Языковая подготовка военных специалистов направлена на формирование устойчивых и прочных навыков владения английским языком, необходимых для эффективного осуществления профессиональной коммуникации. Новые образовательные технологии в современных условиях предлагают различные инновационные методики, помогающие качественно изменить процесс обучения иностранному языку. Профессионально-ориентированное обучение в военном вузе использует такие приемы, как обучение в сотрудничестве, моделирование реальных профессиональных ситуаций на основе интерактивных заданий, индивидуально-дифференцированный подход и другие. Развитие информационно-коммуникативных технологий дает возможность использовать компьютерное сопровождение в образовательном процессе. В настоящее время идет активная разработка электронных учебников (ЭУ) по различным дисциплинам в профессиональной подготовке военных специалистов. Именно электронные учебники, созданные на основе образовательных компьютерных программ, имеют ряд неоспоримых преимуществ, позволяющих активно применять методики интерактивного и индивидуального обучения, методику обратной связи и контроля в обучении.
Исследователи определяют ЭУ как «совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, видео- и другой информации на любом электронном носителе по соответствующей научно-практической области знаний» [1], а его отличие от печатных изданий состоит в том, что «он написан программным кодом, и его бумажная копия по функциональности не может быть приравнена к цифровому оригиналу» [2]. Важнейшими параметрами ЭУ являются:
1) мультимедийность – способность представления графической, текстовой и звуковой информации в границах одного интерфейса;
2) интерактивность – возможность взаимодействия с компьютером при помощи системы гиперссылок при проверке заданий, всплывающих подсказок, возвращения к пройденному материалу;
3) использование программного кода (например, HTML) как основное отличие от документов в электронном формате;
4) гибкость содержания – возможность оперативного внесения необходимых изменений в учебный контент ЭУ.
При создании электронного учебника по дисциплине «Иностранный язык» в военном вузе мы основывались на соблюдении основных дидактических принципов учебного процесса, а именно на:
1) принципе наглядности, когда полный комплекс мультимедиа (графика, видео‑, аудио-, анимация) воздействует на все виды органов чувств человека, а «эффективность усвоения знаний закономерно зависит от подключения к процессу познания разнообразных органов чувств человека, которые взаимосвязаны с памятью и мышлением» [3];
2) принципе научности, то есть представление точных, проверенных данной наукой знаний и включение последних достижений и методов изучаемой науки;
3) принципе доступности, когда представление учебной информации дает возможность выбирать уровень сложности материала, учитывая индивидуальные способности учащихся, многократное повторение и систему подсказок и контроля;
4) принципе сознательности и активности, направленном на самостоятельное изучение предмета при проверке тренировочных и тестовых заданий, обучающих игр;
5) принципе последовательности и систематичности, когда система изложения материала и набор ссылок и гиперссылок дают логическую последовательность в изучении материала, его усвоении и контроле и возможности выбора действий;
6) принципе прочности, который достигается путем повторения пройденного с помощью перехода к прошедшим занятиям, проверкой полученных знаний;
7) принципе связи теории с практикой, основанном на практическом закреплении теоретического и лексического материала и моделировании профессионально-речевых ситуаций.
Основными преимуществами ЭУ в учебном процессе военного вуза по сравнению с печатными изданиями мы видим в возможности переработки и хранения большего количества информации, системы навигации для быстрого нахождения нужной информации, перехода к следующим файлам, способности индивидуализировать обучение, выбирая режим сложности, контролировать выполнение заданий, обеспечивая самостоятельность учащихся. Одним из основных преимуществ также является обеспечение интерактивности, взаимодействия и активизации мыслительной и познавательной деятельности обучаемых.
При разработке ЭУ по теме «Вооруженные силы» подбирался материал, удобный для создания гипертекстов. «Гипертекст это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам» [4]. Так, например, при чтении текста о структуре вооруженных сил можно по ссылке перейти графическому изображению – схеме структуры вооруженных сил, дать пояснения к определенным терминам или военным сокращениям и, таким образом, разгрузить страницу экрана от излишней информации, подать ее в более компактной и удобной для восприятия форме.
ЭУ «Вооруженные силы» содержит материал для обучения четырем видам деятельности, формирующим профессионально-речевые компетенции на иностранном языке: чтению, говорению, аудированию и письму. Учебный материал знакомит с военной культурой и традициями англоязычных стран, расширяет кругозор будущих военных специалистов при помощи всех форм мультимедиа (графики, фото, видео- и аудио-, анимации). Кроме учебного материала, в ЭУ представлена широкая система вкладок и ссылок, пояснений к таблицам и рисункам, терминологический словарь и грамматический справочник, система тестовых заданий для самоконтроля и самостоятельного изучения.
В содержательном плане материал разбивается на разделы. Так данный учебник состоит из двух разделов: I – Вооруженные силы, II – Военно-воздушные силы, каждый из которых рассчитан на 36 часов аудиторной работы. Каждый раздел состоит из модулей, ограниченных по наполнению и объему. Как правило, один модуль соответствует 1–2 практическим занятиям, в ходе которых учащиеся осваивают одну конкретную тему: “Armed Forces”, “Military Ranks”, “Military Education” и т. д. Каждый модуль состоит из трех блоков: информационного, тренировочного и тестового. Это значит, что материал подается в форме отдельных фреймовых структур, которые последовательно осваиваются: сначала лексика, учебная информация в виде текстов, схем, таблиц, видео- и аудиоматериала, затем системы упражнений, закрепляющих материал, и контрольные вопросы и/или задания по теме. При этом действует система подсказок, двойного перевода отдельных заданий, система возвращения и повторения, система выбора простых и сложных заданий, система контроля и оценки. Использование ссылок дает возможность курсантам обращаться к словарю или справочнику для перевода или объяснения нужной грамматической, лексической и культурологической информации, мотивирует их познавательную деятельность. Предполагается включить в электронный учебник тренировочный комплекс упражнений для самостоятельной внеаудиторной работы, комплекс тренировочных, промежуточных и итоговых контрольных заданий по разделам.
Важным принципом ЭУ «Вооруженные силы» является его интерактивность, при котором используются различные формы взаимодействия: «учащиеся – компьютер», учащиеся – преподаватель», «учащийся – учащийся». При взаимодействии с компьютерной программой курсанты получают быструю реакцию на выполненное задание в разных формах: «правильно/неправильно», «попробуй еще раз», «обратись к источнику для подсказки», «подсказка». Такие ссылки мобилизуют и мотивируют обучаемых для поиска правильных вариантов, активизации мышления и творческой работы. ЭУ как многофункциональная система обеспечивает наличие большего количества упражнений, заданий и примеров согласно уровню сложности материала, динамику подачи различных видов информации и быструю смену видов деятельности при мгновенной доступности к различным источникам и дополнительным материалам (энциклопедиям, справочникам и словарям). При помощи аудио- и видео- ресурсов ЭУ можно организовать коллективную работу над проблемными вопросами учебных тем или моделированием профессионально-речевых ситуаций. Например, при работе над темой “Army Branches: Arms and Services” предлагается прослушать аудиозапись о специалистах различных родов сухопутных сил: Listen to 6 job descriptions.Затем в зависимости от уровня подготовки курсантов даются упражнения: I. Answer the questions:
1) What do these persons do?
2) What branch units do they work in?
3) What are they responsible for?
II. Listen again and complete the table.
Job name |
Branch/place of work |
Job mission |
Duties |
|
|
|
|
Второе упражнение можно сопроводить дополнительными подсказками в виде фрагментов информации аудиотекста или выбора вариантов, кроме того есть возможность повторно вернуться к прослушанному. Для того чтобы перейти для выполнения более сложного задания, система контроля и проверки ЭУ должна оценить выполненное задание. После взаимодействия в режиме «учащиеся – компьютер» курсанты работают в режимах «учащийся – учащийся», «учащиеся – преподаватель» и моделируют профессионально-ситуативную коммуникацию, выступая в роли специалистов сухопутных сил:
Role play. Using information in the table act as Army branch specialists. Speak about your job duties (ask your partners about their duties).
I am… My duty is to…
I work in… I also responsible for …
I deal with … I think, my job is …
Коллективная творческая работа, вариативность заданий, возможность компьютерной помощи в виде подсказки оптимизируют учебный процесс, приводят к более интенсивному участию курсантов в процессе обучения, повышению восприятия и запоминания учебного материала.
Возможность максимально использовать наглядность в виде красочных презентаций позволяют сделать задания более привлекательными и удобными для восприятия, ведут к усилению интерактивности. Так, курсантам предлагаются различного рода задания для описания картинок, которые также сопровождаются системой подсказок на начальном этапе обучения данному виду заданий. Картинки можно использовать и для обучения построения предложений, проверки усвоения лексики. Например, при изучении темы “Navy” картинки различных видов кораблей и ключевые слова к ним служат для построения коротких предложений по теме (мини-описания). Охарактеризовав данный корабль, курсанты озвучивают его название:
What type of ship is it? Use the key words and models to make up sentences.
A. seagoing airbase B. It acts as…
the capital ship of a fleet Usually it is…
carry fixed-wing and A warship designed to… is…
rotary-wing aircraft (aircraft carrier)
Таким образом, система наглядности ЭУ эффективно используется на различных этапах работы с учебником: информационном, тренировочном и контролирующем. Важно также отметить, что роль преподавателя при этом организующая и направляющая деятельность курсантов по получению знаний, так как система подсказок и контроля позволяет разгрузить деятельность учителя и организовать самостоятельную работу учащихся не только на самом занятии, но и при работе с внеаудиторным практикумом, итоговыми и промежуточными тестами.
Учитывая огромную пользу ЭУ в интенсификации учебного процесса, нельзя не отметить некоторые недостатки: длительная работа с ЭУ дает зрительную нагрузку и снижает в дальнейшем работоспособность. Поэтому живое общение с преподавателем и традиционные учебные пособия всегда останутся хорошим дополнением к инновационным электронным пособиям.