Конкурентные преимущества часто отождествляются с конкурентоспособностью. Такое отождествление имеет под собой определенные основания, так как конкурентоспособность чаще всего трактуется как способность завоевывать прочные позиции на рынке в силу достижения наилучшего соотношения цены и качества товара. Вместе с тем между данными понятиями есть немаловажное различие: конкурентные преимущества – это всего лишь потенциальная возможность добиться успеха, в то время как конкурентоспособность является результатом эффективного их использования. Само по себе начитие конкурентных преимуществ автоматически не обеспечивает высокую конкурентоспособность. Их необходимо привести в действие, что невозможно без научной системы организации и управления. На конкурентоспособность существенно влияет и внешняя среда функционирования хозяйственных субъектов, которая чрезвычайно динамична и непредсказуема. Таким образом, конкурентные преимущества и конкурентоспособность соотносятся между собой как содержание и форма, при этом форма, как правило, богаче своего содержания, так как она является результатом взаимодействия сложной совокупности как внутренних, сущностных факторов, так и внешних.
Конкурентное преимущество и конкурентоспособность относятся к товару, корпорации, отрасли, экономике. Конкурентоспособность товара отражает его способность более полно отвечать запросам покупателей и сравнении с аналогичными товарами, или товарами-заменителями. Она в значительной мере определяется конкурентными преимуществами в виде наилучшего соотношения качества товара и цены. Кроме того, на конкурентоспособность товара влияют преимущества корпорации в организации гарантийного и послегарантийного сервиса, эффективной конкурентоспособности товара свидетельствует о целесообразности его производства и возможности выгодной продажи.
Вместе с тем конкурентоспособность товара – это не только высокое качество, но и умелое маневрирование в рыночном пространстве, а главное – максимальный учет требований и возможностей конкретных групп покупателей. Причем объективная оценка всех аспектов уровня конкурентоспособности может быть произведена только на основе критериев, свидетельствующих о высоком спросе на этот товар. В конечном счете, конкурентоспособность товара является конкретной формой проявления конкурентных преимуществ в управлении процессом его разработки, реализации и эксплуатации. Следовательно, конкурентоспособность товара характеризуется следующими четырьмя интегральными показателями: качеством товаров, ценой, затратами на эксплуатацию (применение, использование) товара в течении его жизненного цикла, уровнем послепродажного обслуживания. Значение этих показателей конкурентоспособности товара зависит от силы влияния внешних и внутренних факторов, определяющих его конкурентные преимущества.
Конкурентоспособность товара прямо и непосредственно связана с конкурентоспособностью корпорации, которая является результатом эффективного использования ее конкурентных преимуществ в сфере организации НИОКР, производства, финансов, маркетинга, труда и мотивации. Более высокий уровень организации производства, финансов, труда, процесса реализации по сравнению со средними отраслевыми условиями позволяет корпорации производить продукцию при наилучшем соотношении цены и качества и занимать в силу этого доминирующее положение на данном сегменте рынка.
Конкурентоспособность товара и корпорации – это объективные показатели, которые определяются посредством внутриотраслевой конкуренции, главным результатом которой служит отраслевая (рыночная, общественная) цена товара. Те корпорации, у которых экономические издержки ниже среднеотраслевых являются наиболее конкурентоспособными и получают экономическую (избыточную) прибыль.
В зависимости от наличия определенных конкурентных преимуществ и состояния рыночной конъюнктуры каждая корпорация вырабатывает свою конкурентную стратегию. Наиболее известными являются следующие пять видов конкурентных стратегий: стратегия лидерства на основе низких издержек, стратегия наилучшего соотношения «цена-качество», стратегия концентрации на узком сегменте рынка на основе моментального удовлетворения спроса определенной группы покупателей и дифференциации цен в соответствии с эластичностью спроса.
Каждая из этих стратегий позволяет корпорации существенно упрочить свои рыночные позиции и добиться высоких экономических и финансовых результатов. Вместе с тем, каждая из них имеет свою специфику, в силу чего эффективная ее реализация возможна только при соответствующем уровне и качестве менеджмента.
При этом очень важно иметь информацию о сильных и слабых сторонах своих конкурентов. С учетом имеющихся конкурентных преимуществ корпорация может занимать на рынке одну из шести возможных конкурентных позиций: 1) доминирующую, когда она контролирует поведение других конкурентов и обладает большим набором современных конкурентных стратегий; 2) сильную, когда корпорация имеет прочные долгосрочные позиции на рынке, которые не в состоянии изменить какие-либо действия конкурентов; 3) благоприятную, когда существует устойчивый спрос на продукт и (или) услугу корпорации; 4) надежную, при которой корпорация уверена в расширении своей деятельности путем выпуска новой продукции; 5) слабую, когда корпорация имеет низкие финансовые результаты, но пока еще существует определенная возможность улучшения ее рыночного положения; 6) нежизнеспособную, когда корпорация является неплатежеспособной, любой объем выпуска продукции приносит убытки, а возможности улучшения ее положения отсутствуют.
Одним из важных инструментов повышения конкурентоспособности корпорации является определение стратегии конкурентов [1]. Стратегия конкурентов и их вероятные действия в ближайшем будущем оказывают непосредственное влияние на ее собственные стратегические решения: либо необходимо занять оборонительную позицию, либо использовать агрессию. Если корпорация не обращает внимание на действия своих конкурентов, она вступает в конкурентную борьбу вслепую, что сильно ослабляет ее положение на рынке. Самое общее представление об основных конкурентах фирмы получают на основе тщательного изучения финансово-экономической информации об их состоянии, положении в отрасли, стратегических целях, методах конкурентной борьбы.
В конечном счете, конкурентные преимущества корпорации, как и конкурентные преимущества товара, определяются сложной совокупностью внешних и внутренних факторов.
Исключительно важная роль в механизме экономического роста и эффективности экономики принадлежит конкурентоспособности отрасли. Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее технических, экономических организационных условий для создания, производства и сбыта (с издержками не выше интернациональных) продукции высокого качества, удовлетворяющей требованиям конкретных групп потребителей. Конкурентоспособность отрасли предполагает наличие конкурентных преимуществ перед аналогичными отраслями за рубежом, которые могут выражаться в наличии рациональной отраслевой структуры; группы высококонкурентных фирм-лидеров , подтягивающих другие предприятия отрасли до своего уровня; отлаженной опытно-конструкторской и прогрессивной производственно-технологической базы, развитой отраслевой инфраструктуры, гибкой системы научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими отраслями в стране и за ее пределами, эффективной системы распределения продукции. Конкурентоспособность отрасли достигается как за счет конкурентных преимуществ ее субъектов, так и системы их взаимодействия.
Несмотря на то, что острота и модель конкуренции в каждой отрасли различны, тем не менее имеются общие факторы, определяющие их рыночное положение. Так, профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер считает, что конкурентоспособность отрасли определяется следующими пятью конкурентными силами: 1) соперничеством между продавцами внутри отрасли за покупателя; 2) угрозой появления товаров-заменителей; 3) возможностью появления новых конкурентов внутри отрасли; 4) способностью поставщиков сырья и комплектующих изделий диктовать свои условия; 5) рыночной властью потребителей [2]. Такой же подход к оценке основных конкурентных факторов содержится и в работах Ф. Котлера [3].
Конкурентные преимущества отрасли во многом схожи с конкретными преимуществами ее корпорации. Так, к внешним конкурентным преимуществам отрасли относятся: высокий уровень конкурентоспособности страны, активная государственная поддержка малого и среднего бизнеса, качественное правовое регулирование функционирования экономики страны, открытость общества и рынков, высокий научный уровень управления экономикой страны; соответствие национальной системы стандартизации и сертификации международной системе, соответствующая государственная поддержка науки и инновационной деятельности, высокое качество информационного обеспечения управления страной, высокий уровень интеграции внутри страны и в рамках мирового сообщества, обоснованные налоговые ставки, положительные процентные ставки, наличие доступных и дешевых ресурсов, качественная система подготовки и переподготовки управленческих кадров в стране, хорошие климатические условия и географическое положение страны, высокий уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране.
Основные внутренние конкурентные преимущества отрасли состоят в следующем: наличие высокого покупательского спроса на товар отрасли, оптимальный уровень концентрации, специализации и кооперирования в отрасли, оптимальный уровень унификации и стандартизации продукции отрасли, высокий удельный вес конкурентоспособного персонала в отрасли, качественная информационная и нормативно-методическая база управления в отрасли, конкурентоспособные поставщики, наличие доступа к качественному дешевому сырью и другим ресурсам, выполнение работ по оптимизации эффективности использования ресурсов, высокий уровень радикальных новшеств, конкурентоспособные менеджеры, функционирование в организациях отрасли системы обеспечения конкурентоспособности, проведение сертификации продукции и систем, эксклюзивность товара отрасли, высокая эффективность организации отрасли, высокая доля экспорта наукоемких товаров, высокий удельный вес конкурентоспособных фирм и товаров отрасли.
В связи с тем, что конкурентоспособность корпорации определяет сложная совокупность внешних и внутренних факторов, необходимым условием успешной реализации конкурентной стратегии является выявление ключевых факторов успеха как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.
– Ключевые факторы успеха (КФУ) – это те факторы, которым корпорация и отрасль должны уделять особое, так как именно они в данный период определяют их успех на рынке. Ключевые факторы успеха в разных отраслях и корпорации различны. Кроме того, они со временем могут меняться в одной и той же отрасли под влиянием изменения как внутренней, так и внешней среды. Практика показывает, что очень редко можно в определенный момент времени выделить более трех-четырех КФУ. Как правило, таковыми являются один или два фактора, которые могут относиться к различным структурным звеньям экономики КФУ, зависящие от технологии (качество проводимых научных исследований, возможность разработки новых товаров, степень овладения существующими технологиями);
– КФУ, относящиеся к производству (низкая себестоимость продукции, хорошее качество, высокая степень использования производственных мощностей, выгодное местоположение предприятия, наличие квалификационной рабочей силы, высокая производительность труда, возможность изготовления большого количества моделей продукции);
– КФУ, относящиеся к реализации продукции (широкая сеть оптовых дистрибьюторов и магазинов розничной торговли, низкие расходы по реализации, скорая доставка);
– КФУ, относящиеся к маркетингу (высокая квалификация сотрудников отдела реализации, доступная для клиента система технической помощи, аккуратное исполнение заказов покупателей, искусство продаж, привлекательный дизайн, упаковка, гарантии);
– КФУ, относящиеся к профессиональным навыкам и квалификации сотрудников фирмы.
Умелое определение и использование ключевых факторов конкуренции существенно повышает конкурентоспособность корпорации и отрасли.
Конкурентоспособность товара, корпорации, отрасли, в конечном счете, определяют конкурентоспособность национальной экономики. Чем больше в стране конкурентоспособных товаров и услуг, фирм и отраслей, тем выше и конкурентоспособность ее экономики.
Таким образом, все структурообразующие виды конкурентоспособности современной рыночной экономики связаны и взаимообусловлены между собой. Как органическое целое они представляют собой объективную оценку уровня развития и эффективности национальной экономики, ее места и роли в международном разделении труда.