Точного определения офшорной зоны или офшорной компании в отечественном законодательстве не существует, однако, понятие «офшорные зоны» присутствует в п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ [3].
Как правило, под офшорной зоной подразумевают страну и/ли территории, которые регистрируют фирмы, на которые будет распространяться льготный режим налогообложения. Сама компания с момента регистрации подпадает под юрисдикцию страны пребывания и с этого времени должна строго соблюдать нормы и правила местного законодательства [2] .
Рыночная экономика, в орбиту которой попала и экономика России, требовала появления территорий с льготным режимом налогообложения. Следует уточнить, что в классическом понимании российские офшорные зоны как таковыми офшорами не являются, так как компании, де юре осуществляющие свою деятельность в них, не выходят за пределы данного государства. Тем не менее, это низконалоговые территории, регистрация в которых позволяет бизнесменам уменьшить свои затратами. Такие льготные зоны действовали в РФ до 2001 г. Основными льготными зонами в стране были – Алтай, Калмыкия, Бурятия и Ингушетия. Существуют и иные регионы страны, которые предоставляют фирмам программы льготного налогообложения, например особые экономические зоны (ОЭЗ).
На сегодняшний день степень офшоризации российской экономики чрезмерно велика, что ведет к значительным экономическим издержкам для страны в настоящем и будущем. Офшоризация национальной экономики – одна из основных угроз национальной (экономической) безопасности государства, решением которой нужно заниматься незамедлительно.
В связи с этим общим позитивным эффектом в сфере регулирования офшоров в России стало то, что общие намерения государства по решению проблем деофшоризации в современных условиях стали подкрепляться конкретным действиями со стороны государственных структур. Сегодня можно предположить, что главная цель, которую преследует государство – это полное возвращение капитала на родину либо его подавляющей части. Для того, чтобы организовать крупномасштабную процедуру амнистии капитала при проведении антиофшорной политики, государству необходима стратегия, с помощью которой в дальнейшем возможно будет сформировать механизм возвращения капитала в Россию на основе принципов экономической целесообразности и социальной справедливости. Создание данной стратегии должно быть урегулировано законодательно на самом высоком уровне. Антиофшорная политика должна быть ориентирована на безболезненный для национальной экономики переход – от офшорного бизнеса к чистому.
Так в 2014 г. был принят закон о контролируемых иностранных компаниях в России. В соответствии с данным законом все лица, владеющие зарубежными компаниями или их долями должны сообщить об этом российской налоговой службе. В законе используется понятие «контролируемая иностранная компания» (КИК) – организация без образования юридического лица, не являющаяся налоговым резидентом России, однако контролируется таковыми. Контролирующим иностранную компанию будет считаться юридическое или физическое лицо, владеющее более 25% капитала с 2016 г. Закон обязывает российских налоговых резидентов, владеющих долями в иностранных компаниях, с 1 января 2015 г. подавать отчет о прибыли, превышающей 50 млн руб. В 2016 г. минимальный заработок, по которому нужно сдавать отчет, составляет уже 30 млн руб., а к 2017 г. – 10 млн руб. Закон предусматривает наказание за уход от налогов с использованием КИК. Минимальным наказанием, согласно закону, стал штраф в размере 200 тыс. руб., максимальным – шесть лет лишения свободы.
Как показывает опыт многих российских реформ, зачастую реформаторская деятельность исполнительной вести власти носит частичный и фрагментарный характер, что ставит под сомнение возможность достижения поставленных целей развития страны. В этой связи хотелось бы предложить систему мер по деофшоризации российской экономики, основанной на следующих принципах:
- институциональные улучшения условий для экономической деятельности на российской территории;
- налоговый маневр за счет пересмотра СИДН (соглашение об избежании двойного налогообложения) по сдвигу центра тяжести налогового стимулирования инвесторов под юрисдикцию РФ [1, с. 37];
- активное взаимодействие с международными правительственными и иными структурами по обмену налоговой информацией.
Среди конкретных мер по деофшоризации экономики можно выделить следующие:
- создание системы взаимодействия национальных налоговых органов с налоговыми органами других стран и международными организациями, посредством которой будет проводиться обмен налоговой информацией;
- усиление борьбы с коррупцией, так как она является прямой спутницей офшоризации экономики и порождает отток капитала в офшоры;
- введение налога на финансовые транзакции, связанные с движением спекулятивного капитала;
- продолжить отслеживание и контроль над компаниями-однодневками, бенефициары которых могут участвовать в офшорных юрисдикциях;
- усиление контроля за трансфертным ценообразованием, которое является основой перемещения капитала в офшоры;
- усиление ответственности за нарушение национального законодательства в части уклонения от уплаты налогов посредством офшорных схем;
- улучшение условий ведения бизнеса в России (обеспечение постоянства и защиты собственности, независимости судебной системы, стабильности законодательства, снижения административного давления и др.).
Таким образом, можно утверждать, что сегодня российская экономика испытывает на себе весь комплекс негативного влияния чрезмерной офшоризации (бюджетная дефицитность, повышение криминализации экономики, плохой инвестиционный климат и т. д.). Демонстрация предельного контролирования офшоров может подорвать конкурентные позиции России. В связи с этим, в целях снижения издержек и рисков, в работе офшорных фирм, на наш взгляд, не стоит вводить запрещающие меры, а необходимо способствовать повышению прозрачности их деятельности. Иначе говоря, поскольку сегодня, несмотря на меры, реализуемые Минюстом, Минфином, Центральным Банком РФ и иными уполномоченными органами, бизнес РФ активно применяет офшоры для снижения налогообложения своих дивидендов, представляется очевидным, что для решения проблемы офшоризации российской экономики запретительные меры не вполне являются подходящими. Соответственно, для этого необходимо производить тщательную работу российским регуляторам с офшорными зонами по аналогии с другими странами, необходимо совершенствовать федеральное законодательство и создавать экономический климат, направленный на минимизацию мотивации российских бизнесменов к использованию офшоров. Тем не менее, мы полагаем, что законопослушный бизнес не должен страдать от антиофшорных мероприятий государства. Значит, целесообразность использования офшоров должна вытекать из бизнес-структуры, а не по предписанию регулирующего органа, который не отвечает за результаты ее работы.