В современных условиях внедрения ФГОС в процесс обучения иностранному языку значительным изменениям подверглись подходы, методы преподавания английского языка в российских школах. Основополагающей идеей федерального государственного стандарта основного общего образования является системно-деятельностный подход. Несомненное преимущество данного подхода лежит в формировании готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектированию и конструированию социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [1].
Системно-деятельностный подход определяет выбор образовательных технологий и моделей построения урока, который должен соответствовать требованиям ФГОС. Одной из наиболее эффективных технологий, позволяющей достичь высоких результатов не только с точки зрения получения знаний, но также и со стороны формирования личностных навыков, развития характера учащихся, является интерактивное обучение. В самом слове «интерактивный» раскрывается специфика данной технологии: inter (взаимный), act (действовать).
Суть интерактивного обучения состоит в том, что процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это целостная система подхода к образовательному процессу, когда учитель так строит урок, что учащиеся остаются активными, вовлеченными в решение учебных задач на всех этапах занятия. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. При таком подходе практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. В ходе диалогового обучения (а именно это и предполагает интерактивное обучение) учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Таким образом, целью технологии интерактивного обучения на уроках иностранному языку является создание условий активного взаимодействия всех учащихся для решения коммуникативных задач, формирования и совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции, с целью расширения и систематизации знаний о языке, расширения лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшего овладения общей речевой культурой. Педагог создает условия, в которых учащийся сам открывает, приобретает и конструирует знания.
В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Учитель ставит условные вопросы, нацеливает учащихся на освоение новых знаний, умений, навыков с позиции их практического значения [2].
При таком подходе учитель может и должен научить школьников самим определять тему, цель и задачи урока. Ставя перед ними проблемные учебные ситуации, учитель каждый раз побуждает детей мыслить творчески, самостоятельно. Систематическое применение интерактивных методов обучения позволяет ученикам выработать алгоритм, последовательность решения учебных задач, развивает научное мышление. Так, демонстрируя в самом начале урока отрывок видеофильма или аудиозаписи, учитель побуждает учеников самостоятельно определить тему урока. С помощью наводящих вопросов учителя дети формулируют цель урока и последовательность действий (задач) для достижения этой цели.
Что касается форм работы, то интерактивное обучение предполагает большее внимание уделять организации парного и группового взаимодействия учащихся с целью совместного решения коммуникативных задач, когда педагог «учит ученика учиться в общении». В процессе сообучения, обучения в сотрудничестве педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, что повышает мотивацию в изучении предмета и сплачивает коллектив одноклассников.
Технология обучения во взаимодействии основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения, которые повышают мотивацию детей на изучение иностранного языка. Для достижения этой цели большое значение имеют ролевые игры. Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. Для учителя же ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем. С точки зрения педагога цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Функции ролевой игры многогранны, рассмотрим их некоторые аспекты.
- Поскольку ролевая игра строится на межличностных отношениях, она вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в нем на иностранном языке, т. е. выполняет мотивационно-побудительную функцию.
- Ролевую игру в значительной степени определяет выбор языковых средств. Она способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, она представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
- В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, то есть можно говорить о воспитательной функции ролевой игры.
- Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующую функцию.
- Ролевая игра дает учащимся возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Тем самым реализует компенсаторную функцию.
- Учебные игры гарантируют педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер [3].
Специфика технологии интерактивного обучения заключается в том, что она органично сопровождает все этапы урока, начиная мотивационным и заканчивая рефлексивным. Создавая ситуации, в которых учащиеся активны, педагогу удается наиболее эффективно расходовать учебное время, удерживать внимание, концентрацию детей на решение коммуникативных задач на протяжении всего урока. Здесь мастерство учителя заключается в грамотном чередовании заданий, где задачи, требующего высокого интеллектуального напряжения детей сменяются физкульминутками, лингвистическими играми, пением на иностранном языке.
Как известно, дети любят играть всегда. Не являются исключением и школьники старшего подросткового возраста. Главное здесь – интересно и правильно с методической точки зрения организованная игра. Рассмотрим два примера применения ролевых игр, использованных мною на уроках английского языка в 8 – 9 классах. Стоит отметить, что в «Русской классической школе № 7» г. Рязани обучение английскому языку строится с применением УМК “Forward” (М.В. Вербицкая), который полностью соответствует требованиям ФГОС и позволяет в полной мере применять на уроках технологию интерактивного обучения. Я поставила перед собой задачу провести на уроке не рутинный анализ учебных текстов с выполнением на послетекстовых заданий, а создать ситуации реального общения, обсудить личностно значимые для учащихся проблемы в новом, необычном для них формате занятия, с высокой эмоциональной вовлеченностью всех участников.
- Урок в формате интервью с «приглашенными англоговорящими гостями»
Заранее сообщу, что домашним заданием учеников была работа с прочитанным на уроке тексте о девушке и юноше из-за рубежа, которые только начали свою трудовую деятельность [4]. Учащиеся должны были дома ответить на вопросы по тексту и выписать из него слова и фразы по теме “Career Opportunities”. Задачей учителя на уроке было создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая и диалогическая речь) на тему “The Most Unusual Jobs”.
Занятие началось с фонетической разминки и активизации лексических единиц по теме «Career Opportunities. Part-Time Job”. В речевых упражнениях учащиеся отрабатывали грамотное использование ключевых слов и фраз: well-paid, low-paid, prestigious job, an employer, an employee, to start a career, to pass an interview, to have normal social life, to combine work and studies, to have an opportunity, to have good career prospects, etc.
Активная лексика по данной теме стала основой высказываний учащихся на следующем этапе урока – этапе развития диалогической речи, который прошел в форме ролевой игры. Учитель сумел организовать виртуальную встречу с героями из учебного текста, прочитанного заранее. Роли приглашенных гостей играли два наиболее сильных с точки зрения иноязыковой подготовки ученика. Подростки сидели не как обычно, рядами за партами, а в кругу, и слушали жизненные истории «Питера» и «Джилл» на английском языке в исполнении своих одноклассников о трудоустройстве молодых людей заграницей. Спецификой этого задания, влияющего в значительной степени на мотивационную сферу, был рассказ учащихся о жизни иностранцев от первого лица. Другими словами, дети получили возможность «примерить на себя маски» тех персонажей, от лица которых они говорили, почувствовав себя носителями английского языка. Затем общение продолжилось в режиме интервью: школьники задавали вопросы «гостям» об особенностях их работы, выборе профессии, начале трудового пути. Учитель играл роль ведущего встречи, который переключал режим общения с рассказов «гостей» о себе на вопросно-ответную систему, распределял время между участниками «встречи» и давал возможность всем ученикам задать вопросы и получить на них ответы.
Благодаря созданию пространства неформального общения удалось достичь реалистичности встречи с «гостями из-за рубежа». Урок прошел на высоком эмоциональном уровне, дети были заинтересованы и воодушевлены. Занятие гармонично сочетало в себе эффективный тренинг монологической и диалогической речи и увлекательную игру сверстников. Поскольку дети не были строго ограничены сведениями о персонажах лишь по учебнику и могли фантазировать, придумывать какие-то новые сведения об их жизни, на уроке были задействованы все компоненты коммуникативной деятельности: рецептивный, репродуктивный, продуктивный.
Стоит отметить, что успех урока во многом заключается в выборе темы занятия. Проблема начала трудовой карьеры и профессионального выбора очень близка подросткам этого возраста, поскольку для них все более актуальной становится возможность самостоятельного заработка.
- Другим примером эффективного применения технологии интерактивного обучения на уроках иностранного языка является организация ролевых игр в форме ток-шоу. Поскольку такие формы уроков требуют хорошей языковой подготовки учащихся, свободного владения устной речью, их использование приемлемо для учащихся старшего подросткового возраста, начиная с 8-го класса. Проведение ток-шоу предусматривает активное участие школьников, их умение выражать свою точку зрения на проблему, узнавать мнения других участников, находить общие пути выхода из конфликтных ситуаций.
Момент неожиданности со стороны учителя играет порой большую роль, чтобы новая для учеников форма урока стала для них захватывающей спонтанной языковой практикой. Так и в рассматриваемом нами случае педагог также не сообщил ребятам заранее, какая форма работы их ожидает на следующем уроке английского языка. Им было лишь сообщено домашнее задание – чтение диалогов с полным пониманием содержания по проблеме взаимоотношений людей разных поколений в британской семье [5].
Урок начался с приветствия, а затем прослушивания диалогов, содержание и лексика которых уже были знакомы учащимся благодаря домашней подготовке. На ориентировочном этапе урока школьники были поставлены перед задачей самостоятельно определить тему, цель и задачи урока. Благодаря систематической и планомерной работе учителя по формированию и развитию таких способов деятельности учащихся как прогнозирование результатов, целеполагание, моделирование учебной ситуации, у подростков уже сложился алгоритм решения подобных задач. Так как в аудиозаписи речь шла о предстоящей свадьбе молодого человека и отношении к этому событию его родителей, учащиеся без труда справились с заданием: тема – “Relationships”; цель – научиться вести беседу о взаимоотношениях с родителями, родственниками, друзьями; задачи – научиться правильно использовать актуальную лексику и грамматические конструкции, выражать свою точку зрения по проблеме межличностных взаимоотношений, узнавать мнение собеседника, находить оптимальные пути разрешения споров и конфликтов в семье.
На следующем, исполнительском, этапе урока учащиеся, направляемые учителем, планомерно шли к достижению поставленной цели. После упражнений по активизации лексики из текста диалогов, педагог предложил ребятам почувствовать себя в воображаемой телестудии на ток-шоу, куда были приглашены персонажи из прослушанных диалогов: молодой человек Патрик, его невеста Моника, родители и бабушка Патрика. Роли пригашенных гостей были отданы наиболее сильным ученикам, которые могли свободно вести беседу. Их задачей было по очереди, войдя в свою роль, от первого лица описать суть семейного конфликта, изложить позицию своего персонажа относительно ранней женитьбы Патрика и попытаться достичь взаимопонимания с другими «членами семьи», имеющими другое мнение на проблему. Ребята с радостью включились в новую, необычную для них игру. Свободная игровая атмосфера урока располагала к эмоциональному выражению учащимися мыслей и чувств, испытываемых их героями.
Ученикам, играющим роль зрителей ток-шоу, была дана возможность задать вопросы «приглашенным героям», выразить свое мнение на ситуацию, дать совет, как им выйти из конфликта. Таким образом, каждый ученик получил возможность практического применения английского языка в соответствие со своим уровнем его владения. Учитель исполнял роль ведущего ток-шоу, руководил ходом занятия, поочередно предоставляя слово участникам и планомерно направляя учащихся к реализации поставленных ими в начале урока задач.
Элемент спонтанной игры, которая несла с собой новизну и разнообразие, эмоциональную разгрузку, погружение в языковую среду, приближенную к реальной, с энтузиазмом был воспринят подростками. Немалую роль в создании необходимой свободной атмосферы языкового общения играет организация пространства в учебной аудитории. Незначительные на первый взгляд детали создают необходимую атмосферу игры. Отказ от привычной расстановки парт рядами, наличие микрофона (пусть даже игрушечного) создает чувство реалистичности ситуации, когда у детей появляется возможность ментально переместиться из школьного класса в атмосферу телевизионной студии или в семью граждан Великобритании, коренных носителей английского языка.
На финальном, рефлексивном, этапе уроке были подведены итоги занятия: насколько эффективно выполнены поставленные задачи, какие значимые проблемы удалось на уроке обсудить, насколько активными в обсуждении были учащиеся, какие эмоции, чувства испытывали они на занятии. В ходе рефлексии учащиеся продемонстрировали свое умение анализировать пути, методы, средства решения учебной задачи, оценивать оптимальность выбранного пути решения, определять значимость полученных знаний и умений для себя, для социума. Рефлексия является неотъемлемым элементом интерактивного обучения, поскольку представляет достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых на уроке действий.
Эффективность, успешность проведения ролевой игры требует многих факторов: помимо высокой методической подготовки учителя необходимо обсуждение личностно значимых тем, положительный эмоциональный заряд, обстановка свободного неформального общения, партнерские отношения ученик – учитель. Однако, несмотря на трудоемкость подготовки таких уроков, приложенные усилия и затраченное время педагога стоят восторженных отзывов учеников в конце занятия, их радостного настроения, удовольствия от проделанной интеллектуальной, творческой работы.
Таким образом, использование технологии интерактивного обучения, как показывает практика, имеет массу преимуществ: снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий. Кроме того, интерактив обеспечивают самоопределение и самореализацию ученика как языковой личности в процессе овладения и использования английского языка.
Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Любой урок можно провести с элементами интерактивного обучения, умело направив его для достижения поставленных учебных целей.