На сегодняшний день трудно представить современного компетентного квалифицированного специалиста, который не владел бы иностранным языком. К сожалению или к счастью, нынешнее время таково, что английский язык прочно вошел в нашу жизнь и стал обязательным требованием, которое предъявляется к каждому выпускнику школы, колледжа или же университета. А поскольку меняются требования, должно меняться и реформироваться образование, методики и технологии, которые активно готовят такого «нового» специалиста.
Одной из таких методик является технология проблемного обучения. Нельзя сказать, что она новая, поскольку сама технология зародилась и стала активно применяться в преподавании медицины еще в конце 60-х. Родиной PBL (Proplem-based Learning) является Медицинский университет Макмэстера (Канада, сентябрь 1969 г.). Позже, в 80-х гг., университет Нью-Мексико разработал учебный план PBL для небольшой группы студентов, а затем Медицинская школа Гарвардского университета приняла новую технологию в обучении. После этого PBL стали применять для преподавания других дисциплин, таких так архитектура, экономика, педагогика, музыка, юриспруденция, политология, архитектура и др. А на сегодняшний день технология PBL прочно вошла в современную методику преподавания по всему миру и используется для обучения всевозможным дисциплинам.
Свои теоретические корни технология проблемного обучения берет в различных теориях обучения, среди которых – гуманистическая теория и когнитивный подход в преподавании, которые основываются на обучении через опыт. Данная технология делает перестановку в традиционном ходе урока, передаче знаний и дает большие преимущества ученику и самому учителю. Во-первых, студент или ученик получает возможность самостоятельно добывать знания и решать возникающую проблему, а также сравнивать свое решение с решением и идеями сверстников. Основополагающим является то, что меняется первоначальная цель самого обучения. Если раньше на традиционном уроке преподаватель транслировал готовые знания ученику, то на уроке с применением PBL ученик сам добывает знания, а учитель лишь направляет ход его работы и корректирует ее. На уроке перед учащимися ставится проблемная ситуация, которая может создаваться различными способами, до того, как учащийся получил какие-либо знания по теме. Задача обучающегося состоит в решении поставленной проблемной ситуации, поиске знаний для ее решения. Тем самым возникает «познавательный конфликт» между уже имеющимися знаниями, которых не хватает для решения, и поиском новых знаний. Этот конфликт и является отправной точкой всего процесса обучения на таком уроке и движущей силой познания.
Если сравнить PBL с традиционным методом обучения, то можно увидеть основные особенности изменения ролей преподаватель – ученик и трансляции знаний. Рассмотрим некоторые из этих отличий между PBL и традиционным способом преподавания.
PBL |
Традиционный метод обучения |
Роль учителя: помощник, корректировщик работы ученика |
Роль учителя: источник знания, транслятор |
Способ добычи знаний учеником: самостоятельное исследование |
Способ добычи знаний учеником: передача знаний от учителя к ученику |
Цель изучения: в результате возникновения проблемной ситуации понимает ценность данных знаний |
Цель изучения: сообщается учителем, не пропущена и не выведена из собственного опыта, часто ученик не понимает вообще значимость темы и данных знаний |
Взаимодействие на уроке: обсуждение собственных идей, суждений, сравнение с идеями других учеников |
Взаимодействие на уроке: ученик индивидуально учится и перерабатывает свои идеи |
Результат: приобретение знаний, необходимых для рения проблемной ситуации, с которой столкнулся ученик, исследование, умение анализировать и критически осмысливать данный материал. Глубокое понимание проблемы |
Результат: понимание содержания. Поверхностное понимание проблемы. Знания не пропущены через собственный опыт |
Оценка знаний: может быть комбинированной, оценка сверстников, письменные отчеты, проекты, экзамены и т. д. |
Оценка знаний: чаще письменный или устный экзамен |
Соответственно, можно выделить следующие особенности PBL:
- Учащиеся сами составляют план решения проблемы и добычи знаний, сами составляют алгоритм изучения проблемы.
- Проблема – это движущая сила, своего рода отправная точка на пути к получению знаний.
- Роль учителя состоит лишь в том, чтобы направлять и корректировать действия ученика в процессе добычи знаний и решения проблемной ситуации.
- Ученики – активные участники совместного изучения, рефлексивного мышления, учатся в процессе решения проблемы.
Итак, рассмотрим основные стадии урока, построенного по технологии проблемного обучения:
Стадия 1: постановка учебной проблемы.
Проблему на уроке иностранного языка можно создать различными способами. Это может быть и картинка, которая наводит на тему урока, с последующими наводящими вопросами ученикам. Это и видеофрагмент, наводящий на тему урока, опять с последующими вопросами преподавателя. Часто применяется и эвристическая беседа, которую можно охарактеризовать как вопросно-ответный метод. Учитель задает логически связанные вопросы по теме, а ученики отвечают или пытаются ответить на эти вопросы. Этот метод очень ценен тем, что вовлекаются все ученики на уроке.
Стадия 2:генерирование идей и построение плана решения проблемы.
Учащиеся генерируют идеи, которые помогли бы им решить проблему на уроке, строят общий план или алгоритм решения проблемы. Это можно сделать, например, через метод «мозгового штурма».
Стадия 3: изучение проблемы.
Учащиеся определяют, какие знания у них уже есть, а каких не хватает. Четко определяют, какие знания еще необходимо добыть.
Стадия 4: самостоятельное изучение.
На этом этапе учащиеся самостоятельно, в паре или же в мини-группе, ищут информацию и узнают новые факты, после чего суммируют знания.
Стадия 5: решение проблемы (возврат к проблемной ситуации и ее решение).
Это может быть решение изначально поставленной задачи, ответ на вопрос или выполнение упражнения.
Стадия 6: рефлексия и обратная связь.
На этой стадии ученики размышляют о проделанной работе, выявляют, решили ли они поставленную проблему, осуществляют анализ процесса решения, полученных знаний.
Среди преимуществ построения урока иностранного языка именно с применением такой технологии можно отметить то, что у учащихся появляется большой стимул к обучению, особенно это наблюдается у старшего звена. На таком уроке ученики развивают лучше навыки решения проблемы, задействуют различные виды речевой деятельности (письмо, чтение, слушание и говорение). Особенно важным является то, что на уроке PBL ученик получает возможность постоянно говорить и комментировать свои действия на английском языке. Постоянное сотрудничество и обмен знаниями и идеями помогают выработать уважение и терпимость к собеседнику, умение работать и сотрудничать в группе в поиске решения проблемы. Происходит развитие мыслительных процессов.
Рассмотрим пример разработки урока английского языка на I курсе колледжа (10-й класс) с применением технологии проблемного обучения.
Тема: Internet as the way to improve your English speaking skills = Интернет как способ улучшения коммуникативных навыков английского языка.
Технология обучения: PBL (problem-basedlearning), ИКТ-технология.
Основное содержание темы (лингвистический компонент, виды РД):говорение, письмо, лексика по теме «Компьютер и Интернет», «Описание личности», чтение.
Цель: развитие предметных, метапредметных и личностных УУД.
Предметные УУД: употреблять в устной и письменной речи подготовленную лексику.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, планирование, саморегуляция.
Учебно-организационные УУД: организовать учебную деятельность на уроке, использовать приемы самоконтроля, учиться самостоятельно составлять алгоритм, умение работать по алгоритму.
Коммуникативные УУД: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами коммуникации.
Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, сотрудничество, понимание социальных ролей.
Структура урока:
- Постановка учебной проблемы, генерирование идей и построение плана решения проблемы (7 мин)
Мотивация. Создание проблемной ситуации. Задачей на данном этапе является погружение в ситуацию общения и ввод проблемной ситуации на основе задания на воображение с поиском логических связей.
Показываем картинку на доске (для создания проблемной ситуации), затем путем эвристической беседы, т. е. логически взаимосвязанных вопросов, подводим учеников к проблемному вопросу и определенным выводам.
What does this photo mean?
What does this wire symbolize?
Can you innumerate at least several advantages of the use of the Internet? (на партах есть опора) (студенты высказываются).
How does the Internet help you to study English?
Do you see any connection between English and the Internet?
In your opinion, can the Internet help you to improve your English skills?
How? (делаем вывод о друзьях по переписке, которые нам через Интернет будут помогать развивать коммуникативные навыки).
Do you have any pen pals? Can they help you in studying your English?
Taking into consideration that today it is not easy to find a good English speaker as lots of foreigners are not going to help you with English but just want to spend some time on the Internet. I have decided to advice you some of the web pages that are really helpful for people who want to improve their English.
What do you need for finding a pen pal?
- A web site (советуем gospeaky, italky, conversationexchange.com, epals.com).
- To sign up on the web sit.
2, 3, 4. Изучение проблемы, самостоятельное изучение материала (32 мин)
На этом этапе идет обработка информации, языковая подготовка.
а) Отработка лексики
Поскольку на сайте студенты столкнутся с незнакомыми словами, предлагается небольшой комплекс упражнений на лексику для анкеты.
Упражнения. Выполняем вместе (соотнести слова с переводом, ответить на вопросы, перевести предложения).
б) Заполнение анкеты (на сайте).
На доску выводим анкету, а студентам раздаются анкеты (все заполняют их).
Опрос нескольких человек по типу «вопрос-ответ».
в) Поиск друга по переписке.
г) Повторение грамматики через письмо друга по переписке.
На экран выводим письмо, а студентам раздаем одно на парту, проверяем на допущенные ошибки. Заодно комментируем то, что пишет о себе человек другу по переписке. Отвечаем на вопросы по тексту письма, затем студентам предлагается ответить про себя.
д) Диалог.
Раздается опора с пропущенными репликами для диалога между друзьями по переписке. Студенты в парах самостоятельно заполняют пропущенные реплики, затем 3–4 пары разыгрывают диалог.
5, 6. Рефлексия, подведение итогов
Опрос чему научились, обобщение и анализ урока.
Ответ на вопросы:
- Какую практическую задачу вы сегодня пытались решить?
- Какие знания по английскому языку вы сегодня применили, приобрели для решения поставленной задачи?
- Что нового вы узнали?
7. Домашнее задание: написать письмо другу по переписке и рассказать о том, как ты провел последние выходные, упомянуть о своем хобби (120 слов).
В качестве вывода из опыта применения проблемного обучения на уроках английского языка можно отметить то, что повышается мотивация к изучению языка, происходит развитие активности и самостоятельности учащихся, коммуникативных навыков общения. Эта технология создает благоприятную атмосферу на уроке, снимает стресс у учащихся. А также проблемное обучение на уроке иностранного языка имеет практическую значимость в формировании личности.