Проблема количественного анализа рыночной конкуренции занимает достаточно важное место в современной экономической теории. В настоящее время существуют два принципиально различных подхода к проведению количественной оценки рыночной конкуренции:
1) выбор и расчет индексов концентрации компетенции;
2) определение числа членов ядра и их кумулятивной компетенции.
Целью проведенного исследования является ядерное структурирование рынка консалтинговых услуг по итогам 2015 г., анализ конкуренции на данном рынке и сравнение рынка консалтинговых услуг с российскими рынками других видов услуг. Одним из критериев ядерного сепарирования служит критерий Линды, однако авторами используются новые критерии сепарации субъектов рынка.
В работах [1, 2] были представлены результаты ядерного структурирования системы крупнейших субъектов российского рынка аудиторско-консалтинговых услуг (как по аудиторско-консалтинговым, так и отдельно – по аудиторским услугам) и количественной оценки уровня конкуренции на этом рынке.
Для последовательной сепарации субъектов рынка и формирования ядерной конкурентной структуры рынка консалтинговых услуг применялись, как и в работах [3–13], три критерия отбора членов ядер.
- 1. Критерий отбора членов больших ядер
В состав большого ядра включаются субъекты рынка, удовлетворяющие следующему (самому «мягкому») критерию: очередной из ранжированного по убыванию компетенций перечня субъектов рынка n-й субъект включается в большое ядро, если увеличение (за счет компетенции) осредненной поn членам ядра их кумулятивной компетенции после его включения в состав ядра [(Sn – Sn-1) / n] равно или превышает уменьшение (за счет роста числа членов ядра) средней компетенции, приходящейся на одного члена ядра, после включения в состав ядра n-го субъекта [Sn-1 / (n – 1) – Sn/ n], т. е. критерий имеет вид:
Иными словами, очередной субъект рынка включается в большое ядро, если его компетенция удовлетворяет неравенству:
где Sn-1 –кумулятивная компетенция n – 1 субъектов – членов ядра, компетенция каждого из которых не уступает его компетенции Sn.
- 2. Критерий отбора членов среднего ядра рынка
Включение в состав среднего ядра очередного субъекта требует не только выполнения неравенства (1), но и удовлетворения более «жесткому» критерию: очередной из ранжированного по убыванию компетенций перечня субъектов рынка n-й субъект включается в среднее ядро, если отношение прироста (за счет компетенции) осредненной по n членам ядра их кумулятивной компетенции после включения этого субъекта в состав ядра [(Sn – Sn-1) / n] к уменьшению (за счет прироста числа участников ядра) средней компетенции, приходящейся на одного члена ядра, после включения в их числа n-го субъекта [Sn-1 / (n-1) – Sn / n)] равно или превышает отношение кумулятивных компетенций членов этого ядра после (Sn) и до (Sn-1) его включения, т. е. критерий имеет вид:
Из (2) следует, что n-й субъект рынка входит в состав среднего ядра, если его компетенция удовлетворяет неравенству:
- 3. Критерий отбора членов малого ядра рынка
Включение в состав малого ядра очередного n-го участника требует соответствия еще более «жесткому» критерию: очередной из ранжированного по убыванию компетенций перечня субъектов рынка n-й субъект включается в малое ядро, если отношение прироста (за счет его компетенций) осредненной по n членам ядра их кумулятивной компетенции после включения этого субъекта в состав ядра [(Sn – Sn-1) / n] к уменьшению (за счет прироста числа участников ядра) средней компетенции, приходящейся на одного члена ядра, после включения в их числа n-го субъекта
[Sn-1 / (n-1) – Sn / n)] равно или превышает отношение кумулятивной компетенции ядра после включения в его состав n-го субъекта (Sn) к компетенции этого субъекта (sn), т. е. этот критерий отбора имеет вид:
Критерий (3) подразумевает, что очередной субъект включается в состав малого ядра, если его компетенция Sn удовлетворяет неравенству:
Количественная оценка уровня конкуренции в системе крупнейших субъектов рынка выполнялась с помощью расчёта индекса совершенства рыночной конкуренции (Perfection of Market Competition Index, который в случае идеальной совершенной конкуренции равняется единице) PMCI = (Y/N)/(S/n), где N – общее число субъектов рынка, n – число субъектов, входящих в первое (главное рыночное) ядро, Y – объём рынка в натуральном выражении, S – кумулятивная компетенция членов первого (главного рыночного) ядра в натуральном выражении. По своей сути этот индекс представляет отношение гипотетической равной рыночной доли субъектов анализируемого рынка при совершенной конкуренции (Y/N) к осреднённой фактической рыночной доле (компетенции) членов первого (главного рыночного) ядра (S/n). Например, утверждение «значение индекса равно 10%» означает, что осреднённая по всем участникам доля рынка составляет 10% от осреднённой доли членов первого (главного рыночного) ядра, то есть средняя доля (компетенция) членов этого ядра в 10 раз больше гипотетической средней доли всех субъектов рынка, соответствующей случаю идеальной совершенной конкуренции.
С помощью представленных критериев структурировались данные рейтингового агентства «Эксперт РА» [14] по объёмам выручки, полученной крупнейшими субъектами рынка консалтинговых услуг в 2015 г.
Отметим, что ядерная структура конкурентной системы по сути аналогична структуре спортивных лиг разного уровня мастерства, формируемых с помощью неких определённых критериев отбора участников, при этом внутри каждой из них имеются свои лидеры (в данном подходе – члены малых ядер) и аутсайдеры (члены больших ядер, «не дотягивающие» до уровня требований критерия включения в средние ядра).
Из-за большого массива данных конкурентная структура представлена в таблице в сокращенном (short) варианте, при этом порядковые номера субъектов сохранены идентичными номерам их позиций в рэнкингах «РА Эксперт».
Ядерная конкурентная shortl-структура крупнейших консалтинговых групп
по суммарной выручке в 2015 г.
Место |
Субъект рынка |
Суммарная выручка, тыс. руб. |
Тип ядра |
ВСЕГО 126 473 937,0 |
|||
ПЕРВОЕ (ГЛАВНОЕ РЫНОЧНОЕ) ЯДРО 21 субъект с кумулятивной компетенцией 93 576 075,0 (74,01%) |
|||
1 |
ЛАНИТ |
11 768 590,0 |
малое |
2 |
«Компьюлинк» |
8 536 196,0 |
малое |
3 |
КРОК |
7 140 692,0 |
среднее |
4 |
AT Consulting |
7 026 448,0 |
среднее |
5 |
PwC |
6 892 907,0 |
среднее |
6 |
«ГК Техносервис» |
4 739 752,0 |
среднее |
7 |
«Ай-Теко» |
4 196 980,0 |
среднее |
8 |
КПМГ |
4 085 484,0 |
среднее |
9 |
«РСМ Русь» |
3 755 259,0 |
среднее |
10 |
2К |
3 529 287,0 |
среднее |
11 |
«БДО Юникон» |
3 467 657,0 |
среднее |
12 |
Группа Борлас |
3 303 349,0 |
среднее |
13 |
«Интерком – Аудит» |
3 196 789,0 |
среднее |
14 |
«АйТи» |
3 185 700,0 |
среднее |
15 |
«Развитие бизнес-систем» |
3 100 819,0 |
среднее |
16 |
ФОРС |
2 907 680,0 |
среднее |
17 |
«ФинЭкспертиза» |
2 685 351,0 |
среднее |
18 |
«Гориславлев и Ко. EuroAudit» |
2 668 074,0 |
среднее |
19 |
«Альянс Консалтинг Инвестмент Гр» |
2 537 100,0 |
среднее |
20 |
НЦИТ «ИНТЕРТЕХ» |
2 486 849,0 |
среднее |
21 |
«ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ (GGI) |
2 365 112,0 |
среднее |
ВТОРОЕ ЯДРО 26 субъектов с кумулятивной компетенцией 21 617 061,0 (17,10%) |
|||
22 |
КСК групп |
1 864 031,0 |
малое |
23 |
«Нексиа Си Ай Эс» |
1 731 216,0 |
малое |
24 |
«Консист Бизнес Групп» |
1 720 000,0 |
малое |
25 |
«МЭФ Аудит» |
1 211 687,0 |
среднее |
26 |
«Интеркомп» |
1 048 005,0 |
среднее |
... |
... |
|
|
47 |
SRG |
436 595,0 |
среднее |
ТРЕТЬЕ ЯДРО 37 субъектов с кумулятивной компетенцией 8 033 911,0 (06,35%) |
|||
48 |
«Эккона UHY» |
413 686,0 |
малое |
49 |
Swiss Consulting Partners |
406 982,0 |
малое |
50 |
ИНТЕРТЕСТ |
372 639,0 |
малое |
51 |
«Уральский союз» |
366 510,0 |
малое |
52 |
Accountor M |
341 783,0 |
малое |
53 |
«ПЛАУТ КОНСАЛТИНГ» |
333 802,0 |
малое |
54 |
Холдинг «Люди Дела» |
313 747,0 |
среднее |
81 |
«Синергия аудит» |
119 094,0 |
среднее |
... |
... |
|
|
82 |
«Агентство Прямых Инвестиций» |
118 946,0 |
большое |
83 |
АК «Налоговое Бюро» |
117 698,0 |
большое |
84 |
«Национальная Аудиторская Корпорация» |
116 980,0 |
большое |
ЧЕТВЁРТОЕ ЯДРО 43 субъекта с кумулятивной компетенцией 2 627 946,0 (02,08%) |
|||
85 |
«Столичный центр аудита и оценки» |
112 278,0 |
малое |
86 |
Bellerage |
103 673,0 |
малое |
87 |
«Высшие Стандарты Качества» |
103 064,0 |
малое |
88 |
ЭФ-ТЭК |
99 288,0 |
малое |
89 |
«Авуар» |
97 446,0 |
малое |
90 |
«Юридическая компания «Васильев, Солянко и партнёры» |
97 331,0 |
малое |
91 |
«Институт независимых социально-экономических исследований» |
93 029,0 |
малое |
92 |
«Терра Докс Инвест» |
91 640,0 |
малое |
93 |
«Налоги и финансовое право» |
87 431,0 |
среднее |
... |
... |
|
|
127 |
«Институт профессионального кадровика» |
30 095,0 |
среднее |
ПЯТОЕ ЯДРО 32 субъекта с кумулятивной компетенцией 550 704,0 (00,44%) |
|||
128 |
«Сальдо-аудит» |
29 968,0 |
малое |
129 |
«Аудиторская фирма «ГРОСС-АУДИТ» |
28 478,0 |
малое |
130 |
«Инвестаудит» |
26 073,0 |
малое |
131 |
«ИНТЭК-Аудит» |
25 232,0 |
малое |
132 |
«Богерия» |
24 379,0 |
малое |
133 |
«Юридическая компания «Сенат» |
23 740,0 |
малое |
134 |
Ассоциация «Налоги России» |
23 286,0 |
малое |
135 |
«АК «Аудит Проф Гарант» |
22 914,0 |
малое |
136 |
«Корн-Аудит» |
22 105,0 |
среднее |
... |
... |
|
|
157 |
ЭРКОН |
9 691,0 |
среднее |
158 |
«БизнесФинансКонсалтинг» |
8 070,0 |
большое |
159 |
«Аудит-Сервис» |
8 002,0 |
большое |
ШЕСТОЕ ЯДРО 15 субъектов с кумулятивной компетенцией 62 857,0 (00,05%) |
|||
160 |
«Триада Аудит» |
7 909,0 |
малое |
161 |
«ЮФА Консалтинг» |
7 662,0 |
малое |
162 |
«АКГ «ДИАЛИР» |
7 267,0 |
малое |
163 |
«Горконс» |
6 050,0 |
малое |
164 |
«Аудиторская компания МаркПриор» |
5 206,0 |
малое |
165 |
«Аудит и Экспертиза» |
4 900,0 |
малое |
166 |
«ЮКОН/эксперты и консультанты» |
4 565,0 |
среднее |
... |
... |
|
|
174 |
«АКФ «МИАН» |
2 479,0 |
среднее |
СЕДЬМОЕ ЯДРО 4 субъекта с кумулятивной компетенцией 5 383,0 (00,004%) |
|||
175 |
«Екатеринбургский Аудит-Центр» |
1 862,0 |
малое |
176 |
«ВестСибАудит» |
1 440,0 |
малое |
177 |
«Аудит-Деловые Консультации» |
1 083,0 |
среднее |
178 |
«Форос Аудит» |
998,0 |
среднее |
Индекс совершенства рыночной конкуренции 15,945% |
Анализ представленных материалов позволяет заключить:
- рыночная система консалтинговых компаний в 2015 г. представляла собой семиядерную конкурентную структуру;
- в 2015 г. конкуренция на российском рынке консалтинговых услуг по-прежнему была относительно высока: ее уровень (15,9%) превосходил уровни конкуренции на российских рынках банковских услуг (0,5%) [15], ОСАГО (2%) [16], лизинга (5,4%) [17], страхования по системе КАСКО (7,5%) [18] и страхования в целом (9,9%) [19], но уступал конкуренции на рынках инвестиционных услуг (17,3%) и оценки (19%).