Full text

Осуществление модернизации образования РФ невозможно без изменений в образовательном процессе всех уровней образования, его ориентации на новые требования к качеству, отвечающему вызовам XXI века. Такие изменения необходимы уже на 1-й ступени образования – в дошкольной организации. Система образования складывалась и оттачивалась десятилетиями, формировала дидактику, навыки обучения, воспитывала кадры. Вместе с положительным опытом, она накопила и негативный, создала условия для снижения интереса к познанию. Наши исследования показывают, что уже в дошкольном возрасте до 45% детей не сразу включаются в работу в образовательной деятельности, 25% родителей жалуются, что дети не хотят идти в школу.

Требования прогрессивного развития общества и состояния образования в раннем возрасте вступают в откровенные противоречия. Для их разрешения разберемся с истоками проблемы, так как правильное понимание истоков проблемы является главным залогом их успешного решения.

  1. «Стандартизация обучения». Образовательная деятельность построена так, что не развивает способности детей, а наоборот ограничивает.
  2. Отсутствие мотивации к обучению. Вызвано неизменностью методики проведения занятий.
  3. Не созданы благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование креативности основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств.
  4. Не разработаны технологии для развития креативного потенциала ребенка, который более чем когда-либо, является конкурентным преимуществом человека
  5. Неподготовленность руководителей к изменениям, что влияет на состояние среды образовательной организации и детерминируют слабые изменения в творческом мышлении воспитанников.

Различия между традиционной и креативной деятельностью через цели, отношения, технологии, мотивацию установлены Т. С. Анисимовой [2, с. 58].

В условиях современного общества цели дошкольного образования должны измениться в нормативных документах, в содержании и технологиях. Кретериями должно быть развитие интереса к познанию, стремления к открытию, развитию креативного мышления, что соответствует социальным ожиданиям и позволяет успешно решать образовательные задачи на последующих ступенях обучения. Основная проблема заключается в создании условий для достижения новых результатов, на которые раньше дошкольное учреждение не было ориентировано.

Одним из таких условий является креативная образовательная среда. При реализации этого условия в системе дошкольного образования закладываются личностные глубинные (в отличии от ситуативных) креативные изменения и основы саморазвития.

Ведущими целями дошкольного образования должно стать создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, адаптация в современном обществе, к обучению в школе.

Достигнуть этих целей возможно только через развитие креативного потенциала ребенка, который более чем когда-либо, является конкурентным преимуществом человека.

Целью нашего исследования являлось исследование особенностей формирования креативной образовательной среды в дошкольной образовательной организации.

Основная научная задача нашего исследования заключается в доказательстве, что формирование креативной среды в дошкольной организации зависит от креативного управления, уровня креативности педагогов и воспитанников, применяемых технологий.

На основе оценочных показателей нами проверялись:

1)     состояние среды;

2)     креативный потенциал руководителя ДОО;

3)     креативное мышление детей;

4)     уровень креативности родителей.

В нашем исследовании мы предположили, что процесс формирования креативности воспитанников ДОО будет успешным, если:

1)     теоретически обосновать и проверить педагогические подходы и условия формирования креативности в ДОО;

2)     разработать и реализовать программу, нацеленную на формирование креативной образовательной среды;

3)     разработать комплекс технологий, обеспечивающих развитие креативности в ДОО;

4)     определить инструментарий измерения эффективности программы и технологий развития креативности в ДОО.

В ходе исследования нами применялись методы структурного сравнительного и статистического анализа, SWOT-анализ, теоретический анализ проблемы и предмета исследования, диагностические методы экспериментального исследования, математико-статистические методы обработки результатов эксперимента.

Научная идея нашего исследования заключается в выявлении корреляции между креативным управлением, уровнем развития креативности педагогов и воспитанников.

Научно-исследовательская работа имеет три этапа:

I – анализ литературы, изучение степени разработанности проблемы, обоснование актуальности, анализ содержания понятия «Креативность». Создание информационной карты эксперимента.

II – реализация констатирующего и формирующего эксперимента, выявление состояния креативности управляющей и управляемой подсистем в ДОО, разработка и реализация программы и технологий развития креативности воспитанников ДОО. Разработка инструментария измерения эффективности программ и технологий развития креативности. Выявление закономерности корреляции между креативным управлением, уровнем развития креативности педагогов и воспитанников.

III – контрольный эксперимент, анализ эффективности педагогических программы и технологий, обобщение результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ ДОУ № 217 г. Краснодара.

Анализ литературы на первом этапе исследования позволил нам сделать вывод, что, несмотря на то, что вопрос изучения креативности имеет давнюю историю, значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным. В частности, это относится к исследованию источников и условий формирования креативности личности воспитательном процессе развития ребенка дошкольного возраста.

Сложившаяся система в ДОО слабо ориентирована на развитие креативности воспитанников. Исследования показали необходимость глубоких качественных изменений. Мы предложили изменения на стадии проектирования концепции и разработки образовательной программы ДОУ, которая соответствует ФГОС, учитывает особенности ДОУ, возможности для изменений в образовательной среде и становится инструментом управления [1].

Творческая группа разработчиков концепции сделала проблемно-диагностический анализ состояния образовательной организации МБДОУ МО № 217 г. Краснодара, учла особенности социального заказа населения города, политику в области образования региональных и муниципальных органов исполнительной и законодательной властей и разработала концепцию «Создания креативной образовательной среды дошкольной организации».

В систему анализа вошли: характеристика состояния образовательной и социокультурной среды, в т. ч. кадровый состав МБДОУ № 217, образовательная и воспитательная деятельность организации, результативность работы МБДОУ № 217, особенности методической работы, психолого-педагогической службы и управления организацией, особенности профессиональной деятельности отдельных педагогов, дестабилизирующие проблемы, связанные с доминированием репродуктивной дидактики.

Концепция основана на научных и практических выводах, раскрывающих проблему системных изменений в среде дошкольного образования. Методологическим основанием для разработки концепции креативной среды, ориентированной на развитие креативной компетентности стали труды А. В. Хуторского, В. П. Беспалько, М. М. Поташника, Н. О. Гафурова. Основой предмета работы экспериментальной площадки являются инновационные технологии Бетти Лу Ливер, В. Ф. Шаталова, С. Н. Лисенковой, методы В. В. Гузеева, Н. П. Волкова, подходы операционализации, рассмотренные А. А. Маслаком, Т. С. Анисимовой.

При разработке концепции мы учитывали ошибки, выявленные в ходе модернизации в системе образования в контексте объективных законов развития общества [3, с. 9].

На втором этапе мы провели констатирующий эксперимент. В результате диагностики ДОО нами определен тип среды, как догматический. В процессе взаимодействия воспитанники подстраиваются к педагогу; на первом месте интересы группы, а не личности, преобладает форма воспитания групповая и т. д. Результаты исследования этого показателя свидетельствуют о необходимости изменения в планировании и организации образовательной среды.

Оценка креативного потенциала менеджера производилась по методике О. Г. Макаренко [5]. Креативный потенциал ниже среднего возможного показателя и нуждается в развитии.

С целью изучения уровня креативности воспитанников ДОО нами были использованы тестовые методики-опросники Вильямса «Тест творческого мышления», в модификации Е. Е. Туник [7]. Тест состоит из трех частей и предназначен для детей 5–17 лет. Участвовало 30 детей – 6 лет.

Полученные данные свидетельствуют о том, что у большинства дошкольников средний и низкий уровень креативности. Следует отметить, что стремительные изменения в социуме и образовании требуют готовности ребенка к проявлению креативности в условиях неопределенности, постоянной необходимости самостоятельного инновационного поиска. В нашем случае большинство дошкольников слабо проявляют креативность.

Также нами проведен анализ с помощью экспертной оценки воспитателей и родителей с целью получения данных по оценке уровня креативности детей. Полученные данные отражены в таблице «Сравнительный анализ данных различных категорий экспертов».

Полученные результаты послужили основанием для разработки и реализации программы и технологий формирования креативной образовательной среды.

Были проведены мероприятия, обеспечивающие реализацию инновационных задач ЭП: постоянно действующий семинар-практикум, круглый стол «Креативная образовательная среда: интеграция и консолидация различных структур», работа классов-мастерских, «мастер-классов» преподавателей.

Разработка программы задумывалась как проект, с участием всего коллектива. Однако на этапе намерения пришлось изменить: разрабатывать программу небольшой творческой группой. Проведенный нами SWOT-анализ позволил выделить слабые стороны внутреннего потенциала педагогического коллектива: недостаточная подготовленность педагогов, для создания креативной среды в ДОО, недостаточность потенциала креативности руководителя ДОУ, неготовность родителей к взаимодействию с образовательным учреждением по развитию креативности дошкольников.

Среди рисков внешнего окружения мы отметили недостаточное финансирование ДОУ, вызывающее отсутствие возможности привлечения со стороны профессионалов, научных деятелей для качественной и полноценной реализации программы.

Рабочая группа разработала комплекс занятий, игр с технологией ТРИЗ и РТВ для развития креативности дошкольников. Программа прошла внутреннюю и внешнюю экспертизу. На августовском педагогическом совете состоялось обсуждение программы, после чего решением педагогического совета программа была принята к реализации. Разработка образовательной программы принесла несколько разноплановых результатов. Помимо собственно продукта – программы – важным результатом стало формирование в ДОУ инновационной среды – креативной среды.

Целью Программы является развитие креативных способностей дошкольников во всех видах художественно-творческой и музыкальной деятельности при создании определенных условий, способствующих формированию у них самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.

Программа направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.

Задачи реализации Программы:

1)     создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

2)     обеспечение вариативности и разнообразия содержания дошкольного образования с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

3)     формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

4)     обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности субъектов образовательного процесса в вопросах развития креативности детей;

5)     развитие творческого воображения и творческой активности детей на занятиях.

В основе реализации программы лежит культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС.

Качественные характеристики программы: актуальность,реалистичность, целостность.

Третий, контрольный этап эксперимента предполагает обобщение результатов исследования.

Данные по оценке креативного потенциала менеджера по методике О. Г. Макаренко и определению типа образовательной среды в ДОО по диагностической методике В. А. Ясвина [6] находятся в обработке. Однако, предварительный анализ по данным методикам позволяет нам отметить положительную динамику формирования креативной образовательной среды, что свидетельствует об эффективности педагогических программы и технологий.

В оценивании результатов особая роль принадлежала внешним экспертам и родителям.

Результаты по тестовым методикам-опросникам Вильямса «Тест творческого мышления», в модификации Е. Е. Туник показали также положительную динамику развития уровня креативности дошкольников [7]. Данные представлены в таблице.

 

Уровень креативности дошкольников ДОО после реализации программы

 

Уровень креативности

Сумма баллов

Выраженность в процентах

Очень высокий

40–34

13

Высокий

33–27

30

Средний

26–21

30

Низкий

20–16

17

Очень низкий

15–10

10

 

Для наглядности сравнительные данные представлены на рисунке.

 

 

Сравнительная характеристика уровня креативности дошкольников ДОО

до и после реализации программы

 

Полученные данные свидетельствуют о том, что у большинства дошкольников высокий и средний уровень креативности, что способствует готовности ребенка к проявлению креативности в условиях неопределенности. Значительно снизился низкий уровень креативности

Таким образом, программа и технологии развития креативных способностей отвечают требования ФГОС по формированию способностей подрастающего поколения к инновационной деятельности.

Проведенное исследование не охватывает всей сложности рассматриваемой проблемы. Перспективными направлением может стать исследование вклада руководителя в эффективность процесса формирования креативной образовательной среды.

Таким образом, мы обосновали необходимость креативного подхода к конструированию концепции и программы развития ДОУ, предложили и апробировали программу создания креативной среды, показали продуктивность педагогически организованного взаимодействия в креативной среде.