Профессия продюсера относительно недавнее явление, в мире ее история насчитывает одно столетие, в России – гораздо меньше, около двадцати лет. Современные экономические условия, диктуют необходимость наличия профессионалов такого рода в сфере искусства и социокультурной деятельности, при создании творческих проектов самого разного масштаба, уровня, качества и направленности. Несмотря на это четкого сформированного понятия о данной профессии в сознании большинства наших соотечественников на сегодняшний день не сложилось, хотя профессия продюсера имеет вполне определенную историю возникновения, а также путь становления и развития в нашей стране, рассмотрение которых – является основной задачей данного исследования.
Первоначально, следует рассмотреть само базовое понятие «продюсер» (от англ. producer – производитель, товаропроизводитель, изготовитель) – специалист, который принимает непосредственное участие в производстве проекта, регулирует (или помогает регулировать) финансовые, административные, технологические, творческие или юридические аспекты деятельности при создании какого-либо проекта, сочетает в себе навыки деятельности экономиста, менеджера и автора. Профессиональный и грамотный продюсер отличается от менеджера, антрепренера, импресарио и прочих схожих направлений деятельности, тем, что главным образом создает идею. Лишь за тем начинает изыскивать финансовые ресурсы, решать организационные и административные задачи [1].
Прежде чем рассматривать исторические аспекты возникновения и развития продюсирования в России, следует ознакомиться с историей появления данной профессии в мире. Впервые профессия продюсера возникла в киноиндустрии в 1910-х годах XX века в Голливуде. Тогда объединение сразу нескольких кинокомпаний естественным образом привело к необходимости выделения лица, осуществляющего общее руководство процессом выпуска фильма на всех его этапах, наделённого самыми широкими полномочиями в отношении технических, финансовых и художественных вопросов и несущего персональную ответственность за успех проекта. Этот специалист должен был разбираться в экономике, администрировании и творческой части одновременно. Таким образом, можно сделать вывод, что продюсирование зародилось и сформировалось как профессиональная сфера деятельности в США сто лет назад [3].
В России данная профессия появилась в 90-х годах прошлого века, вместе с переходом на рыночную модель экономики во всех отраслях жизни, в том числе культуре и искусстве. На ряду со сферой обслуживания, торговли, образования и прочих, в социокультурную сферу внедряется система купли-продажи, появляется термин «творческий продукт». Но считать момент распада СССР и возникновение Российской Федерации точкой отсчета в истории отечественного продюсирования было бы неверно, так как у любого явления, есть исторические предпосылки. Д.С. Жарков в своей книге «Продюсирование и постановка шоу-программ», приводит в качестве корней данной профессии в России – скоморошество. Следует отметить, что многие исследователи видят в творческой деятельности бродячих артистов на Руси предпосылки циркового искусства, эстрады и шоу-бизнеса, следственно, можно сделать вывод о том, что скоморошество действительно явилось прародителем продюсирования, так как именно от зрелищных видов искусств и произошла данная профессия. В те далекие времена уличные артисты точно рассчитывали прибыльные для выступлений места, где можно было заработать ту или иную сумму, самостоятельно организовывали выступления. Далее, при Петре I возникают концертные площадки в садах, парках и на привокзальных площадях, выводя уличное зрелище на новый качественно лучший уровень.
Самостоятельную и вполне обоснованную версию предпосылок продюсирования в России выдвигают театроведы, считая первым русским продюсером Владимира Ивановича Немировича-Данченко, потому что именно он был автором идеи нового театра.
Также к числу первых в истории продюсеров театрального дела причисляют Сергея Дягилева, организатора блистательных «Русских сезонов» во Франции. Знаменитый меценат находил таланты, привлекал художников первой величины для оформления спектаклей, организовывал выступления своей труппы в лучших залах Парижа. За двадцать лет существования «Русских сезонов» миру было открыто множество новых, ранее неизвестных дарований [1].
Дягилев показал свыше 80 оригинальных произведений и на десятилетия вперед определил развитие мирового сценического искусства.
В дореволюционном театре продюсерами могли выступать и чиновники, и частные лица. Директорам императорских и казенных театров продюсерские полномочия и функции делегировались верховной властью – двором или правительством; руководителям городских театров – театральными комиссиями городских дум; антрепренерам и выборным руководителям актерских товариществ – профессиональным сообществом и, наконец, руководителям народных театров – широкими слоями склонной к сценическому творчеству общественности. Таким образом, разные социальные группы выбирали продюсеров в соответствии со своими интересами и потребностями.
После революции ситуация радикально изменилась. В театр пришел новый, как сказал К. С. Станиславский «первобытный в отношении искусства» зритель. Новая власть еще не утвердилась и даже не представляла себе, какими принципами следует руководствоваться в организации культурной жизни. Построение коммунистического общества, к которому приступили большевики, предполагало национализацию производства. Как при таких установках быть с культурой, они не знали: что можно национализировать, если средства производства здесь, по сути, особый художественный дар? Как выразился Ленин, «наука, техника, искусство – в руках специалистов и в их головах». Назначенный им нарком Луначарский даже пропагандировал формулу Карла Каутского: «Величайший порядок и планомерность в производстве и полная анархия в искусстве». Видимо, поэтому в Программе РКП образца 1919 года рядом стоят идея «государственной помощи искусству» и идея «саморазвития рабочих».
В годы военного коммунизма художественная жизнь фокусируется на театральном искусстве. Государство, уже частично взявшее на себя функции продюсера, еще руководствовалось не корыстными, а романтическими целями «окультуривания» страны.
К концу 30-х годов государство оказывается главным и единственным распорядителем театральной жизни, своеобразным генеральным продюсером. Как и положено продюсеру, оно изыскивает средства и направляет их туда, куда считает правильным, контролирует соответствие того, что делают творцы (актеры, режиссеры, драматурги), собственной продюсерской концепции, в данном случае – государственным приоритетам культурной политики, своей идеологической стратегии и тактике. Система, просуществовавшая более 60 лет [1].
Ближе к 60-м годам прошлого века, как только страна окончательно «встала на ноги» после войны, семимильными шагами движется технический прогресс, в жизни граждан СССР прочно обосновывается телевидении и радио, развивается киноиндустрия, цирк и эстрада, в искусстве начинают четко обозначаться грани его жанров и направлений. Вместе с тем и система его продвижения зрителю также начинает становиться более специализированной: появляются администраторы и импресарио, полностью согласовывающие и решающие административные и финансовые вопросы, учитывая особенности и специфику жанров. Примерно в это время, зарождаются основные направления сегодняшнего продюсирования в России.
На сегодняшний день существует несколько официально признанных направлений продюсерской деятельности:
- Телевизионное продюсирование.
- Музыкальное продюсирование (шоу-бизнес).
- Продюсирование эстрадных программ (театральные, эстрадные постановки, мюзиклы, цирковые программы).
- Продюсирование компьютерных игр (вэб-продюсирование).
- Кинопродюсирование.
Активное становление профессии продюсера как самостоятельной сферы деятельности происходит в начале 90-х годов ХХ века, когда распадается СССР, образовывается Российская Федерация и на смену административно-командной модели экономики приходит рыночная, основанная на принципах купли-продажи. Сфера эстрадного искусства, кинематографа и телевидения лишается государственного содержания и попечения, что приводит к серьезным метаморфозам и необходимости появления специалиста, который будет специализироваться на продаже творческого продукта, владея одновременно качествами менеджера, знаниями экономиста и грамотностью профессионала в сфере культуры и искусства. Тем самым определяется профессия продюсера. Активный расцвет российского продюсирования начинается в середине 90-х годов и длится более десяти лет. В этот период многие, даже не имеющие достаточного отношения к искусству люди, вполне успешно пробовали себя в данном качестве, так как русский зритель, увидевший на телевизионном экране и эстраде свободу слова, самовыражения и нравов, категорически запрещенных прежде при Советской власти, долгое время не мог морально насытиться новизной. Понятие высоких нравственных идеалов, этики, эстетики и духовности были на определенное время забыты, именно в этот период, поняв спрос тогдашнего зрителя, продюсеры давали ему то, что он желал видеть, то есть не слишком качественный, абсолютно не нравственный творческий продукт общего потребления. Предугадывание зрительского спроса, опережающий анализ ситуации на рынке творческого и культурного продукта – одна из важнейших черт успешного продюсера [2].
Примерно к 2010-му году положение вещей меняется: зритель становится более разборчивым, утонченным. Пресыщенный негативом, свободой нравов и откровенностью на экране, сцене театра, эстраде и т. д., социум опять начинает тянуться в вечному, светлому и высоконравственному, что серьезно меняет концепцию работы продюсеров во всех сферах деятельности: кино, телевидение, эстрада, что приводит к некому естественному отбору – в профессии остаются в основном сильнейшие, случайные люди, добившиеся успеха в 90-е и начале 2000-х, в большинстве не выдержали перемену вкусовых предпочтений.
Сегодня профессия продюсера в России вполне состоявшееся и сформировавшееся понятие, воспринимаемое обществом. Кинопроизводство, эстрада, театр, цирк сейчас, зачастую не мыслимы без работы продюсера. Вместе с имениями потребительского спроса, внедряются новые понятия, как, например, продюсер компьютерных игр, разрабатывающий методы привлечения пользователей виртуальных развлечений, или продюсирование социокультурной сферы. Многие ВУЗы культуры начали готовить специалистов по данному направлению.
Продюсер – современная, развивающаяся и перспективная профессия, знание навыков которой, в той или иной мере необходимо при работе в сегодняшней социокультурной сфере.