Full text

Языковая подготовка военных специалистов авиационного профиля в современных условиях отличается высоким уровнем требований, предъявляемых к этой категории военнослужащих в плане владения английским языком. Выпускники летного вуза должны обладать практическими навыками использования языка в сфере профессиональной деятельности, включая обсуждение актуальных проблем специальности, работу с поисковыми системами и оригинальными источниками информации, способность самостоятельно совершенствовать полученные знания для служебных целей и профессионального роста.

Для того чтобы в результате обучения такой уровень был достигнут, требуется планомерная работа в плане профессионализации обучения языку, опора на современные подходы в сочетании с новыми методами обучения, использование мультимедийных технологий для создания обучающего пространства, в полной мере соответствующего требованиям сегодняшнего дня.

Профессионализация в широком смысле представляет собой «процесс овладения необходимыми профессионально значимыми качествами, знаниями, умениями и навыками, адаптацию к профессиональной среде» [1, с. 3]. В контексте методической проблематики данной статьи под профессионализацией понимается организация обучения языку с помощью коммуникативного моделирования условий профессиональной деятельности обучаемых с целью формирования их профессионально значимых качеств.

Результаты изучения модели специалиста и литературы по авиационной профессиологии свидетельствуют о том, что наряду с навыками пилотирования летчик должен обладать определенным рядом качеств, способствующих его профессиональному становлению и совершенствованию. В частности, к ним относятся образное и пространственное мышление, концентрация внимания, зрительная память и ряд других, которые могут опосредованно формироваться в процессе изучения иностранного языка. Особая роль в плане достижения этой цели связана с использованием средств визуальной наглядности на практических занятиях и в ходе самостоятельной работы курсантов.

Традиционно принцип наглядности рассматривается как ведущий дидактический принцип, учитывающий связь чувственного восприятия и абстрактного мышления обучаемых как необходимого условия, способствующего эффективности обучения. В практике преподавания иностранного языка принцип наглядности выполняет особую роль, поскольку он позволяет не только показывать языковые особенности изучаемого языка, но и объяснять специфику его функционирования в избранной предметной области, визуально раскрывать ее содержание, тем самым способствуя лучшему осознанию новой языковой культуры, развитию индивидуально-личностных и профессионально значимых качеств обучаемых.

Анализ научной литературы по тематике наглядности дает представление о разнообразии подходов исследователей к описанию ее видов с учетом определяющих критериев. В частности, традиционная классификация наглядности по анализатору поступающей информации выделяет зрительную, слуховую и двигательно-моторную наглядность. Ряд авторов, в частности Н. Ф. Гафурова, Е. Ю. Чурилова [2, с. 89–90], классифицируют наглядность на основании содержания и формы представления информации как наглядно-изобразительную, условно-графическую и мультимедийную. Определенный интерес представляет классификация, предложенная Е. А. Зозулей [3, с. 1], которая дает определение наглядности с учетом учебных функций, которые она выполняет в процессе обучения. На этом основании ею выделяется информирующая, обучающая и контролирующая наглядность.

Среди средств наглядности, которые могут использоваться на занятиях по языку, прежде всего следует выделить визуальные средства. Они представляют собой наглядные образцы, используемые для повышения эффективности обучения путем целенаправленной опоры на зрительный канал восприятия. Если ранее визуальные средства преимущественно использовались как отдельные иллюстрированные изображения, включая фотографии, плакаты, схемы, таблицы, рисунки и т. д. для достижения частных методических задач, то с появлением информационных технологий и мультимедийных средств создаются новые условия реализовать принцип наглядности, отвечающий требованиям времени. В контексте данной статьи принцип наглядности рассматривается как основополагающий для профессионализации обучения будущих летчиков. Его реализация в практическом плане связана с тем, что:

-          средства визуальной наглядности используются для организации, управления и контроля учебной деятельности курсантов,

-          использование средств наглядности осуществляется на постоянной основе в целях развития визуального восприятия и осознания профессионально значимого материала,

-          средства наглядности применяются комплексно и представляют учебную информацию в разных формах: визуальной, графической и акустической,

-          учебные материалы с использованием наглядности включают серии слайдов, презентации уроков, инфографику и видеографику,

-          средства визуальной наглядности задают интерактивный характер обучению, способствуют развитию самостоятельности и творческого мышления курсантов.

Слайды как форма представления материала, как правило, используются для введения лексики и грамматики, их последующей отработке в речевых упражнениях, а также для моделирования коммуникативных ситуаций, нацеленных на развитие устной речи.

Введение лексического материала осуществляется посредством разных форм предъявления, включая перевод, дефиниции, а также визуальное изображение изучаемых понятий или происходящих действий. На этапе ранней профессионализации это могут быть изображения элементов инфраструктуры учебного заведения, события из его истории, действия курсантов по распорядку дня, приемы оказания медицинской помощи и т. д. Для развития пространственно-временного восприятия курсантов используются изображения часовых механизмов с указанием времени, географические карты, картинки, иллюстрирующие направления движения и т. д., сопровождаемые учебными заданиями. Подобные изображения, импортированные в слайды, облегчают усвоение за счет усиления связи между зрительными и акустическими образами лексических единиц, и в целом, позволяют конкретизировать визуальное представление курсантов об изучаемом материале.

Введение грамматического материала также осуществляется с опорой на наглядность. По общему признанию методистов для выхода обучаемых в речь необходима не только внешняя, но и внутренняя наглядность. В широком смысле это схематичное, абстрактно-логическое представление о предмете высказывания. Для того чтобы добиться правильности оформления речи, переходя от этапа выбора нужных слов к их структурированию для выражения мысли, требуется владение грамматической основой речи. Для этой цели грамматический материал активного усвоения подается схематично в виде моделей с маркированными признаками и структурных типов предложений, а грамматические правила заменяются описанием алгоритмов действий по их использованию.

К изучению профессионально-ориентированных тем курсанты приступают на втором курсе. На этом этапе наряду с предметно-логическим мышлением развивается образное мышление курсантов, тренируется мнемическая и зрительная память, закрепляются навыки распределения и переключения внимания. Учитывая особенности этого этапа и нацеленность на развитие коммуникативной компетенции, занятия по языку строятся на основе комплексного применения всех видов наглядности, включая визуальную, слуховую и графическую, которая создается с помощью мультимедийных средств обучения. Материалом для их проведения становится презентация урока по теме, представляющая собой электронный сценарий занятия с серией учебных материалов.

Презентация урока по теме отличается информативностью, структурной целостностью, разнообразием используемого материала и многоплановостью. Визуальная наглядность реализуется посредством традиционных иллюстративных изображений наряду с видеофильмами. Предметом изучения этого этапа являются Вооруженные силы стран изучаемого языка, современные виды вооружения и авиационной техники, проблемы безопасности. Визуальный ряд тем специальности может быть представлен как статическими, так и динамическими изображениями.

Статические изображения включают символику видов вооруженных сил и родов войск, образцы формы и снаряжения военнослужащих, знаки отличия, виды вооружения и авиационной техники. К этой группе также относятся изображения, иллюстрирующие определенные действия, процессы или результаты их выполнения. Ими могут быть виды профессиональной подготовки военнослужащих, задачи родов войск и служб, ход боевых действий или военных учений, порядок эксплуатации военной техники и т. д. Учитывая особенности визуального материала специальности и опыт проведения занятий с его использованием, определяется круг учебных задач, связанных с применением статических изображений.

Статические изображения и их назначение:

-          семантизация лексики в тематическом контексте,

-          подбор соответствия изображения по описанию,

-          подбор названия по изображению,

-          подбор изображения по аудиотексту,

-          замена лексики изображением,

-          диалогическое взаимодействие «вопрос-ответ»,

-          дефиниция предмета изображения,

-          краткое описание.

Следует отметить, что к статическим изображениям также относится и такой вид наглядности, как инфографика. В отличие от традиционно используемой наглядности она содержит большой объем информации, которая может быть представлена сочетанием изображения, таблиц, текстовых пояснений или статистических данных. Для профессионализации обучения инфографика является важным средством, помогающим развивать у курсантов аналитические умения оценивать информацию в целом, переключать внимание на отбор нужных фактов, правильно использовать их в устной речи с учетом выполняемой коммуникативной задачи. В виду своей информационной насыщенности инфографика выполняет большую образовательную роль, представляя сведения о современной геополитической картине мира, угрозах безопасности и силах противодействия, тенденциях военного сотрудничества и его участниках, лучших образцах отечественной и зарубежной авиационной техники и вооружения, представленных на международных выставках и т. д. Своевременное получение актуальной информации, связанной с авиацией, международной политикой, научными достижениями и открытиями на занятиях по иностранному языку делает курсантов более информированными в современной обстановке, формирует мировоззренческое отношение к происходящим событиям, воспитывает чувство гордости и патриотизма за вооруженные силы страны и отечественную авиацию.

Использование инфографики дает положительные результаты при условии правильного подбора учебных заданий для курсантов разного уровня языковой подготовки. Например, инфографика о военно-политических союзах, видах вооруженных сил и их численности может использоваться как содержательная опора для слабоуспевающих курсантов. Речевые действия в этом случае будут проявляться в виде подтверждения или отрицания информации на заданный преподавателем вопрос, уточнения визуально представленного изображения, объяснения аббревиатур, построения высказываний с экстралингвистической информацией, включая географические названия, имена собственные, числительные, выражающие даты и количество военнослужащих. Инфографика, где сопоставляются образцы вооружений и техники, иллюстрируется модернизация вооружений или реорганизация армейских подразделений рекомендуется для парной работы курсантов, которые хорошо владеют языком и активны в выполнении нетрадиционных заданий. Интерактивное взаимодействие в диалоге в этом случае не будет ограничиваться возможностями статического изображения, поскольку речевая база говорящих позволяет кратко описать представленный материал, провести сравнения, объяснить общность и различия, а также выразить собственные суждения, что чаще достигается с помощью динамических изображений.

Динамические изображения предполагают комбинирование визуального изображения со звуковым сопровождением, изменяемое по времени. К этой группе относятся сюжетные видеофильмы по темам программы и видеографика. Динамические изображения создают более широкую основу для развития речи и могут использоваться как средства обучения и контроля перечисленных ниже действий.

Динамические изображения и их назначение:

-          общее описание фона и объектов,

-          описание происходящих действий,

-          описание структуры, ее частей и их назначение,

-          описание принципа действия,

-          объяснение с элементами аргументации,

-          выражение мнения, оценки,

-          выражение предположения или причины события,

-          диалогическое взаимодействие с выражением разных точек зрения.

Следует отметить, что использование динамического изображения в учебных целях требует повышенного внимания обучаемых, поскольку в процессе восприятия они сталкиваются с особыми трудностями, характерными именно для этого вида работы. К их числу относятся новая форма звукового восприятия, быстрота предъявления, наличие новой лексики, синхронность восприятия зрительного ряда и звукового сопровождения. Кроме того, преимущества от просмотра учебных видеоматериалов связаны с тем, что они демонстрируют обучаемым образцы аутентичной речи носителей языка, позволяют пополнять словарный запас по темам специальности и обогащают их речевой опыт, расширяют профессиональный багаж знаний в целом. Как свидетельствуют результаты анкетирования курсантов I курса, обучающихся по специальности 25.05.04. «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов», подавляющее большинство – 825 опрошенных подтвердили, что работа с видеоматериалами и презентациями на занятиях значительно помогают им в освоении предмета.

Основным источником получения актуальной видеоинформации являются ресурсы You tube. За редким исключением видеофильмы, подобранные по темам специальности, не требуют адаптации или других процедур обработки. Как правило, большая часть видеоматериала подвергается сокращению путем исключения избыточной информации или выполняется монтаж отдельных частей для создания законченного сюжета. Если методика подготовки и использования видеофильмов для развития устной речи неоднократно апробировалась на практике, то работу с видеографикой можно считать новым перспективным направлением в плане развития и совершенствования профессиональной иноязычной компетенции будущих летчиков.

Видеографика является разновидностью инфографики с элементами анимации. В отличие от инфографики со статическим изображением видеографика показывает динамику определенных процессов или тенденций, используя комбинированное сочетание визуального, звукового, графического изображения, как правило, с наличием статистических данных. Такой вид наглядности во многом соответствует принятым в профессиональной среде нормам представления информации с качественным и количественным анализом. Работа с видеографикой интересна тем, что наряду с достижением языковых задач она развивает критическое мышление обучаемых в целом, совершенствует их аналитические и прогностические способности, обучает умениям делать обобщения и выводы, что представляется значимым в профессиональном плане.

В заключение следует отметить, что использование визуальной наглядности в сочетании с заданиями творческого характера повышает интерес курсантов к изучаемому материалу, положительно влияет на их эмоциональную активность, придает процессу обучения интерактивный характер, способствуя лучшему осознанию связи языка с будущей профессией.