Full text

Современная система образования в России претерпела серьезные изменения. Образовательные организации получили новый государственный заказ, они должны стать более самостоятельными как в разработке образовательных программ, в выборе форм и методов организации образовательного процесса, так и в расходовании финансовых средств. В связи с этим существенно меняется роль руководителя образовательной организации, повышается степень его свободы и, одновременно, уровень ответственности. Это прослеживается в Государственной программе «Развитие образования» на период 2013–2020 годы, Национальной инициативе «Наша новая школа» и закреплено во ФГОСах общего образования.

В процесс организации и в содержание образовательного процесса внедряются инновации, являясь одной из причин необходимости изменений во внутришкольном управлении. Деятельность руководителя усложняется как содержательно, так и психологически; нередко появляются ситуации, требующие быстрого и эффективного принятия решения. В этих условиях образовательная компетентность рассматривается как способность работать в команде, поскольку влияет на качество работы, определяет результат и успех [1, с. 116].

В любом виде профессиональной деятельности важное значение имеет выявление сущности понятия «компетентность».

О. Е. Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности» [2].

Наряду с понятием «компетентность» используется понятие «компетенции». Компетенции представляют собой набор моделей поведения, которые руководитель должен использовать в рамках своей должности, чтобы грамотно и эффективно выполнять свои задачи и функции.

Профессиональная компетентность руководителя образовательной организации может быть представлена как целостная система, состоящая из множества элементов.

Она определяется как совокупность знаний, умений, профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективность и оптимальность выполнения руководителем своих функций.

В. Ю. Кричевский выделяет методическую компетентность, которая ориентирует руководителя при выборе подходов к познанию и управлению деятельностью образовательной организации [2].

И. В. Гришина представила системно-структурный и генетический подход к анализу сложного феномена «профессиональная компетентность» руководителя образовательной организации. Она считает, что в своей структуре профессиональная компетентность директора, представляет собой сложное многоаспектное личностное образование, которое включает функционально связанные между собой компоненты: мотивационный, когнитивный, операционный, личностный, рефлексивный [2].

Под компетентностьюруководителя образовательной организации нами понимается интеграция базовых компетенций, которая позволяет качественно выполнять трудовые функции.

Раньше руководство образовательной организацией не считали тем видом деятельности, которое требует специального образования. Но в последнее время компетентный руководитель является необходимостью.

Актуальной задачей становится выявление уровня сформированности компетенций, личностных качеств,необходимых современному руководителюдля обеспечения качественного управления образовательной организацией.

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) определяется круг компетенций руководителя образовательного учреждения. Директор несет ответственность перед государством за организацию и качество учебно-воспитательной работы с учащимися, укрепление их здоровья и физическое развитие, повышение квалификации работников, связь школы с семьей, а также за хозяйственно-финансовое состояние школы [7].

Современный руководитель должен работать на опережение, не бояться внедрять инновации, как в своей работе, так и в работе образовательной организации, уметь ставить задачи, которые важны сегодня и станут еще более важными завтра, находить пути их решения.

Насколько современный руководитель образовательной организации соответствует этим требованиям? Каков уровень его профессиональных компетенций?

Для выяснения этих вопросов в рамках диссертационного исследования нами было проведено исследование «Компетенции руководителя» (Таблица самооценки) среди директоров общеобразовательных организаций Тимашевского района.

Анкета представляла собой перечень двух десятков управленческих компетенций, а так же методов и подходов в их реализации. В каждой компетенции респонденты должны были выбрать характерный для них метод или прием. Вариант выбора позволяет оценить степень сформированности данной компетенции.

Были предложены следующие блоки компетенций:

  1. Достижение целей.
  2. Структурирование, анализирование и систематизирование полученной информации, принятие управленческих решений.
  3. Постановка задач, организация, направление и координация деятельности.
  4. Создание условий, при которых подчиненные с желанием выполняют свои обязанности.
  5. Претворение в жизнь своих решений. Влияние на принятие решений других работников.

Уровень сформированности каждой компетенции оценивался по трехбалльной системе:

3 – высокий уровень сформированности компетенции;

2 – средний уровень сформированности компетенции;

1 – низкий уровень сформированности компетенции;

0 – не сформирована компетенция.

После обработки полученных ответов респондентов мы получили результаты, отраженные в таблице.

 

Результаты анкетирования «Компетенции руководителя»

 

Уровни сформированности компетенций

№ компетенции

Несформированные

Низкий уровень

5, 7

Средний уровень

1, 3, 4, 8, 10, 11, 12, 13, 16,19, 20

Высокий уровень

6,9,15,18

 

Результаты анкетирования показали, что руководители отлично анализируют информацию, готовы к переменам, внедрению новых технологий, организуют обучение своих подчиненных. Респонденты – директора заботятся о своем имидже и авторитете.

На «среднем» уровне они владеют такими компетенциями как постановка целей, работа с препятствиями, непопулярные решения, умение прогнозировать, постановка задач, контроль над подчиненными, изменения, знание сотрудников, психологический климат в коллективе, проведение собраний, действия в непредвиденных ситуациях.

Низок уровень сформированности компетенций «системное видение» и «принятие решений», которые приобретаются в процессе длительной управленческой деятельности.

А вот несформированных компетенций нет у опрошенных нами респондентов – руководителей образовательных организаций не оказалось.

Таким образом, современный руководитель образовательной организации – это менеджер, педагог, психолог, экономист, юрист, методист, имиджмейкер. Для выполнения этих профессиональных функций он должен идти в ногу со временем, совершенствоваться, вести непрерывное образование на протяжении всей карьеры. А в связи с тем, что возрастают требования, усложняются условия деятельности образовательной организации, в руководстве востребованы мобильные личности, умеющие выделять главное и принимать правильные решения. Поэтому компетентный руководитель – одно из важных условий для совершенствования образовательной организации, обеспечение качества внедрения инновационных процессов, залог успешных глобальных перемен.