Full text

Политическую систему можно определить как целостную и динамичную совокупность однотипных, но дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения.

По своей сути политическая система характеризует глубинные, качественно определенные основания организации публичной государственной власти в масштабах общества, отображая базовые предпосылки и факторы воспроизводства отношений государства и социума в целом. Политическая система – это ансамбль однородных, однотипных структур и отношений, обладающий внутренней целостностью и воспроизводящий доминирующие позиции во власти тех или иных социальных сил. Иными словами, политическая система есть качественная характеристика политических порядков, свидетельство степени внутренней упорядоченности, организованности и однотипности составляющих власть базовых элементов.

Центральным институтом политической системы выступает государство. Для анализа политического режима как одного из аспектов политической системы, следует остановиться на понятии формы государства и анализе всех ее элементов. Форму государства принято характеризовать как особый способ образования, организации и осуществления государственной власти. Форму государства можно рассматривать как комплексную характеристику правового порядка формирования [9, с. 158].

Форма государства в разных странах имеет особенности, характеризующие каждое государство как особое политико-правовое образование. При развитии общества и государства все элементы формы государства развиваются и наполняются новым содержанием. Развитие элементов формы государства происходит во взаимосвязи и во взаимозависимости. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства [5, с. 95].

Все элементы формы государства составляют органическое единство, они не могут рассматриваться без взаимосвязи. Анализируя форму правления, форму государственного (территориального) устройства и политический режим, мы должны их рассматривать не как три самостоятельные формы, а как три аспекта единой формы государства. Все эти элементы в каждом конкретном случае принимают, неповторимы облик, создавая каждое уникальное государство.

Все известные нам государства представляют собой совокупность всех трех элементов формы государства. Однако, данное единство не означает тождества и не является абсолютным, неразрывным. Любой из рассматриваемых элементов государства является относительной самостоятельностью, они способны развиваться и существовать относительно самостоятельно.

Составные элементы формы государства являются независимыми, они могут развиваться и изменяться самостоятельно каждый, независимо от других элементов. При этом один или два элемента могут сохраняться, остальные изменяться. Для такой формы как монархия, при ее неизменности могут меняться как форма государственного устройства, так и политический режим, возможно изменение только политического режима. Например, конституционная монархия в Великобритании сохраняется, а колониальная империя прекратила свое существование; во Франции было пять республик, а политический режим был различным.

Форма государства, независимо какой своей стороной она проявляется или как она выражается, всегда обладает самой непосредственной связью с властью государства.

Следовательно, форма государства, как объективная реальность и как понятие, содержит в себе в обязательном порядке три безусловных элемента: форма правления, форма государственного устройства и политический (государственный) режим. Все эти элементы образуют единое целое в данном состоянии, а форма государства является органическим единством. Каждый элемент формы государства в каждом конкретном государстве своеобразен, имеет свои типичные черты, различия от аналогичных элементов другого государства. В связи с этим, в мире такое разнообразие государств, почти не существует двух безусловно одинаковых государств, каждое из них имеет типичными различиями, признаками уникальности, которые заключаются в том или ином элементе формы государства.

Функциональный и динамический аспекты государства выявляются в политическом режиме. В самом всеобщем значении, это технология создания и реализации политической власти в государстве.

Возникнув в научном обороте в 60-е гг. XX в., категория «политический режим», в соответствии с научными работами одних ученых, в силу синтетического характера имелась возможность рассмотрения в качестве синонима формы государства. Другие авторы указывают, что политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам в понимании политического режима [7, с. 14].

Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, так как он абстрагирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством установленных функций. Политический режим определяется в рамках широкого и узкого подходов, так как это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах: государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т. п.) – испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т. д. Государство подвергается воздействию со стороны общественно-политической «среды обитания». Такое влияние распространяется на форму государства, в частности на политический режим.

Следует обратить внимание на соотношение понятий «политический режим» и «государственный режим». По мнению многих исследователей, политический режим представляет собой более обширное явление, чем государственный режим. Политический режим включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов) [14, с. 106].

Политический режим объединяет как политические институты, так и методы осуществления государственной власти; объем прав и свобод человека; методы выработки политических решений; характер взаимоотношений между государством и гражданским обществом. Наряду с этим режим указывает на социальную природу власти: положение личности в обществе [8, с. 119].

Политический режим, как правило, всегда является политико-правовым режимом, поэтому определение политического режима всегда связано с тем, в каких правовых или антиправовых формах он предстает перед исследователем. На­именование «политико-правовой режим» – это компромиссное наименование, которое обособляется от режима «политического» и подчеркивает его правовую сущность. То есть, по сути, это политический режим, дей­ствующий в правовых формах [11, с. 10]. Именно конкретная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точно определять вид политического режима, прогнозировать его динамику.

Вывод о неразрывной связи политического режима и его правовой формы, подкрепленной историческим анализом и теоретическим рассуждениями в рамках современного социального знания, имеет научное и практическое значение. По виду политического режима подчас обозначают и само государство, его природу, поскольку политический режим воплощает самые основные характеристики государственного властвования [4, с. 13].

Таким образом, для характеристики формы государства имеют важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни) [2, с. 133].

В основе политического режима в конкретном общественном образовании лежат свойственные ему тип легитимации власти, структура политических институтов, система и место партий, форма и роль государства, определенное сочетание системы партий, способа голосования, методов принятия решений, структуры и роли групп давления.

Под политическим режимом многие ученые (М. Н. Марченко, В. В. Мамчун, В. С. Нерсесянц) понимают совокупность методов, приемов и средств, с помощью которых властные органы управ­ляют обществом и обеспечивают стабильность политической ор­ганизации [1, с. 10]. Политический режим выявляет вопрос о том, кому принадлежит реальная политическая власть в данном обществе, какими методами она реализовывается, как корреспондируются и взаимодействуют гражданское общество и государство, какой объем прав и свобод личности, социальных групп и реальные возможности их осуществления.

В этой характеристике формы государства отображаются внеправовые или правовые способы осуществления государственной власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия в управлении народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д. [16, с. 58].

Качественными характеристиками политического режима являются объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических институтов, методы выработки политических решений [7, с. 24].

По мнению В. С. Нерсесянца, различные формы политического режима, будучи правовыми по своей сущности, вместе с тем отличаются друг от друга уровнем и степенью своей правовой развитости, характером и качеством соответствующего правового порядка, правовых приемов и процедур осуществления государственной (политической, публичной) власти.

В соответствии с принятыми в научной литературе критериями деления политические режимы подразделяются на две группы: демократические и антидемократические. Данные разновидности политических режимов можно рассматривать как два противоположных полюса (две типологизированные крайности) в правовом пространстве бытия и функционирования государства, способах и приемах реализации государственной власти. Данные виды политических режимов можно рассматривать как крайние полюсами развитости и неразвитости правовых свойств и качеств. Помимо этих видов, можно видеть большое количество различных промежуточных (с точки зрения их правовой развитости) ступеней, форм и способов осуществления государственной власти, но принципиальное значение имеют именно «пограничные ситуации» правового пространства и выражающие их противоположные типы государственно-правовых режимов [10, с. 15].

Для современных политических режимов характерно переходы от одно­го типа режима к другому [3, с. 141]. Так, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием [13, с. 149].

Понятие «политический режим» включает следующие качественные признаки:

-          уровень участия народа в создании и развитии различных институтов политической власти;

-          гарантированность прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

-          гарантированность прав и свобод личности;

-          характеристику реализации отдельных механизмов осуществления власти в обществе;

-          степень реализации политической власти непосредственно народом;

-          положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

-          место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

-          учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

-          принципы взаимоотношения общества и власти;

-          меру политического плюрализма, в том числе многопартийности;

-          существование реальных механизмов привлечения к политической и государственной ответственности должностных лиц, включая самых высших [6, с. 104].

Данные признаки дают возможность охарактеризовать режим, обладающий таким признаком демократическим или антидемократическим. Причем уровень демократичности или антидемократичности режима можно измерить количеством признаков, наличествующих или отсутствующих в деятельности того или иного государства. Именно совокупность этих признаков позволяет проводить дальнейшую внутреннюю дифференциацию указанных двух основных видов политических режимов.

Политический режим определяет, как осуществляется власть, как функцио­нируют политические институты и политические отношения, какова динамика политической системы, как соотносятся между собой власть и общество, кто ко­го контролирует, а также обеспечивает достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты [12, с. 39].

Для определения политического режима, как элемента формы государства необходимо рассмотреть отличительные черты, по которым возможно выделение отдельных видов политических режимов. При рассмотрении различных видов политических режимов следует различать такие близкие понятия как тоталитарный режим и авторитарный режим. Для их различия необходимо провести сравнительный анализ, определив общие и отличительные черты. Особо хотелось бы остановиться на отличительных чертах тоталитаризма, которые отличают данный вид политического режима от иных недемократических.

Одним из основных отличительных черт тоталитаризма является то, что политическая структура строится вокруг партии – носителя идеологии. Именно эта партия создает тоталитарный режим. Государство становится инструментом правящей партии, его институты становятся главными орудиями осуществления власти идеоло­гической. Государственные органы фактически срастаются с партийными органами и дублируют их. Политические режимы являются особенными в каждой стране, и на разных этапах исторического развития государств. На формирование и развитие политических режимов влияют множество разнообразных факторов. К этим факторам можно отнести экономические, социальные, национальные, религиозные и другие факторы. Соответственно, существуют различные виды политических режимов.

При тоталитарном режиме существенно возрастает роль идеологии в жизни общества. Можно отметить, что тоталитарное общество создаёт свою, осо­бенную, самостоятельную и самодостаточную идеологию и культуру, ориентированную на «внутреннего» потребителя, ставящую своей целью поддержание стабильности общества и государства [4, с. 64]. Официальная идеология, существующая в тоталитарном государстве, формируется правящей партией и становится государственной идеологи­ей. Государство придает официальной идеологии общеобяза­тельный характер путем законодательной деятельности и обеспечивается государственным принуждением. Официальная идеология прони­кает во все сферы общества, государство действует на основе этой идеологии как во внутренней, так и во внешней деятельности. Государственная идеология становится обязательной для всех субъектов права, любые иные взгляды, не соответствующие государственной и политической идеологии, подвергаются запретам и гонениям. Тоталитарная идеология охватывает все сферы жизнедеятельности и при этом государство и правящая партия ставят своей целью распространение её еще более активно, по отношению ко всем лицам. Благодаря такой идеологии государство видит единственно верное истолкование объективной реаль­ности, объяснение всего существующе­го, на обоснование единственно верного пути в будущее, на воплощение истины в последней инстанции. Тоталитарная идео­логия строится на убеждении в возможности и необходимости переустройства обще­ства. В основе такой идеологии можно видеть веру в ее основные положения и негативное отношение к любой критической оценке постулатов этой идеологии. На основе такой оценки, тоталитарную идеологию можно рассматривать как разновидность квазирелигии. Тоталитарная идеология нацеливает государство на ее распространение как в рамках общества данного государства, так и ее распространение на территории других государств. Это приводит к агрессивному настрою тоталитарного государства по отношению к другим государствам. Для авторитарного государства не характерно наличие такой систематизированной государ­ственно-обязательной идеологией. При авто­ритаризме могут существовать некоторые признаки контролируемого плюра­лизма и даже наличие некоей «полуоппозиции». В авторитарных государствах идеология не такая общеустановленная как в тоталитарных государствах, государство в меньшей степени вмешивается в личную жизнь, однако в ограниченном объеме может диктовать населению обязательные формы поведения и контролировать политическую деятельность в государстве. Авторитарный режим основывается на обычных традиционных ценностях. Он не несет в себе попыток распространять свою идеологию по отношению к другим государствам [16, с. 473].

Тоталитарный режим, при всей его жесткости, нуждается в поддержке народных масс, его установление осуществляется при их активном участии. Народ участвует в навязывании тоталитарного режима самому себе. Тоталитарные режимы стараются опираться на поддержку массовых партий, которые ранее не входил в состав правящей верхушки. Все это приводит к активному поклонению народом главе государственных партий, формирующих власть в государстве [17, с. 98].

Авторитарный режим устанавливается вопреки мнению большинства или без его поддержки и согласия. Большинство населения негативно относится к поли­тическому руководству страны, остава­ясь в стороне от политического противо­борства, вследствие чего авторитарный политический режим устанавливается в основном путем верхушечных, «дворцо­вых», военных переворотов. Авторитарный режим устанавливается путем навязы­вания власти меньшинством большинству. Это приводит к последующему отсутствию массовой народной поддержки авторитарной власти и отсутствию поклонения политическим лидерам власти. Власти стараются при этом опираться на органы принуждения, сформированные в государстве – армию, государственную бюрократию, церковь.

Таким образом, политический режим – это функциональный аспект политической системы, методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.