Эффективное использование трудового потенциала предприятий сферы гостеприимства должно основываться на постоянном, всестороннем и глубоком исследовании состояния развития гостиничного хозяйства России.
Исследования гостиничного хозяйства России на мировом уровне указывает на ухудшение позиции России относительно развития гостиничного хозяйства в других государствах. Эту тенденцию отражает отчет Всемирного экономического форума (место проведения Давос), который публикуется раз в два года. Для определения страны в общем мировом рейтинге используется индекс конкурентоспособности в сфере гостеприимства (The Travel & Tourism Competitiveness Index) [1]. Надо отметить, что индекс конкурентоспособности в сфере гостеприимства предоставляет исчерпывающую сравнительную информацию о сильных и слабых конкурентных позициях страны на мировом уровне. Он состоит из трех составляющих: нормативно - правовая база в сфере гостеприимства; туристическая бизнес - среда и инфраструктура; человеческие, культурные и природные ресурсы каждой страны в сфере гостеприимства. Каждая составляющая содержит 5 групп показателей (рис. 1).
- Государственная политика и регулирование в сфере гостеприимства определяют степень содействия политической среды развития туристического сектора в стране. Факторами данной группы являются: предоставление преимуществ зарубежным владельцам; оговорки имущественных прав; поощрение прямых иностранных инвестиций; необходимость виз и сложность их получения; открытость страны для двусторонних соглашений о воздушном сообщении; прозрачность государственной политики в сфере гостеприимства; время и расходы на открытие бизнеса [2].
2. Политика правительства по охране окружающей среды и факторы, способствующие повышению экологической устойчивости, имеют решающее значение для обеспечения туристической привлекательности страны в будущем. К факторам данной группы относятся: жесткость и степень регулирования экологических норм; устойчивое развитие туристической индустрии; выбросы углекислого газа; концентрация твердых частиц в воздухе; исчезающие виды флоры и фауны; ратификация конвенций по охране природы.
3. Безопасность является важнейшим фактором, определяющим туристическую конкурентоспособность страны. Туристы воздерживаются от поездок в опасные страны, что делает их менее привлекательными для развития туристического сектора. Здесь принимаются во внимание следующие факторы: затраты бизнеса на борьбу с терроризмом, преступностью и насилием; надежность полиции; количество дорожно - транспортных происшествий [3].
Рисунок 1 - Субиндексы конкурентоспособности в сфере гостеприимства
4. К факторам, которые определяют уровень здравоохранения, и санитарии в стране относят: количество врачей и больничных коек; доступность средств улучшения санитарии; доступность питьевой воды хорошего качества.
5. Факторами предоставления правительством страны приоритетности развития туристической сферы выступают: признание правительством приоритетности развития туристической индустрии; бюджетные расходы на туризм; эффективность маркетинга для привлечения туристов; участие страны в международных туристических выставках [4].
6. Инфраструктура авиатранспорта обеспечивает авиасообщение как внутри страны, так и за ее пределами. Ее факторами являются: качество инфраструктуры; внутренние и международные рейсы; внутренний пассажиропоток - километраж; международный пассажиро - километраж; вылеты на 1000 населения; плотность сети аэропортов; количество авиакомпаний; сеть международных авиасообщений.
7. Большое значение для удобного перемещения по стране имеет качество наземного транспорта. При этом учитывается такие факторы как: качество дорог; качество инфраструктуры железных дорог и портов; качество национальной транспортной сети; плотность сети автодорог.
8. Факторами оценки туристической инфраструктуры являются: количество гостиничных номеров; наличие крупных компаний по аренде автомобилей; наличие банкоматов, принимающих карты VISA.
9. Учитывая возрастающее значение информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) для современной туристической индустрии, в т.ч. Для планирования туристических маршрутов, покупки проездных билетов и бронирование проживания, эксперты оценивают их по таким факторам: использование интернета бизнесом; количество пользователей интернета; количество стационарных телефонов; широкополосный доступ в интернет; количество абонентов мобильной связи.
10. При определении ценовой конкурентоспособности туристической индустрии принимаются во внимание следующие факторы: налоги и сборы в аэропортах паритет покупательной способности; налогообложения в стране; уровень цен на топливо; относительная стоимость размещения в отеле.
11. Человеческие ресурсы. Этот показатель состоит из двух групп: обучение и тренинги, и доступность квалифицированной рабочей силы. Факторами первой группы являются: количество населения, имеющего начальное образование; количество населения, имеющего среднее образование; качество системы образования; локальная доступность специализированных услуг по обучению и тренинговым услугам; степень подготовки кадров. К факторам второй группы относятся: практика найма и увольнения работников; привлечение иностранной рабочей силы; распространенность ВИЧ; вклад бизнеса в борьбе с ВИЧ / СПИДом; средняя продолжительность жизни в стране [5].
12. Уровень гостеприимства определяет степень открытости страны для туризма и иностранных гостей. Факторами оценки являются: уровень открытости для туризма; отношение населения страны к иностранным туристам; возможность продления сроков деловых поездок.
13. Страны, которые в состоянии предложить туристам доступ к природным активов имеют выраженное конкурентное преимущество. К факторам оценки относятся: количество природных объектов мирового наследия; территории, которые находятся под охраной; качество природной среды; всемирно известные виды флоры и фауны [6].
14. Факторами оценки культурных ресурсов являются: культурные объекты мирового наследия; количество спортивных стадионов; количество международных ярмарок и выставок в стране; экспорт в сфере культуры и искусства [9].
В 2015 г. в рейтинге конкурентоспособности Россия заняла 45 место среди 141 стран мира рядом с Южной Африкой и Индией, тогда как в 2013 г. – 63 место среди 140 стран [7].
Рассмотрим, как изменились показатели конкурентоспособности России в сфере гостеприимства за 2009, 2011, 2013,2015 года (таблица 1).
Таблица 1 - Показатели конкурентоспособности России в сфере туризма*
Показатель |
Место в рейтинге, год |
Динамика изменений |
Бал 2015 год |
|||
2015 |
2013 |
2011 |
2009 |
|||
|
109 |
92 |
73 |
79 |
-17 |
4 |
- государственная политика и регулирование в сфере гостеприимства |
109 |
123 |
126 |
114 |
+14 |
4 |
- экологическая стойкость |
106 |
134 |
98 |
114 |
+28 |
3,7 |
- уровень безопасности |
126 |
113 |
113 |
129 |
-13 |
3,9 |
- уровень охраны здоровья и санитарии |
6 |
14 |
11 |
10 |
+8 |
6,7 |
- приоритетность туризма |
90 |
111 |
102 |
75 |
+21 |
4,3 |
|
46 |
46 |
53 |
61 |
- |
4,7 |
- инфраструктура авиатранспорта |
22 |
33 |
30 |
30 |
+11 |
4,4 |
- инфраструктура наземного транспорта |
92 |
93 |
95 |
81 |
+1 |
3,1 |
- туристская инфраструктура |
54 |
40 |
45 |
60 |
-14 |
4,7 |
- инфраструктура телекоммуникаций |
54 |
37 |
46 |
50 |
-17 |
4,8 |
- ценовая конкурентоспособность туристской индустрии |
92 |
72 |
75 |
108 |
-20 |
5 |
|
54 |
58 |
45 |
38 |
+4 |
4,8 |
- человеческие ресурсы |
38 |
92 |
78 |
88 |
+54 |
4,8 |
- уровень гостеприимства |
99 |
138 |
136 |
123 |
+39 |
4,3 |
- природные ресурсы |
34 |
37 |
27 |
23 |
+3 |
3,8 |
- культурные ресурсы |
21 |
39 |
35 |
30 |
+18 |
3,3 |
* The Travel & Tourism Competitiveness Report 2009-2015
По показателю нормативно-правовая база в сфере гостеприимства Россия в 2015 году занимала 109 место. Негативная тенденция вызвана ухудшением ситуации уровня безопасности – 126 место.
Позитивная тенденция наблюдается по показателю бизнес - среды и инфраструктуры (46 место против 53 в 2011 году) за счет улучшения ситуации в наземном транспорте (93 место), развития туристской инфраструктуры (40 место), инфраструктуры телекоммуникаций (37 место) и ценовой политики (72 место).
Отрицательная динамика наблюдается по показателю «Человеческие, культурные и природные ресурсы в сфере гостеприимства». Так, в 2013 году произошло снижение на 14 пунктов по показателям: человеческие ресурсы (92 место), природные ресурсы – 10 пунктов (37 место) и общему уровню гостеприимства на 2 пункта 138 место из 140 стран.
Проведенный анализ дал возможность оценить конкурентоспособность России среди 141 стран мира и выявить недостатки в нормативно-правовой базе, туристской бизнес - среде и в развитии человеческих, культурных и природных ресурсов России.
Дальнейшими направлениями улучшения положения России в рейтинге является:
- улучшение работы всех государственных институтов (включая судебную систему) [8];
- упрощение налогообложения и процесса прохождения таможенных процедур;
- разработка четкой стратегии развития сферы туризма с учетом типологии клиентов, с применением соответствующих ценовых рычагов и с продуманной туристической маркетинговой стратегией в стране и отдельных регионах, а также построения эффективного государственно-частного партнерства в сфере туризма.