Известно, что в составе любого вуза кафедра является основным звеном подготовки будущих специалистов, центром образовательной, методической и научной деятельности. Наряду с научно-исследовательскими отделами, именно кафедра организует и проводит фундаментальные научные работы, научно-методические конференции и семинары, повышение научного потенциала сотрудников, руководит исследованиями обучаемых.
В техническом вузе, в нашем случае в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков, кафедра иностранных языков не является профильной и выпускающей, поэтому все научные изыскания ее преподавателей в основном связаны с теорией и практикой изучения иностранного языка и проблемами совершенствования учебного процесса.
Остановимся подробно на планировании и оценке научно-исследовательской работы отдельно взятой кафедры и возникающих при этом проблемах.
Вслед за авторами «Современного экономического словаря» под научно-исследовательской работой мы будем понимать «работу научного характера, связанную с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов» [1].
Существует множество критериев для выделения типов научных исследований. Так, например, Е. В. Клюева предлагает выделять в зависимости от применения в них эксперимента теоретические и экспериментальные, в зависимости от типа связи науки и практики – фундаментальные, прикладные, исследования-разработки [2, с. 15–17]. В условиях нашего вуза преподаватели кафедры занимаются не фундаментальными исследованиями, целью которых признается познание базисных законов определенной предметной области, а, пожалуй, прикладными исследованиями, предметом которых является получение новых знаний о способах практического приложения уже открытых законов, и исследованиями-разработками. Считается, что продуктом исследований-разработок могут быть программы и учебники, различные методические материалы и методические рекомендации, современные средства обучения и воспитания. Их практическая ценность во многом зависит от того, насколько они отражают в себе фундаментальные идеи, выдвинутые и обоснованные в результате серьезных теоретических исследований.
В соответствии с перспективами развития кафедры следует учитывать следующие направления научной работы:
1) написание исследовательских трудов в области языкознания и педагогики, представление их в диссертационные советы и защита или оформление в виде монографий;
2) разработка инициативных НИР прикладного характера, связанных с методикой преподавания иностранных языков в авиационном военном вузе, которые могли бы обеспечить интеграцию учебного, научного и инновационного процессов, использование результатов научной деятельности в учебном процессе;
3) публикация научных статей с промежуточными результатами исследований;
4) участие в научных конференциях, семинарах, а также их организация и проведение;
5) качественное пополнение и обновление научно-преподавательского состава кафедры за счет создания условий для научного и профессионального роста и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (далее ППС);
6) руководство научной работой курсантов.
7) Согласно «Федеральной целевой программой развития образования на 2016–2020 годы», необходимо обновлять кадровый потенциал преподавательского состава и привлекать (или воспитывать) педагогические кадры, способные решать задачи модернизации на всех уровнях образования, что, по замыслу авторов концепции, должно привести к повышению конкурентоспособности образовательных организаций и системы образования в целом [3].
Говоря о качестве кадрового состава образовательных учреждений с точки зрения научной деятельности, следует сразу оговориться, что нет нормативной базы для определения такового, за исключением указаний в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования на два обстоятельства: 1) на уровень научного потенциала вуза (доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание… должна быть не менее 60 процентов) и 2) на научную активность ППС (…реализация основной образовательной программы должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, … систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью) [4].
Если первый критерий легко считается (например, на сегодняшний день на кафедре из 19 человек ППС 14 имеют ученую степень и/или ученое звание, что составляет 73,7%), то затруднительно определить систематичность занятия наукой. По всей видимости, это количество публикаций и участие в конференциях в год.
«Остепененность» или «онаученность» кафедры не всегда прогнозируема в силу разных причин: 1) гендерная специфика кафедр иностранных языков (работают в основном женщины, которые выходят замуж и меняют место жительства вслед за мужьями, рожают детей и на длительный срок отвлекаются на другие более важные дела), 2) как ни странно, градостроительные планы (возле училища появился новый жилищный комплекс с новыми потенциальными сотрудниками-учеными). Большое количество преподавателей с учеными степенями и званиями на кафедре в военном вузе не всегда благо: преподаватель кандидат наук хочет занять должность доцента, чтобы в перспективе получить ученое звание доцента и большую зарплату, а количество должностей доцента ограничено и практически не меняется, что создает, с одной стороны, здоровую конкуренцию, а с другой – социальную напряженность.
Чтобы систематически заниматься научной или научно-методической деятельностью, нужно иметь к этому внутреннюю склонность и желание или внешние стимулы.
Обычно выделяют внутренние и внешние мотивы научной деятельности [5]. Внутренняя мотивация связана с познавательным интересом, привлекательностью самого процесса занятия наукой, удовлетворением от достигнутых результатов, уверенностью в успехе. По мнению многих, именно внутренние мотивы служат условием эффективности научной деятельности. Внешняя же мотивация связана в основном с определенными социальными факторами: стремлением к более высокому положению, статусу, стабильному материальному достатку, а также с соображениями привычки или комфорта, честолюбия, гордости. Иногда эти мотивы вступают в противоречие.
Другими словами, деятельность побуждается целой совокупностью внутренних и внешних мотивов, однако кроме мотивированности необходимы целенаправленность, осознанность и предметность. Целью исследовательской деятельности, согласно приведенному выше определению, является получение нового знания, познание окружающего мира, познание самого себя. Поэтому осознанность этой деятельности и наполненность конкретным содержанием (предметность) являются обязательными умениями человека, занимающегося наукой.
Таким образом, одной из главных задач руководителя кафедры следует признать создание необходимых условий для научного и профессионального роста профессорско-преподавательского состава, умелое использование внутренних и внешних мотивов для каждого сотрудника. К таковым следует отнести формирование соответствующей атмосферы, когда каждый член коллектива вносит посильный вклад в проводимые на кафедры научно-исследовательские работы, инициирует открытие новых направлений, когда есть мотивация к научным исследованиям и ответственность за обязательный вклад в общее дело.
Подобную атмосферу можно создать, если на кафедре существует преемственность между поколениями педагогов: преподаватели с богатым научно-педагогическим опытом и большим стажем вовлекают молодых и менее опытных коллег в совместные проекты, побуждают последних (своим собственным примером или примерами из научной среды) к исследовательской работе.
Удачным сотрудничеством на нашей кафедре можно признать коллектив разновозрастных сотрудников и людей с абсолютно разным научно-педагогическим стажем по созданию отраслевого англо-русского словаря по военной авиации. Существовавший долгие годы семинар, на заседаниях которого под руководством кандидата филологических наук Виты Борисовны Сосновской обсуждались вопросы типологии словарей, концепции словаря учебного типа, структура словарной статьи, способы предъявления и описания терминов, их классификации и т. п., позволил сформировать коллектив единомышленников с общим научным интересом в области лексикографии и терминологии. Интерес к описанию языка специальности побудил моих коллег написать добротные диссертационные исследования [6–8]. И что самое важное, их научные работы послужили хорошей теоретической базой для создания учебно-методических и справочных изданий: «Словаря эпонимических терминов в авиации», «Русско-английского терминологического словаря военной авиации» и учебного пособия «Основы радиообмена», получившего гриф УМО ВВС РФ и переиздаваемого дважды.
К сожалению, не всегда удается совмещать потребности отдельного исследователя в научном росте с кафедральными научно-методическими интересами. Обстоятельства типа наличие и доступность диссертационного совета по определенной специальности, интересы научного руководителя значительно влияют на выбор темы исследования. В любом случае каждая защищенная диссертация коллег делает их качественно выше, опытнее, интереснее и, безусловно, полезнее для решения общих задач.
Так исторически сложилось, что на кафедре нет единой научной школы с доктором наук во главе, которая бы предопределяла тематику больших и малых исследовательских работ. И поэтому публикации ее сотрудников не всегда тематически оправданы и работают на единую кафедральную цель. К тому же, уровень публикаций при современных требованиях оценки научной деятельности педагогов не у всех достаточно высок. Считается, что в значительной степени он предопределяется уровнем журналов и сборников, их требованиями к публикациям, оценкой на самостоятельность изысканий и выводов (антиплагиат), рецензированием и т. п.
При определении рейтинга научно-преподавательского состава и подразделений вуза учитывается категория научной продукции: монографии, статьи в реферируемых сборниках, статьи в международных, всероссийских, региональных или межвузовских сборниках. Так, в течение 14 лет (2001-2014 гг.) на кафедре ежегодно проводилась межвузовская научно-практическая конференция «Современная лингвистика: теория и практика», в которой участвовали ученые и педагогики многих краснодарских вузов, однако сейчас уже два года мы подобную конференцию не организуем. Во-первых, потому что постепенно она стала заочной и из хорошей идеи обмениваться открытиями, опытом, проводить круглые столы по самым важным вопросам, просто общаться она превратилась в формальность. Во-вторых, мы поняли, что поднять ее до качественного российского или международного уровня нам не по силам.
Однако на кафедре регулярно проводятся научно-методические семинары. Их тематика связана с инициативными научно-исследовательскими работами (НИР), которые открываются микроколлективами с общими интересами, длятся по-разному, в зависимости от объема выполняемых работ, и обязательно имеют практическую значимость для учебного процесса. На выходе появляются интересные публикации с промежуточными итогами исследований, учебно-методические пособия, новые дидактические материалы, целые учебно-методические комплексы по преподаваемым дисциплинам, монографии [9, 10].
В настоящее время на кафедре три НИР, и все они обусловлены потребностями совершенствования методики преподавания иностранного языка (General Purpose English) и авиационного английского языка (English for Specific Purpose). Задачами одной НИР являются изучение принципов создания электронных учебников, оценка их достоинств и недостатков по сравнению с традиционными бумажными и, конечно же, практическое воплощение разработанных принципов при непосредственной разработке электронных учебных пособий по преподаваемым дисциплинам. Вторая НИР имеет целью исследовать возможности использования наглядности (тематических картинок) при обучении одному из видов речевой деятельности – говорению, что в перспективе должно привести к изменению формата промежуточной аттестации – экзамена. И, наконец, участники третьей НИР исследуют принципы балльно-рейтинговой системы оценки самостоятельной работы курсантов по изучению иностранного языка в условиях военного вуза. Все три научно-исследовательской работы взаимосвязаны, некоторым образом дополняют друг друга, поэтому их промежуточные результаты обсуждаются на общекафедральных семинарах. Подобного типа работы и их обсуждение, безусловно, способствуют профессиональному росту преподавателя-исследователя, поскольку формируют и совершенствуют его исследовательские умения и навыки, стимулируют приобретение новых знаний и стремление к творческому поиску.
При формировании и развитии кафедры как научно-методического подразделения вуза важно учитывать и такой фактор, как возраст ее сотрудников. К интересным выводам приходит Т. В. Разина, предлагая выделять основные этапы развития мотивации научной деятельности (стабильного и критического развития), их возрастные границы и причины их смены: молодость в науке до 28–30 лет; кризис: «точка невозврата» 30–34 года; взрослость в науке: 35–55; кризис общественного признания: (время наступления вариабельно, но в целом приходится на период 50–60 лет); зрелость в науке: 56–70 лет; кризис ухода: возраст индивидуален [5, с. 33–34]. Если принимать во внимание, что освоение научной деятельности, вхождение в научную среду происходит в период до 30 лет, а работа над интересующей ученого темой, личностное и профессиональное развитие, карьерный рост – в 35–55 лет, то максимальную отдачу можно ожидать от коллег именно этих возрастных категорий. Не стоит сбрасывать со счетов и людей пенсионного возраста: несмотря на общее снижение физических сил, для многих из них научная деятельность остается профессиональной или становится жизненно важной.
Представим сводную таблицу условных возрастных категорий профессорско-преподавательского состава кафедры на 1 января 2016 года. Знаком (+) обозначим позитивные периоды в научной деятельности, знаком (–) кризисные. Размытость границ и индивидуальные особенности каждого делает наши данные не совсем объективными, но все же …
Всего |
до 30 (+) |
30–34 (–) |
35–55 (+) |
55–60 (–) |
60–70 (+) |
19 |
3 |
2 |
8 |
4 |
2 |
Согласитесь, у такого коллектива есть перспективы.
Естественно, научная деятельность любой кафедры должна быть оценена. Существует множество различных систем подобной оценки. Нам показалось заслуживающим внимания предложение В. П. Засыпкина рассматривать научно-исследовательскую деятельность кафедры с точки зрения проблемы управления качеством образования [11]. Автор предлагает довольно интересную систему оценки НИР кафедры на основе стандартизованной процедуры, под которой понимается «квалиметрически выверенная методика оценки НИР кафедры, включающая систему критериев деятельности и уровней выраженности этих критериев, стандартизированную процедуру проведения и заранее спроектированную технологию обработки и анализа результатов, отражающих качество деятельности НИР кафедры» [11, с. 51]. В цитируемой статье описываются 11 критериев качества НИР, на конкретном примере дается оценка по трехбалльной шкале, анализируются плюсы и минусы проводимой на кафедре работы и делаются вполне обоснованные выводы по самооценке, а именно, что кафедра и ее руководитель должны пересмотреть политику научно-исследовательской работы и разработать систему устранения недостатков.
Пожалуй, такой же вывод можем сделать и мы: на кафедре иностранных языков проводится определенная работа научно-исследовательского направления, однако многие ее параметры требуют улучшения.