Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя новое открытие.
Галилео Галилей
Такой эпиграф, на мой взгляд, выражает суть ФГОС нового поколения. Ведь его методологической основой является системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию личности. Именно такой подход обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, а также полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности. Особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов. «Не учить предмету, а формировать умения учиться через деятельность на уроке и во внеурочное время» [6].
Метапредметные результаты |
Межпредметные понятия |
Универсальные учебные действия |
коммуникативные |
познавательные |
регулятивные |
География имеет богатое метапредметное содержание, которое помогает учителю выполнить требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
В системе познавательных общеучебных действий особое положение, на мой взгляд, занимает смысловое чтение, которое предусматривает формирование умений:
- выбирать из текста главные признаки характеризуемого объекта;
- находить признаки для сравнения объектов, процессов, явлений;
- классифицировать объекты, процессы, явления, выбирать критерии для сравнения;
- формулировать научные понятия (правила), анализируя текст;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- выделять основные характеристики объектов, процессов, явлений для преобразования их в схемы, таблицы, графики, диаграммы.
Начинаю формировать эти умения с первых уроков в 5-м классе, в чем мне помогает УМК Издательского Центра «ВЕНТАНА-ГРАФ». В учебниках много интересных заданий, которые я дополняю своими «находками» как в содержании заданий, так и в методике их выполнения.
Примеры заданий:
Урок № 2. Тема «Наблюдения – метод географической науки».
Из текста учебника (с. 11) выпиши главные черты научных наблюдений. Чем научные наблюдения отличаются от бытового восприятия? Используй для выполнения заданий имена прилагательные [2].
Урок № 9. Тема «Состав земной коры».
Используя текст учебника, выдели главный признак деления горных пород на группы. Классифицируй горные породы по данному признаку. Оформи результат работы в виде таблицы.
|
Группа горных пород |
Примеры горных пород |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
Урок № 10. Тема «Строение Земной коры».
Используя текст учебника (с. 45–46) и рис. 25, выдели основные характеристики океанической и континентальной земной коры. Заполни схему, которая отражает эти характеристики (схема предлагается). Учащиеся должны увидеть, в какой части схемы они должны подписать материковую, а в какой океаническую земную кору.
- _______________ ?
- _______________
- _______________
Урок № 11. Тема «Землетрясения».
Оцени силу землетрясений по описаниям (с. 52–53) и шкале интенсивности землетрясений. Выдели не менее трех признаков, по которым определил силу землетрясений. (2)
В 6-м классе задания усложняются
Урок № 12. Тема «Виды планов и их использование».
Прочитай описание хода Куликовской битвы и составь планы на каждый этап этой битвы. Лучше эту работу выполнять группами. Последующее представление групповых работ сделает более понятной картину этого сражения во времени [3].
Урок № 22. Тема Рельеф Земной поверхности. Горы суши».
Составь план, по которому в тексте описаны горы Гималаи. Опиши по этому плану одну из горных систем России или мира (на выбор обучающихся) [3].
Интересные задания на формирование умений работы с текстом и дополнительной литературой предусмотрены в учебнике: География России. Природа. Население. Авторы: В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя. Часть из них я усложняю для более «продвинутых» классов и отдельных учащихся, а также разрабатываю свои задания.
Урок № 22. Тема «Движение воздушных масс. Циклоны и антициклоны».
Пользуясь текстом учебника, сравни особенности циклонов и антициклонов, результат оформи в виде таблицы. Какой из них определяет погоду «сегодня», аргументируй свой ответ.
Урок № 32. Тема «Почвенные ресурсы».
Ориентируясь на текст параграфов 28–30 и пример на с. 157, составь схему для другого зонального типа почв. Какие проблемы могут возникнуть при использовании данного типа почв, какие мероприятия по их рациональному использованию ты можешь предложить? [1]
Урок № 34. Тема «Биологические ресурсы».
Используя текст учебника и дополнительные источники информации, составьте «портреты» исчезающего и процветающего вида животных, результат работы выполните в виде презентации (возможна групповая работа)
Урок № 50. Тема «Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий».
На основе текста учебника и дополнительной информации заполни таблицу.
Религии |
Народы, исповедующие религию |
Традиции, обычаи, стереотипы поведения |
Религиозные центры и историко-культурные памятники |
Христианство |
|
|
|
Ислам |
|
|
|
Буддизм |
|
|
|
Иудаизм |
|
|
|
Подготовьте сообщения (презентации) Возможна как индивидуальная, так и групповая работа.
В настоящее время особое значение имеет формирование общеучебных познавательных действий, связанных с ИКТ-компетенцией – это поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств [6].
В данном вопросе предусматриваю самые различные задания. Например, используя интернет-ресурсы составить:
- презентации о древних астрономических инструментах, о памятниках Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО, о наиболее известных землетрясениях, гейзерах, вулканах и т. д.;
- фотоколлажи: «Горы мира» или «Горы России», «Растения и животные разных природных зон», фотоколлажи для игры «белая ворона» и др.;
- интерактивные кроссворды по разным темам.
К познавательным общеучебным действиям также относится постановка и решение проблемы, которая выражается в формулировании проблемы; самостоятельном создании способов решения проблем творческого и поискового характера [6].
Универсальным средством формирования данного действия является выполнение различных проектов.
Учащиеся 5-го класса с большим интересом выполняют «Проект маршрута для экотуриста» (групповая работа). Для успешного выполнения проекта учащимся предлагается план:
- Используя различные источники информации, выяснить, что такое экотуризм.
- Выбрать местность для маршрута.
- Дать рекомендации по экипировке.
- Разработать для экотуриста правила поведения, чтобы не нарушить природное окружение.
- Составить схему путешествия, на которой условными знаками отметить остановочные пункты.
- Сделать описание (рекламу) природных и культурных объектов, сопровождая его иллюстрациями.
- Подготовиться к защите своего проекта.
В 6-м классе вызвали интерес проекты: «Маршрут кругосветного путешествия на воздушном шаре», «Проект прокладки газопровода по дну Черного моря» [3].
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках географии позволяют ребятам познать радость творчества, стать успешными в получении основного общего образования, создать прочную базу для успешного обучения на старшей ступени общего образования.