Full text

Под изобразительным искусством мы понимаем не просто копирование материального мира, а изображение мира, «пропущенного» через призму восприятия художника. Продукт художественного творчества становится результатом взаимодействия индивидуальности художника и окружающей действительности. Материальный мир трансформируется в предмет творчества, когда этот процесс основан на эмоциях и чувствах, проживаемых художником. Такая трансформация происходит посредством символизма и иносказательности, это позволяет художнику выразить в картине большее, чем увиденное. Если рассматривать аспект обращённости результата на зрителя, то, задача художника – пробудить интерес и воображение и способствовать духовному обогащению зрителя, показывая скрытые смыслы и слои этого мира.

Личность художника обладает более тонким и чутким мироощущением, и каждый художник несет свою философию жизни. Такие факты можно почерпнуть из биографий Ван Гога, Сальвадора Дали, В. Кандинского и многих других. Поэтому обучение художественному мастерству несет не только знания и умения изображать предметы окружающего мира на плоскости, но, прежде всего- умения создавать и выражать идею, наполнять картину смыслом. Мы предполагаем, что развитию такого умения способствуют определенные личностные качества. Наиболее близкими среди известных психологических феноменов, на наш взгляд, являются эмоциональный интеллект, рефлексия и изучаемое нами явление – метакомпетенции.

Метапредметность в современном образовании становится ключевым понятием и вектором развития. Метапредметные результаты, как способы действий и регуляции деятельности ребёнка рассматриваются в контексте создания соответствующих условий образования. Способность находить метапредметные связи выражается и соответствует феномену личности – метакомпетенции.

Метакомпетенции понимаются как универсальные компетенции, имеющие психологическую сущность. В основе метакомпетенций лежит универсальный и унитарный процесс – рефлексия. Универсальность и фундаментальность метакомпетенций являются основой создания эффективных отношений их субъекта, как с внешним, так и со своим внутренним миром, метакомпетенции содержат в себе потенциал и ресурсы развития, творческой созидающей деятельности, самореализации.

Впервые вопрос о метапроцессах изучали А. Браун, Г. Уэлман и Дж. Флейвелл, Метапроцессы рассматривались как процессы регуляции мышления, к его функциям относили планирование, регуляцию и согласование процессов мышления [1].

М.М. Кашапов описывает основной механизм творческого мышления – надситуативность или метапозицию, которая способствует эффективному решению задач, формированию взгляда на ситуацию без влияния внешних факторов [2]. Родственным понятием, раскрытым в работах М.М. Кашапова является метапознание, которое, на наш взгляд, глубже раскрывает сущность метакомпетенций [3]. Метапознание понимается как взаимодействие процессов связанных с метакогнитивной активностью. В качестве результата этого взаимодействия возникает получение метакогнитивных знаний. Таким образом, метапознание осуществляет внутреннюю регуляцию когнитивных процессов, отслеживание, контроль, процессы трансформации, планирование.

 Зарубежные исследователи в результате анализа компетенций и особенностей их использования в контексте обучения выделили необходимые компетенции, обеспечивающие эффективную работу [4]. Среди основных компетенций были выделены метакомпетенции как базовые, занимающие центральное звено и обеспечивающие приобретение остальных компетенций.

Развитие метакогнитивизма и компетентностного подхода оказали влияние и на систему образования, а именно- изменилась конечная цель образования. Метапредметность – ядро как школьного образования, так и высшего профессионального образования. Метапредметные результаты определяются и реализуются в способе мышления, которое формируется и совершенствуется на протяжении всего активного существования человека. Метакомпетенции как интегрирующий элемент личности соединяет знания, опыт, умение получать новые знания, определять недостающую информацию, управлять своим развитием и усложняется на протяжении жизни, развиваясь в определенную систему, в основе которой лежит рефлексия [5]. В соответствии с зарубежными [4,7] и отечественными [2,3,6] взглядами на типологию компетенций, в рамках целостной модели компетенций, метакомпетенции мы понимаем, как компетенции, определяющие индивидуальную эффективность, которые облегчают приобретений других компетенций.

Описание метакомпетенций чаще всего понимается и иллюстрируются примерами из деятельности взрослой личности, профессионала [6,7]. Выработка условий становления метапредметности как результата образования на всех его этапах меняют фокус зрения. Важны преемственность концепции и этапов образования и диктует вопрос о генезе метакомпетенций в детском возрасте, на этапе начального образования. Сходное мнение, на наш взгляд, выражают В. В.Павлова и Е. В. Высоцкая, которые акцентируют внимание на целях педагога, которые в существенной мере могут стать условием развития метапредметной активности ученика,  важности внимания к компонентам активности ученика, ориентировочных компонентах способа действия (образца) в процессе реального ориентирования при решении учебной задачи [8].

В отличие от сферы накопленных знаний, умений, опыта, наиболее развитой в детском возрасте является эмоциональная сфера Более того, эмоции и чувства — это доступная для восприятия область знаний с раннего возраста. Период детства связан с бурным развитием эмоций и мышления, которые тесно переплетаются в своем функционировании. Ребёнок в возрасте 9-10 лет в определённой мере овладевает сознательной регуляцией. В то же время эмоциональное отношение является основой жизни ребёнка, оценивание фактов и поведения также происходит на основе эмоций.

Объектом исследования стало эмоциональное восприятие у детей младшего школьного возраста. Предмет – характеристики метакомпетенций в контексте эмоционального восприятия детей младшего школьного возраста. Использовался комплекс методик, в том числе одна методика- в процессе апробации, которая диагностирует метакомпетентность в детском возрасте через понимание и ориентирование ребенка в области чувств и эмоций и их выражение в абстрактных художественных образах.

В контексте поставленной задачи уместно применение арт-терпевтических методов. Арт-терапевтические методы облегчают доступ к бессознательным процессам, также посредством арт-терапии субъект получает возможность выражения внутреннего мира посредством символического языка, осуществляя некую трансформацию модальностей сущности содержания [9].

Участниками нашего исследования были 26 детей - младшего школьного возраста, 9-10 лет. Все они живут в городе Владивосток, Приморский край. Мы использовали следующие методы: 1) рисуночный тест Р.Сильвер «Нарисуй историю» позволяет произвести оценку познавательных способностей и процессов, оценку творческих способностей и оценку текущего эмоционального состояния; 2) тест художественного и эмоционального восприятия (ТХЭВ) (Копытин А.И.) [10], в рамках апробации применялся совместно с тестом Р. Сильвер «Нарисуй историю», он позволил определить уровень эмоционального интеллекта.

Исследование проводилось с детьми младшего школьного возраста (N= 26; средний возраст 9,5 лет) в форме тренинга: было осуществлено погружение в творческий процесс, создание контакта и доверия. Нами предполагалось, что умение находить эквивалент чувствам и эмоциям среди предложенных абстрактных рисунков (ТХЭВ) могут интерпретироваться, как метакомпетенции. Предполагалось, что результаты, полученные с помощью теста художественного эмоционального восприятия, будут связаны с когнитивной и эмоциональной шкалами теста Р. Сильвер «Нарисуй историю».

Результаты диагностики, проведённой с помощью рисуночного теста по когнитивной шкале и шкале эмоционального содержания: высокие показатели по уровню эмоционального интеллекта оказались у 30,8% выборки, 68,2% выборки имели средний или низкий уровень эмоционального интеллекта, в соответствии с результатами теста художественно-эмоционального восприятия.

Рисунок 1. Распределение показателей эмоционального интеллекта

 

Анализ корреляционных связей был произведен относительно шкалы эмоционального интеллекта.  Когнитивная шкала рисуночного теста «Нарисуй историю» представлена тремя шкалами: умение выбирать (содержание или идею рисунка), умение передавать представления в рисунке и истории (креативность, проявленная в форме и содержании рисунка и сочинении истории), умение комбинировать (форма рисунка). Таким образом, корреляционные связи высчитывались между показателями эмоционального интеллекта и всеми указанными шкалами рисуночного теста. Корреляционные связи анализировались с помощью коэффициента Пирсона при уровне значимости равном 0,05.

Таблица 1. Кэффициенты корреляции (по Пирсону)

Шкалы теста Р. Сильвер

Эмоциональный интеллект

Когнитивная шкала

0,47

Умение выбирать (содержание или идея рисунка)

0,68

Умение передавать представления в рисунке и истории (креативность, проявленная в форме и содержании рисунка и сочинении истории)

нет связи

Умение комбинировать (форма рисунка)

нет связи

Эмоциональное содержание

0,4

 

Обнаружена достоверная связь (корреляция по шкале Чеддока) между эмоциональным интеллектом и шкалой «умение выбирать (содержание или идея рисунка), коэффициент корреляции составил 0,68. Также умеренная прямая корреляция обнаружена между когнитивной шкалой и шкалой эмоционального содержания. Таким образом, существует связь между уровнем эмоционального интеллекта и показателями по когнитивной шкале (умение выбирать, содержание или идея рисунка) и по шкале эмоционального содержания. Это можно интерпретировать как трансформацию эмоционального содержания в когнитивное.

В то же время не обнаружена связь с умением передавать представления в рисунке и умением комбинировать, формы рисунка.

Тест художественно-эмоционального восприятия отражает уровень развития эмоционально-чувственной сферы. Испытуемому в данном тесте предлагалось соотнести чувства и эмоции с абстрактными картинами, то есть найти эквивалент чувствам среди предложенных изображений. Эту задачу мы определили в качестве метапредметной, а её решение- характеристика метакомпетенции. Здесь требовался синтез знания и понимания не только в области чувственно-эмоциональной сферы, но и ощущений цветов и колорита, а также их взаимосвязей и перетекания одного в другое. То есть осуществлялся переход из одной модальности в другую (в данном случае переход от чувств к изображению) с сохранением сущности понятий. Для осуществления такой трансформации требовалось, как развитое эмоциональное восприятие (шкала эмоционального содержания теста Р. Сильвер), так и развитые познавательные способности (когнитивная шкала теста Р. Сильвер). Заметим, что способность к осуществлению такого перехода показали 31% исследуемой выборки.

Наиболее тесная корреляция из обнаруженных говорит о связи эмоционального интеллекта и показателя когнитивной шкалы- умение выбирать (содержание или идею рисунка). Отметим, что последнее отражает уровень разработанности идеи и содержания рисунка, а также степень выраженности абстрактного мышления. В данном случае разработка идеи, концепции рисунка на основе стимульного материала (набора черно-белых рисунков) – это проявление метакомпетенций. Испытуемому, как субъекту процесса, самому необходимо было определить для себя конечную цель создаваемого им рисунка, и соответственно с этой целью преобразовывать объекты, продумывать содержание рисунка, что подразумевает существенно большее, чем можно увидеть на рисунке. Процесс выбора и разработки идеи и содержания рисунка схож с процессом выбора картинок, подходящих к тому или иному чувству. В этом случае так же необходимо иметь концептуальное понимание понятия, чтобы наиболее точно его выразить в другой модальности. Метакомпетенции в этом смысле помогают выделить сущность понимаемого без «каркаса определений» и перенести его в другую модальность.

В нашем исследовании мы описали проявления метакомпетенций в изобразительном искусстве на примере детей в возрасте 9-10 лет. Задача описания метакомпетенций является сложной, поскольку понятие это в существенной мере дискуссионно, и не обладает на текущий момент точным научным статусом. Мощное развитие в детском возрасте чувственно-эмоциональной сферы личности позволяет диагностировать метакомпетенции именно в этой области.

С помощью методики Р. Сильвер были выделены шкалы, соответствующие нашему пониманию метакомпетенций. Доказано, что имеется связь эмоционального интеллекта и результатов, полученных с помощью методики ТХЭВ: шкала эмоционального содержания и когнитивная шкала, это показывает тесноту связи эмоциональной и когнитивной сферы ребёнка. Влияние на эмоциональную сферу опосредованное когнитивными процессами позволяет ребёнку переходить на новый уровень мышления и чувств, что в определённой мере обеспечивает гармоничное развитие личности. Это оправдано внутренними процессами, сопровождающими выполнение теста художественного-эмоционального восприятия, в рамках которого связаны эмоциональные и когнитивные структуры, что образует метакомпетентность результата.

Данным исследованием мы проиллюстрировали один из механизмов создания продукта изобразительного творчества. Механизм основывается на трансформации эмоционально-чувственного содержания личности художника в художественное изображение на плоскости, посредством символизма и иносказательности. Способность к такой модификации нами понимается как метакомпетенция и основное качество Художника.