Full text

Эффективное использование трудового потенциала предприятий сферы гостеприимства должно основываться на постоянном, всестороннем и глубоком исследовании состояния развития гостиничного хозяйства России.
Исследования гостиничного хозяйства России на мировом уровне указывает на ухудшение позиции России относительно развития гостиничного хозяйства в других государствах. Эту тенденцию отражает отчет Всемирного экономического форума (место проведения Давос), который публикуется раз в два года. Для определения страны в общем мировом рейтинге используется индекс конкурентоспособности в сфере гостеприимства (The Travel & Tourism Competitiveness Index) [1]. Надо отметить, что индекс конкурентоспособности в сфере гостеприимства предоставляет исчерпывающую сравнительную информацию о сильных и слабых конкурентных позициях страны на мировом уровне. Он состоит из трех составляющих: нормативно - правовая база в сфере гостеприимства; туристическая бизнес - среда и инфраструктура; человеческие, культурные и природные ресурсы каждой страны в сфере гостеприимства. Каждая составляющая содержит 5 групп показателей (рис. 1).

  1. Государственная политика и регулирование в сфере гостеприимства определяют степень содействия политической среды развития туристического сектора в стране. Факторами данной группы являются: предоставление преимуществ зарубежным владельцам; оговорки имущественных прав; поощрение прямых иностранных инвестиций; необходимость виз и сложность их получения; открытость страны для двусторонних соглашений о воздушном сообщении; прозрачность государственной политики в сфере гостеприимства; время и расходы на открытие бизнеса [2].

2. Политика правительства по охране окружающей среды и факторы, способствующие повышению экологической устойчивости, имеют решающее значение для обеспечения туристической привлекательности страны в будущем. К факторам данной группы относятся: жесткость и степень регулирования экологических норм; устойчивое развитие туристической индустрии; выбросы углекислого газа; концентрация твердых частиц в воздухе; исчезающие виды флоры и фауны; ратификация конвенций по охране природы.

3. Безопасность является важнейшим фактором, определяющим туристическую конкурентоспособность страны. Туристы воздерживаются от поездок в опасные страны, что делает их менее привлекательными для развития туристического сектора. Здесь принимаются во внимание следующие факторы: затраты бизнеса на борьбу с терроризмом, преступностью и насилием; надежность полиции; количество дорожно - транспортных происшествий [3].

 

Рисунок 1 - Субиндексы конкурентоспособности в сфере гостеприимства

 

4. К факторам, которые определяют уровень здравоохранения, и санитарии в стране относят: количество врачей и больничных коек; доступность средств улучшения санитарии; доступность питьевой воды хорошего качества.

5. Факторами предоставления правительством страны приоритетности развития туристической сферы выступают: признание правительством приоритетности развития туристической индустрии; бюджетные расходы на туризм; эффективность маркетинга для привлечения туристов; участие страны в международных туристических выставках [4].

6. Инфраструктура авиатранспорта обеспечивает авиасообщение как внутри страны, так и за ее пределами. Ее факторами являются: качество инфраструктуры; внутренние и международные рейсы; внутренний пассажиропоток - километраж; международный пассажиро - километраж; вылеты на 1000 населения; плотность сети аэропортов; количество авиакомпаний; сеть международных авиасообщений.

7. Большое значение для удобного перемещения по стране имеет качество наземного транспорта. При этом учитывается такие факторы как: качество дорог; качество инфраструктуры железных дорог и портов; качество национальной транспортной сети; плотность сети автодорог.

8. Факторами оценки туристической инфраструктуры являются: количество гостиничных номеров; наличие крупных компаний по аренде автомобилей; наличие банкоматов, принимающих карты VISA.

9. Учитывая возрастающее значение информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) для современной туристической индустрии, в т.ч. Для планирования туристических маршрутов, покупки проездных билетов и бронирование проживания, эксперты оценивают их по таким факторам: использование интернета бизнесом; количество пользователей интернета; количество стационарных телефонов; широкополосный доступ в интернет; количество абонентов мобильной связи.

10. При определении ценовой конкурентоспособности туристической индустрии принимаются во внимание следующие факторы: налоги и сборы в аэропортах паритет покупательной способности; налогообложения в стране; уровень цен на топливо; относительная стоимость размещения в отеле.

11. Человеческие ресурсы. Этот показатель состоит из двух групп: обучение и тренинги, и доступность квалифицированной рабочей силы. Факторами первой группы являются: количество населения, имеющего начальное образование; количество населения, имеющего среднее образование; качество системы образования; локальная доступность специализированных услуг по обучению и тренинговым услугам; степень подготовки кадров. К факторам второй группы относятся: практика найма и увольнения работников; привлечение иностранной рабочей силы; распространенность ВИЧ; вклад бизнеса в борьбе с ВИЧ / СПИДом; средняя продолжительность жизни в стране [5].

12. Уровень гостеприимства определяет степень открытости страны для туризма и иностранных гостей. Факторами оценки являются: уровень открытости для туризма; отношение населения страны к иностранным туристам; возможность продления сроков деловых поездок.

13. Страны, которые в состоянии предложить туристам доступ к природным активов имеют выраженное конкурентное преимущество. К факторам оценки относятся: количество природных объектов мирового наследия; территории, которые находятся под охраной; качество природной среды; всемирно известные виды флоры и фауны [6].

14. Факторами оценки культурных ресурсов являются: культурные объекты мирового наследия; количество спортивных стадионов; количество международных ярмарок и выставок в стране; экспорт в сфере культуры и искусства [9].

В 2015 г. в рейтинге конкурентоспособности Россия заняла 45 место среди 141 стран мира рядом с Южной Африкой и Индией, тогда как в 2013 г. – 63 место среди 140 стран [7].

Рассмотрим, как изменились показатели конкурентоспособности России в сфере гостеприимства за 2009, 2011, 2013,2015 года (таблица 1).

 

Таблица 1 - Показатели конкурентоспособности России в сфере туризма*

Показатель

Место в рейтинге, год

Динамика изменений

Бал

2015 год

2015

2013

2011

2009

  1. 1.                       1. Нормативно-правовая база в сфере гостеприимства

109

92

73

79

-17

4

-          государственная политика и регулирование в сфере гостеприимства

109

123

126

114

+14

4

-          экологическая стойкость

106

134

98

114

+28

3,7

-          уровень безопасности

126

113

113

129

-13

3,9

-          уровень охраны здоровья и санитарии

6

14

11

10

+8

6,7

-          приоритетность туризма

90

111

102

75

+21

4,3

  1. 2.      Туристская бизнес-среда и инфраструктура

46

46

53

61

-

4,7

-          инфраструктура авиатранспорта

22

33

30

30

+11

4,4

-          инфраструктура наземного транспорта

92

93

95

81

+1

3,1

-          туристская инфраструктура

54

40

45

60

-14

4,7

-          инфраструктура телекоммуникаций

54

37

46

50

-17

4,8

-          ценовая конкурентоспособность туристской индустрии

92

72

75

108

-20

5

  1. 3.      Человеческие, культурные и природные ресурсы в сфере гостеприимства

54

58

45

38

+4

4,8

-          человеческие ресурсы

38

92

78

88

+54

4,8

-          уровень гостеприимства

99

138

136

123

+39

4,3

-          природные ресурсы

34

37

27

23

+3

3,8

-          культурные ресурсы

21

39

35

30

+18

3,3

 * The Travel & Tourism Competitiveness Report 2009-2015

 

По показателю нормативно-правовая база в сфере гостеприимства Россия в 2015 году занимала 109 место. Негативная тенденция вызвана ухудшением ситуации уровня безопасности – 126 место.

Позитивная тенденция наблюдается по показателю бизнес - среды и инфраструктуры (46 место против 53 в 2011 году) за счет улучшения ситуации в наземном транспорте (93 место), развития туристской инфраструктуры (40 место), инфраструктуры телекоммуникаций (37 место) и ценовой политики (72 место).

Отрицательная динамика наблюдается по показателю «Человеческие, культурные и природные ресурсы в сфере гостеприимства». Так, в 2013 году произошло снижение на 14 пунктов по показателям: человеческие ресурсы (92 место), природные ресурсы – 10 пунктов (37 место) и общему уровню гостеприимства на 2 пункта 138 место из 140 стран.

Проведенный анализ дал возможность оценить конкурентоспособность России среди 141 стран мира и выявить недостатки в нормативно-правовой базе, туристской бизнес - среде и в развитии человеческих, культурных и природных ресурсов России.

Дальнейшими направлениями улучшения положения России в рейтинге является:

- улучшение работы всех государственных институтов (включая судебную систему) [8];

- упрощение налогообложения и процесса прохождения таможенных процедур;

- разработка четкой стратегии развития сферы туризма с учетом типологии клиентов, с применением соответствующих ценовых рычагов и с продуманной туристической маркетинговой стратегией в стране и отдельных регионах, а также построения эффективного государственно-частного партнерства в сфере туризма.