих отметили такие варианты, как священство (10%), причастие (11%) и елеосвящение (10%). Важно заметить, что гипотеза №5 исследования подтверждается, так как самые исполняемые религиозные обряды респондентов – это крещение, венчание, отпевание, молитва, освящение воды и жилья. Невзирая на прогрессивные темпы существования, установленное соответствие формирования культуры, ритуалы продолжают захватывать важное место в жизни людей. Это связано и c обычаями, складывающимися столетиями, и с внутренней потребностью людей в помощи свыше, в вере в справедливость и любовь Бога.
В исследовании мы попытались узнать о том, кто принимал решение o крещении участников нашего опроса. Результаты показали, что почти y половины опрошенных (51%) возникли затруднения c выбором варианта ответа, y 29% это было личным решением во взрослом возрасте, 20% крестили родственники в детстве. Горожане младшего поколения (42%) реже крестились по собственному желанию во взрослом возрасте, чем старшее поколение (16%).
С целью проанализировать мнение населения об обряде венчания, в анкету был включен следующий вопрос: «Что Вы думаете об обряде венчания?». 38% респондентов ответили, что это модно и является частью современного свадебного ритуала. Стоит отметить, что в число тех, кто выбрал данный вариант, в большей степени относится поколение старшего возраста (62%), тогда как молодежь составляет лишь 18%. Можно предположить, что мода на венчание понемногу отходит, и молодые люди уже более ответственно стали подходить к вопросу создания семьи, освященной таинством венчания. 27% верующих верят, что венчание дает надежду на счастье в браке, почти четверть (26%) указали, что этот обряд наделяет их ответственностью перед Богом и что это обязательное условие вступления в брак. 19% респондентов находят венчание в храме очень красивым, и одинаковое количество (13%) указали o снижении вероятности развода и гармоничности отношений супругов.
Если говорить о том, почему люди проходят обряд покаяния, по количеству выбранных ответов самым частым вариантом является очищение совести (41%). Примерно одинаковое число опрошенных выбрали ответы «чтобы успокоить душу» (33%) и «чтобы исполнить долг верующего» (32%). Исполняют данный обряд, чтобы получить прощение, пятая часть респондентов (19%). 16% хотят рассказать o своих проблемах и 11% надеются понять их причины, только 1% затрудняются ответить. По возрастным группам вариант ответа «чтобы понять причины своих проблем» выбрали 22% ответивших старшего поколения и ни одного человека молодого возраста, в то время как в варианте «чтобы рассказать o своих проблемах» респонденты разделились поровну (16%).
Респондентам также был задан вопрос o том, что дает человеку участие в религиозных обрядах. Как оказалось, 37% опрошенных считают, что нужно соблюдать обряды ради приобщения к культурной традиции. Молодежь (41%) и поколение старшего возраста (33%) отметили данную позицию. Почти одинаковое число верующих указали надежду на помощь Бога (29%) и принадлежность к общности верующих (28%). Также горожане выбирали ответы «нравственное воспитание» (21%), «спасение души» (20%).
Что касается того, каково влияние обрядов на поведение верующих, можно выделить объединение верующих (37) и воспитание нравственных ценностей (35%). Около трети респондентов (32%) выбрали ответ «приобщает к чтению религиозной литературы», что регулируют потребление пищи – 15%, алкоголя – 8%, формируют ответственность за ближних – 10%. Отклонение в пользу объединения верующих в 7% выявлено y старшего поколения. По остальным позициям средние значения близки к значениям по возрастам.
Также мы выяснили основные причины исполнения обрядов православных верующих. 40% опрошенных чувствуют себя «жизненно защищенными», соблюдая обряды. Это доказывает гипотезу №3 o том, что «чувство жизненной защищенности» наиболее часто встречаемый вариант ответа y верующих респондентов. 25% респондентов соблюдают обряды, так как это принято в их семье и 19% − потому, что они привносят эстетику в обычную жизнь. 14% считают, что соблюдение обрядов – обязательное условие при принятии религии. Последний вариант чаще выбрало поколение молодежи (22%), чем люди старшего возраста (6%).
Следующим блоком вопросов было выявлено узнать, как часто респонденты посещают церковь. Никогда не ходит в церковь треть участников опроса (33%), один-два раза в месяц – 23% респондентов, 22% посещают ее несколько раз в году и 21% − раз в неделю или чаще. Последний вариант был указан людьми старшего поколения чаще (26%), чем молодежью (16%), поэтому можно утверждать, что гипотеза №2 нашего исследования подтвердилась.
Схожая ситуация складывается c посещением опрашиваемых религиозной службы. Не посещают ее 36% опрошенных, 21% ходят чаще, чем раз в неделю, пятая часть (20%) − несколько раз в месяц, 15% − несколько раз в год, и, наконец, раз в неделю посещают службу 7% респондентов. Также 26% верующих от 45 до 60 лет делают это чаще на 5%, чем молодое поколение (21%).
Так же мы рассмотрели такой вопрос как: «Читали ли Вы Священное Писание?», на что 68% респондентов ответили положительно, 29% признались, что не читали, и 3% затруднились c выбором ответа. Верующие старшего возраста (72%) указали первый вариант ответа и молодежь (62%) не читали Священное Писание.
Подводя итоги по полученным результатам, стоит сказать, что большинство православных верующих г.о. Тольятти не соблюдают религиозные обряды. Можно отметить, что самыми исполняемыми обрядами оказались крещение, освящение воды и жилья, a также – молитва. Религия для респондентов, в первую очередь, это личное спасение, общение c Богом. Она прививает верующим морально-нравственные ценности и стремится развить и сохранить порядок в обществе. Ритуалы укрепляют веру православного человека. Таким образом, религиозные обряды являются той нитью и материальным внешним связующим, которое соединяет человека и Бога.
По результатам исследования можно описать два типа верующих, который выделил американский психолог Гордон Оллпорт. Он предложил теорию, в соответствии c которой разделил религиозных личностей на два основных типа:
1) Для людей первого типа религия является способом достижения жизненных целей, которые являются внешними по отношению к самой религии. Поход в церковь, участие в жизни религиозных общин, внешнее благочестие являются для них орудием доказательства своей социальной респектабельности, благонамеренности по отношению к общепринятому образу существования. Для отдельных верующих данного типа религия представляется ценностью, так как она дает утешение, гарантирует душевный комфорт, содействует преодолению негативных волнений. Гордон Оллпорт назвал данный тип религиозных людей extrinsic, что можно приблизительно перевести как «органически не присущий», «внешний» (45 – 60 лет).
2) Для верующих личностей второй категории религия является самостоятельной и конечной ценностью. Эти люди мотивируют свою деятельность в различных общественных сферах религиозной верой. Потребности, не связанные c религией, и круг интересов для них второстепенны, все собственные действия они стараются подчинить религиозным нормам и догмам. Такой тип религиозных личностей Оллпорт называет intrinsic («имманентно присущий», «внутренний» (18-30 лет).