Ранний возраст – это короткий промежуток времени, стадия развития ребенка, охватывающая период от 1 года до 3 лет. Это самая благоприятная пора, во время которой ребенок начинает открывать для себя окружающий мир. В этот промежуток растут потребности ребенка в знаниях, активно развивается его познавательная деятельность.
Познавательная деятельность в данном возрасте – это обогащение знаний детей об окружающем мире. Для детей 2–3 лет уже характерно прослеживается использование собственного опыта действий и имеющихся знаний.
Очень важно, чтобы именно в этом возрасте родители и педагоги младшей группы детского сада помогли ребенку обеспечить соответствующее возрасту психомоторное развитие, развитию словарного запаса для установления контактов со сверстниками, дали толчок для развития интеллектуально-познавательной деятельности. Важно позаботиться о развитии таких качеств, как умение наблюдать, внимательно слушать, рассматривать.
Ранний возраст – это именно то время, когда следует использовать любой подходящий случай (беседа, прогулка, чтение книг и т. д.), способствующий развитию познавательной активности детей (Н. М. Аксарина, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская). Так же проводились исследования по развитию личности ребенка, его основных психических процессов такими учеными и педагогами, как Л. С. Выготским, В. И. Логиновой, Л. Н. Павловой, П. Г. Саморуковой, Г. А. Урунтаевой, Д. Б. Элькониным. Они в своих трудах раскрывали особенности познавательных процессов и особенности воспитания познавательной активности в процессе воспитания и обучения детей.
Как отмечает Л. Н. Павлова, ведущей деятельностью малыша до трех лет является предметная деятельность. Именно в процессе предметной деятельности ребенок знакомится с окружающим миром, развивается его познавательная активность [1].
Рассмотрим понятие познавательной активности, которое приводят в своей статье «Познавательная активность младших дошкольников» И. С. Морозова, И. С. Штепина на основе понятий познавательной активности, обозначенных В. С. Ильиным, А. Н. Леонтьевым, Н. Н. Поддьяковым, Г. И. Щукиной и другими [2].
Познавательная активность – это личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально – эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.
Итак, познавательная активность ребенка 1 – 3 лет составляет желание ребенка понять предметы и явления окружающего его мира, их взаимосвязи, воспроизвести полученные знания на практике. То есть познавательная активность – активность, направленная на познание нового с желанием ребенка проявить свое творчество, самостоятельность.
В возрасте 1–3 лет дети активно знакомятся с окружающим их миром, назначением предметов, способами взаимодействия с ними. Познавательная деятельность ребенка в этом возрасте является ведущей, так как занимает большую часть всего времени детей. Ранний возраст характеризуется стремлением ребенка активно познавать мир, экспериментировать с различными предметами: рассматривать их, разбирать, воздействовать ими на другие предметы. Таким способом он открывает для себя новые свойства и качества предметов.
Д. Б. Эльконин отмечает, что в совместной со взрослым деятельности происходит знакомство ребенка с окружающими предметами, их назначением, качествами и свойствами. Затем у детей появляется тенденция к повышению активности и экспериментированию, исследованию, стремлению удовлетворить свои желания. То есть познавательная активность ребенка развивается в связи с процессом накопления жизненного опыта ребенка и стремлением открыть и усвоить новое из окружающей действительности [3].
Л. С. Выготский отмечает, что для ребенка раннего возраста каждая вещь является притягательной, провоцирует его на активные действия рассмотреть, исследовать предмет. Ребенок в процессе познания окружающего ярко проявляет свои эмоции, как позитивные, так и негативные. Познавательная активность детей 1–3 лет отличается тем, что познание предметов происходит на основе восприятия [4].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [5] характеризует следующими особенностями познавательную активность: развитие у детей раннего возраста любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательно – исследовательской деятельности, сенсорное развитие, развитие воображения и творческой активности. Так же дети раннего возраста должны познакомиться с объектами окружающего мира, их свойствами, отношениями, учиться сравнивать и выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, уметь устанавливать простейшие связи между ними, делать простейшие обобщения.
Ребенок 1 года пробует самостоятельно изучить предмет с различных сторон, появляется определенная тактика познания нового. Для малыша важное значение приобретает возможность производить с игрушкой как можно больше различных игровых действий. Следовательно, развитие познавательной активности детей 1–2 лет во многом зависит от правильно подобранных игрушек, которые могут стимулировать ребенка самостоятельно искать информацию о предмете, его свойствах. Повышаться же уровень активного познания у ребенка начинает преимущественно в возрасте 2–3 лет. В это время дети стремятся получить как можно больше информации об окружающем мире, использовать накопленный опыт в познавательных процессах, быстро разобраться в ситуации и настойчиво искать решение. Так же в этом возрасте начинается развитие активной речи, поэтому дети начинают обращаться с различными вопросами к взрослым, чтобы удовлетворить возрастающие познавательные потребности [1].
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ребенок раннего возраста активно интересуется окружающими предметами и действует с ними. Он эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий [5]. Так же знает назначения бытовых предметов, умеет ими пользоваться, понимает речь взрослых и при необходимости может сам обратиться к нему за помощью. Активно интересуется поведением взрослых и сверстников, стремиться подражать им и воспроизводить увиденные действия в игре. Также ребенку 1–3 лет становится интересным изучение окружающего мира природы, сезонные изменения. Вызывают интерес занятия лепкой, рисованием, конструированием.
Таким образом, познавательная активность детей 1–3 лет проявляется в увлечении ребенком каким-либо предметом, явлением, рассказом, слушанием стихов, сказок и песен, ярко выраженным стремлением выполнить различные задания взрослых, в проявлении самостоятельности при выборе различных средств и способов действий, стремлении к общению со взрослыми.
Однако познавательное развитие не происходит само по себе, его нужно развивать и направлять родителями, педагогами, воспитателями. А сделать это можно, соблюдая педагогические условия для организации и развития познавательной активности детей.
Родители и воспитатели должны позаботиться об обеспечении разносторонней деятельности в раннем возрасте, многообразии форм общения и познания. Активно познавая мир ребенок стремится получить знания о нем. А для познания мира необходимо взаимодействие со взрослыми. Поддерживая интерес ребенка ко всему новому, можно стимулировать познавательную активность детей. Так ребенок получает необходимые знания об окружающем его мире, саморазвивается [6]. Также познавательную активность можно охарактеризовать как осмысленную деятельность, в процессе которой дети могут обнаружить новое и возможность приобретать знания самостоятельно [7].
В процессе познавательного развития решаются следующие задачи: сенсорное развитие детей, интеллектуальное развитие детей, речевое развитие детей, формирование элементарных математических представлений детей, развитие исследовательской деятельности в форме детского экспериментирования и наблюдения и индивидуальные познавательные интересы [8]. Следовательно, задачи воспитателя должны включать в себя знакомство с различными способами исследования объектов окружающей среды, стимулирование любознательности и совместное экспериментирование. Для их решения нужно соблюдать педагогические условия, то есть организовать процесс воспитания и обучения, направленный на развитие познавательной активности.
Определим и охарактеризуем педагогические условия для развития познавательной активности детей в возрасте от одного до трех лет.
- Создание предметно-развивающей среды в группе детского сада. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечать потребностям детского возраста. В тексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования указывается, что насыщенность предметно – развивающей среды – это оснащение образовательного пространства различными средствами обучения и воспитания, материалами, различным оборудованием, инвентарем [5]. Она способствует развитию игровой, познавательной, исследовательской и творческой, двигательной активности всех воспитанников, способствует созданию условий для экспериментирования, повышению эмоционального благополучия дошкольников, создает возможность для самореализации малышей.
Воспитатель должен обновлять игровую среду новыми игрушками, материалами, создавать условия для двигательной активности детей. Окружающая среда для ребенка должна быть интересной, заманчивой, комфортной, легко трансформируемой, разнообразной, располагающей к себе. Ее содержание должно меняться раз в несколько недель [8]. Педагог обязан привлекать детей к совместному участию в создании и обновлении игровой среды.
Все пространство группы делится на зоны – «уголки», в которых представлено различное количество развивающего материала: игрушки, развивающее оборудование, материалы и инструменты для творчества, легкодоступные детям. Это могут быть уголки для сюжетно-ролевых игр, уголок ряжения, книжный уголок; уголок конструирования, уголок природы, уголок рисования, уголок экспериментирования [9].
Для развития познавательной активности, воспитатель должен создавать легко изменяемую и подвижную среду.
- Использование интегрированных занятий в процессе обучения и воспитания. Это второе педагогическое условие, предполагающее использование различных образовательных областей в процессе обучения и воспитания детей, проведения непосредственно образовательной деятельности. К образовательным областям по ФГОС ДО относятся [5]: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие – усвоение детьми моральных и нравственных норм, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях и окружающем мире.
Речевое развитие – овладение речью и ее развитие, обогащение активного словаря, знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие – это развитие и приобретение новых навыков двигательной активности, обучение выполнению основных движений, ознакомление с принципами здорового образа жизни.
Для каждого возраста содержание всех областей развития разное. То есть для развития личности ребенка, его познавательной активности нужно применять все ранее описанные образовательные области в совокупности, а не по отдельности. Поэтому, использование интегрированных занятий будет являться одним и важных педагогических условий развития познавательной активности ребенка.
Использование всех образовательных областей подразумевает, что они будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. В ходе занятия воспитатель должен придерживаться определенной структуры: сначала поставить перед детьми проблемную ситуацию, затем дети ищут решение, приобретают новые знания, умения, а в конце анализируют полученные результаты [7].
- Обеспечение самостоятельности ребенка при выполнении игровых занятий. В процессе проведения игр и занятий, педагог должен обучать детей не только общепринятому употреблению предметов, но и исследовательскому отношению к ним. В дальнейшем ребенок, который видел, как можно использовать предметы, начнет играть самостоятельно, переносить известный ему предмет в другие, новые условия и изменяя свои действия. Педагог лишь может подсказать, как это сделать, сохранив ощущение самостоятельности ребенка [8].
При нахождении в группе детского сада, у ребенка должна быть организована возможность действовать по своей инициативе, выбирать нужный и интересный ему игровой материал, использовать его в разных вариантах. Это условие напрямую связано с организацией предметно-развивающей среды [10].
Воспитатель должен создать простые и понятные всем детям правила поведения в группе, установить границы нежелаемого и желаемого поведения детей. Для выполнения своих замыслов дети должны чувствовать поддержку взрослого. Таким образом, воспитатель должен уважительно относится к личности воспитанника, учитывать его интересы и способности в ходе обучения и воспитания. Как уже говорилось выше, для организации самостоятельной деятельности, в группе детского сада должна быть организована предметно – развивающая среда в соответствии с возрастом детей. Не надо опережать стремления и желания ребенка, выполняя некоторые действия за них. Так взрослые лишают ребенка радости познания и собственных открытий [11].
Так же в процессе обучения и воспитания, педагог должен откликаться на просьбы ребенка о совместной деятельности, проявлять терпение к ситуативным высказываниям ребенка, тактично указывать на ошибки и возможности их исправления.
- Использование игр, направленных на развитие познавательной активности детей.
Игра – это жизненная потребность ребенка, направленная на всестороннее развитие ребенка.
С помощью игры ребенок знакомится с окружающим миром, развивается его сообразительность, речь, настойчивость. Для развития игровой деятельности детей раннего возраста необходима поддержка воспитателя либо как участника игры, либо как наблюдателя и создателя игровой среды [12].
Для развития познавательной активности во время игры, воспитатель должен наблюдать за играющими детьми и сюжетом их игры, определять, когда детям потребуется его помощь, косвенно руководить игрой. Это условие перекликается с обеспечением самостоятельности детей при выполнении игровых занятий. Воспитатель не должен давить на детей, а лишь ненавязчиво предлагать новые идеи или способы выполнения задуманной игры [9].
Познание окружающего мира – это неотъемлемая часть детской деятельности. Развитие познавательной активности происходит во время экспериментирования над окружающими предметами, действий с ними.
Первые годы жизни – самый важный для ребенка период жизни, во время которого закладываются все важные человеческие особенности: познавательная деятельность, воображение, любознательность, интерес к окружающему. В то же время это самый поддающийся педагогическим воздействиям период по причине недостаточного опыта, навыков, знаний, представлений об окружающем мире у детей.