Full text

Профессиональный выбор является одной из самых сложных жизненных задач, которую должны решить старшеклассники. Грамотный профессиональный выбор, тесно связанный с самооценкой и самоэффективностью личности [1], является важным условием становления конкурентоспособного специалиста, обеспечивает благополучие личности на многие годы жизни. Профессиональная деятельность уже сама по себе является полем для самореализации личности и обладает целым рядом смысложизненных функций [2], поэтому выбор этой деятельности должен быть актуален потребностям и ценностям личности.

Выпускники школ, как показывают исследования, в силу ряда социокультурных и личностных причин достаточно часто испытывают серьезные трудности в профессиональном самоопределении. В условиях современной кризисной экономики, ускоряющихся процессов глобализации, технизации, информатизации, усиливающейся в обществе конкуренции и неопределенности эти трудности только обостряются. Все более очевидной становится необходимость в комплексной довузовской профориентационной работе, нацеленной на содействие профессиональному самоопределению старшеклассников, включающей в себя профессиональное информирование, профессиональную диагностику, профессиональное консультирование, «профессиональные пробы», а также «профессиональную адаптацию», реализующуюся через систему развивающих тренингов, и др.

В основе комплексной профориентационной работы со старшеклассниками лежит диагностический компонент. Диагностика, позволяя выявить личностные особенности и профессиональные интересы учащихся, создает условия для эффективного содействия профессиональному самоопределению и обеспечению потенциальной конкурентоспособности выпускников школы в той или иной сфере. Важно, чтобы выпускник школы – будущий студент вместе с психологом смог проанализировать свои возможности и ограничения в выбираемой сфере профессионально деятельности. В настоящее время ощущается некоторый дефицит профориентационных диагностических методик. Существующие методики не всегда учитывают изменения на современном рынке труда. В связи с этим актуализируется задача модификации существующего и разработки нового инструментария, пригодного для проведения профессиональной диагностики выпускников школы, изучения их потенциальной конкурентоспособности.

Согласно исследованиям, наряду с актуальной конкурентоспособностью личности, которая представляет собой уже имеющуюся компетентность, уже имеющиеся знания, умения, навыки, можно выделить потенциальную конкурентоспособность, подразумевающую совокупность индивидуально-психологических свойств, которые являются основой для развития актуальной конкурентоспособности [3].

Диагностика потенциальной конкурентоспособности при работе с выпускниками школ – будущими студентами приобретает особое значение, поскольку исследование актуальной конкурентоспособности затруднено отсутствием у старшеклассников профессионального опыта. Профориентационная диагностика, помогающая в решении проблемы учебно-профессионального самоопределения [4], обеспечивает выявление потенциальной конкурентоспособности личности старшеклассников в различных профессиях и жизненных обстоятельствах путём соотнесения личностной и профессиональной направленности школьника с требованиями определённых специальностей. Качественная профдиагностика вместе с другими профориентационными мероприятиями не только максимально снижает риски разочарования в будущем в выбранной профессии, но и содействует выработке осознанного и ответственного отношения старшеклассника к себе как субъекту профессионального становления и будущей профессиональной деятельности. Для изучения потенциальной конкурентоспособности выпускников школ и повышения эффективности довузовской профориентационной работы в модель профдиагностики, реализуемой на базе Центра довузовской подготовки ВятГУ, мы ввели блок, посвящённый исследованию психологической готовности старшеклассников к управлению с применением модифицированного нами теста-опросника психологической готовности к управлению.

Психологическая готовность является компонентом общей готовности человека к деятельности, актуальна в любой сфере жизни. Управление своим поведением и поведением других людей является одним из самых трудных видов деятельности и в исследованиях многих авторов тесно связано с готовностью к профессиональной управленческой деятельности. К примеру, в исследовании Е. А. Науменко и Г. Д. Бабушкина [5] представлена модель профессиональной готовности работников сферы государственного управления, включающая качества социабельности, коммуникабельности, профессиональной ориентированности, креативности, организационных умений, готовности к деловым переговорам. Можно отметить, что предлагаемая модель базируется в основном на социально-психологических особенностях личности, в то время как модель, лежащая в основе теста опросника психологической готовности к управлению (ПГУ), обращается не только к социальным аспектам, но и к аспектам самоорганизации и рефлексии личности. Заметим, что психологическая готовность к управлению имеет значение не только для будущих менеджеров, как это может показаться на первый взгляд, она значима для любого человека. Каждому человеку необходимо уметь организовывать свою жизнедеятельность, управлять приходящими информационными потоками, определять приоритеты, распределять свои усилия, выявлять собственные ресурсы и ограничения и т. д.

Психологическая готовность к управлению рассматривается в данном исследовании как общая предрасположенность человека к руководству собой и другими, представленная в его ценностных ориентациях в сфере управления [6].

В целях изучения особенностей выраженности у взрослых людей компонентов психологической готовности к управлению как составляющих их потенциальной конкурентоспособности в профессиональной деятельности был создан тест психологической готовности к управлению (тест ПГУ) [7]. Теоретической основой теста психологической готовности к управлению (ПГУ) являются модель компетенций менеджера Л. и С. Спенсеров [8] и концепция жизненных принципов человека Н. А. Низовских [9]. Тест содержит 15 шкал в соответствии с «моделью максимальной эффективности работы для рабочей позиции менеджера» Л. и С. Спенсеров (табл. 1).

Таблица 1

Обобщенная модель компетенций менеджера

 

Вес

Компетенция

ХХХХХХ

Воздействие и Оказание влияния

ХХХХХХ

Ориентация на достижение

ХХХХ

Командная работа и Сотрудничество

ХХХ

Аналитическое мышление

ХХ

Инициатива

ХХ

Развитие других

ХХ

Уверенность в себе

ХХ

Межличностное понимание

ХХ

Директивность/настойчивость

ХХ

Поиск информации

ХХ

Командное лидерство

ХХ

Концептуальное мышление

Х

Понимание компании и Построение отношений

Х

Забота о порядке

X

Экспертиза/специализированные знания

 

Каждая шкала теста-опросника ПГУ включает десять утверждений, которые оцениваются респондентами по семибалльной шкале с точки зрения, подходит ли им то или иное утверждение в качестве жизненного принципа. Например, Шкала I «Воздействие и Оказание влияния» включает такие пункты: «уметь влиять на людей определенными словами или действиями», «стремиться достичь уважения и признания в коллективе» и т. д. Для того чтобы применять тест ПГУ среди старшеклассников в рамках профориентационной диагностики и консультирования, нами была произведена его модификация.

Соответствующее исследование было проведено на выборке учащихся средних общеобразовательных учреждений г. Кирова и Кировской области (n = 223), из них 146 девушек и 77 юношей в возрасте от 14 до 18 лет. Выборка не сбалансирована по полу, поскольку исследование проводилось по запросу образовательных организаций в уже сформированных классах (9-м, 10-м и 11-м). Проводилась статистическая обработка полученных данных при помощи следующих математических методов: анализ средних значений, критерий проверки нормальности распределения Колмогорова – Смирнова, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, коэффициент линейной корреляции Пирсона, коэффициент альфа Кронбаха.

Модификация опросника заключалась: 1) в уменьшении количества вопросов; 2) изменении шкалы оценивания (суждений «как подходящих для себя» жизненных принципов) с семибалльной на пятибалльную; 3) разработке бланка ответов для более удобного подсчета и обработки результатов тестирования. В результате анализа надежности всех 150 пунктов опросника ПГУ при помощи коэффициента альфа Кронбаха было выбрано 75 пунктов – по 5 для каждой из 15 шкал. Шкала ответов был изменена на пятибалльную (от –2 до 2) в соответствии с тем, насколько каждое из утверждений подходит старшекласснику в качестве принципа его жизни: (–2) – «Не подходит», (–1) – «Скорее не подходит», (0) – «Затрудняюсь ответить», (+1) – «Скорее подходит», (+2) – «Подходит». Также был изменен бланк ответов для более быстрой обработки результатов психологом (табл. 2): данный бланк позволяет подсчитать сумму баллов по каждому столбцу, чтобы выявить выраженность того или иного компонента ПГУ.

Таблица 2

Бланк ответов теста ПГУ (пример заполнения)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

+2

+1

 – 1

– 1

0

+2

+1

+1

+2

+2

+2

+1

+2

– 2

+1

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

+2

+1

+2

+2

+2

0

+2

+2

+2

0

+2

0

+1

– 1

+1

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

+2

+2

+2

+2

-2

+2

+2

+2

0

+1

+2

+1

+1

0

+1

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

+2

+2

+2

+2

– 2

+2

+2

+2

+2

– 2

+2

+2

+2

+2

0

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

+2

+1

+2

+2

0

+2

0

+1

+2

0

+2

+2

+2

– 2

+1

 

Для соотнесения показателей психологической готовности к управлению с личностными особенностями старшеклассников и их профессиональными предпочтениями в эмпирическом исследовании применялась батарея психодиагностических методик: «Чёртова дюжина» А. С. Прутченкова, А. А. Сиялова, Опросник на определение профессионального типа личности «Холланд + Климов = ?» Г. В. Резапкиной, Опросник профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой, «Карта интересов» (в модификации О. Г. Филимоновой) и др. В ходе двухэтапного исследования с применением различных методик было выявлено большое количество значимых корреляций шкал теста ПГУ со шкалами перечисленных тестов.

Так, одна из ведущих ценностей управления, представленная первой шкалой модифицированного теста-опросника ПГУ, ценность «воздействие и оказание влияния» имеет прямые значимые корреляции с такими личностными типами, как истероидный (0,484**), гипертимный (0,358**), параноидальный (0,233*); с типами мышления: словесно-логическое (0,493**) и наглядно-образное (0,191*); с интересами к сфере журналистики и PR (0,480**), социологии (0,415**), психологии (0,356**), педагогике (0,300**), истории (0,246*), военным профессиям (0,243*) и др.; с предпринимательским (0,259**) и социальным (0,193*) профессиональными типами. Ориентация «воздействие и оказание влияния» имеет обратные значимые связи с гипотимным (–0,319**) и астеническим (–0,242*) личностными типами; с интеллектуальным (–0,238*) и реалистическим (–0,224*) профессиональными типами. Это свидетельствует о том, что старшеклассник, стремящийся влиять на других людей, занимать авторитетную позицию в коллективе, является целеустремленным, энергичным, стремящимся к вниманию со стороны общества, склонным к работе в гуманитарной сфере, в сфере управления и помощи другим людям и не склонным к работе в сфере науки или физического труда. Данные результаты могут быть использованы во время профориентационных консультаций для помощи старшекласснику в принятии решения по поводу выбираемой профессиональной сферы.

В целом тест ПГУ и его модифицированный вариант для старшеклассников позволяют определить некоторый личностный и профессиональный потенциал будущего специалиста: насколько старшеклассник склонен к сотрудничеству с другими людьми, имеет ли потребность оказывать на них влияние, испытывает ли он необходимость в достижениях и саморазвитии, насколько он ориентирован на командную работу, проявление инициативы, имеет ли склонность к лидерству и т. д. По итогам выполнения теста составляется индивидуальный профиль ПГУ старшеклассника, включающий выраженность всех компонентов психологической готовности к управлению (см. рисунок).

 

 

 

Индивидуальный профиль ПГУ (респондент С.)

 

Рассмотрение ярко выраженных и «западающих» ценностных ориентаций в сфере управления может способствовать более качественной и глубокой работе с учащимся во время профориентационной консультации, составлению для него индивидуальных рекомендаций в плане саморазвития. Анализ личностных особенностей обеспечивает более ясное представление старшеклассником своей личной профессиональной перспективы [10].

Ключевая роль в подготовке конкурентоспособной личности принадлежит именно ценностным ориентациям, предполагающим не только экономическую, но и нравственную, гуманистическую составляющую [11]. В связи с этим представляется важным отметить, что шкалы теста-опросника ПГУ измеряют не компетенции, не готовые знания, умения и навыки, а некоторые ценностные ориентиры старшеклассника в сфере управления собой и другими людьми, представленные в его сознании и поведении как жизненные принципы. Диагностика ценностных ориентаций в сфере управления как компонентов психологической готовности к управлению, а также их развитие в специально организованной деятельности на этапе довузовской работы с выпускниками школ позволяет оказать действенную психологическую помощь будущим студентам в выборе «правильной» профессии и развитии конкурентоспособности и самоэффективности.

Предлагаемая технология комплексной профессиональной диагностики, включающая диагностику и развитие психологической готовности к управлению во взаимосвязи с другими личностными и профессиональными особенностями, способствует осознанному выбору старшеклассниками направлений вузовской подготовки, развитию их личностного потенциала и потенциальной конкурентоспособности, готовит к эффективной профессиональной жизни.