Full text

Общению как особому способу взаимоотношений людей уделяется достаточное внимание в работах философов, психологов, педагогов, лингвистов, социологов, политиков. В современных работах ученых (М. С. Каган, 1988; В. В. Бибихин, 1991; Ю. Г. Волков, В. С. Поликарпов, 1993; В. С. Барулин, 1994; Ю. Д. Железняков, 1995; В. Д. Гудин, Е. Н. Некрасова, 2000) общение трактуется как мотивированное речевое взаимодействие субъектов коммуникации, которое направлено на реализацию конкретной речевой установки на равноправных коммуникативных отношениях.

Развитие умения обмениваться сообщениями и информацией, т. е. умения общаться на иностранном языке является основной целью обучения в средней общеобразовательной школе в соответсвии с учебной программой по предмету «Иностранный язык». Речь идет о формировании иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо).

Устное общение – это двусторонний процесс взаимодействия говорящего и слушающего. При обучении именно этому виду деятельности возникают трудности как у учителя, так и школьников. Процесс приобретения навыка диалогического общения продуктивен только тогда, когда носит творческий характер.

Творческий характер обучения, творческие возможности обучающегося, его способность к творческому мышлению отождествляют с понятием «креативность» (create – англ.). Данный термин впервые был использован Д. Симпсоном в 1922 году и приобрел значение в начале 50-х годов ХХ столетия благодаря Дж. Гилфорду.

Существуют различные толкования этого понятия:

-          «Креативность – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем» [1];

-          «Креативность – это процесс преодоления косности в мышлении, чувствах, общении» [2, с. 31];

-          «Креативность – характеристика личности, свидетельствующая о способности к творчеству» [3, с. 45];

-          «Креативность – это совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности» [4, с. 125].

Креативность, или способность к творчеству, понимается нами как всестороннее своеобразное мышление, позволяющее целенаправленно использовать формы и способы работы по овладению иностранным языком и дающее учащимся опыт креативного поведения.

Креативность любого ученика на уроках иностранного языка будет складываться из трех взаимосвязанных компонентов: коммуникативной компетенции, умения творчески мыслить и мотивации [5, с. 85]. При этом развитие креативного мышления будет предшествовать формированию коммуникативной компетенции. «Недостаточно знать лексические единицы и грамматические конструкции языка, чтобы быть коммуникативно компетентным. Необходимо пользоваться своими знаниями, а умения развиваются только при формировании креативного мышления» [5, с. 85].

Согласно теориям Дж. Гилфорода, П. Торренса, А. Маслоу, А. А. Бодылева, креативное (творческое) мышление – это вид мышления, которое предполагает разнообразные способы решения проблемы, приводит к нестандартным результатам и выводам. В работах названных ученых выделены определенные возможности креативно мыслящего ученика, который может:

1)     принимать решения в нестандартных ситуациях;

2)     демонстрировать уверенность в своих выводах;

3)     рассматривать различные варианты решения проблемы и выбирать наиболее оптимальный из них;

4)     выдвигать на обсуждение нетрадиционные решения, идеи, версии, т. е. проявлять изобретательность и находчивость;

5)     проявлять поведение, которое является оригинальным и неожиданным с целью решения проблемы;

6)     убеждать других в правильности своего решения;

7)     ясно излагать свои мысли;

8)     влиять на мнение других людей;

9)     самоорганизовываться и самореализовываться.

Опираясь на данные возможности креативно мыслящего ученика, А. Г. Грецлов выделяет в структуре креативного мышления 12 факторов:

1)     осознанность – восприятие самого себя как человека творческого, способного создать что-то новое;

2)     оригинальность – гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предположения;

3)     независимость – уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и умение противостоять внешним факторам;

4)     склонность к риску – готовность внедрять что-то новое, даже если это может привести к неудаче;

5)     энергичность – поглощенность действиями, предприимчивость.

6)     артистичность – выразительность, эстетические интересы;

7)     заинтересованность – широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию

8)     чувство юмора – игривость;

9)     тяга к сложности – интерес к новому и непонятному, адекватное восприятие двусмысленности;

10)  непредубежденность – восприимчивость нового;

11)  склонность к самоосознанию;

12)  интуитивность – проницательность и наблюдательность [Грецалов, с. 30]

Отсюда следуют определенные педагогические требования, которые предъявляются к учебному процессу с точки зрения развития креативного мышления школьников. К таким требованиям мы относим:

1)     не подавлять интуицию обучающегося, а поощрять попытки ее использования и направлять дальнейший логический анализ предложенной идеи;

2)     формировать у обучающегося уверенность в своих силах, но помнить, что переоценка своих возможностей не менее опасна, чем недооценка;

3)     опираться на положительные эмоции в процессе обучения (радость, удивление, переживание успеха);

4)     стимулировать обучающегося к оригинальному определению целей, задач и способов их решения;

5)     поощрять склонность к рискованному поведению;

6)     развивать склонность к воображению;

7)     развивать умение чувствовать противоречия и сознательно формировать их; противоречия – это источник новых вопросов и гипотез;

8)     применять в учебном процессе исследовательскую деятельность, которая возможна лишь в том случае, когда необходимо найти ответ на вопрос, который является непредвиденным как для ученика, так и для учителя.

В методике преподавания иностранного языка наивысшую степень сложности в обучении устному общению представляет выработка у детей способности самостоятельно оформлять и выражать мысли и чувства средствами неродного языка. Как правило, это связано с неспособностью ученика думать креативно, отсутствием творческого подхода к решению коммуникативных задач. В связи с этим, опираясь на образовательный стандарт нового поколения, мы рассмотрели методики обучения иностранному языку, основанные на формировании креативного мышления, т. е. креативно-ориентированные.

Следуя стандарту можно сделать вывод, что все методики, вовлеченные в современный учебный процесс должны быть креативными или иметь креативную (творческую) составляющую. Креативно-ориентированная методика способствует повышению интереса к обучению иностранному языку, развивает у обучающихся такие качества, как спонтанность в решении поставленных перед детьми задач, новый взгляд на привычные явления, способствует глубокому изучению предмета.

По мнению таких исследователей, как Д. Б. Богоявленская, Е. И. Пассов, Е. С. Полат, Е. С. Кузнецова, на уроках иностранного языка рационально использовать следующие методики, которые имеют креативную основу и рекомендованы к использованию в учебном процессе.

  1. Проектная методика.
  2. Дискуссии.
  3. Ролевые игры.
  4. Использование презентаций Microsoft Power Point.
  5. Разработка проблемных заданий.
  6. Использование специальных вопросов (WH-questions) и инферециальных вопросов (inferential questions).
  7. «Провокационные утверждения» (provocative statements)

Для организации развития креативного мышления учащихся и их творческих способностей на уроке иностранного языка необходимо правильно подбирать задания и упражнения с учетом типа урока и его места в учебном плане. Подобная деятельность может реализовываться в различных формах и проявлениях: проблемные уроки, мини-проекты, индивидуальные творческие сочинения и рассуждения, поисковая работа, интеллектуальные игры, конкурсы научных проектов. Очевидно, что креативно-ориентированная методика – это комплексное использование приемов обучения иностранному языку, их суммарная основа, составляющая целостную систему преподавания, которая оказывает благотворное влияние на формирование всех видов речевой деятельности.

Во время поиска и анализа научных исследований, посвященных развитию креативных способностей обучающихся, мы не нашли исследований, в которых дается точное определение креативно-ориентированной методике, поэтому формулируем его самостоятельно.

Под «креативно-ориентированная методикой» подразумевается совокупность приемов обучения иностранному языку на основе системы упражнений продуктивного (творческого) характера, побуждающих ученика мыслить креативно и развивающие умение творчески подходить к решению коммуникативных задач.

Отметим, что под упражнениями продуктивного характера мы подразумеваем речевые упражнения, которые являются формой общения, специально организованные таким образом, что обеспечивают управляемый выбор стратегии говорящего, актуализируют взаимоотношения участников общения, вызывают их активность и естественную мотивированность речевой деятельности.

С. Л. Буковский в своих работах указывает, что креативно-ориентированная методика обучения устному общению на уроках иностранного языка предполагает развитие у учащихся следующих умений:

-          умение вступать в общение;

-          умение поддержать общение;

-          умение завершить общение;

-          умение прогнозировать результат своего высказывания или реплику собеседника;

-          умение переспрашивать собеседника, если требуются уточнения и пояснения;

-          умение высказываться экспромтно, без специальной предварительной подготовки и обдумывания.

Согласно перечисленным умениям главная цель обучения по данной методике состоит в формировании у учащихся речевой и коммуникативной способности, т. е. способности общаться на иностранном языке. Креативно-ориентированная методика позволяет создать необходимые условия для перехода учащихся к продуктивной речи посредством разнообразного общения, высокой степени речевой активности учащихся, продуманно выстроенной динамики речевой работы, направленной на формирование речевых умений. Достоинством методики является то, что в ней заложена возможность задействовать интеллектуальный и творческий потенциал обучаемых, что обеспечивает высокую эффективность учебной работы.

Коммуникативно-ориентированная методика основывается на сочетании коммуникативного подхода (обучение общению на иностранном языке происходит через общение) и игрового (под игрой мы понимаем ролевую игру, которая предполагает принятие соответствующих ролей обучающимися, а также создание атмосферы фантазии).

Коммуникативные ситуации создаются учителем на основе объединенных сюжетом учебных диалогических текстов, которые содержат тщательно отобранный речевой материал с широкими возможностями приложения и речевые образцы, связанные между собой контекстом. При этом происходит перенос речевого материала из ситуаций, представленных в учебных текстах, в аналогичные или новые ситуации, в процессе чего речевой материал воспроизводится, моделируется, трансформируется, модифицируется и комбинируется. Речевой материал учебных текстов находится, таким образом, в постоянном движении и постоянной работе.

Сочетание коммуникативного подхода с игровым обеспечивает в креативно-ориентированной методике достижение учебных целей. Использование различных ролей обучающимися в макро- и микроситуациях позволяет создать благоприятные условия для речепорождения. Роли создают необходимость и мотивированность речевых действий, заставляют учащихся проявлять речевую инициативу и таким образом увеличивают их речевую активность. В группе формируется языковая среда, в которой иностранный язык становится средством общения. Качественно меняется характер речевой деятельности обучающихся, поскольку игровые речевые действия совершаются в учебных коммуникативных ситуациях по законам реальных коммуникативных действий, что способствует формированию речевых умений. Введение игры в учебную деятельность дает возможность существенно расширить событийный ряд и создать многообразие коммуникативных ситуаций, тем самым увеличивая учебные речевые и тренировочные возможности.

Моделирование игровых коммуникативных ситуаций позволяет создать условия для творчества и креативного поведения обучающихся, которое требует от школьников гибкости в использовании ограниченных речевых ресурсов, что заставляет детей мобилизовывать свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Таким образом, суть креативно-ориентированной методики нам представляется в сочетании коммуникативного подхода с игровым, в результате чего мы получаем возможность наиболее оптимальным образом организовать учебную тренировочную работу, направленную на обучение устному общению на иностранном языке. Благодаря такой организации учебной деятельности обучающиеся приобретают навык формулировать свою мысль, подыскивая в своем словарном запасе подходящие фразы и структуры, одновременно формулируя их на иностранном языке. На своем опыте школьники постигают суть того, что при выражении мыслей на иностранном языке всегда следует отталкиваться не от родного языка, а искать некоторую подходящую форму среди языковых средств изучаемого языка, прилагая при этом интеллектуальные усилия и проявляя известную долю креативности.