Full text

Никольский район славится богатой народной культурой и образцовым бытом. Не зря Никольск величают жемчужиной Северных Увалов. Введение в образовательный процесс ознакомления дошкольников с разными видами народного творчества: фольклором, народно-прикладным искусством – способствует возникновению у детей интереса к истокам народной культуры. А дошкольное детство – сенситивный период в развитии личности патриота, когда возможно наиболее полное погружение в культурные истоки родины. Наша главная задача – сохранить, не растерять ценную информацию о культуре и быте народа Никольского района. Если знакомить детей с раннего детства с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, произведениями народно-прикладного искусства, то это будет способствовать духовно-нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников, и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности своей малой родины. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из основных принципов является учет этнокультурной ситуации развития детей [1]. Специфика этнокультурного образования прослеживается и в области «Социально-коммуникативное развитие». В вариативной части образовательной программы нашего детского сада региональный компонент составляет 20%, примерно 7% из них занимает тема «Этнокультурное образование», а именно «Знакомство дошкольников с бытом и культурой Никольского района». Этнокультурное воспитание дошкольников определено Е. С. Бабуновой как целенаправленный процесс приобщения детей к народной художественной культуре, содействующий усвоению традиций, обычаев, основ нравственности, развитию лучших черт ребенка, его творческого потенциала; обеспечивающий положительный и устойчивый эмоциональный фон развития [2]. Но при организации работы по данному направлению мы все чаще сталкиваемся с проблемой утери национальных традиций и обычаев, с недостаточностью методического материала по ознакомлению дошкольников с народной культурой и бытом. Из этого следует вывод о необходимости обработки краеведческого материала для дошкольников, создании условий для развития этнокультурного восприятия внутри детского сада.

Решая эти задачи, мы в своем детском саду (наш детский сад находится в деревне Ирданово, на окраине города Никольска, он небольшой малокомплектный, четырехгрупповой, его посещают 55 детей) реализуем проект «Создание условий для ознакомления дошкольников с бытом и культурой жителей Никольского района на основе краеведческого материала».

Цель проекта создание условий для ознакомления детей дошкольного возраста с бытом и культурой жителей Никольского района.

Задачи:

-          познакомить с ведением хозяйства, предметами деревенского быта, домашней утварью, русской кухней;

-          расширить представления детей о предметах народного быта, народной игрушке, народном костюме;

-          закрепить знания о русских народных промыслах и использовании их в украшении быта русского человека;

-          способствовать формированию знаний детей об историческом прошлом своей малой родины;

-          организовать развивающую предметно-пространственную среду группы для более целостного восприятия детьми дошкольного возраста многогранной жизни никольского народа, создать условия для развития детской инициативы;

-          разработать комплекс конспектов организованной образовательной деятельности (непосредственно образовательной деятельности, проектов, игр) для пополнения методической базы детского сада, направленных на формирование нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников посредством краеведческого материала;

-          сформировать стремление и готовность отразить полученные знания в различных видах деятельности;

-          воспитывать чувство патриотизма, любви к своему родному краю, к культуре своего народа.

Основные направления работы:

-          работа с детьми;

-          взаимодействие с родителями;

-          работа с педагогами (консультации по наполняемости, оформлению среды и содержанию работы);

-          проектирование и создание развивающей предметно-пространственной среды.

В содержание работы входят следующие разделы:

  1. Знакомство с бытом крестьян Никольского района.
  2. Народный костюм Никольского района.
  3. Знакомство с народным промыслом, ремеслом, рукоделием и устным народным творчеством.
  4. Игры и игрушки прадедушек, прабабушек.

По данным разделам было создано блочное планирование, в котором отражена непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, создание условий для самостоятельной деятельности и работа с семьей. Для того чтобы работать согласно данному плану, нужно было подобрать необходимый материал, создать условия.

Для получения краеведческой информации мы используем следующие источники: периодическую печать (газеты, журналы); архивные фонды; фонды музеев; устные свидетельства старожилов. Важными принципами отбора сведений о родном крае для детей дошкольного возраста считаем:

-          краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми близкого, доступного им материала, соответствующего возрастным особенностям;

-          принцип интегративности и успешности.

Проект долгосрочный, материал дорабатывался и изменялся в соответствии со стандартом.

Расскажем о методах и формах работы с детьмипо данным разделам. Хочется отметить, что группа, в которой проходила реализация проекта, разновозрастная (дети от 3 до 7 лет), и это обусловливает специфику работы. При организации образовательной деятельности проводится комплектирование детей в одноуровневые группы; дидактические игры имеют несколько вариантов, есть возможность увеличивать и уменьшать количество игровых предметных карточек. Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были активными участниками, именно поэтому при проведении образовательной деятельности всегда присутствует практическая деятельность детей (конструирование, лепка, аппликация). Метод интеграции видов деятельности позволяет объединить такие области, как познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Так, при проведении организованной образовательной деятельности «Народная игрушка – конек» дети младшей подгруппы украшают картонную заготовку при помощи ватных палочек и краски, а дети старшей подгруппы могут украшать деревянные заготовки. В ООД «Игрушки наших прабабушек, прадедушек» мальчики делают зыбки из картонных коробок и шнурков, а девочки – куклы-скрутки. Знакомясь с ремеслом плетения из бересты, учатся плести бусины и делать из них игрушку. В результате такой деятельности дети не только пополнят свои знания о быте и культуре своей малой родины, но и сами поучаствуют в оформлении среды группы.

Активно используем метод моделирования, так как не все социокультурные процессы доступны для наблюдения; сначала моделируем совместно, а затем дети переходят к самостоятельной работе. Применяем как плоскостные, так и объемные модели, например, при знакомстве с производством глиняной посуды в деревне Малое Фомино используем плоскостную модель «Что сначала, что потом», дети выкладывают из картинок-схем этапы последовательности работы при изготовлении посуды. Для закрепления знаний о производстве льняной ткани используем объемную модель «Как рубашка в поле выросла».

Игровые методынезаменимы в изучении быта и культуры жителей Никольского района. Поэтому знакомим детей с народными играми, они включены в картотеку народных игр, для детей такая картотека состоит из карточек-символов. Играем в игры совместно и по подгруппам «старшие», «младшие». Дети с желанием играют в игры «Кирилка», «Оленем». Особенно нравится игра «Оленем», она интересна детям всех возрастов, позволяет решать многие педагогические задачи, придумывать свои варианты, например, внести элементы народного костюма: кушак, сарафан, платок, передник, венчик, использовать аудиозапись никольской плясовой. Эта игра завораживает детей своей самобытностью речи, в ней много юмора, шутки. Старинные слова, содержащиеся в играх, пополняют словарный запас детей, расширяют кругозор. Также в работе используем свободные сюжетные игры детей, создаем условия для активизации игр (куклы из соломы, ткани, глиняные игрушки, колыбели, ткань для изготовления игрушек, элементы старинного русского народного костюма и т. д.). Широко используем в своей работе дидактические игрыс целью закрепления полученных знаний. В ознакомлении детей с историей и бытом крестьян Никольского района применяем следующие игры: «Собери картинку», «Народный костюм Никольского района “Парочка”», «Что сначала, что потом», «Что носили раньше, что сейчас», «Кто скорее соберет», «Что в волшебном сундучке», «Устаревшие слова».

Дидактическая игра «Народный костюм Никольского района “Парочка”»

Цельсовершенствование знаний о народном костюме «Парочка». Представляет собой 10 наборов элементов костюма. Игрокам раздаются картинки с кофтой-баской, нужно подобрать подходящий сарафан и передник. «Парочки» бывают разные не только по цвету ткани, но и по составу (простая и передняя), главное, чтобы два элемента костюма были одного цвета, простая парочка (кофта и сарафан), передняя парочка – кофта и передник. Выигрывает тот, кто соберет больше пар.

Дидактическая игра «Кто скорее соберет»

Цель – классификация старинных и современных предметов быта.

Изготовлена по принципу лото, на столе маленькие карточки, у игроков большие с изображением старинных предметов и пустыми клеточками под ними, нужно правильно выбрать картинку из множества и заполнить свободные места. Выигрывает тот, кто быстро и правильно заполнит пустые места на карточке.

Дидактическая игра «Подбери пару»

Цельразвитие ретроспективного взгляда на игрушки прошлого.

Игра сделана из 20 предметных картинок, которые прикреплены к пробочкам от майонеза, и 10 шнурков, к концам которых прикреплены крышечки от пробочек. Карточки раскладываются на столе картинками вверх, по сигналу ведущего игроки начинают составлять пары, прикручивая картинки к концам шнурка.

Дидактическая игра «Устаревшие слова»

Цель – пополнение словарного запаса устаревшими словами Никольского района.

Состоит из трех наборов предметных карточек (по 24 картинки). Один набор у ведущего. Взрослый или дети, умеющие читать, берут любую карточку из своего набора и называют устаревшее слово, кладут картинкой вниз, не показывая остальным. Игроки должны правильно выбрать соответствующую картинку из своего набора и продолжить свой ряд вслед за ведущим, если не знают слово, пропускают. Выигрывает тот, у кого не осталось в руках карточек или осталось меньше всех.

Для формирования коммуникативных навыков и нравственных качеств, позволяющих развивать познавательный интерес, применяем метод проектной деятельности. Были разработан и осуществлен исследовательско-творческий проект «Из чего шили одежду раньше» (результат этой проектной деятельности – коллекция старинных тканей и костюм для детей из старинных тканей). Результатом проектной деятельности «Жилище наших прадедушек и прабабушек» стал макет старинной избы, составленный из элементов, изготовленных родителями, и презентация детьми в стихах и потешках изготовленного элемента макета. Проект «Наша березка» пополнил среду группы выставкой изделий из бересты и поделками детей, выполненных совместно с родителями. Очень важно знакомить детей с «родным словом», с этой целью был реализован проект «Устное народное творчество», в результате дети познакомились с потешками, прибаутками, считалками Никольского района, а в центре краеведения появилась самодельная книга, созданная совместно с детьми и родителями.

Важное место по приобщению детей к национальной культуре занимает работа с родителями. В семье необходимо продолжать работу детского сада по формированию достоверных знаний о народном костюме, предметах быта. Так как детский сад находится в трех километрах от музея, обращаемся с просьбой сводить детей в музей города Никольска. Результаты таких экскурсий, а это и рассказы, фотографии, рисунки детей, выставляем на стенде в группе. Были созданы и оформлены ширмы «Родное слово», «Предметы старины», «Ткачество», «Берестоплетение», знакомящие родителей с народными промыслами, устройством старинной избы, устаревшими словами нашего района. Родители – активные участники проектной деятельности, помогают в организации выставок. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа.

В работе с педагогами мыпровели консультацию по наполняемости предметно-пространственной среды, где было подробно рассказано о содержании центра «Краеведения», проведен мастер-класс по изготовлению поделок из бересты. Совместно с коллегами собирали информацию и элементы народного костюма «Парочка». Разработали конспекты непосредственно образовательной деятельности, проектной деятельности, составили презентации по теме «Краеведение», разработали дидактические игры, которые могут использовать все воспитатели Никольского района, была создана картотека народных игр.

В результате комплекс взаимодополняющих методов позволил разнообразить условия и пополнить развивающую предметно-пространственную среду группы по ознакомлению дошкольников с бытом и культурой жителей Никольского района. В группе создан мобильный центр краеведения, в котором отражается этнокультурное образование, а информация меняется в зависимости от перспективного плана, созданы условия для самостоятельной деятельности детей, для развития и поддержки детской инициативы.

Мобильный центр краеведения представлен:

-          подобранными и самостоятельно изготовленными дидактическими играми;

-          куклами в национальных костюмах, куклами в костюмах «Парочка»;

-          фотографиями разных видов народного костюма «Парочка»;

-          образцами предметов народного быта (посуда, игрушки и многое другое);

-          картотекой народных игр для детей и педагогов;

-          конспектами ООД, проектов;

-          моделями: «Как рубашка в поле выросла», «Что сначала, что потом»;

-          презентациями: «Лен», «Глиняная посуда», «Игрушки прабабушек, прадедушек»;

-          материалом «Старинный способ изготовления валенок»;

-          макетом «Дом наших прадедушек и прабабушек».

Проанализировав результаты проделанной работы на основе полученных данных (обследование детей, наблюдение, создание проблемных ситуаций), мы пришли к выводу: у детей пополнился запас знаний, они стали проявлять интерес к истории своего края (задают вопросы по этой теме), пытаются самостоятельно создавать предметы народно-декоративного искусства, играют в народные игры, используют в речи устаревшие слова Никольского района. Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что у детей появился интерес, который проявляется в детских рассказах, рисунках, играх.

Считаем, что теоретическая значимость работы состоит в обобщении и систематизации существующих подходов к организации предметно-игровой среды в разновозрастных группах детского сада. Практическая значимость – в разработке перспективного плана по организации самостоятельной деятельности детей в созданных условиях и обогащении развивающей предметно-пространственной среды.

Однако не все вопросы по данной теме уже решены. Образовательный потенциал краеведческого материала настолько велик, что осталось еще много нераскрытых возможностей его воздействия на всестороннее развитие детей. Это потребует в дальнейшем постоянного совершенствования методического мастерства и дооснащения развивающей среды новыми пособиями. Так, существует необходимость в создании интерактивных развивающих игр, видеотеки, тематической странички-бло­га на официальном сайте детского сада для педагогов и родителей.

Таким образом, условия, созданные в нашем дошкольном учреждении для ознакомления дошкольников с бытом и культурой жителей Никольского района, способствуют формированию гражданской и этнической идентичности ребенка, а также знакомству маленького никольчанина с бытом и культурой своей малой родины; тем самым решается задача этнокультурного образования на этом возрастном этапе, что способствует познавательному и личностному развитию ребенка.