Full text

Проблемы, связанные с формированием человека как субъекта труда, постоянно находятся в центре внимания психологов, не теряя своей значимости. При этом вопросы, связанные с выбором профессии, с профессиональным самоопределением, становлением и самореализацией личности приобрели в настоящее время особую значимость. Сегодня общество выдвигает новые требования к человеку - способность к самостоятельной постановке жизненных целей, независимость, возможность осуществлять свободный выбор. Поэтому вопрос о научном понимании процесса выбора профессии приобретает все большее значение и актуальность.

          Старший школьный возраст – это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко и имеет свои противоречия и трудности.

            Э. Эриксон характеризует старший подростковый возраст и раннюю юность как период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу и приводит к формированию идентичности. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить главную задачу, которая ставит перед ним общество, - задачу самоопределения, выбора жизненного пути [1].

            Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростков развивается саморегуляция. Способность подростков познавать самих себя порождает у них потребность к самоутверждению, самовыражению. [2]

      Особое место занимает самооценка подростка. Её формирование тесно связано с процессом развития самосознания [3]. Именно в старшем школьном возрасте дети особенно часто начинают ориентироваться не столько на оценку их окружающими людьми, сколько на самооценку. Поэтому в этот период у них особенно интенсивно формируется чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление отвечать не только требованиям окружающих, но и своим собственным требованиям к себе [4].

      В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Старшекласснику приходиться ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, телепередач.  Этот опыт обычно абстрактен, не пережит самим ребёнком. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи,  свои способности и склонности [5]. Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становиться центральным новообразованием старшего подросткового возраста. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нём [6].

     Готовность к профессиональному самоопределению, как к виду деятельности, возникает в ранней юности, когда подросток, во-первых, практически освоил базовые виды деятельности, научившись комбинировать их, исходя из стоящих перед ним задач, а во-вторых, достиг определённого уровня сформированности направленности на профессиональную трудовую деятельность [7]. Он должен не только понимать, но и принимать необходимость этой деятельности, как основного источника его будущего существования. Он должен осознавать неизбежность ограничений его личных прав и свобод предстоящим трудовым договором, он должен уметь сопоставлять свои качества с качествами профессионально работающих людей, он должен хотеть получить какую-либо профессионально-ориентированную квалификацию. Всё это возможно лишь при условии достаточной осведомлённости подростка о востребованных направлениях профессиональной деятельности. Не менее важны установки социального окружения подростка (родителей, друзей, педагогов).

            На этапе подросткового возраста диагностика профессионально важных качеств позволяет профессионально ориентировать подростка, оценить его принципиальную пригодность к профессиональной деятельности, выявить те сферы деятельности, которыми ему не стоит заниматься. Возможна реализация комплекса мероприятий, позволяющих выявить пригодность старшеклассника к более или менее конкретной профессии – тестирование, беседа, практические пробы и другое. Однако недостаточная направленность подростка на профессию может перечеркнуть позитивный эффект всех профессионально важных качеств.

            Самооценка профессиональной направленности подростка может быть достаточно высокой, но на начальном этапе освоения специальности она часто базируется на мифах об определенной профессии и в процессе профессионального обучения может претерпеть серьёзные изменения. Поэтому диагностика профессиональной направленности должна входить в обязательный перечень психологического сопровождения процесса профессионального самоопределения подростков в школе.

     История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится, в первую очередь, к диагностике знаний, умений и способностей. В России первое бюро по профконсультации возникло в 1927 году, при Ленинградской бирже труда. В это время в стране был расцвет профориентации, которой занимались не только профконсультанты, но и педологи в школах. Период НЭПа в России был достаточно демократичным. Об этом свидетельствует бурное развитие не только производства, но и образования, здравоохранения и науки в это время. Реальная свобода выбора для многих людей действительно способствовала развитию профориентации.

            Многообразие различных подходов к рассмотрению проблемы профессионального самоопределения вызвано не только сложностью данного вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью самоопределения людей, проживающих в конкретной стране и неоднородностью населения. Все это осложняет выделение "самых лучших" подходов и делает проблему профессионального самоопределения многообразной по способам рассмотрения и решения.  "Правильность" способа решения этой проблемы, в первую очередь,  зависит от особенностей конкретного школьника и общего уровня развития самого профконсультанта.

     В профориентации выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация. И профориентация и профконсультация – это ориентирование школьника. Профессиональное самоопределение – это самоориентирование учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения [8].HYPERLINK "javascript:void(

     Задачи профессионального самоопределения психолог-профконсультант может решать по-разному:  вместо клиента, вместе с клиентом (диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому еще надо прийти) или постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы.

  При решении информационно-справочной задачи клиенту просто сообщается нужная информация.  Далее, психолог вместе с клиентом анализирует определенную информацию и объясняет клиенту, как самостоятельно ее получить (как ориентироваться на сайтах, куда обращаться, какие вопросы задавать специалистам по данной профессии). Главная цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного) [9].

     В профориентации школьников психолог принимает участие во всех этапах работы: начиная с мотивационного компонента, заканчивая психологическим сопровождением выбора профессии и построением карьерного плана.

     При работе со старшеклассниками психологу важно замотивировать школьников к активному построению своего профессионального будущего, помочь осознать важность и ответственность этого выбора, потому что – верный выбор профессии – это залог будущего успеха, а главное, удовлетворения тем делом, которым будет заниматься человек. Как писал Э. Севрус: «Трудно вложить душу в дело, к которому она не лежит» [10].

     В задачи психолога входит ориентация клиента в критериях выбора профессии. Ведущих критериев и их сочетаний может быть множество: от уровня заработной платы до скорости карьерного роста, от стабильности до комфортных условий работы, от престижности до лёгкости трудоустройства. Сейчас многие при выборе профессии ориентируются на доходность и престижность профессии.  Однако, хороший, высокоэффективный специалист в любой области будет получать заработную плату выше, чем человек, получивший специальность, но не представляющие себя в данной профессии.

     Несмотря на то, что никто не знает нас лучше, чем мы сами, помощь психолога в познании себя – огромна.          Для профконсультанта важно уточнить и такие понятия как стиль и образ жизни, так как многие люди выбирают не столько профессии, сколько определенный образ жизни и жизненный стереотип.

     Психолог должен быть хорошо осведомлён о мире профессий. Ежегодно список специальностей изменяется. Какие-то специальности появляются, какие-то устаревают и исчезают. Выбирая профессию, психолог-профконсультант не должен ориентировать клиента только на то, что популярно в данный момент на рынке труда. Он должен опираться на сильные стороны, на личные качества, на склонности клиента. Необходимо учитывать также и его слабые стороны, так как стать по настоящему эффективным можно только в той сфере деятельности, к которой лежит душа, к которой есть предрасположенность. Отсюда вытекает следующее направление деятельности психолога-профконсультанта - психодиагностика.

      Кроме непосредственно профориентационных тестов, психолог должен использовать множество психодиагностических методик, которые позволяют определить уровень выраженности определённых профессионально важных качеств.

     Результаты психодиагностического исследования – это не приговор, а ориентир. Это тот уровень развития качеств, склонностей и способностей, который объективно есть сейчас, и от которого нужно будет отталкиваться. Знание слабых сторон может помочь клиенту избежать неудачного выбора или станет стимулом развивать в себе эти стороны и самосовершенствоваться. Объяснить это, подготовить клиента к осмысленному и позитивному восприятию результатов также входит в задачи психолога [11].

     Каждая работа должна иметь свой конечный результат, быть эффективной. В том числе и работа психолога, работающего в области профориентации. Г.В. Резапкина для оценки эффективности работы психолога предлагает выделить четыре критерия [12]. Это - своевременность профессионального выбора, осознанность выбора,  реалистичность выбора и согласованность (выбора профессии, путей получения профессии и результатов психологической диагностики).

     Критерий – это признак, на основании которого оценивается предмет или явление. Поэтому критерии должны быть однозначными и измеримыми.

     В данной статье рассматривается в качестве критерия оценки эффективности деятельности психолога в области профориентации, взаимосвязь выбора направления подготовки в соответствии с результатами профтестирования и учебной успешности студентов вузов (на примере студентов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток).

В статье приведены данные исследования, проведенные на базе центра «Абитуриент» ВГУЭС. Для проведения исследования был выбран тестовый комплекс «Профориентатор», который ориентирован на работу со старшеклассниками (учениками 8-11 классов), рассматривающими вопрос о выборе профессии и соответствующего высшего или среднего специального учебного заведения, а также с выпускниками школ, еще не имеющими опыта работы. В данной работе использовалась версия «Профориентатор-4.3». Авторы современной компьютеризированной диагностической методики «Профориентатор»: Шмелев А.Г., Серебряков А.Г., Рыхлевская Е.И., Иванова О.Н., Кононов О.Н. [13].

            Для проведения исследования были сформированы три группы. Старшеклассники, прошедшие профтестирование с помощью компьютерного комплекса «Профориентатор» в центре «Абитуриент» в период 2010 по 2011 год и обучающиеся на период проведения исследования на 2-3 курсе различных направлений ВГУЭС (две группы) и студенты 2-3 курса ВГУЭС, никогда не проходившие процедуру профтестирования (ни бланкового, ни с использованием компьютерных технологий).

По специально разработанному опроснику было организовано телефонное интервью. Опросник включал 10 вопросов с выбором ответа на определение специальности обучения на момент анкетирования, фактора, повлиявшего на выбор направления обучения, удовлетворенности обучением и академической успеваемостью студента. Кроме того, при проведении опроса, были заданы вопросы на выявление степени помощи профтестирования в выборе профессии испытуемого и необходимости проведения подобного тестирования для старшеклассников вообще.

Первая группа (группа А – 25 человек) экспериментальная: студенты, которые выбрали направление обучения в вузе с учетом результатов тестирования. Вторая группа (группа Б – 20 человек) контрольная: студенты, которые выбрали направление обучения во ВГУЭС вопреки результатам результатов профтестирования. Третья группа испытуемых (группа С –  27 человек) вторая контрольная – это студенты 2-3 курса ВГУЭС никогда не проходивших процедуру профтестирования. Опрос студентов этой группы проводился очно.

Для выявления имеющихся различий уровня успеваемости у студентов, выбравших направление подготовки с учетом результатов профтестирования и без учета результатов профтестирования, был выбран математический критерий Манна-Уитни.

В эмпирической части исследования были получены следующие результаты:

     Уровень успеваемости группы студентов, выбравших направление подготовки в вузе с учетом результатов профтестировния – 4.2. Уровень успеваемости группы студентов, выбравших направление подготовки вопреки результатам профтестировния – 3.7, а уровень успеваемости студентов, не проходивших профтестирование вообще, оказался ниже всего – 3.4 в среднем по группе.

     Выдвигаемая гипотеза о сравнительно более высокой успешности студентов, выбравших направление подготовки по программам в вузе в соответствии с результатами профтестирования полностью подтвердилась.

     Ключевым мотивом при выборе профессии студентов всех групп являлся «по призванию» (73 %). Одинаково невысокий процент (13-23%) по всем группам набрал мотив «советы родителей». Это объясняется возрастными особенностями старшеклассников. Именно в силу возрастных особенностей выбор мотива «случайно» («заодно с друзьями», «спонтанно», «так получилось») студентами группы Б и С не вызывает удивления (16-23 %). Случайность выбора, как мотива, отсутствовал у группы А, так как студенты этой группы выбирали специальность сознательно и согласно результатам тестирования. Выбор профессии «по расчету» присутствовал у студентов, не проходивших профтестирование (34 %) и практически отсутствовал у студентов, выбравших специальность вопреки результатам профтестирования. Мотив «вынужденно» присутствовал только в ответах группы Б.

По результатам исследования было установлено, что большинство студентов довольны в настоящее время тем, где и на кого учатся. Этот факт можно интерпретировать как эффект «студенческой эйфории», то есть, скорее удовлетворенностью студенчеством, как этапом жизни чем выбранной профессией (так как среди студентов, полностью довольных своим выбором, были студенты с уровнем успеваемости 2.9). Практически все студенты (93,8 %) выбравшие направление подготовки с учетом результатов профтестирования в центре «Абитуриент» удовлетворены выбранной специальностью.

Если студент выражал крайнее недовольство выбранной профессией, в 70 % случаев причина была в том, что он выбрал такое направление обучения, которое по результатам профтестирования ему было не рекомендовано или даже противопоказано.

Позитивное отношение к прохождению профтестирования показали 99% испытуемых, проходивших профтестирование в Центре «Абитуриент». Это подчеркивает то, что в Центре уделяется особое внимание этапу профориентационной консультации, которую проводят тщательно подготовленные специалисты профконсультанты.

Предлагаются и другие критерии результативности профориентации, к числу которых относятся профессиональные интересы и успешность трудоустройства [14].

 

     Выбор профессии – это лишь первый шаг на пути к личному успеху. Чтобы уверенно шагать вперёд навстречу будущему, нужно проанализировать свои способности, интересы, личные качества, разработать пути получения необходимого и качественного образования, спроектировать свой карьерный рост. При этом желательно, чтобы план профессионального становления был конкретным, привязанным ко времени, что поможет человеку оптимально распределить временные ресурсы, активизироваться и достичь желаемого.