Вопрос устойчивого развития малого и среднего бизнеса приобретает особую экономическую и социальную значимость. Этой теме уделено значительное внимание, и она заслуженно должна занимать одно из первых мест в рейтинге экономических приоритетов. В Послании Федеральному Собранию Президент РФ отметил свободу предпринимательства, как важнейший экономический и общественно значимый вопрос [1].
Владимир Путин отметил улучшение делового климата в стране, но темп роста развития малого и среднего бизнеса остается медленным. Вклад данного сектора экономики в ВВП не превышает 21%, и его необходимо улучшить созданием благоприятной деловой среды [2].
Малый бизнес способен заполнить те ниши в своей деятельности, которые пустовали до определенного момента. Трудности заключаются в неустойчивом балансировании на рынке. Угроза разорения велика, такой нестабильности нет ни в одном секторе экономики [3].
Правительство Российской Федерации в течение нескольких лет запускает Программы поддержки малого и среднего бизнеса, но, несмотря на усилия государства доля участия в ВВП мало для такой огромной страны.
Российская экономика фактически переживает экономическую стагнацию, розничный товарооборот падает, снижение покупательной способности населения, рост цен, ослабление рубля, снижение цены на энергоресурсы. По словам министра экономического развития А. Улюкаева, на дискуссии «Стратегия-2030», потребительская модель уходит в прошлое, на смену ей грядет сберегательная стратегия поведения [4].
Для оптимального ведения бизнеса и его функционирования необходимы определенные условия, обеспечивающие экономическую и социальную стабильность, открытость и равновесность рынка, экономическую свободу главных звеньев любой отрасли экономики – производителей и потребителей.
Одной из двадцати железных цитат Маргарет Тэтчер было, то, что без экономической свободы никакой другой свободы быть не может. Такая свобода необходима для оздоровления экономики, поднятия ее на новый уровень развития.
Определены основные приоритеты устойчивого экономического развития:
- создание благоприятной деловой среды и улучшение делового климата. Особое внимание будет уделено реализации новых инициатив предпринимательского сообщества, практике правоприменения и взаимодействию с представителями бизнеса по результатам реализации «дорожных карт»;
- стабильность налоговых условий;
- повышение качества жизни, инвестиции в человеческий капитал.
Развитие малого и среднего сектора обусловлены отдельной спецификой развития экономики. Обеспечивая население рабочими местами, уплачивая налоги в разные уровни бюджета, существуют проблемы, которые необходимо выделить и принять меры для их устранения, разработать рекомендации [5].
Острая конкуренция, сдерживающая развитие бизнеса, считается одной из главных проблем. На рис. 1 представлены проблемы, сдерживающие развитие бизнеса.
Рис. 1. Проблемы развития бизнеса малого и среднего предпринимательства [3]
Решением проблемы являются:
- проведение регулярного мониторинга, что позволит получить анализ ее производительности;
- изучение рыночной ситуации;
- формирование маркетинговой политики;
- анализ эффективности работы.
На хозяйственную деятельность малых и средних предпринимательств оказывают влияние сразу несколько факторов. Их можно разделить на две группы: факторы внешней и внутренней среды. От этих факторов зависит процесс жизнедеятельности предприятия.
Внутренняя среда предприятия оказывает непосредственное воздействие на его функционирование. Маркетинг и финансы являются основными компонентами по эффективности и важности.
Предприятие, являясь открытой системой, зависит от внешних условий.
С помощью PEST-анализа рассмотрим влияние факторов на стратегию развития сферы малого и среднего бизнеса.
В политической сфере основным ограничением бизнеса является бюрократическая волокита, коррупция, отсутствие интереса со стороны местного самоуправления.
В рейтинге 174 стран по уровню коррупции за 2015 год Россия занимает 136‑ю строчку [6].
На условия ведения бизнеса оказывают влияние такие факторы, как частота изменения законодательства – большая часть времени уходит на приведение своего бизнеса в соответствие изменившемуся законодательству, а не на собственный бизнес.
Коррупция препятствует участию в государственных закупках, распределению фондов, финансированию, кредитованию, приватизации и т. д.
В списке негативных факторов, оказывающих отрицательное влияние на развитие бизнеса, существует проблема с доступом к кредитам или другим формам заемного финансирования (23,5%) как наиболее значимая, в сравнении с прошлым годом популярность этого варианта выросла более чем в 2 раза. Высокий уровень налогов, напротив, переместился за год в списке проблем со 2 на 3 позицию, потеряв в популярности почти в 1,5 раза [3].
Борьба с коррупцией должна носить системный характер. Из всего многообразия бюрократических проявлений, стоит выделить бюрократическую волокиту, начиная с создания собственного бизнеса, административная пассивность, злоупотребление полномочиями.
Исследования, мониторинг рынка позволили систематизировать ключевые проблемы и факторы, тормозящие развитие малого и среднего бизнеса.
Существующая налоговая нагрузка является препятствием для развития бизнеса. Уплата налогов и страховых взносов и изъятие этих средств из оборота с учетом проблемы доступа к внешнему финансированию и снижению спроса на товары и услуги еще больше обеспечивает неустойчивое функционирование бизнеса.
В числе главных проблем – нахождение рынков сбыта. Проблема со спросом на продукцию и услуги отмечается как наиболее значимый фактор [7].
За последние два года бизнес чутко реагировал на все изменения в политической сфере, правила игры для бизнеса ужесточались.
В экономической сфере значительно сокращаются инвестиции, наряду с активным оттоком капитала. С учетом экономической ситуации существуют проблемы, связанные с кредитованием малого и среднего бизнеса. Банки отказываются сотрудничать с малым бизнесом, из-за риска невозврата, взыскание долгов по заемным средствам не представляется возможным. Из-за действующих ограничений со стороны Банка России и увеличения ключевой ставки по кредитам, кредитные организации ограничены в своих возможностях. Ограниченный доступ к финансированию затрудняет получение заемных средств на капитальные и текущие расходы. Сложно получить долгосрочные кредиты и с отсрочкой на развитие. Подорожание импортного оборудования, необходимого для модернизации устаревшего основного фонда, увеличивают расходы бизнеса, растут цены на энергоносители, бензин, постоянные изменения страховых пенсионных взносов, ослабление национальной валюты, снижение спроса на российские энергоносители, курсы валют по отношению к рублю продолжают рост, цена на нефть остается низкой – все эти факторы сдерживают развитие бизнеса.
Социально-культурные факторы оказывают влияние на продвижение продукции и услуг [8]. На современном этапе сохраняется тенденция отдавать предпочтение натуральным и отечественным продуктам питания. Этот факт может оказать благоприятное влияние на товарооборот. Люди часто стали приобретать товары через интернет – магазины, уровень доверия к данному виду услуг повысился. Рост цен на товары и услуги снижают уровень спроса населения.
Технологические факторы являются необходимой составляющей развития бизнеса. Важным фактором конкурентоспособности предприятий представляют инновации, они вносят существенный вклад во внутренний валовой продукт страны. С неопределенностью экономической ситуации, проблема нестабильности в законодательстве вынуждает предпринимателей сворачивать инвестиционные планы. Поэтому финансовые средства в развитие бизнеса поступают в недостаточном количестве.
Проблемами, с которыми сталкиваются фирмы при трансфере инновационных технологий – высокая стоимость нововведений, экономический риск, длительные сроки окупаемости новых технологий, недостаток информации о новых технологиях и рынках сбыта.
Очевидно, что основной причиной ухудшения предпринимательского климата являются проблемы в экономике страны. Эта причина стала одним из факторов, повлиявших на общее изменение условий для ведения предпринимательской деятельности.
На рис. 2 представлен перечень проблем, связанных с развитием бизнеса.
Рис. 2. Проблемы развития малого и среднего бизнеса [3]
Проблемы малого и среднего бизнеса всегда оставались неизменными на протяжении нескольких лет – это и неподъемные налоги, невозможность получения кредита на льготных условиях, коррумпированность государственных структур, падающий потребительский спрос, недостаточно высокая квалификация сотрудников.
Определенное влияние на ключевые проблемы оказывает сфера деятельности, в которой занят субъект МСП. Так, для сельского хозяйства важной проблемой является вопрос источников финансирования, для представителей сектора услуг, торговли и строительства – острая конкуренция.
Самые проблемные и важные для данной категории предприятий сфер: налоговая нагрузка, государственный надзор и контроль.
В этой связи предприниматели ожидают со стороны государства принятие действенных мер.
Тема поддержки малого и среднего бизнеса за последние два года стала значимой и насыщенной по количеству комплексов предлагаемых мер, направленных на поддержку этого сектора экономики. В числе существенных мер – повышение эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса, расширение доступа к закупкам государственных компаний и компаний с государственным участием, к кредитным ресурсам, решение проблем, связанных с правовым, налоговым регулированием.
Для решения обозначенных проблем требуется комплексный подход по всем направлениям. В случае успешной реализации принятых и намеченных мер по улучшению бизнес – климата МСП, этот сектор экономики станет хорошим двигателем в развитии экономики страны.
Многие считают, сегодняшние реалии подходящими для ведения бизнеса, его модернизации и расширения производственных мощностей.
Первоочередные меры, которые может принять государство для стимулирования развития малого и среднего бизнеса:
- снижение налоговой нагрузки;
- увеличение объема финансовой поддержки;
- снижение административных барьеров, борьба с коррупцией;
- увеличение объема нефинансовой поддержки.
Предпринятые меры антикризисной программы для развития малого и среднего бизнеса:
- двухлетние налоговые каникулы ИП (производственные и бытовые услуги);
- возможность снижать ставки ЕНВД с 15% до 7,5%;
- возможность снижать ставки УСН по доходам с 6% до 1%;
- расширение доступа к закупкам у государственных и муниципальных организаций;
- расширение грантовой поддержки инновационных МП;
- расширение перечня ВЭД с возможностью применения патента;
- уплата патентных платежей самозанятыми гражданами при регистрации ИП;
- возможность снижать в 2 раза размер возможного дохода ИП;
- снижение избыточного антимонопольного контроля [3].
В финансовой сфере, налоговая политика становится одним из ключевых инструментов регулирования экономических процессов, создания привлекательной среды для инвестирования, развития бизнеса в стране. Внесены поправки в Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Были подкорректированы критерии отнесения к малому и среднему бизнесу.
С целью соблюдения баланса между государством и налогоплательщиком, в ответ на снижение налоговой нагрузки для компаний, занятых в «приоритетных» областях экономики, следует повышение налоговой нагрузки на «сверхдоходы» компаний и физических лиц.
Правительством предлагается ввести ряд преференций, обеспечивающих более комфортный налоговый режим для специальных инвестиционных контрактов [9].
Работа будет вестись по доходной для малого бизнеса теме госзакупок, минимизации проверок бизнеса надзорными органами и оказание услуг предпринимателям через многофункциональные центры. В каждом регионе будет создана маркетинговая карта, где предприниматель сможет найти информацию о незанятых бизнес-нишах, льготных кредитах и госгарантиях [10].
За последние два года бизнес чутко реагировал на все изменения в политической сфере, количество малых и средних предприятий уменьшилось.
Инфраструктура государственной и муниципальной поддержки МСП многообразна (см. табл. 1).
Несмотря на поддержку предпринимателей, государство выдвинуло ряд «бонусов» в виде субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне [11].
Таблица 1
Меры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса
Финансовая |
Поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства, молодежного предпринимательства, гранты |
Создание гарантийных фондов в целях предоставления поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга и т. п.) |
|
Содействие развитию микрофинансовых организаций, позволяющих представителям малого бизнеса получить доступ к заемным средствам, увеличение срока выдаваемых займов, уменьшение процентов по кредитам |
|
Имущественная |
Бизнес-инкубаторы, промышленные парки, технопарки |
Экспортная |
Центр поддержки экспорта |
Информационно-консультационная |
Создание и развитие инфраструктуры информационно-консультационной поддержки |
Маркетинговые, деловые центры, лизинговые компании |
|
Прочие виды |
Муниципальные программы |
Поддержка социального предпринимательства, центров социальных инноваций |
Министерство экономического развития ежегодно выделяет 22 млрд руб. на Программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Такая Программа дает положительный эффект на ключевые финансово-экономические показатели МСП, ВВП и бюджет РФ [12].
Таблица 2
Оценка эффективности Программы поддержки МСП
Совокупный ежегодный эффект от реализации Программы составляет:
|
Эффективной является консультационная поддержка в рамках ЦПП и ЦПЭ*. 1 руб. поддержки обеспечивает дополнительный прирост выручки на 641 и 119 руб. |
Поддержка влияет на все категории МСП:
|
*Примечание: ЦПП – Центры поддержки предпринимательства; ЦПЭ – Центры поддержки экспорта.
Малый и средний бизнес не всегда может рассчитывать на получение стартового капитала от кредитных организаций и инвесторов, и ему приходится самостоятельно решать эту проблему. Стартовый капитал для начинающего бизнесмена, вопрос главный и сложный. Доступными источниками финансирования могут стать долгосрочные инвестиции на срок от 5 до 7 лет, которые позволят компаниям-инвесторам получать прибыль в долгосрочной перспективе, а компаниям-производителям необходимые средства для развития бизнеса.
Предприняты ряд мер, направленные государством на развитие предпринимательства. Среди них наиболее значимые, как позитивные, так и негативные изменения, которые затрагивают малый и средний бизнес:
- государственный контроль и надзор – трехлетний мораторий на проведение плановых проверок, является наиболее из многообещающих перспектив. Запрет на проведение проверок, введение Единого реестра проверок, который будет размещаться на сайте Интернета для исключения проведения необоснованных мероприятий по контролю, со стороны надзорных органов;
- налоговые послабления – в 2015–2020 годах субъектами РФ могут приниматься законы о налоговых каникулах для индивидуальных предпринимателей с условиями их предоставления. Кроме того, в период с 2015–2018 годы дано поручение правительству обеспечения неизменности условий налогообложения и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды;
- пониженные административные штрафы дают возможность снизить административное давление на предпринимателей, что особенно актуально в непростой экономической ситуации, в период экономической нестабильности;
- расширение доступа малых предприятий к закупкам госкомпаний позволит увеличить доступ малых предприятий на рынок, активно развиваться;
- правовая база должна обеспечить защиту бизнеса и прав предпринимателей и бизнесменов, создающих предприятия, рабочие места и необходимую для экономики любой страны добавочную стоимость;
- расширены полномочия многофункциональных центров. С 2016 года МФЦ будут консультировать представителей малого и среднего бизнеса по программам государственной поддержки. В планах открыть подобные центры в формате коворкингов. Подобная инициатива способна улучшить качество и доступность услуг [13].
Программы развития малого и среднего бизнеса следует разрабатывать с учетом географического местоположения, ресурсной базы демографических факторов. Такая программа должна быть доступной, понятной, служить мотивационным фактором для предпринимателей.
Региональные проблемы развития малого и среднего бизнеса имеют весомый аргумент, поэтому при разработке программ поддержки необходимо их учитывать. Это целая группа социально-экономических факторов такие как, территориально-отраслевые особенности, платежеспособный спрос населения, трудовые ресурсы, климатические условия, уровень безработицы и другое.
В городах федерального значения малый и средний бизнес развит гораздо лучше, чем на периферии, потому что большое количество бизнеса сконцентрировано именно там. Поэтому развитие предпринимательства в значительной степени зависит от региональных факторов. Например, художница из Тюменской области представляет картины, написанные нефтью, в Астраханской области развит бизнес в сфере рыбного хозяйства, в Краснодарском крае гостиничный бизнес, туризм, создаются фермерские хозяйства. Наличие рекреационных ресурсов дают возможность развития туристического бизнеса, например, Владимир, Ярославль, Кострома и другие города, которые входят в «Золотое кольцо России».
Для обозначения и обсуждения проблем развития малого и среднего предпринимательства, планируются мероприятия по улучшению бизнес – климата. К примеру, в ходе ежегодного форума Опоры России будут подведены некоторые итоги по работе налоговых каникул, работе надзорных каникул, о которых говорил Президент РФ и многие другие вопросы, касающиеся данной темы.
Как элемент стратегии развития бизнеса, помимо государственных программ существуют другие меры, подходы и способы развития бизнеса. Семинары, вебинары, форумы, использование интернет-ресурсов, методическая литература – рассматриваются как традиционные методы совершенствования бизнеса.
Можно использовать скрытые возможности бенчмаркинга и успешно транспортировать опыт успешных компаний на собственные системы управления.
Литература миллионеров «Клиенты на всю жизнь», написанная успешным бизнесменом Карлом Сьюэллом, является руководством по маркетингу и развитию бизнеса. В книгу входит «обязательная программа» знаний миллионеров [14].
Для людей, которые хотят открыть свой бизнес, существует подборка книг по успешному ведению бизнеса и проявления себя в нем, как личности.
Теория 6 рукопожатий, а именно она находится в азбуке нетворкинга, можно использовать для продвижения своего бизнеса с помощью цепочки, которая может привести к нужной и полезной связи. С ее помощью можно расширять круг знакомых, создавать свой авторитет, продвигать свой бренд в обычной жизни и социальных сетях. Таким образом, вырабатывать привычку анализировать поступающую информацию и применять в своем бизнесе.
Использование таких ресурсов даст свои ожидаемые результаты.
Даже в условиях снизившейся покупательной способности населения, «рухнувшего» рубля, ограничения импорта из-за санкций Запада всегда есть способы и возможности реализации своих замыслов в рамках программ импортозамещения и развития экспорта. Также это будет поводом не терять бдительность и соблюдать дисциплину, просчитывать свои прогнозы и строить планы.
Оставаясь в зоне риска, Российская Федерация, согласно исследованиям Всемирного банка, улучшила свои показатели по созданию наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса, по сравнению с 2014 годом [15].
Таблица 3
Показатели степени благоприятности условий ведения бизнеса
в 2015 году
По степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности |
Позиция |
Регистрация бизнеса |
34 место |
Регистрация прав собственности |
12 место |
Уровень кредитования |
61 место |
Уровень налогообложения |
49 место |
Простота ликвидации предприятий |
65 место |
На повышение позиций России в рейтинге «Ведение бизнеса» реализуются различные инициативы, способствующие улучшению условий ведения бизнеса.
Природные ресурсы являются необходимым (но необязательным) условием развития экономики. Однако достижения научно-технического прогресса ведут к тому, что воздействие природно-ресурсного фактора на экономику развитых стран заметно ослабевает.
Степень активности малых и средних предприятий во многом зависят от политики государства, деловой активности и вовлеченности органов местной власти в этот процесс.
Важным шагом в этом направлении является разработка и принятие Долгосрочной стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года, которая призвана обеспечить прозрачность ведения бизнеса, решить проблемы снижения административных барьеров, обеспечить гарантированные и стабильные правила игры. Реализация стратегии запланирована в три этапа. Предусмотрена разработка детального плана мероприятий («дорожных карт»), для достижения целевых ориентиров поддержки малого и среднего предпринимательства до 2017 года [16].
Создана Федеральная корпорация по поддержке МСП, деятельность которой будет направлена на поддержку данного сектора и привлечение в сектор денежных средств как российских, так и иностранных организаций. Также корпорация призвана организовывать сопровождение инвестиционных проектов МСП.
Еще одним важным достижением является введение моратория на рост налоговых нагрузок и ставок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды на период до 2018 года, расширению видов деятельности на патентной системе налогообложения.
Главным остается – создание комфортных условий для ведения хозяйственной деятельности. Стратегически важному направлению уделяется особое внимание, создается необходимая инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса.
Российская экономика, переживает сложные времена, но имеет все шансы выйти из непростой экономической ситуации, пройдя через этот катарсис к возрождению.
Время покажет, насколько эффективными были принятые меры и сделаны верные шаги, чтобы в будущей перспективе малый и средний бизнес вырос количественно и качественно, занял новые отраслевые ниши, смог реализовать себя в экономическом пространстве.