На сегодняшний день привлечение иностранных инвестиций послужило стимулом, катализатором развития и роста внутренних инвестиций. Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для российской экономики. Инвестиции служат «рычагом» поступательного развития и позитивного функционирования экономики. Они создают новые предприятия и дополнительные рабочие места, позволяют осваивать передовые технологии и обновлять основной капитал.
Развитие и процветание каждого субъекта РФ во многом зависит от его привлекательности с точки зрения потенциальных инвесторов. Под инвестиционной привлекательностью понимается объём инвестиционных вложений, который может быть привлечен в регион, исходя из присущего ему инвестиционного потенциала и уровня инвестиционного риска в нем. Чем выше инвестиционный потенциал и ниже риски, тем выше его инвестиционная привлекательность и, следовательно, выше инвестиционная активность в регионе.
Регионы такой огромной страны, как Россия, обладают значительной спецификой хозяйственных и социальных проблем и задач развития. Во взаимоотношениях с внешним миром растёт активность предприятий областей, краёв, республик РФ. Транснациональные корпорации, выступающие движущей силой прямых иностранных инвестиций, пока играют скромную роль в экономике России. Транснациональные корпорации на российском рынке функционируют согласно своей традиционной географической стратегии. В частности, западноевропейские ТНК, а также американские и японские компании размещают свои капиталы в основном в Москве, Северо-Западном регионе России и Южном федеральном округе [6]. На рисунке 1 представлена страновая структура притока прямых иностранных инвестиций в экономику России за 2013 -2014 гг.
Рисунок 1 – Страновая структура прямых иностранных инвестиций в Россию
Из рисунка 1 видно, что наибольший приток прямых иностранных инвестиций в 2014 году поступил из Кипра - 33 %, Люксембург – 13 %, остальные страны - 21 %. В предыдущие годы успешно осуществляли вклад капитала такие страны, как Соединенное королевство, Люксембург и Ирландия.
Капитал из Кипра функционирует в таких сферах российской экономики, как: связь, торговля и общественного питание, черная металлургия и пищевая промышленность. Из Германии - сосредоточен в организациях торговли и общественного питания, пищевой, топливной промышленности, связи и черной металлургии. Из США - в организациях нефтедобывающей, пищевой промышленности, транспорта, торговли и общественного питания. Из Франции и Италии - торговли и общественного питания. Великобритании – нефтедобывающей, пищевой промышленности, торговли и общественного питания. Нидерландов - в организациях топливной и пищевой промышленности, на транспорте.
На сегодняшний день наиболее привлекательными для инвесторов являются три крупнейшие части округа России - Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области. Но по уровню инвестиционной активности среди регионов округа абсолютным лидером является Краснодарский край: около трети инвестиций округа приходятся именно на него. Приоритетными сферами Краснодарского края для стран-инвесторов являются: транспорт и связь, сельское хозяйство, рыболовство и рыбоводство, пищевая и перерабатывающая промышленность, машиностроение, металлообработка [2].
Инвестирование в сельское хозяйство сразу решает несколько важнейших задач. Во-первых, большой вклад в общий экономический рост государства. Во-вторых, растет продовольственный запас страны, что важно с точки зрения национальной безопасности. В-третьих, создаются новые рабочие места, которые снимают социальную напряженность в гражданском обществе.
Более того, постоянные и грамотные вложения в сельскохозяйственный сектор экономики стимулирует развитие современных инновационных технологий [1].
Краснодарский край отличается от других регионов своей политической и экономической стабильностью. А если есть политическая стабильность, значит, есть и экономический рост, темпы которого необходимо постоянно увеличивать за счет прямого инвестирования в сельскохозяйственный сектор. На рисунке 2 представлена динамика притока прямых иностранных инвестиций в РФ и Краснодарский край за 2010-2014 гг.
По данным, представленным на рисунке 2 видно, что в 2014 году объем прямых иностранных инвестиций в экономику РФ существенно снизился и составил 22,857 млрд. долл., что соответственно сократило число зарубежных филиалов ТНК по сравнению с 2013 г., который стране удалось достичь в объеме 69,219 млрд. долларов.
Причиной такого снижения интереса к Российской экономике со стороны инвесторов, выступает российско-украинский конфликт и его последствия в виде внешних санкций, которые только усилили ущерб от существующей в стране деформации отраслевой структуры производства, экспорта и импорта, а также от несовершенства финансовой системы России [3].
Рисунок 2 – Динамика притока ПИИ по видам экономической деятельности за 2010-2014 гг., млрд. долл.
Существенными факторами увеличения оттока капитала частным сектором в 2014 году стали выплаты по внешнему долгов компаний и банков в условиях сужения возможностей для рефинансирования долга из-за санкций и быстро растущего курс доллара.
Также влияние на национальный рынок оказало глобальных угроз: неустойчивость мировой финансовой системы, неспособность современных финансовых институтов эффективно контролировать кризисные явления в мировой экономике.
По данным Краснодарстата за 2014 год в экономику Краснодарского края поступили иностранные инвестиции в размере 1113,9 млн. долларов. Большая часть прямых иностранных инвестиций направлена на развитие предприятий обрабатывающей промышленности – 44,7%, из которых 45,2% инвестиций были направлены на развитие производства машин и оборудования и 42,4% - на развитие производства пищевых продуктов, включая напитки и табак. Также 24,5% прямых иностранных инвестиций было направлено в организации по операциям с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг. В организации финансовой сферы деятельности было направлено 11,5% от общего объема прямых иностранных инвестиций, поступивших в экономику края.
В 2014 году основными странами – инвесторами, на долю которых пришлось 92,1% от общего объема поступивших иностранных инвестиций являлись Кипр, Великобритания, Германия, Швейцария, Нидерланды, Азербайджан, Франция, Сингапур, Беларусь и Индия [4].
Объём инвестиций ежегодно составляет более 30 млрд. рублей. При этом в сельское хозяйство вкладывается до 55% от общего объема инвестиций. Ежегодно на экономических форумах, выставках и ярмарках заключаются соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, часть из них с иностранными инвесторами.
Далее в таблице 1 представлена структура иностранных инвестиций по видам экономической деятельности за три года в РФ и Краснодарском крае.
Таблица 1 – Структура иностранных инвестиций по видам экономической деятельности за 2012-2014 гг.,%
Показатель |
РФ |
Краснодарский край |
||||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|
- инвестиции в основной капитал – всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по видам деятельности: |
|
|
|
|||
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
3,8 |
3,8 |
3,7 |
3,5 |
2,3 |
3,6 |
- рыболовство, рыбоводство |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,5 |
0,0 |
0,0 |
- добыча полезных ископаемых |
14,8 |
14,9 |
16,0 |
0,5 |
0,8 |
2,6 |
в том числе: - добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
13,1 |
13,3 |
14,6 |
0,1 |
0,7 |
2,0 |
- добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических |
1,7 |
1,6 |
1,4 |
4,2 |
3,0 |
5,0 |
- обрабатывающие производства |
13,4 |
14,4 |
31,6 |
1,8 |
15,1 |
20,6 |
из них: - производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака |
1,7 |
1,7 |
1,8 |
0,0 |
1,4 |
1,4 |
- текстильное и швейное производство |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
0,3 |
- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
0,04 |
0,04 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,3 |
- обработка древесины и производство изделий из дерева |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,8 |
0,2 |
0,8 |
- целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
0,7 |
0,4 |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
1,5 |
- производство кокса и нефтепродуктов |
2,8 |
26,1 |
28,5 |
0,0 |
11,7 |
17,0 |
- химическое производство |
3,5 |
1,8 |
1,9 |
1,5 |
0,2 |
2,5 |
- производство резиновых и пластмассовых изделий |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,6 |
0,1 |
1,5 |
- производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
1,2 |
1,1 |
0,9 |
0,1 |
0,8 |
1,1 |
- металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
2,1 |
1,9 |
1,7 |
0,0 |
0,4 |
0,4 |
- производство машин и оборудования |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
0,0 |
0,1 |
2,7 |
- производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,2 |
0,1 |
0,8 |
- производство транспортных средств и оборудования |
1,6 |
1,1 |
1,6 |
7,8 |
1,0 |
1,1 |
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
3,7 |
8,8 |
8,7 |
2,4 |
8,3 |
15,0 |
- строительство |
7,8 |
3,7 |
2,9 |
0,9 |
0,7 |
0,7 |
- оптовая и розничная торговля; ремонт |
3,6 |
3,9 |
4,4 |
3,1 |
2,3 |
3,9 |
- гостиницы и рестораны |
0,4 |
0,7 |
0,7 |
2,9 |
6,1 |
9,8 |
- транспорт и связь |
26,4 |
24,5 |
22,9 |
30,8 |
35,0 |
38,0 |
в том числе связь |
2,8 |
2,3 |
2,6 |
6,9 |
2,2 |
3,2 |
- финансовая деятельность |
1,6 |
1,4 |
1,1 |
3,9 |
0,5 |
0,3 |
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
15,6 |
16,3 |
17,5 |
1,1 |
4,0 |
4,1 |
- государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
3,9 |
3,8 |
1,3 |
- образование |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
- здравоохранение и предоставление социальных услуг |
2,0 |
1,7 |
1,4 |
3,7 |
2,9 |
1,6 |
- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
2,8 |
2,8 |
2,3 |
18,2 |
17,4 |
10,2 |
Проанализировав таблицу 1 можно сделать вывод, что доля прямых иностранных инвестиций в 2014 г., как в России, так и в Краснодарском крае во всех сферах экономической деятельности увеличилась, по сравнению с 2013 годом. Следует отметить, что приоритетными сферами для инвесторов является: транспорт и связь, обрабатывающие производства.
Наибольшее количество предприятий с иностранным капиталом создано в торговле и общественном питании, в промышленности, на транспорте и связи, в лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности [5].
Проанализировав динамику и структуру прямых иностранных инвестиций по отраслям России и Краснодарском крае, можно сделать вывод, что для российской экономики 2014 год стал одним из самых неблагоприятных за последние десять лет. Россия утратила высокие позиции в глазах иностранных инвесторов, и в 2014 году они вложили в нее лишь 22 млрд. долларов против 69 млрд. годом ранее.
На функционирование и развитие инвестиционного механизма оказало влияние множество различных факторов, которые разнонаправлено воздействуют на инвестиционную деятельность, а именно:
1. Усложнение политической и экономической обстановки России с западными странами.
2. Зависимость эффективности функционирования экономики РФ от кризисных явлений в отдельных регионах мира. Это объясняется тем, что в России национальная валюта находится в тесной связи с валютой другой страны, а бюджет России зависит от внешней торговли природными ресурсами. Мировые рынки отличаются высоким уровнем конкуренции, которая регулируется жесткими правилами конкурентной борьбы, устанавливаемыми международными торговыми организациями.
3. Высокий уровень коррупции.
4. Сложность открытия и ведения собственного бизнеса. Исследование Всемирного банка включает в себя оценку страны по 10 показателям: налогообложение, регистрация собственности, получение разрешений на строительство и другим критериям. По трем параметрам (защита инвесторов, разрешение неплатежеспособности и кредитование) Россия показала худшие результаты, чем в 2013 г..
5. Противоречивость и количество законодательных актов. Частые изменения инвестиционного законодательства, что отрицательно влияет на формирование инвестиционного потенциала и эффективность работы всех организаций в аграрной сфере.
6.Высокий уровень экономической преступности.
Для решения данных проблем, которые препятствуют успешному развитию инвестиционной деятельности на территории России, необходимо как на государственном, так и на региональном создавать необходимые условия и поддерживающие институты, которые сделают страну и регион инвестиционно привлекательным.
Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении иностранных инвесторов [7]. Это можно добиться путем совершенствования нормативной базы привлечения прямых инвестиций, а именно:
1. Создание национального режима для иностранных инвесторов, т.е. уравнивание их в правах с национальными хозяйствующими субъектами;
2.Создание гарантий не ухудшения условий хозяйствования иностранных инвесторов при изменении нормативной базы регулирования хозяйственной деятельности (т.е. принцип стабилизационной, или «дедушкиной» оговорки, обеспечивающий сохранение первоначальных условий реализации инвестиционных проектов);
3. Обеспечение гарантий беспрепятственной репатриации прибыли и капитала, с возможными оговорками;
4. Создание гарантий против отчуждения собственности иностранных инвесторов;
5. Определение правовых механизмов разрешения споров, связанных с осуществлением прямых иностранных инвестиций, отвечающих интересам иностранных инвесторов [8];
6. Исключение двойного налогообложения доходов от прямых иностранных инвестиций путем заключения двухсторонних договоров между странами.