Full text

Актуальность изучения представлений о категориях смысловой сферы личности в контексте правосознания определяется проблемой формирования, развития и функционирования смысловой сферы личности относительно соответствия поведения правовым нормам. Данная сфера является ядром личности, мировоззренческой структурой, связывающей воедино совокупность смысловых образований, это создает условия успешной смысловой регуляции жизнедеятельности субъекта в рамках правовых норм. На развитие смысловой сферы личности влияет окружающая среда, в которой существует индивид. Конституция, законодательство страны, правовые акты и нормативы являются не просто совокупностью значений, которые человек постигает на протяжении всего жизненного пути, они потенциально являются внеличностными формами существования смысла.  Индивид может в процессе постижения их содержания раскрыть «смысл для себя» переводя его из потенциальной в актуализированную зону познаваемого.

В теории личности В. Франкла смысл представлен как жизненная задача. В качестве ведущей движущей силы поведения выступает стремление человека найти и исполнить свой смысл жизни. Смысл, по мнению Франкла, тесно связан с конкретными ситуациями. Каждая отдельно взятая ситуация несет в себе свой смысл, различный для людей, но одновременно истинный для каждого. Смысл объективен: человек не изобретает его, а находит в мире, в реальной действительности, именно поэтому он выступает для человека как данность, требующая своей реализации. Правильной постановкой вопроса, однако, является не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. Нахождение смысла - не вопрос познания, а вопрос призвания [1].

Стремление человека к смыслу выступает одной из важнейших потребностей, удовлетворение которой определяется способностью взять на себя ответственность, веры в собственную способность осуществлять контроль над своей судьбой. Ключевым показателем наличия личностного смысла является осмысленность жизни. Осмысленность жизни определяется как осмысленность прошлого, настоящего и будущего, как наличие цели в жизни, как переживание индивидом онтологической значимости жизни. Осмысленность жизни является необходимым и достаточным условием развития гармоничного человека, непрерывно и творчески развивающейся личности.

Усовершенствованию всех компонентов смысловой сферы личности способствуют интернализация и самопринятие индивида. Интернализация предполагает активное участие личности в достижении жизненных целей, в результате принятия ответственности за свое поведение, интерпретацию значимых событий как результата своей собственной деятельности. Самопринятие способствует развитию самоорганизации и формированию эмоционально-ценностного отношение к себе.

Анализируя структуру человеческой деятельности, устанавливая объективные отношения между ее компонентами, А. Н. Леонтьев показал, что смысл создается в результате отражения субъектом отношений, существующих между ним и тем, на что его действия направлены как на свой непосредственный результат (цель). Именно отношение мотива к цели порождает личностный смысл, при этом смыслообразующая функция в этом отношении принадлежит мотиву [2].

Предметная направленность человека, творящего самого себя в процессе свободной деятельности, является связующей нитью между субъектом и миром. По словам Леонтьева, «личностные смыслы, как и чувственная ткань сознания, не имеют своего “индивидуального”, своего “не психического” существования. Если внешняя чувствительность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает с реальностью самой его жизни в этом мире, с его мотивами. Личностный смысл и создает пристрастность человеческого сознания» [2].

Общие смысловые образования, являющиеся, по мнению Б. С. Братуся, основными «конституирующими», образующими единицами сознания личности, определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни - к миру, к другим людям, к самому себе. Человек имеет дело не с одним смыслом, а со сложной иерархией динамических смысловых систем [3].

Правосознание рассматривается как совокупность взглядов, ценностных ориентаций, выражающих личностные установки, актуализирующие отношения людей к конкретным законам и к правосудию в целом. По сути это вера человека в то, что законодательная система, позиционируемая государством как система определенных прав и обязанностей человека по отношению к обществу, государству, окружающим людям, является его личностной ценностью и основанием для определенных стратегий поведения. Правосознание, которое зачастую в научной литературе определяют, как форму общественного сознания, в реальности обобщает представление конкретного человека о том, что является законным, а что, нет и, по сути, является его индивидуальным, личностным смыслом, раскрывающимся при осознании правовых основ существования в реальном жизненном мире.

Согласно подходу В.В. Лазарева, правосознание – «есть представленная сфера или область сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически – значимых ситуациях" [4 с.243].

Правовое бытие отражается в человеческом сознании, влияет на него, формирует определенные правовые представления, понятия и чувства. Однако правовое сознание личности не тождественно бытию. Осмысление права и отношение к нему зависят от положения субъекта в общественной системе, а также от его мировоззрения, интересов и потребностей. Правосознание – это не только осознание права и правовых отношений, но и правовое самосознание, "постижение себя в правовом измерении, определение своего места и значения в мире права, выбор своей правовой роли, своих юридически значимых целей и действий" [5, с.269]. В качестве факторов правосознания в работе мы рассматриваем осознанность базовых жизненных категорий, а также значимость смыслов, связанных с категориями права. Благодаря индивидуальному правосознанию становится возможным правовое регулирование общественных отношений, осуществляемое через поведение индивидов.

Целью эмпирической части исследования исследования стал анализ смысловой сферы делинквентной личности в контексте правосознания.

Гипотезой стало предположение о том, что смысловые факторы правосознания: а) осмысленность жизни; б) уровни правосознания, у делинквентных лиц и лиц контрольных выборок различаются.

В исследовании принимали участие три группы испытуемых, экспериментальная группа (ЭГ)- условно осужденные лица уголовно-исполнительной инспекции Советского района, г. Владивостока N=22, 15 мужского пола, 7 женского пола. Их средний возраст составил 22 года- представители разного пола, осуждённые по разным статьям. В качестве первой контрольной группы (КГ 1), выступили студенты вуза системы МВД (ДВЮИ), 20-человек средний возраст 22 года, 15- мужского пола, 7 женского пола. В качестве второй контрольной группы (КГ 2) выступили студенты Владивостокского государственного университета экономиеки и сервиса (ВГУЭС), гуманитарных направлений, N=20, средний возраст 22 года, 15 –мужского пола, 7 женского пола.

 Задачи исследования: выяснить основные подходы психологии к изучению смысловой сферы правосознания личности, описать методы, используемые для исследования правовой сферы личности, обосновать методики для определения представлений о категориях правосознания личности, провести эмпирическое исследование.

В качестве первой методики исследования выступил тест смысложизненных ориентаций (СЖО, в адаптации Д.А.Леонтьева) [6]. Данная методика позволяет выявить личностный смысл, хотя О. В. Коновалова упоминает о возможности диагностировать с помощью СЖО вариант локуса контроля личности[7].
Вторым способом исследования стал метод семантического дифференциала, разработанного в соответствии с подходом к созданию униполярного опросника по В.П. Серкину [8]. Данный метод используется в области психолингвистики и экспериментальной психосемантики для выявления субъективных (индивидуальных) семантических полей и относится к методам «шкалирования».

Валидность метода семантических универсалий неоднократно доказана Е. Ю. Артемьевой [цит. по 7 С.262].

На первом этапе исследования  ценностно-смысловых ориентаций был составлен опросник выявляющий ценностно-смысловые ориентации, направленные на сферу правового сознания личности. На основании подхода М.И. Еникеева был составлен униполярный опросник, а затем - методика диагностики смысловой сферы личности [9]. Обоснованные М.И. Еникеевым смысловые универсалии стали  основой в категоризации и постановке определений и понятий. Данный подход к пониманию правовой социализации личности стал основой в составлении методики семантического дифференциала. В ходе адаптации полученного теста СД, было установлено, что наиболее достоверными оказались такие категории из числа описанных М.И. Еникеевым,  как (норма, мораль, нравственная личность, вина) [9].

С помощью подхода к созданию семантического дифференциала (СД) по В.П. Серкину [8], была создана методика для анализа смыслов личности в области сферы правосознания.

С помощью теста СЖО (Смысложизненных ориентаций) и теста СД (Семантический дифференциал) было проведено исследование в трёх группах испытуемых. Ниже представлены результаты диагностики экспериментальной и двух контрольных групп по тесту СЖО (рис. 1). Рассматривались следующие основные составляющие смысложизненных ориентаций: цели, процесс, результат, локус контроля – я, локус контроля – жизнь, общий показатель осмысленности жизни..

Рисунок 1 Результаты экспериментальной и контрольных групп по тесту СЖО.

Результаты исследования проведенного с помощью теста СЖО показали, что различия значений между данными группы ЭГ и группой КГ1, а также- КГ2  присутствуют. Статистическая достоверность этих различий между значениями общего показателями групп  по тесту СЖО была обнаружена при использовании критерия Спирмена, при p≤0.01.

 

 

Рисунок 2 результаты исследования смысловых категорий правосознания экспериментальной и двух контрольных групп по тесту СД.

Итоги проведенного исследования с помощью теста СД для диагностики выраженности категорий правосознания и критерия Спирмена, при p≤0.01, позволили обнаружить достоверные  различия данных экспериментальной группы делинквентных лиц и двух контрольных групп. 

Обоснована достоверность различий значений смысловых факторов правосознания у делинквентных лиц- выборки осужденных инспекции уголовно-исполнительной инспекции  Советского района, г. Владивостока. Это подтверждает гипотезу, с одной стороны, с другой стороны- доказывает, что разработанный диагностический инструментарий позволяет различать либо определять факторы правового сознания смысловых категорий правосознания личности. Это дает возможность использовать его в диагностических целях, а выделенные смысловые категории- для работы в области профилактики делинквентного поведения личности.

Также в результате анализа связей показателей СЖО и полученных нами данных по СД оказалось, что общий уровень осмысленности жизни (СЖО) у делинквентных лиц достоверно связан (коррелирует по Спирмену при p≤0.05) с показателями СД. Данная связь не имеет однозначной трактовки. Дискуссионные трактовки мы можем представить следующим образом: в отличие от людей не преступивших закон, делинквентные лица представляют сферу права, а)как жизненно значимую сферу, б)в рамках которой они способны манипулировать кем-то или чем-то; в)они живут в пространстве «понятий», «по понятиям», которые связаны с действиями вне рамок закона, при этом они знают, что они его нарушают. Кроме того, возможно, тесная связь также может указывать на социальную желательность ответов испытуемых, когда они показывают особую значимость провосознательных категорий в ситуации обязательного посещенияуголовно-исполнительной инспекции.