Full text

Каждый, кто занимается ассоциативными картами, рано или поздно придет к удивительному выводу: многие карты, вытянутые вслепую, поразительным образом попадают в точку и отражают жизненную ситуацию игрока (настолько точно, что думаешь: «Это не может быть случайностью!»). Это наблюдение привело к тому, что в некоторых кругах ассоциативным картам стали приписывать некую магическую силу. Некоторым даже стало казаться, что карты способны, как некий оракул, раскрыть всю нашу подноготную.

Вальтрауд Киршке [1]

 

Актуализация психотерапии как новой антропологической практики [2] позволяет применить культурно-психологический подход к описанию отдельных психологических методик, отказаться от жесткого позиционирования и предписаний относительно фигуры «пациента», рассматривать переживание субъекта как особый конструкт, организовывать работу с различными уровнями сознания «пациента». Методики и подходы, включенные в структуру антропоориентированной психотерапии, отличаются «мягким» отношением к фигуре «пациента». Показательной в этом контексте является мысль Ф. Перлза: «Успехом можно считать не “излечение” в смысле законченного продукта, а наделение человека средствами и возможностями справляться с возникающими у него проблемами» [3]. Другой значимой характеристикой методик данного вида выступает способность «пациента» усваивать язык психотерапевта и вести с ним диалог на этом языке. В современной психотерапевтической практике для истолкования представленной ситуации используется понятие «терапевтический миф» (М. М. Огинская, М. В. Розин; Е. Пуртова) [4, 5]. Процесс психотерапевтического взаимодействия между психологом и клиентом в ряде отечественных и зарубежных исследований рассматривается как совместное «мифотворчество». «Психотерапевт транслирует клиенту это специфическое мировоззрение – терапевтический миф, который, став частью сознания клиента, организует его представления о себе и о мире. Поэтому не так важна теоретическая ориентация терапевта, как объяснение травмирующего переживания и установка на дальнейшие изменения» [6]. Усваивая терапевтическое мировосприятие, клиент наделяется правом и навыками самостоятельно анализировать возникающие трудности, снимать мышечное напряжение, погружаться в персональные миры бессознательного.

В связи с этим особенно актуальным нам представляется рассмотрение механизмов работы отдельных психотерапевтических методик с различными уровнями сознания «пациента». В качестве примера нами была определена одна из современных терапевтических методик – метафорические ассоциативные карты (МАК). Метафорические ассоциативные карты активно используются в современной психологической диагностике и терапии, о чём свидетельствует возрастающее число научных исследований, посвященных данной проблематике (см. Н. В. Дмитриева, Н. В. Буравцова, Л. В. Левина; И. Г. Кочетков; В. И. Шебанова) [7–9]. МАК является проективной методикой, применяемой для решения широкого круга проблем: от подбора кадров до поиска ответов и ресурсов в трудных жизненных ситуациях. Существуют и специализированные колоды. Так, колода «COPE» (Преодоление) была разработана Офрой Аялон, израильским психотерапевтом, и Мариной Лукьяновой, российской художницей, для преодоления кризисных ситуаций и работы с посттравматическими состояниями. На сегодняшний день создано более 17 профессиональных колод, имеющих разнообразную тематику [10]. МАК представляет собой набор картинок, но при этом важно отметить, что у карт нет закрепленных смысловых значений, как, например, в наборе Таро. Каждый клиент, работающий с картами, сам формирует смысл того изображения, которое он видит на картинке. Изображение на карте для человека становится образом чего-то подлинно личностного, значимого, т. е. обретает определенный смысл в ходе дальнейшей работы и вследствие этого наполняется новым содержанием. Извлекая карту, клиент начинает реагировать на рисунок на карте, актуализировать различные уровни сознания, погружаться в воспоминания. Создавая рассказ по картинке, человек углубляется в свой внутренний мир, раскрывая его содержание.

Психологическую сущность данного процесса можно раскрыть, опираясь на культурно-аналитический подход, в рамках которого заключен «широкий класс взаимосвязанных феноменов и реальностей, разворачивающихся в системе координат: практика – психика – культура» [11]. Культурно-аналитический подход работает на границе междисциплинарных знаний, что позволяет осуществлять «анализ уникальности и своеобразия культурно-психологических феноменов» и избегать отделения данных феноменов от повседневных, исторических контекстов, определяющих их специфику. В контексте нашего исследования особое значение для нас будут иметь следующие методологические предпосылки: 1) рассмотрение культурно-психологи­ческих феноменов как «раскрывающих» смысловые глубины и обладающих возрастающей «мерностью», «когнитивной сложностью»; 2) описание постнеклассической рациональности с помощью категории рефлексивности, с плавающими «играющими», подвижными смыслами и «игровыми» формами аналитических процедур [12].

Основные концепты постнеклассической рациональности [13] точно вписываются в картину психологического содержания практической работы с метафорическими картами. Здесь и конструирование социальной реальности в процессе раскладывания карт, и наличие особой творческой активности субъекта в процессе построения рассказа по картинке, и анализ внутренней логики развития отношений индивида с миром и с самим собой. В качестве интеллектуального стиля в постнеклассической рациональности привносится культурная аналитика, ориентированная на выявление типологических черт и уникальности обследуемого феномена [14], что в целом также свойственно и работе с метафорическими картами.

Опора на идею становления постнеклассической рациональности позволяет рассматривать работу с метафорическими картами как пусковой механизм процесса самоорганизации индивида (как систему, в рамках которой происходит обретение новых жизненных ориентиров или индивидуальных смыслов). Ситуация работы с картами создает условия, в рамках которых происходит соединение «объективного и субъективного и где порождаются феномены субъективно-объективного внутренне-внешнего свойства, а проще общесистемные конструкты, становясь тем, что в синергетике называют “параметрами порядка”» [15]. В процессе работы с картами складывается положение, обозначенное О. К. Тихомировым как «ценностно-смысло­вая структура ситуации», в рамках которой происходит рождение новых смыслов. В статье В. Е. Клочко отмечается, что конструкт, предложенный О. К. Тихомировым, демонстрирует наличие взаимных переходов между отдельными реальностями субъективного и объективного миров. В процессе «перехода» происходит рождение персональных ценностей и смыслов как системных качеств, направляющих мыслительный процесс и задающих вектор дальнейшей деятельности человека [16]. При этом В. Е. Клочко подчеркивает: смыслы не являются продуктами сугубо личности или ее сознания, «поскольку оно само шло за ними – в поле ясного сознания всегда попадало только то, что имело смысл. Кроме этого смыслы сосредоточены в самих объективных предметах, манипуляции с которыми производит человек, смыслы обретают форму “сверхчувственных качеств”, которые считываются на уровне эмоций [17]. Важнейшим моментом здесь выступает идея о рождении личностных смыслов за пределами рационального опыта, они порождаются творческой потенцией индивида, в процессе инсайта. Описывая основные психологические функции МАК, В. И. Шебанова среди прочих выделяет функцию образования смысла [18]. Визуализация ситуации с помощью МАК позволяет содержательно ее переработать, занять позицию отстраненного наблюдателя относительно собственных чувств, мыслей, поступков, постичь новое содержание и использовать технологию рефрейминга. Технология рефрейминга неразрывно связана с функцией образования смысла, отмечает В. И. Шебанова. Рефрейминг – как переконструирование смысла события или изменение восприятия контекста ситуации – рассматривается как важнейший шаг на пути к пониманию и принятию сложившейся ситуации. Принятие ситуации дает человеку свободу выбора относительно самой ситуации, количество вариантов решения неограниченно, при этом отмечается, что «выбор может быть как осознанным, так и неосознанным» [19]. Работа с картами наглядно демонстрирует индивиду основные этапы поиска персонального смысла в отдельной ситуации или событии.

Другим важным моментом, связанным с актуализацией постнеклассической рациональности, выступает признание исторически сложившихся типов рациональности, в том числе и «рациональности мифа» [20]. Реальность может быть представлена в сознании индивида в мифологизированном виде. Примером подобной мифологизации могут служить измененные состояния сознания в ходе транса, медитации, шаманских практик или терапевтического воздействия. Ф. Г. Малейнова в своей работе пишет: «Глубокие переживания и сильные впечатления также могут так изменить картину мира, что человек может чувствовать себя “убитым” или, наоборот, летающим на крыльях» [21].

Актуальной в связи с этим представляется идея, выдвинутая Е. Субботским, о постоянном присутствии в сознании человека двух видов реальности: рациональной и магической [22]. Рациональный уровень функционирования сознания рассматривается как повседневный, обыденный, направленный на решение текущих вопросов и проблем. Магический уровень включает в себя два «подразделения». Одно подразделение – это отражение мира реального в сознании индивида, всё то, с чем он сталкивается и взаимодействует в своей жизнедеятельности. Автор использует для определения понятие «воображаемая обычная реальность» [23]. Другое подразделение наполнено мечтами и фантазиями человека, но также неосознанными страхами. «В этой невидимой реальности, – отмечает Е. В. Субботский, – соблюдение законов физики, биологии и психологии не обязательно. Путешествие во времени, летающие кони, полулюди-полуживотные (кентавры, минотавры, русалки), боги, могущие быть во многих местах одновременно и внушать людям мысли на расстоянии, – всё, что невозможно как в видимой реальности, так и в ее невидимом двойнике, может происходить в этой части невидимой реальности. Назовем ее магической реальностью» [24]. Магическая реальность сосуществует рядом с рациональной, она представлена в художественной литературе, фантастических кинофильмах и художественных полотнах. Психика человека испытывает потребность в погружении в мир магического и волшебного. В рамках фантастического мира человек получает дополнительный ресурс, фантазирует, творит. Здесь он отдыхает, сбрасывая с себя оковы повседневной рутины.

В научной литературе стремление погрузиться в мир фантазий рассматривается как тенденция к эскапизму (уход, убегание от реальности в мир грез и фантазий). Содержание представленного феномена в рамках современной гуманитарной науки кардинально меняет свой модус и наделяется позитивной оценкой [25]. О. К. Труфанова в своей работе рассматривает «эскапистское сознание» как необходимый элемент индивидуального бытия личности. Эскапизм в его «мягком» варианте описывается автором как творческая деятельность, обладающая созидательной активностью [26].

Двойственному миру реальности сознания соответствует двойственность воздействующих и воспринимаемых им феноменов: слов и образов. И если слова актуализируют рациональный уровень сознания, образы ориентированы на активацию «магического» (мифологического) уровня. Они обращены к чувствам и эмоциям человека, его интуиции. МАК мягко снимает проблему «рациональных барьеров», апеллируя через образ к магической реальности. В связи с этим метафорические ассоциативные карты выступают в качестве своеобразного маркированного проводника между миром магическим и миром реальным. Неслучайно метафорические карты рассматриваются как средство «прорыва в собственную фантазию, креативность, инструмент для самопознания…» [27].

Нам представляется, что за психологической помощью чаще всего обращаются люди, потерявшие «достоверные ориентиры» в повседневном бытии, для них спутанными являются мир реальный и мир магический, нет уверенности в выбранном пути, отсутствует дифференциация в восприятии позитивного и негативного; потеряны актуальные цели, характерно смешение мотивов и смыслов. Подтверждение этой мысли находим в работах отдельных авторов. Так, Е. В. Субботский, в своей статье обозначая два уровня существования реальности (рациональной и магической), подчеркивает необходимость четкого разграничения между ними, сознание вынужденно постоянно прикладывать определенные усилия, расходовать психическую энергию, разделяя данные сферы. Этот психологический механизм автор обозначает как усилия разграничения реальностей (УРР) [28]. Ослабление усилия или его приостановка способны привести к различного рода нарушениям. «Психологически более понятным является нарушение усилия разграничения при психических заболеваниях». Ученый отмечает, что в ряде клинических исследований было установлено, что люди, страдающие шизофренией, в большей степени склонны верить в наличие «магических эффектов», чем здоровые индивиды или люди, страдающие другими видами психических расстройств [29].

МАК как терапевтический метод нацелен на «перевод» индивида в мир магической реальности и обратно в мир действительный. В ходе озвучивания образа человек идентифицируется с ним, переносит на него собственные эмоции, модели восприятия явлений окружающей реальности. Работа с образами позволяет увидеть собственные страхи, причины тревоги и «проработать их». Последующее возвращение на уровень рационального принятия демонстрирует снижение общей фрустрированности и психологического напряжения.

В процессе работы с картинками психолог может использовать дополнительные карты со словами, которые помогают осмыслить образ, найти его когнитивное обоснование. Подобный ход можно рассматривать как подключение рационального уровня сознания для собирания образа и обсуждения проблемы. Объединение усилий рационального и магического уровней сознания позволяет индивиду в ходе рефрейминга найти необходимое решение для разрешения проблемной ситуации.

«Магическим», по своей сути, является способ, с помощью которого человек испытывает озарение и открывает в своем сознании возможность строить жизнь «по-другому», уникальность его заключается в обретении и переживании нового способа бытия. В основании этого процесса лежит рефрейминг и обретение личностных ресурсов. Обретение ресурса рассматривается в ходе работы с метафорическими картами как один из базовых результатов. Нахождение новых решений для разрешения трудной жизненной ситуации невозможно без ресурсного подкрепления. Человек открывает в себе, в окружающей ситуации новые энергетические ресурсы, возможности, что обусловливает в нем потребность творить, изменять свою жизнь. В ходе работы с метафорическими картами скрытые ресурсы личности обретают обозримые черты и перспективы. Ресурсная функция, по мнению В. И. Шебановой, «позволяет человеку зафиксировать свою внутреннюю силу, возможности (как внутренние, так и внешние) и достичь на них такой фокусировки, которая в обыденной жизни, при обычных условиях, многим людям недоступна» [30]. Обращаясь к обучению жить по-новому, человек испытывает позитивные переживания, «так как человеческая природа такова, что человек любит узнавать что-то новое и получает от этого удовольствие. Как только начинает что-то получаться, автоматически повышается самооценка, пусть пока в какой-то отдельной области» [31]. Запускается «магический» механизм везения и личностных достижений.

Подведем некоторые итоги нашей работы. Культурно-аналитический подход к рассмотрению психической реальности кардинально изменяет представление о наполнении сознания. Актуальным и важным признается наличие «магического» уровня сознания, который требует особых подходов и методов работы. Подобным методом может выступать метод МАК (метафорических ассоциативных карт). Метафорические карты могут работать как на уровне рационального сознания со словами и историями, так и на уровне магического сознания с образами, артикулированными эмоциями и страхами. Важнейшими «магическими» возможностями МАК выступают функции смыслопорождения, обретения ресурсов, актуализации творческого потенциала, направленного на построение новой жизни.