Инновационная деятельность рассматривается в современном мире как условие достижения модернизации системы национального хозяйства, является связующим звеном при переходе к новой стадии производственного и социального прогресса.
«Инновации – введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях» [1].
Й. А. Шумпетер, как основоположник изучения сферы инноваций, считал, что инновация – системное изменение, подразумевающее внедрение новых видов товаров (работ, услуг) с дальнейшим их внедрением [2].
Исходя из международных стандартов, инновация является конечным результатом инновационной деятельности, который может быть в виде:
- новых или значительно усовершенствованных услуг или продуктов, которые внедрены на рынке;
- новых или значительно усовершенствованных технологических процессов;
- новых или усовершенствованных способов организации производства, которые используются на практике [3].
Инновации обусловлены как внешними, так и внутренними причинами. Внутренние причины связаны с самой деятельностью организации, т. е. её функционированием. Внешние причины, наоборот, связаны с удовлетворением потребностей внешнего окружения в товарах (работах, услугах). Исходя из потребительского спроса, производители вынуждены внедрять новые разработки, тем самым совершенствуя производственный процесс.
Среди основных свойств инноваций, во-первых, следует выделить научную и техническую новизну новых товаров (работ, услуг) для потребителей.
Во-вторых, новые инновационные товары (работы, услуги) должны быть коммерчески реализуемы.
В-третьих, одним из свойств инноваций выступает новизна внедряемых товаров (работ, услуг).
Тем не менее, как отмечают авторы О. А. Козлова, Е. В. Нечаева на практике, достаточно сложно определить критерий, согласно которому было бы возможно отличить инновационный продукт от модифицированного [4].
Инновации крайне важны, поскольку предприятия вынуждены предоставлять качественные товары (работы, услуги), неся минимальные издержки на их производство. Предприятия, которые осваивают инновации, приобретают преимущество перед другими конкурентами, что позволяет занимать долю не только во внешних, но и во внутренних рынках.
В соответствии со статьей 16.1 «Основные цели и принципы государственной поддержки инновационной деятельности» Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О науке и государственной научно-технической политике» «Государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и моровом рынках, улучшения качества жизни» [4]. Исходя из данного положения, инновации и инновационная деятельность напрямую влияет как на развитие российской экономики, так и на конкурентоспособность российских товаров, что в свою очередь позволяет говорить о развитии импортозамещения.
Зависимость от импортной продукции сдерживает экономический рост, что в значительной степени подрывает экономическую стабильность и безопасность страны и её регионов. С подобным явлением сталкиваются все страны без исключения, но особенно ярко данная проблема стоит перед Россией и её субъектами.
Введённые санкции против России осложнили и без того затруднительное экономическое положение как регионов, так и страны в целом. Но стоит заметить, что случилось всё так, как и должно было быть. Запад, не осознавая всех последствий от «санкционного натиска», решил «оказать помощь» России, – помочь развитию, как российской экономики, так и развитию импортозамещения в стране.
Так что же такое импортозамещение? Импортозамещение – тип стратегической, экономической политики государства, которая направлена на замену импортных товаров, пользующихся значительной долей спроса среди потребителей, отечественными товарами.
Импортозамещение, в сложившихся политических и экономических условиях, это не только «защитная реакция» и «ответ» на существующие и возможные в будущем санкции, но один из способов, который позволит обернуть угрозы в реальные возможности. Эти возможности направлены на увеличение значения развития российской экономики путём оказания поддержки отечественных производителей, повышения их конкурентоспособных качеств, как на национальном, так и на мировом рынках [5].
Импортозамещение – стратегическая политика, направленная на замену импортных товаров отечественными, что в дальнейшем позволит выйти за рамки «экспортно-сырьевого» развития России и Ханты-Мансийского автономного округа.
Как заявил Д. А. Медведев на форуме “World Trade Center Moscow”, посвященному влиянию экономических санкций на экономику России, важно и приоритетно изменить стратегию, путь развития экономики. «Мы уже работаем и будем работать дальше над развитием импортозамещения… Задача – не только догонять там, где мы отстали, но и пытаться выйти на мировой рынок с уникальной, инновационной продукцией».
Для «сдерживания» поступления импортной продукции России необходима четкая политика, сосредоточенная на «создании условий для эффективного импортозамещения. При этом должны использоваться все доступные для государства механизмы, а не только финансовые» [4].
В современных условиях уровень развития инноваций невысок, что свидетельствует об ограниченности процессов импортозамещения. Сократить отставание России в области импортозамещения возможно за счёт модернизации и реконструкции производства, введения новых производственных мощностей. Но все эти меры невозможны без изменений и модификаций в законодательстве для поддержки и содействия частного наукоёмкого бизнеса, политики субсидирования в рамках технического оснащения и субсидирования процентных ставок по кредитам, льготного налогообложения. Невозможно внедрение инноваций без стандартов и технических условий, что подразумевает развитие и усовершенствование стандартизации и метрологии в России.
Но стоит заметить, что процесс импортозамещения находится в прямой зависимости от конкурентоспособности, как импортозамещающей продукции, так и региона, страны в целом [7].
В результате, можно сделать вывод, что импортозамещение – это стратегическая, протекционистская политика государства, направленная на замещение импортных товаров отечественными. Реализация политики импортозамещения в значительной степени способствует продвижению отечественных товаров на мировой и национальный рынок, что в свою очередь, повышает конкурентоспособность страны и её регионов, создаёт определённую степень «суверенности» России и ХМАО-Югры «в глазах» мирового сообщества.
Инновационное импортозамещение – тип экономической политики государства, который подразумевает проведение мер по производству и продвижению отечественной продукции, аналогичной импортной, на национальный или мировой рынок. При этом отечественная продукция должна быть на позицию лучше импортной продукции по качественной характеристике, ценовой доступности. Отечественная продукция в данном случае должна быть не только лучше по качеству, но и по технологическим характеристикам, которые использовались при её разработке, т. е. использование технологических инноваций при производстве данного вида продукции. Если же выпускаемая продукция, товары, услуги не будут отвечать подобным требованиям, то импортозамещение, по сути, будет являться неполноценным. Можно сделать вывод, что снижение зависимого положения от импортной продукции возможно и реально за счёт внедрения инноваций различного генеза.
Политика в области импортозамещения должна предусматривать внедрение и использование инновационных технологий, гармонизацию экономического и социального развития страны, что предполагает акцентирование внимания, как на федеральном, так и региональном уровне.
Но как отмечают Е. Д. Богачева, А. Ш. Субхонбердиев в своей статье, проведение политики импортозамещения предполагает также создание искусственных стимулов (внешнеторговых, валютных, технических, административных и т. д.) для развития отдельных отраслей отечественной промышленности с целью повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке [7].
Далее проанализируем и дадим оценку инновационному развитию Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Технологическое переоснащение производств является главной проблемой, решение которой необходимо осуществлять посредством комплексного взаимодействия государства и бизнеса. В настоящее время в Югре в качестве приоритетных определена реализация следующих инвестиционных проектов: 1. Инвестиционный проект «Строительство Няганьской ГРЭС», инвесторы проекта – ОАО «Фортум» (бюджет проекта – 66 199 млн руб.). 2. Комплексный проект ОАО «Сибур», включающий строительство нового продуктопровода «Южно-Балыкская газонасосная станция – Тобольский нефтехимический комбинат» (31 999 млн руб.) и газокомпрессорная станция Южной лицензионной территории Приобского месторождения (5 009 млн руб.). 3. Строительство завода по производству ДСП, ОАО «Югра – Плит», г. Советский (3 652 млн руб.). 4. Реконструкция рыборазводного завода по воспроизводству ценных видов рыб в средней Оби в городе Ханты-Мансийске (1 050 млн руб.). 5. Строительство первого этапа тепличного комплекса 3,096 га ОАО «Агрофирма» в д. Ярки Ханты-Мансийского района (487 млн руб.) [8].
Естественно, что такая модернизация должна осуществляться в рамках приоритетных направлений долгосрочного экономического развития, т. е. должна отвечать требованиям инновационного импортозамещения. Как видно из вышесказанного, далеко не все проекты, выделенные в качестве приоритетных, отвечают условию структурной перестройки. В связи с этим, безусловно, стоит обратить пристальное внимание на недостаточное развитие наукоемкого бизнеса в ключевых отраслях окружной экономики. Однако стоит отметить работу окружных властей в этом направлении. Основной организацией инфраструктуры инновационной деятельности является автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Технопарк высоких технологий».
По состоянию на 01.01. 2015 г. резидентами АУ «Технопарк высоких технологий» в области инновационного импортозамещения являются:
- в сфере информационных технологий – 35 проектов;
- в сфере топливно-энергетического комплекса – 22 проекта;
- в сфере строительства и ЖКХ – 24 проекта;
- в сфере приборостроения и транспорта – 16 проектов;
- в сфере экологии – 10 проектов;
- в сфере медицины и биотехнологий – 16 проектов;
- всего – 123 предприятия.
В результате, можно сделать вывод, что наиболее популярными направлениями инновационного проектирования в рамках импортозамещения в ХМАО-Югре являются сферы информационных технологий, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса. Так, например, на долю информационных технологий приходится 28% от общей суммы инновационных проектов, на долю строительства и жилищно-коммунального хозяйства – 20% проектов, на долю топливно-энергетического комплекса – 18% инновационных проектов.
По состоянию на 01.01.2015 г. многие инновационные проекты резидентов АУ «Технопарк высоких технологий» находятся на стадии «коммерциализации» – 61 проект (50%), на стадии «посевная» находятся около 27 проектов (22%), а на стадии «идея» представлено 35 проектов (28%).
Показатель инновационной активности организаций промышленного производства ХМАО-Югры (по данным Росстата) за 2013 год составил 8%, за 2014 год – 6,8%. В целом по России данный показатель за 2 года не претерпевал никаких изменений и составил 10,9%.
Представленные данные показатели обоснованы и объективны, так как окружная политика в области импортозамещения не стоит на месте, постоянно развивается и совершенствуется. Можно судить не только об успешном внедрении инноваций, но и об эффективной политике в области импортозамещения.
Удельный вес организаций Ханты-Мансийского автономного округа, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций, по данным Росстата, в 2013 году составил 7,2%, а в 2014 г. – 4,7%. Исходя из данных, удельный вес организаций сократился в 2014 году на 2,5%. Следует так же заметить, что удельный вес организаций ХМАО, осуществлявших технологических инновации, по сравнению с общероссийскими показателями значительно ниже, разница составила в 2013 г. 2,5%, а в 2014 г. – 5%.
Среди прочих тенденций также стоит заметить, что пики роста такого показателя как удельный вес инновационных товаров в промышленном производстве наблюдаются по всей России с 2011–2013 гг., в то время как в Челябинской области пик роста показателей приходится на 2011 и 2013 гг. В 2011 г. произошёл рост показателя на 1,2% по сравнению с 2010 г., но в 2012 г. ситуация несколько ухудшилась, но уже в 2014 г. показатель удельного веса инновационных товаров в общем объёме отгруженных товаров организаций промышленного производства увеличился на 0,1% [9].
Наиболее успешными проектами политики инновационного импортозамещения Ханты-Мансийского автономного округа по состоянию на 01.01.2015 г. в топливно-энергетическом комплексе являются научные разработки таких компаний, как:
- ООО «Центр геологического моделирования». Компания разработала инновационную технологию «OilRiver», которая позволяет получить принципиально новую модель трещинно-блоковой структуры нефтяных скважин. Реализация технологии проводится как в ХМАО-Югре, так и в Ямало-Ненецком автономном округе.
- ООО «Сервисная нефтяная компания», занимающаяся внедрением инновационной технологии плазменно-импульсного воздействия в нефтегазовой отрасли. Технология нашла отзыв не только среди заказчиков Югры, но и среди представителей других регионов: ЯНАО, Челябинской, Томской и Свердловской областей.
- ООО «Гранула-СпецЦемент» занимается внедрением инновационных материалов и специальных цементных смесей для крепления скважин.
Наиболее успешными проектами политики инновационного импортозамещения Ханты-Мансийского автономного округа по состоянию на 01.01.2015 г. в сфере IT-технологий являются научные разработки таких компаний, как:
- ООО «ЭлСи Плюс» занимается внедрением программ обеспечения для процессингового центра обработки платежей. В настоящее время успешно функционирует проект на территории г. Ханты-Мансийска.
- ООО «Инновационные технологические системы». Компания разработала инновационную систему контроля и учёта топлива «СКАУТ» и систему биометрического контроля «БиоСКУД».
Наиболее успешными проектами политики инновационного импортозамещения Ханты-Мансийского автономного округа в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства являются научные разработки таких компаний, как:
- ООО «ЮграТехноГрупп». Компания занимается внедрением инновационных энергосберегающих технологий при потреблении энергоресурсов.
- ООО «Интексис». Компания занимается созданием собственного производства шкафов с инновационной технологией автоматики «ТЕКСИС-1», которые поставляет в другие регионы страны.
Наиболее успешными проектами политики инновационного импортозамещения Ханты-Мансийского автономного округа в сфере приборостроения и транспорта являются научные разработки таких компаний, как:
- ООО «Элехант». Компания занимается производством инновационных электронных устройств измерения газа.
- ООО «Скилаб». Компания реализует инновационное программное обеспечение для определения профиля лыж в зависимости от различных условий. Инновационная услуга реализуется не только в ХМАО-Югре, но и ЯНАО.
Наиболее успешными проектами политики инновационного импортозамещения Ханты-Мансийского автономного округа в сфере экологии и природопользования являются научные разработки такой компании, как ООО «Инновационные технологии управления отходами – Югра». Компания занимается реализацией комплекса по сбору и переработке отходов на основе инновационного контейнера «ЭкоСбор».
Поддержка импортозамещения в Ханты-Мансийском автономном округе реализована в двух документах окружного значения: в плане мероприятий «Дорожной карте» по содействию импортозамещения на 2015–2017 гг. и в плане мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в ХМАО-Югре на 2015 г. и на период 2016 и 2017 гг.
Правительство ХМАО-Югры подготовило план мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в ХМАО-Югре на 2015–2017 гг., который вступил в силу от 16 февраля 2015 г. № 62-рп. Особое внимание уделено мероприятиям, которые направлены на решение задач по импортозамещению и выходу на качественную, конкурентоспособную продукцию (товары, услуги). Среди основных и значимых направлений в плане выделены поддержка импортозамещения высокотехнологичных товаров и стимулирование инноваций, создание таких условий, которые в значительной степени будут способствовать развитию реального сектора экономики.
В плане мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в ХМАО-Югре уделено внимание реализации плана мероприятий «дорожная карта». Среди ожидаемых результатов по данному плану выделяют удовлетворение спроса на внутреннем рынке продукцией местного, собственного производства. Например, к 2018 г. планируется увеличить производство мяса (птицы и скота) на 3,0%; увеличить выращивание и продажу рыбы на 50,0%; увеличить количество местных участников-товаропроизводителей в ярмарках и выставках-продажах на 65,0%.
Правительство ХМАО-Югры подготовило план мероприятий «Дорожная карта» по содействию импортозамещения в округе на 2015–2017 гг., который вступил в силу от 6 февраля 2015 года №35-рп. Целью данной программы является «снижение зависимости Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от импорта товаров (работ, услуг) за счёт удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукцией отечественного производства, повышения эффективности использования импортируемых технологических ресурсов путём создания условий для развития конкурентоспособных эффективных организаций» [10].
По данным системы мониторинга средств массовой информации «Медиалогия» Ханты-Мансийский автономный округ вошёл в топ-15 регионов Российской Федерации, где вполне успешно реализуются государственные и региональные программы импортозамещения. Так, в III квартале 2015 г. (1 июля – 30 сентября) Югра заняла 15‑е место. Ханты-Мансийский автономный округ обошли в реализации мер по импортозамещению такие крупные регионы, как Краснодарский край (1‑е место), Москва (2‑е место), Свердловская область (3‑е место), Челябинская и Омская области (4‑е и 5‑е места соответственно) [11].
Импортозамещение – это не только переходной этап развития собственного производства на отечественном, внутреннем рынке, но и «проводник» в рамках перехода к экспортной ориентации государства. Исходя из этого, можно сделать вывод, что механизм импортозамещения должен соответствовать экспортной политике. Обязательно нужно контролировать и наблюдать за уровнем импортозависимости некоторых видов экономической деятельности.
Эффективность политики инновационного импортозамещения заключается в том, что подобная политика позволяет в значительной мере увеличивать потребление собственных товаров и сокращать объём импортных товаров, которые зачастую являются дорогими [11, 12].
Импортозамещение положительно влияет на стабильность отечественного производства, формирует спрос дополнительный на собственные товары и средства труда. Импортозамещение формирует новые производства, увеличивает долю налоговых поступлений в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа и страны в целом. Всё это способствует экономической стабильности страны и округа, развитию конкурентоспособности.