Full text

Проблема формирования, развития и использования человеческого потенциала являлась актуальной во все эпохи исторического развития. Так, в период первобытнообщинного строя, характеризующегося преобладанием коллективной собственности на средства производства, а также уравнительной системой распределения ресурсов, в приоритет ставились физиологическая сила и выносливость. Требовалось это обоюдно как от мужчин, охотившихся на животных, так и от женщин, занимающихся собиранием плодов, обработкой земли, приготовлением пищи. Низкий, примитивный уровень производительных сил, обусловленный неразвитой материально-технической базой, ставили в необходимость человеку развитие ловкости и сноровки в добыче материальных благ, а опасность нападения хищников, потенциального голода и болезней вынуждала их жить родовыми общинами.

Рабовладельческий строй также диктовал необходимость иметь развитую мускулатуру и физические способности. Однако рабы были пригодны исключительно для выполнения элементарных трудовых операций, коррелирующих с принуждением к работе и достижением желаемого результата. При развитии азов агрономии и ремесленничества отдачи рабов, даже грамотно обученных, становилось недостаточно. В связи с этим происходит трансформация человеческого потенциала, который требовал задействования не только базовых, силовых, способностей индивида, но и в том числе умственных. Использование прибавочного продукта в интересах невольников с параллельной отдачей части выращенного урожая и произведенных продуктов хозяину означало переход к иному социально-экономическому укладу, вызывающему необходимость применения основ анализа, прогнозирования и основ рационалистического поведения человека экономического.

По мере развития производительных сил, усложнения производственных процессов, смены парадигм научно-производственного общения к человеку предъявляются иного рода требования, заключающиеся в первую очередь в совершенствовании интеллектуального потенциала. Инвестиции образовательного, воспитательного, культурного уровня становятся рентабельным вложением, окупающимся в процессе активизации собственной деятельности. В таких условиях человеческий потенциал представляет собой не только и не столько физическую силу, сколько разностороннее восприятие человеком окружающего мира и умение конвертировать поступающую информацию в средство производства благ и услуг.

Также эволюция и коренная трансформация человеческого потенциала происходит по мере смены технологических укладов (табл. 1).

Таблица 1

Ритм смены поколений техники в контексте изменения технологических укладов

 

Годы

1770

1830

1830

1880

1880

1930

1930

1970

1970

2010

2010

2040

Технологические уклады (ТУ)

I

II

III

IV

V

VI

Текстильные машины

Паровой двигатель

Электродви­гатель

Двигатель внутреннего сгорания

Микроэлектроника

Нанотехнологии, гелио- и ядер­ная энергетика

 

Зарождение и становление нового технологического уклада происходит на основе предыдущего, т. е. в его недрах, когда появляющаяся новация производительных сил рождает монополию нового товара. Так, наиболее наглядно смена производительных сил идеологией хозяйствования прослеживается в теории общественно-экономических формаций (см. рисунок).

По мере накопления временных промежутков и эволюции человека как высшей ступени развития живых организмов на Земле происходит изменение направления вектора развития человеческого потенциала в сторону интеллектуальных способностей, использования возможностей мозговой активности. Параллельно человек рассматривается в контексте инноваций: отношение к новшествам, оценка нововведений, инновационный капитал человека, готовность к инновациям [1]. Поэтому, упоминая трансформацию человеческого потенциала во временной перспективе, необходимо говорить о двух координатах разнополярных аспектных составляющих.

Таким образом, под человеческим потенциалом в структуре исследования мы понимаем способность индивида на практике воплощать поставленные цели, превращать теоретические задачи в прикладные возможности.

Говоря о том, что человеческий потенциал в современных условиях представляет собой концентрацию интеллектуальных возможностей человека и их грамотного использования, стоит понимать, что они складываются под воздействием институтов. Под институтами мы понимаем привычные способы осуществления процедур, наблюдаемых в общественной жизни, которые регламентируются нормами и правилами. Также это инфраструктура взаимодействия, влияющая на формирование вариантов поведения людей [2].

 

 

Смена производительных сил в теории общественно-экономической формации К. Маркса [3]

 

В итоге в смысловом содержании институты можно условно представить в трех аспектах: как среду обитания, влияющую на деятельность человека, как процесс, динамично воздействующий на категории поведения человека, или как правила игры, которые вместе с очерченным кругом взаимодействующих агентов составляют суть хозяйствования.

Институты делятся на формальные, которые включают правила поведения, создаваемые и поддерживаемые силой государственного принуждения, и неформальные, которые подразумевают общепринятые условности, являющиеся результатом совместного сотрудничества агентов общества. Так, можно выделить политические, экономические институты, институт брака и семьи, институты духовной сферы. Возникнув в ходе появления человеческого общества, разделения труда и дифференциации видов деятельности, социальные институты трансформировались в ходе появления специфических видов общественных отношений, с одной стороны, оказывая влияния на последние, с другой – видоизменяясь под деятельностью субъектов общества. В данном смысле можно утверждать, что в ходе существования субъектно-объектных отношений между институтами и человеком сам институт и человек выступали субъектно-объектными категориями [4].

Следовательно, сам потенциал, с одной стороны, влияет на изменение социальных институтов, а с другой – выступает результатом воздействия институциональных изменений. Другими словами, он является ключевым элементом в функционировании институционального пространства (см. табл. 2).

Пространство в данном контексте несет в себе сумму всех условий жизнедеятельности людей, являясь «возделанной» средой этой деятельности [5]. Само пространство есть продукт, меняющийся под стихийным или целенаправленным действием внешних и внутренних сил [6], выступающих результатом существования человеческого потенциала. Соответственно, каждый элемент институционального пространства отображает соответствующую сферу человеческого поведения, квинтэссенцию его сущностной деятельности [7]. Таким образом, институциональное пространство представляет собой, с одной стороны, суть человеческого мироздания в форме его потенциала, с другой – служит внешним контуром для эволюции человеческих возможностей.

Таблица 2

Дуальная взаимосвязь институционального пространства

и человеческого потенциала

Политическое

Элементы институционального пространства

Экономическое

Культурное

Профессиональное

Личностное

Социальное

 

 

 

 

 

 

Человеческий потенциал

 

         

 

 

Институциональное пространство не следует отождествлять с такими понятиями, как «институциональная среда» и «институциональная структура». Институциональную среду стоит понимать как совокупность политических, социальных и юридических содержательных норм и правил, образующих каркас для процесса воспроизводства благ, ограниченных по своему содержанию. Институциональная структура представляет собой определенную иерархию институтов, создающих матрицы поведения в экономике и предопределяющих функциональные рамки для акторов хозяйственной деятельности.

Данные определения являются предопределяющими институциональное пространство, которое, в свою очередь, аккумулирует свойства вышеуказанных категорий. Таким образом, по смысловому содержанию оно является шире.

Для целей анализа нами предлагается структурная комбинация составляющих институционального пространства, воздействующих на формирование человеческого потенциала в ходе осуществления практики управления человеческими ресурсами. Под структурными комбинациями мы понимаем набор идеологических ценностей, корпоративных норм и понятийных категорий, влияющих в своей основе на потенциал субъекта организационной деятельности.

Так, в первую очередь стоит выделить профессиональную комбинацию – требования к профессиональной квалификации, переквалификации, а также уровень перманентного совершенствования в профессиональной деятельности для гармоничного, качественного и своевременного выполнения возложенных функций в пределах организации.

Во вторую очередь выделяется экономическая комбинация. В данном случае подразумеваются отношения собственности, выражающиеся в правилах присвоения и отчуждения ресурсов, факторов производства, благ, являющихся по законам экономики ограниченными в сравнении с неограниченными потребностями человека как активного субъекта хозяйственной деятельности.

В-третьих, политическая комбинация, т. е. набор политических установок, программные действия политических институтов и их мультипликативное воздействие, отражающееся на поведении человека.

В-третьих, социальная комбинация, а именно совокупность жизнеподдерживающих мероприятий, позволяющих удовлетворять насущные потребности в области поддержания духа и здоровья.

Наконец, стоит выделить культурную комбинацию, подразумевающую влияние культурных установок на интеллектуальное совершенствование как важнейшие инвестиции в человеческий капитал, и личностную как автаркичное стремление человека к самосовершенствованию и саморазвитию.

Вышеуказанные комбинации гармоничны и взаимосвязаны, изменение в одной приводит к коррелированному изменению в остальных, поэтому, акцентируя внимание на совершенствовании человеческого потенциала, стоит учитывать комбинационный характер институционального пространства.

Важность человеческого потенциала прослеживается в корреляционной связи с эффективностью его деятельности. Так, интеллектуальные способности, которые играют принципиальную роль в эпоху формирования шестого технологического уклада, имеют мультипликативный эффект, и один человек с высокой долей накопленного человеческого капитала может производить больше прибавочного продукта, чем группа, состоящая из десяти человек с развитыми мускульными способностями.

Таким образом, достигается высокая результативность производства, выработки продукции, рост производительности и интенсивности труда. Связано это с тем, что новые знания, генерируемые интеллектуальным капиталом, вступая во взаимодействие с предметом и средствами труда, образуют новые стоимости, превосходящие базовые активы. Более того, важность грамотного использования человеческого потенциала прослеживается в соотношении закона об ограниченной доходности, который гласит, что после достижения определенной доли расхода ресурса его предельная эффективность будет снижаться. В данном случае применение новых технологических или экономических знаний, изменяющих условия эксплуатации ресурса, может привести к изменению уровня критической точки падения эффективности использования данного ресурса.

Именно поэтому важен грамотный, четко структурированный менеджмент, который позволит использовать и направлять человеческий потенциал на взаимовыгодных условиях. Подразумевается, что альтернативные издержки применения человеком своего потенциала в данных условиях должны равняться нулю и у носителя интеллектуального капитала не возникает желания применить свои способности в других, более выгодных условиях.

Таким образом, за столетия исторической жизни, проведенной человеком, произошла коренная трансформация его возможностей, способностей, а также условий их применения. Важно уточнить и принять новую парадигму генезиса человеческого потенциала, с тем чтобы грамотно ею управлять в условиях технологического совершенствования средств производства. Это позволит, с одной стороны, соответствовать перманентно меняющимся институциональным условиям окружающей среды, а с другой – направлять вектор общественного развития эволюционно вверх, к новым бифуркационным точкам социального совершенствования человечества.