Full text

Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя новое открытие.

Галилео Галилей

 

Такой эпиграф, на мой взгляд, выражает суть ФГОС нового поколения. Ведь его методологической основой является системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию личности. Именно такой подход обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, а также полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности. Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов. «Не учить предмету, а формировать умения учиться через деятельность на уроке и во внеурочное время» [6].

 

Метапредметные результаты

 

Межпредметные понятия

 

Универсальные учебные действия

 

коммуникативные

 

познавательные

 

регулятивные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


География имеет богатое метапредметное содержание, которое помогает учителю выполнить требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

 В системе познавательных общеучебных действий особое положение, на мой взгляд, занимает смысловое чтение, которое предусматривает формирование умений:

-          выбирать из текста главные признаки характеризуемого объекта;

-          находить признаки для сравнения объектов, процессов, явлений;

-          классифицировать объекты, процессы, явления, выбирать критерии для сравнения;

-          формулировать научные понятия (правила), анализируя текст;

-          устанавливать причинно-следственные связи;

-          выделять основные характеристики объектов, процессов, явлений для преобразования их в схемы, таблицы, графики, диаграммы.

Начинаю формировать эти умения с первых уроков в 5-м классе, в чем мне помогает УМК Издательского Центра «ВЕНТАНА-ГРАФ». В учебниках много интересных заданий, которые я дополняю своими «находками» как в содержании заданий, так и в методике их выполнения.

Примеры заданий:

Урок № 2. Тема «Наблюдения – метод географической науки».

Из текста учебника (с. 11) выпиши главные черты научных наблюдений. Чем научные наблюдения отличаются от бытового восприятия? Используй для выполнения заданий имена прилагательные [2].

Урок № 9. Тема «Состав земной коры».

Используя текст учебника, выдели главный признак деления горных пород на группы. Классифицируй горные породы по данному признаку. Оформи результат работы в виде таблицы.

 

 

Группа горных пород

Примеры горных пород

1

 

 

2

 

 

3

 

 

 

Урок № 10. Тема «Строение Земной коры».

Используя текст учебника (с. 45–46) и рис. 25, выдели основные характеристики океанической и континентальной земной коры. Заполни схему, которая отражает эти характеристики (схема предлагается). Учащиеся должны увидеть, в какой части схемы они должны подписать материковую, а в какой океаническую земную кору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  1. _______________ ?
  2. _______________
  3. _______________

 

 

 

Урок № 11. Тема «Землетрясения».

Оцени силу землетрясений по описаниям (с. 52–53) и шкале интенсивности землетрясений. Выдели не менее трех признаков, по которым определил силу землетрясений. (2)

В 6-м классе задания усложняются

Урок № 12. Тема «Виды планов и их использование».

Прочитай описание хода Куликовской битвы и составь планы на каждый этап этой битвы. Лучше эту работу выполнять группами. Последующее представление групповых работ сделает более понятной картину этого сражения во времени [3].

Урок № 22. Тема Рельеф Земной поверхности. Горы суши».

Составь план, по которому в тексте описаны горы Гималаи. Опиши по этому плану одну из горных систем России или мира (на выбор обучающихся) [3].

Интересные задания на формирование умений работы с текстом и дополнительной литературой предусмотрены в учебнике: География России. Природа. Население. Авторы: В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя. Часть из них я усложняю для более «продвинутых» классов и отдельных учащихся, а также разрабатываю свои задания.

Урок № 22. Тема «Движение воздушных масс. Циклоны и антициклоны».

Пользуясь текстом учебника, сравни особенности циклонов и антициклонов, результат оформи в виде таблицы. Какой из них определяет погоду «сегодня», аргументируй свой ответ.

Урок № 32. Тема «Почвенные ресурсы».

Ориентируясь на текст параграфов 28–30 и пример на с. 157, составь схему для другого зонального типа почв. Какие проблемы могут возникнуть при использовании данного типа почв, какие мероприятия по их рациональному использованию ты можешь предложить? [1]

Урок № 34. Тема «Биологические ресурсы».

Используя текст учебника и дополнительные источники информации, составьте «портреты» исчезающего и процветающего вида животных, результат работы выполните в виде презентации (возможна групповая работа)

Урок № 50. Тема «Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий».

На основе текста учебника и дополнительной информации заполни таблицу.

 

Религии

Народы, исповедующие религию

Традиции, обычаи, стереотипы поведения

Религиозные центры и историко-культурные памятники

Христианство

 

 

 

Ислам

 

 

 

Буддизм

 

 

 

Иудаизм

 

 

 

 

Подготовьте сообщения (презентации) Возможна как индивидуальная, так и групповая работа.

В настоящее время особое значение имеет формирование общеучебных познавательных действий, связанных с ИКТ-компетенцией – это поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств [6].

В данном вопросе предусматриваю самые различные задания. Например, используя интернет-ресурсы составить:

-          презентации о древних астрономических инструментах, о памятниках Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО, о наиболее известных землетрясениях, гейзерах, вулканах и т. д.;

-          фотоколлажи: «Горы мира» или «Горы России», «Растения и животные разных природных зон», фотоколлажи для игры «белая ворона» и др.;

-          интерактивные кроссворды по разным темам.

К познавательным общеучебным действиям также относится постановка и решение проблемы, которая выражается в формулировании проблемы; самостоятельном создании способов решения проблем творческого и поискового характера [6].

Универсальным средством формирования данного действия является выполнение различных проектов.

 Учащиеся 5-го класса с большим интересом выполняют «Проект маршрута для экотуриста» (групповая работа). Для успешного выполнения проекта учащимся предлагается план:

  1. Используя различные источники информации, выяснить, что такое экотуризм.
  2. Выбрать местность для маршрута.
  3. Дать рекомендации по экипировке.
  4. Разработать для экотуриста правила поведения, чтобы не нарушить природное окружение.
  5. Составить схему путешествия, на которой условными знаками отметить остановочные пункты.
  6. Сделать описание (рекламу) природных и культурных объектов, сопровождая его иллюстрациями.
  7. Подготовиться к защите своего проекта.

В 6-м классе вызвали интерес проекты: «Маршрут кругосветного путешествия на воздушном шаре», «Проект прокладки газопровода по дну Черного моря» [3].

Средства формирования универсальных учебных действий на уроках географии позволяют ребятам познать радость творчества, стать успешными в получении основного общего образования, создать прочную базу для успешного обучения на старшей ступени общего образования.