Дополнительная общеобразовательная программа «Юный урбанист», реализуемая в МБУ ДО ЦВР «Парус», является новым и актуальным направлением в дополнительном образовании. Расширение урбанистических исследований в сторону изучения социокультурных процессов городской среды даёт широкие возможности для преподавания урбанистики школьникам. Если раньше знания о городе сводились к планированию застройки и ресурсному обеспечению территории («город-завод»), то сегодня урбанистика становится междисциплинарной (урбанистика опирается на социологию, искусствоведение, историю и др.), а в центре её внимания оказывается, прежде всего, человек [1]. Такой подход к изучению города позволяет школьникам активно включаться в процесс познания привычной и одновременно незнакомой им городской среды.
Один из главных вопросов, которые ставит перед собой современная урбанистика: как воспитать «профессионального горожанина»? Профессиональный горожанин не только гордится своим городом, знает его историю, но и в соответствии с имеющимися у него ресурсами конструктивно участвует в создании и поддержании благоприятной среды города. Для того чтобы человек реализовывался в городе именно таким образом, ему необходимо понимать сложные системные процессы, происходящие в городском пространстве, а также знать, каким именно образом он способен повлиять на них. Соответственно, выпускник данной образовательной программы должен осознавать себя как активного субъекта городских изменений, обладать развитыми коммуникативными навыками, а также уметь работать с большим объемом информации. Все перечисленные качества не являются данностью, а формируются в процессе в рамках учебной деятельности, что обязывает педагогов и самих учащихся уделять особое внимание их развитию.
Исходя из этого, встает вопрос о методах обучениях, которые целесообразно использовать в рамках преподавания урбанистики. Поскольку это дисциплина, ориентированная, прежде всего, на практику, становится очевидным, что педагог не может обойтись лишь традиционными методиками. По итогам программы школьники должны не только получить определенные знания, но и уметь использовать их в конкретной жизненной ситуации. Для достижения данной цели педагог должен активизировать познавательную деятельность обучающегося, мотивировать его к самостоятельному, инициативному, творческому освоению учебного материала.
Одной из тенденций современного образования, позволяющей решать данные задачи, является эдьютейнмент (от англ. edutainment полученного путем слияния двух слов: education – образование и entertainment – развлечение). Главной особенностью этого направления, как видно из его названия, является создание в рамках урока такой ситуации, где обучающиеся могут получать знания через игры, творческую деятельность, моделирование и проживание конкретных ситуаций [2]. Эдьютейнмент можно описать как «обучение через развлечение». А. В. Попов, раскрывая сущность данного подхода, отмечает, познание мира в игровой форме может быть особенно эффективно, поскольку через развлечение не просто создается осведомленность об определенном предмете, а одновременно устанавливается эмоциональная связь обучающегося и изучаемой темы [3]. Эдютейнмент во многом разрешает проблему мотивации обучающегося: в процессе занятий внимание фокусируется на положительном личностном опыте ребенка, с опорой на который он, к примеру, может в игровой форме прожить какую-либо жизненную ситуацию и получить новый опыт [4]. Часто используются IT-технологии и формы работы, подразумевающие групповую работу или дискуссию. Роль учителя, в отличие от традиционного подхода, сводится к роли фасилитатора: он поддерживает активность и самостоятельность детей, направляет дискуссию и не высказывает оценочных суждений относительно чужих ответов. Основными принципами эдьютеймента являются: связь теории с практикой, доступность (понятность информации), последовательность (информация дается последовательно, во взаимосвязи с уже известными фактами), самостоятельность и активность участников [2].
В рамках данного направления используется множество форм работы, но кейс-метод, игры и круглые столы в наибольшей степени способствуют активному взаимодействию учителей и обучающихся, а также обеспечивают более разнообразное взаимодействие с учебным материалом [5]. Игры и дискуссии требуют от школьников большей активности и самостоятельности, а также способствуют овладению навыками сотрудничества и работы в команде.
Разрабатывая план занятий для программы «Юный урбанист», мы стремились предоставить школьникам возможность получить новые и актуализировать уже имеющиеся у них знания в процессе группового взаимодействия. Чтобы осознать свою активную позицию по отношению к процессам, протекающим в городском пространстве, дети должны работать самостоятельно, иметь шанс проявить себя в различных видах деятельности, а также получить опыт осмысления различных «взрослых» аспектов общественной жизни.
«Урбанистические игры» соответствуют перечисленным выше требованиям. Их можно проводить в качестве вводного занятия с детьми среднего и старшего школьного возраста. Особо стоит отметить, что «Игры» универсальны, т. е. их можно проводить в учебных коллективах любого города.
Подробный план проведения «Игр» представлен ниже.
Урбанистические игры |
||||||
№ |
Упражнение |
Описание |
Цель |
|||
1 |
Знакомство и разминка |
Учащиеся знакомятся с ведущими занятия и друг с другом |
Включение в работу |
|||
2 |
Обсуждение «Зачем нужны знания о городе?» |
Перед учащимися ставиться проблемный вопрос, раздаются листочки, каждый пишет предполагаемый ответ. Затем листочки собираются педагогом, откладываются в сторону до самого конца занятия. С учащимися обсуждаются вопросы о том, что такое город, необходимо ли его изучать, какими методами это можно сделать |
Введение в тему занятия, анализ уже имеющихся у учащихся знаний. По ответам, записанным на листочках, в конце занятия учащиеся смогут проверить себя, сразу отследить, насколько поменялось их представление об урбанистике за одно занятие |
|||
3 |
Групповая работа «Реклама-антиреклама города» |
Учащиеся делятся на две группы, одна из них создает рекламу города как такового, выделяя все положительные черты городского пространства, вторая группа – антирекламу. Задание может быть выполнено в любой форме: плакат, сценка, рекламный ролик и т. п. По итогам проводится презентация работ каждой из команд и их обсуждение |
Осознание учащимися того, что город – сложная система, которая имеет как положительные, так и отрицательные стороны, но при этом является гибкой, восприимчивой к действиям каждого конкретного человека. Осознание себя как субъекта, влияющего на состояние и жизнь города |
|||
4 |
Кейсы |
Пробки |
Моделирование (дети сами играют роль водителей и пешеходов) различных дорожных ситуаций: пробки, ДТП, ремонт дорог и т. п. |
Возможность примерить на себя непривычные социальные роли (водитель, регулировщик), понимание того, как именно и из-за чего образуются конфликтные ситуации на дорогах, как можно успешно их разрешить |
||
Поездка в автобусе |
Моделирование ситуации: поездка в переполненном автобусе. У ведущего заранее заготовлен список ролей, которые случайным образом распределяются между участниками (водитель, пассажир, забывший деньги на проезд, очень конфликтный человек и т. п.) Один из учащихся не участвует в распределении ролей и потом, присоединившись к основной группе («сев в автобус»), ему нужно понаблюдать и предположить, кто какую роль играет |
Развитие коммуникативной компетентности, а также умения разрешать конфликтные ситуации |
||||
Экологические миниатюры |
Каждый участник вытягивает карточку, на ней – пришедшая в негодность вещь (общий список вещей должен охватывать разные типы мусора: пищевые отходы, бумага, металлы и т. п.; необходимо подобрать вещи так, чтобы они были знакомы детям, чтобы дети сталкивались с ними в обычной жизни). Участник должен сыграть роль выпавшей ему вещи, рассказав историю своего создания, своей жизни, а также о том, что может с ним случиться, когда он придет в негодность (проверяются знания о способах сортировки и переработки разных типов мусора). После каждой истории проводится обсуждение. Можно также поделиться с детьми списком пунктов приема различного вида мусора (батареек, электрических лампочек). В качестве дополнительного занятия можно провести мастер-класс, на котором дети создают из пришедших в негодность вещей нечто полезное |
Более ответственное отношение к проблеме мусора; обогащение знаний о способах сортировки и переработки различных видов мусора |
||||
5 |
Групповая работа «Создание идеального города» |
Учащимся предлагается придумать и изобразить идеальный город (наполнить его необходимыми организациями, объектами, придумать законы и правила, регулирующие жизнь этого города, его традиции и т. п.) |
Выявление основных законов функционирования городского пространства |
|||
6 |
Подведение итогов |
Учащимся вновь задается вопрос «зачем нужны знания о городе?» Раздаются листочки с ответами, которые все давали в начале занятия; дети могут проследить, насколько изменилось или не изменилось их мнение по этому вопросу |
Завершение работы, подведение итогов |
|||
Таким образом, «Урбанистические игры» следуют основным принципам эдьютейнмента:
- обсуждаются конкретные примеры из жизни учащихся, разыгрываются реальные ситуации;
- любая информация дается в процессе игры, в упрощенном и понятном виде;
- дети всегда активны, самостоятельны; ведущий лишь мотивирует детей к дальнейшей дискуссии, позволяя детям самим управлять ходом обсуждения и самим делать выводы.
«Игры» преследуют несколько основных целей:
- актуализация и трансформация знаний о городе у учащихся;
- повышение осведомленности и заинтересованности детей в процессах, регулирующих жизнь города;
- осознание личной ответственности за судьбу родного города.
Сегодня, следуя за требованиями современного общества, программы краеведческой направленности должны уделять должное внимание формированию социально активной личности, ориентированной на управление сложными системными процессами, в том числе городскими. Это становится возможным через включение в образовательный процесс игровых методов, позволяющих учащимся проявить свою самостоятельность и раскрыть свой творческий потенциал. «Урбанистические игры» дают педагогу возможность вовлечь учащихся в активное групповое взаимодействие, а также на понятном для детей языке вести с ними диалог об актуальных городских проблемах, вопросах и перспективах развития городского пространства.