Full text

Опираясь на современные представления по формированию двигательных навыков у слабослышащих детей 6–7 лет, на структуру занятий по адаптивной физкультуре, а также на данные констатирующего этапа исследования и методические разработки авторов Я. В. Крет, Т. В. Розановой, Л. В. Нейман, Е. М. Мастюковой, В. Л. Страковской и других, была разработана система коррекционно-педагоги­ческой работы по формированию двигательных навыков у слабослышащих детей 6–7 лет на занятиях по адаптивной физкультуре. При разработке системы коррекционно-педагогической работы, учитывались основные исследования отечественной науки по физическому развитию детей, которые базируются на специфической роли двигательного анализатора в организации деятельности мозга, обоснованные авторами И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, Бехтеревым. В частности, теория деятельности, возрастная периодизация развития, теория поэтапного формирования умственных действий, а также основные подходы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушенной слуховой функцией на современном этапе.

При уточнении комплексной оценки физической подготовленности слабослышащих детей 6–7 лет использовались тесты, рекомендованные Министерством здравоохранения РФ для детей дошкольного возраста с нормой слуха. Тесты были дополнены нормативными оценками основных видов движений согласно программе «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» под редакцией Л. А. Головчиц. Также впервые использовались для слабослышащих детей 6–7 лет тесты обследования функции равновесия по Н. И. Озерецкому. При проведении констатирующего этапа мы использовали рекомендации Л. И. Пензулаевой, М. Д. Маханевой, Л. В. Шапковой.

Выделив основную цель практического исследования о том, что если в системе коррекционно-педагогической работы целенаправленно использовать такие средства адаптивной физической культуры как игровые упражнения скоростно-силовой направленности, игровые эстафеты, подвижные игры, то уровень сформированности двигательных навыков у слабослышащих детей 6–7 лет повысится. Мы определили основные моменты организации всего практического исследования, определили базу экспериментальной площадки, экспериментальную группу детей. Для выявления уровня сформированности двигательных навыков у слабослышащих детей 6–7 лет на занятиях по адаптивной физической культуре мы разработали серию заданий, продумали оборудование, процедуру тестирования.

Практическое исследование было направлено на выявление уровня развития физических навыков слабослышащих детей 6–7 лет, опираясь на диагностирование основных физических качеств:

-          скоростные (бег на скорость 30 м);

-          силовые (прыжки в длину с места, метание предмета на дальность правой и левой рукой).

Также определялась способность слабослышащих детей 6–7 лет сохранять равновесие в стойке на 1 ноге, закрыв глаза и способность координировать движения при отбивании мяча об пол, стоя на месте. Обследование включало пять последовательных экспериментальных заданий и проводилось методом индивидуального эксперимента. Анализ количественного соотношения данных заданий внутри группы выявил определенные тенденции.

Представляем серию заданий для выявления уровня сформированности двигательных навыков у слабослышащих детей 6–7 лет:

Задание № 1: определение двигательных навыков дошкольника в беге на скорость. Бег на 30 м со старта. Предлагаются две попытки, фиксируется лучший результат. Задание было направлено на выявление скоростных качеств дошкольников. Полученные результаты показали, что у слабослышащих детей 6–7 лет при выполнении бега на скорость отмечается неточная координация, неуверенность в движениях, что сказалось на результатах тестирования: у двоих слабослышащих детей 6–7 лет отмечен средний уровень скоростных качеств в беге на 30 м, двое слабослышащих детей 6–7 лет показали низкий результат. При объяснении задания потребовался показ выполнения, дополнительные словесные и жестовые указания.

Задание № 2: определение двигательных навыков дошкольника при прыжке. Затруднения у слабослышащих детей 6–7 лет вызвало принятие исходного положения перед выполнением прыжка. У всех слабослышащих детей 6–7 лет отсутствовало энергичное отталкивание двумя ногами и интенсивные взмахи руками. Также были ошибки при приземлении (опора на руки сзади, приземление на одну ногу). Показатели свидетельствуют о низком уровне развития данного движения.

Задание № 3: определение двигательных навыков в метании предметов на дальность правой и левой рукой. Перед началом выполнения задания размечается дорожка цветными поперечными линиями через определенное расстояние (1 метр). Линия отталкивания (шириной 40 см) заштриховывается мелом. Нарушения в координации движений проявились затруднениями при принятии исходного положения перед броском: слабослышащие дети 6–7 лет с трудом согласовывали работу рук и ног, принимали статическое положение. При выполнении броска также отсутствовал перенос центра тяжести на стоящую впереди ногу, последующее сопровождение рукой мешочка при выполнении непосредственно броска отсутствовало. Движения у слабослышащих детей 6–7 лет были либо скованными, либо недостаточно энергичными и вялыми.

Задание № 4: определение уровня развития равновесия (по Н. И. Озерецкому). При выполнении теста необходима страховка. Выполнение этого задания – дает нам возможность выявить низкий уровень сохранения статического положения и равновесия, что указывает на развитие двигательной сферы и вестибулярного аппарата. Вестибулярная дисфункция проявилась у всех слабослышащих детей 6–7 лет, а вместе с ней выявилась и дисфункция кинестетического анализатора. Дети слабослышащие 6–7 лет с большим трудом удерживали равновесие на одной ноге, при закрытии глаз теряли его совсем, требовалась страховка педагога. При принятии исходного положения отмечалось дрожание конечностей.

Задание №5: определение уровня развития координации движений – отбивание мяча об пол, стоя на месте. Последнее задание было рассчитано на выявление сформированности уровня развития координации движений, ловкости слабослышащих детей 6–7 лет и скорости реакции. Слабослышащим детям 6–7 лет было предложено отбить мяч об пол одной рукой, стоя на месте, максимальное количество раз. Замедленная скорость реакции, выполнения движений рукой приводили к тому, что слабослышащие дети 6–7 лет теряли мяч, сходили с места. В связи с этим был отмечен низкий уровень выполнения данного тестирования у всех слабослышащих детей 6–7 лет.

Таким образом, при проведении тестовых заданий по определению развития физических качеств, был отмечен низкий уровень сформированности двигательных навыков и умений. Мы выяснили, что слабослышащим детям 6–7 лет свойственны разнообразные патологии в двигательной сфере: нарушение координации в движениях, сложность в сохранении статистического и динамического равновесия, нарушена ориентировка в пространстве, медлительность в выполнении отдельных движений, всего темпа деятельности в целом. Также мы отметили, что у слабослышащих детей 6–7 лет замедленно развитие силы и скорости. В ходе тестовых заданий, мы пришли к выводу о том, что особенности развития моторики у слабослышащих детей 6–7 лет формируются множеством причин, одной из которых являются нарушения вестибулярного аппарата.

Измененные процессы в слуховом анализаторе влияют на двигательные функции вестибулярного аппарата и приводят к дисфункции кинестетического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности слабослышащих детей 6–7 лет.

Анализ результатов исследования состояния сформированности двигательных навыков и уровней физического развития у слабослышащих детей 6–7 лет, проведенного с использованием заданий диагностической методики, показал, что общий уровень сформированности двигательных навыков и умений низкий. Это является следствием снижения слуха у слабослышащих детей 6–7 лет, а на фоне этого, мы констатировали относительную замедленность формирования двигательных навыков и относительно низкий уровень физического развития и необходимо целенаправленно развивать основные виды движений, а также продолжать формировать основные физические качества (быстроту, ловкость, силу, меткость, выносливость).

На основе обобщения результатов исследования направленного на изучение сформированности двигательных навыков у слабослышащих детей 6–7 лет можно сделать следующие выводы:

  1. Поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи слабослышащих детей 6–7 лет с окружающим миром и приводит к уменьшению объема получаемой информации, что влияет на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков.
  2. Слабослышащим детям 6–7 лет свойственны разнообразные патологии в двигательной сфере: не точная координация и ошибки в движениях, замедленная возможность овладения двигательными навыками, сложность сохранения статистического и динамического равновесия, низкий уровень развития ориентировки в пространстве, медленная скорость выполнения отдельных движений, всего темпа деятельности в целом.
  3. Утрата слуха отражается на уровне развития скорости, силы, меткости, выносливости у слабослышащих детей 6–7 лет.
  4. Измененные процессы в слуховом анализаторе у слабослышащих детей 6–7 лет влияют не только функции вестибулярного аппарата, но и функции кинестетического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности слабослышащих детей 6–7 лет.
  5. Практически все слабослышащие дети 6–7лет исследовательской группы испытывали трудности при выявлении уровней двигательных навыков и физических качеств.
  6. Трудности составлены тремя основными факторами: нарушением слуха, изменением, которые наблюдаются в некоторых функциональных системах и недостаточным развитием речи, что и определяет особенности двигательной сферы слабослышащих детей 6–7 лет.

Следовательно, необходимо разработать систему коррекционно-педагогичес­ких мероприятий, которая повысит уровень сформированности двигательных навыков и умений слабослышащих детей 6–7 лет. Полагаем, что именно включение в игровую и учебную деятельность таких элементов адаптивной физической культуры, как игры-эстафеты, игровые упражнения скоростно-силовой направленности, подвижные игры помогут слабослышащим детям 6–7 лет повысить уровень формирования двигательных навыков, физического развития в целом.

Система занятий построена с учетом общих принципов коррекционно-педагоги­ческой работы и индивидуализации и дифференциации используемых педагогических методов, приемов и средств обучения.

Формирование двигательных навыков осуществляется на протяжении всех режимных моментов учебно-воспитательной работы: на занятиях, зарядке, индивидуальной работе, динамических часах, физкультминутках, прогулках, в самостоятельной и игровой деятельности детей. Однако основное формирование двигательных навыков у слабослышащих детей 6–7 лет проходит на занятиях по адаптивной физической культуре. В основе формирования двигательных навыков у слабослышащих детей 6–7 лет лежит комплексный подход, направленный на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, поставленных для формирования разных направлений физического развития (овладение и закрепление основных движений, развитие физических качеств, формирование положительных эмоций) [1, 5].

Важнейшим в работе по формированию двигательных навыков у слабослышащих детей 6–7 лет является принцип дифференцированного подхода к дошкольникам, учитывая состояние их здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности. Особое внимание уделяется при этом тем видам двигательных навыков, которые входят в состав основных движений ребенка, необходимых для дальнейшего успешного обучения в начальной школе: ходьба, бег, метание, прыжки.

Дифференцированный подход предполагает широкое использование форм и приемов обучения (включая игровые), способствующих физической активности ребенка. Предложенная система занятий с использованием игровых упражнений скоростно-силовой направленности, игровых эстафет, подвижных игр будет способствовать формированию двигательных навыков у слабослышащих детей 6–7 лет и поможет педагогам выстроить работу с слабослышащими детьми 6–7 лет системно, в определенном логическом порядке.

Основная задача коррекционного воздействия на детей с нарушением слуха – это формирование способности к осуществлению того или иного движения без сознательного контроля в единстве с развитием физических качеств, выработка верного динамического стереотипа. Необходимость научить слабослышащих детей 6–7 лет самостоятельно и уверенно выполнять движение с осознанием его основной задачи, применять выработанный навык в возникающей реальной ситуации (игровой и жизненной) является ключевым моментом в педагогической работе. Система коррекционно-педагогической работы по формированию двигательных навыков у слабослышащих детей 6–7 лет реализовывалась поэтапно.

На первом этапе коррекционно-педагогической работы проводили установление эмоционального контакта с детьми, начальное разучивание движения с организацией разнообразных игр, которые создают атмосферу для совместных радостных переживаний и для обеспечения игрового и речевого взаимодействия, по ознакомлению слабослышащего ребенка 6–7 лет с новым движением и созданием целостного представления о движении и его выполнении.

Осуществлению задач способствует воздействие на основные анализаторные системы — зрительную, слуховую, двигательную. У слабослышащего дошкольника 6–7 лет активизируется сознание, создается у него представление о целостном двигательном акте, при этом используется методика начального разучивания, которая включает показ педагогом образца движения, его детальный показ, сопровождаемый словом, с выполнением показываемого движения самим ребенком. Показ образца физического упражнения слабослышащего ребенку 6–7 лет осуществляется четко, безукоризненно правильно, в надлежащем темпе. Такой показ заинтересовывает слабослышащего ребенка 6–7 лет, вызывает у него положительные эмоции, формирует представление о динамике движения, вызывает желание выполнить его. По детальный (то есть расчлененный) показ двигательного действия выполняется педагогом в умеренном темпе с пояснением всех составляющих элементов движения. После расчлененного показа движения слабослышащие дети 6–7 лет самостоятельно воспроизводят упражнение, слушают указания взрослого, то есть практически проверяют сложившийся у них образ движения. Педагогу необходимо следить за правильностью выполнения этого движения слабослышащего ребенка 6–7 лет. Если появляется какая-то ошибка в движении, педагог уточняет, разъясняет или показывает их еще раз. Успех начального этапа разучивания зависит от эмоционально-положительного отношения слабослышащего ребенка 6–7 лет к движению.

Важную роль в установлении эмоционально-положительного контакта играет организация пространства при проведении диагностического тестирования. Подбор необходимого оборудования и спортивного инвентаря, его расстановка позволяют общаться в свободной непринужденной обстановке. Проведение подвижных игр в кругу перед началом тестирования является одним из эффективных коррекционных приемов. Целью таких игр является объединение, сплочение детского коллектива, его раскрепощение. Такие игры как «Мяч в кругу», «Ниточка-иголочка», «Пустое место» помогают детям снять внутреннее напряжение, соблюдать общий ритм игры, очередность, положительно настроиться на предстоящие задания тестирования.

Второй этап коррекционной работы направлен на формирование двигательных навыков в специально организованной деятельности:

-          углубленное разучивание движений, в рамках которого происходит разработка перспективного плана по формированию двигательных навыков у слабослышащих детей 6–7 лет;

-          уточнение правильности выполнения слабослышащим ребенком 6–7 лет деталей техники разучиваемого упражнения;

-          исправление ошибок по формированию двигательного навыка у слабослышащих детей 6–7 лет.

На следующем этапе по формированию двигательного навыка у слабослышащих детей 6–7 лет составляется перспективный тематический план, в основу планирования заложены направления по формированию двигательных навыков. Зная механизм образования условных рефлексов, необходимо было восстановление в сознании и мышечном ощущении слабослышащего ребенка 6–7 лет, последовательности элементов движения. Использовались специальные игровые приемы, при помощи которых побуждали слабослышащих детей 6–7 лет к проявлению самостоятельных движений: сюрпризное появление игрушек, нового спортивного инвентаря и оборудования, его обследование, выполнение игровых упражнений «Пронеси – не урони», «Кто скорее до флажка», «Мячик о стенку». Индивидуальная работа с предметом, работа слабослышащих детей 6–7 лет в парах, а затем в команде, рассматривание картинок и иллюстраций по спортивной тематике, использование наблюдения за выполнениями упражнений сверстниками помогли уточнить правильность выполнения деталей техники разучиваемого упражнения [4].

Большинство занятий построено по тематическому принципу, то есть игровые упражнения, сами эстафеты, подвижные игры объединены одной темой. Тематика занятий очень разнообразна: это времена года, мир животных, спортивная жизнь страны. Со многими темами слабослышащие дети 6–7 лет знакомятся сначала на занятиях по расширению представлений об окружающем мире, по знакомству с художественной литературой, а затем на занятиях по адаптивно физкультуре закрепляют полученные знания через двигательно-игровую деятельность. Важным моментом является взаимосвязь занятий по адаптивной физкультуре с другими видами деятельности (лепкой, аппликацией, рисованием, музыкой). Например, на музыкальных занятиях включены задачи на развитие темпо-ритмических характеристик выполнения движений, использование на других занятиях элементов логоритмики в качестве физкультминутки позволяет слабослышащим детям 6–7 лет закреплять двигательные навыки [3].

При проведении занятий по формированию двигательных навыков у слабослышащих детей 6–7 лет перед педагогом стоят следующие коррекционно-педагогические задачи:

  1. Задачи по физическому развитию и оздоровлению слабослышащих детей 6–7 лет, коррекции отклонений в их моторном развитии, а именно, учить слабослышащих детей 6–7 лет:

-          строевым упражнениям (овладение построениями в шеренгу; в колонну по одному, в круг маленький и большой);

-          ходьбе: ходьба в колонне по 1, с любимыми предметами (мячами) в руках, с изменением положения рук, с изменением направления;

-          бегу: овладение бегом в различных направлениях, бег в чередовании с ходьбой до 2,5 м;

-          лазанию: под ползание под скамейку (высота 25–30 см), про лазание между столбами лежа на животе;

-          прыжкам: на месте, на двух ногах;

-          метанию различных предметов;

-          формированию правильной осанки воспитанников;

-          упражнениям в равновесии (например, ходьбой по рейке гимнастической скамейки).

  1. Повторение и закрепление двигательных навыков слабослышащими детьми 6–7 лет через игровые упражнения скоростно – силовой направленности, подвижные игры и эстафеты.
  2. Развитие навыков контроля и самоконтроля при выполнении двигательных навыков.
  3. Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда когнитивных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), а так же использование основного речевого материала для данной группы детей.

Для полноценной самостоятельной деятельности слабослышащего ребенка 6–7 лет необходимо организовать уголок по физической культуре в группе, например «Здоровячок», в котором слабослышащие дети 6–7 лет в непринужденной обстановке могут самостоятельно закреплять двигательные навыки, полученные на занятиях по физической культуре, используя спортивное оборудование и инвентарь, играть в настольные игры со спортивной тематикой: «Назови вид спорта», мозаики и пазлы «Какой вид спорта спрятался на картинке», «Сделай фигуру», «Что мы делали, не скажем, а покажем» [2, 1].

Овладение, формирование и закрепление двигательных навыков у слабослышащих детей 6–7 лет невозможно без участия родителей. Поэтому, с целью создания единого тандема родителей и педагогов в работе по формированию двигательных навыков у слабослышащих детей 6–7 лет, мы определили основные формы работы:

-          проведение совместных спортивных развлечений («Веселые старты», «Любимый город», «По морям, по волнам», «Мой папа самый лучший»);

-          выступление на родительских собраниях с рассказами об успехах и достижениях детей, знакомстве с перспективами в дальнейшей работе;

-          организация выставок «Нестандартное оборудование», «Спортивный уголок дома»;

-          фотовыставки «Здоровый малыш», «Спорт в нашей семье», дни открытых дверей, организация конкурсов стенгазет на спортивную тематику;

-          рекомендации и консультации для родителей «Куда пойти с ребенком в выходной день», «Насколько развит ваш ребенок физически», «Детская скакалка супертренажер», «Здоровье стопы»;

-          -проведение анкетирования с целью выявления результатов проведенной работы, выявления вопросов о жизни слабослышащих детей 6–7 лет дома;

-          привлечение родителей к совместному участию на занятиях;

-          организация клуба «Бим-бом», целью которого является помочь родителям и слабослышащим детям 6–7 лет ощутить радость от совместной двигательно-игровой деятельности [1, 4].

Таким образом, опираясь на основные исследования отечественной науки по адаптивной физкультуре, на теорию поэтапного формирования двигательных навыков, на основные подходы в коррекционно-педагогическом обучении слабослышащих детей 6–7 лет, был разработан перспективный тематический план по формированию двигательных навыков у слабослышащих детей 6–7 лет. Обозначив приоритетным направлением совместную работу педагога, родителей и слабослышащих детей 6–7 лет, были определены основные формы работы в этом направлении и разработано перспективное планирование клуба выходного дня «Бим-бом». Предложенная система коррекционно-педагогической работы по формированию двигательных навыков у слабослышащих детей 6–7 лет является мощным фактором коррекции и компенсации недостатков в физической подготовленности слабослышащих детей 6–7 лет к обучению к школе.