Full text

Начало двадцать первого века характеризуется прогрессом в техногенном развитии общества и столь же стремительным разрушением природных, физических и психических процессов и свойств человека. Чем могущественнее становится интеллект, тем ощутимее разрыв между психикой, мозгом и телом. Образ жизни человека перестал совпадать с биологической схемой жизни. Человек как биологический объект претерпел незначительные изменения, цивилизация же сделала за это время гигантский скачок. Возникло противоречие между достижениями цивилизации и адаптационными возможностями человека. Это породило болезни и недуги вследствие резкого снижения двигательной активности, увеличения психологической напряженности, ухудшения экологической ситуации и т. д. Без определенного объема постоянной двигательной активности человек не может воспользоваться в своей жизни тем, что заложено в нем природой, не может продуктивно трудиться, быть здоровым и счастливым. Мышечная деятельность как естественный и сильный раздражитель, способный изменять состояние организма человека, играет значимую роль в становлении важнейших механизмов его жизнедеятельности. Люди, сознательно относящиеся к физическому воспитанию и самовоспитанию, более сильны в интеллектуальном и физическом плане, легче переносят социально-бытовые неудобства. Кроме того, с каждым годом лечение становится все более дорогим. Поэтому укрепление и восстановление здоровья с помощью физических упражнений, использования оздоровительных сил природной среды, гигиенических факторов приобретает особую актуальность.

Поэтому формирование приоритета здоровья должно стать задачей общества, в котором мы живем. И в этом обществу может и должна помочь наука.

Научные исследования здоровья начинаются с самой древней науки – санитарии. Санитария – наука о сохранении здоровья, не о лечении болезней.

Санология – наука о здоровье, механизмах и условиях его обеспечения. Это учение о противодействии организма болезням, в основе которого лежит динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов, возникающих при воздействии чрезвычайных раздражителей.

Валеология – наука о прямом пути к здоровью, изучающая особенности многих аспектов здорового образа жизни практически здоровых людей (Брехман).

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, – это состояние полного физического, социального и психического благополучия.

Здоровье – это не просто отсутствие болезни в данный момент. Это совокупность ряда признаков: нормальное функционирование всех органов и систем, хорошая работоспособность, малая утомляемость, легкость перехода к активности, быстрое восстановление сил после нагрузки, высокий уровень защитных свойств организма, хорошее самочувствие, соответствие телосложения возрасту и росту (Дибнер).

Здоровье – это функциональная достаточность организма, которая позволяет человеку успешно выполнять свою физиологическую и социальную функции (С. М. Громбах).

Здоровье человека на физическом уровне рассматривается современной наукой так же многопланово, как психическое и социальное, и предполагает динамическое равновесие работы всех внутренних органов, их адекватное реагирование на влияние окружающей среды.

Физическое здоровье связано с индивидной организацией человека. Важную роль здесь играют такие показатели, как общее соматическое состояние, психофизический статус (особенности нейродинамики, конституции и др.) [1, 2].

Современная наука предполагает различные пути определения количества физического здоровья. Так, по Н. М. Амосову, количество здоровья определяется суммой резервных мощностей основных функциональных систем организма и рассчитывается с помощью резервных коэффициентов.

По Г. Л. Апанасенко, для оценки уровня здоровья используются индексы массы тела, отношение жизненной емкости легких к массе тела, время восстановления частоты сердечных сокращений и т. д. По балльной шкале испытуемого относят к одной из пяти групп уровня здоровья: с низким, ниже среднего, средним, выше среднего и высоким уровнем здоровья.

По Р. А. Баевскому, в основе расчета уровней здоровья лежит количественная оценка протекания адаптационных процессов в организме человека.

По мнению Б. Х. Ланда, общее физическое развитие, физическая и функциональная подготовленность являются основными показателями и должны изучаться с целью оценки состояния физического здоровья учащихся, а также с целью увеличения эффективности инноваций, внедряемых в учебный процесс. Так, положительная динамика измеряемых по тестам физического развития, физической и функциональной подготовленности показателей здоровья, рассчитанные по ней критерии определяют качественные и количественные характеристики. Например, характеристики физического развития:

-          качественные – дефицит массы тела, масса тела в норме, избыток массы тела;

-          количественные – величина весоростового индекса, индекса силы и т. д.

Характеристики физической подготовленности:

-          качественные – уровень физических качеств в норме, выше или ниже нормы;

-          количественные – их расчетные значения и т. д. [3] 

Эти группы критериев можно измерить и рассчитать. Отслеживая их мониторинг в образовании, можно оценить эффективность внедрения любых инновационных образовательных технологий, а также мер по модернизации и совершенствованию учебного процесса [4, 5]. 

Однако само по себе здоровье – это не самоцель. Здоровье – это фон, на основе которого человек может развиваться, познавать себя и окружающий мир, выполнять свои социальные функции. Развитие и познание, в свою очередь, неразрывно связаны с учебным процессом, который может длиться в течение всей жизни человека.

Совершенствование учебного процесса с учетом особенностей физического здоровья возможно с помощью здоровьесберегающих технологий.

Технология – это совокупность процессов, правил, навыков, последовательно направленных на разработку различных методик физического оздоровления, тренировки и обучения.

Технология – это прописанный алгоритм действий, особая форма функционального и прикладного научного знания, переходящая от естественных исследований к методическим разработкам в цепи «наука – технология – методика».

На основе знаний современной медицины, психологии и педагогики появилось понятие здоровьесберегающих технологий. Одним из важных моментов является использование таких технологий в области образования [6]. 

Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:

-          рациональную организацию учебного процесса и двигательной активности в соответствии с санитарными требованиями и гигиеническими нормами;

-          организацию питания;

-          комплексное педагогическое воздействие с целью ориентации учащихся на ценность здоровья как основы активной жизнедеятельности.

Здоровьесберегающие технологии в образовании используют ценности физической культуры для целенаправленного формирования условий и факторов, обеспечивающих приумножение здоровья занимающихся.

Здоровьесберегающие технологии в образовании с использованием средств физической культуры способствуют:

-          созданию комфортных условий обучения;

-          развитию физических качеств, особенно выносливости;

-          снижению возможностей перегрузок функциональных и морфологических систем организма при выполнении физической и умственной работы;

-          развитию внимания и координационных способностей, помогающих избежать бытовых и производственных травм и правильно сориентироваться в экстремальных ситуациях;

-          воспитанию у учащихся навыков организации режимов физических и интеллектуальных нагрузок, отдыха и восстановления;

-          формированию коммуникативных навыков, обеспечивающих высокий уровень способности к интеграции в разные социальные группы и трудовые коллективы, толерантность в общении с другими людьми [7]. 

Очевидно, что не приспособленное для обучения помещение, отсутствие в течение дня горячего питания, запрет на выражение ребенком возникающих у него эмоций в социально допустимой форме не стимулируют интереса к учебе. Ученик, для которого ежедневное посещение школы является тяжелым и неприятным испытанием, оставляет в ней частичку своего здоровья.

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовании включает требования к качеству образования в сфере физической культуры, поскольку именно регулярные занятия физической культурой могут замедлить ухудшение физического здоровья физической пассивности, уменьшить склонность к полноте, улучшить функции сердца и дыхательных органов [8]. 

Качество – философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным.

Качество – объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств.

Качество – это соответствие любого изделия, продукта, одушевленного или неодушевленного объекта определенным требованиям.

Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании компетенций личности. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т. п., которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи.

Качество образования – это системная характеристика образования, отраженная в показателях и критериях оценки процесса и/или результата образовательной деятельности, на основе которых осуществляется оценка степени соответствия реального процесса и/или результата образовательной деятельности в сравнении с идеальной моделью, образовательным стандартом или ожидаемым результатом.

Качество образования представляется как соотношение цели и результата как меры достижения целей, притом что цели и результат должны быть представлены, измерены, охарактеризованы и описаны в одних единицах, в одних параметрах – иначе их невозможно сопоставить. При задании этих параметров должен быть понятен механизм (технология, способ), позволяющий проверить соответствие цели результату [9]. 

Управление – элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социологических, образовательных, технических), деятельности, реализация их программ и целей.

В целом для качественного управления системой образования и реализации здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Квалификация преподавателя и тренера:

-          специальное педагогическое образование в сфере физической культуры, спорта и туризма;

-          личностно мотивированный интерес, способности и возможности к творчеству и научной организации труда;

-          наличие опыта инновационной деятельности;

-          владение технологиями и приемами физического воспитания, приобщения учащихся к здоровому образу жизни;

-          знание тестовых методик измерения, расчета и оценки показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности, а также контроля уровня знаний по предмету «физическая культура»;

-          владение навыками педагогического общения;

-          владение знаниями возрастных и индивидуально-психологических особенностей участников образовательного процесса;

-          использование межпредметных связей в учебном процессе.

  1. Учебные программы общего, профессионального и дополнительного образования, инновационные авторские разработки, межпредметные программы научных институтов и ведущих ученых.
  2. Наличие здоровьеформирующей образовательной среды.
  3. Материально-техническое (спортивные сооружения, инвентарь, оборудование, измерительные приборы, компьютер), методическое и информационное обеспечение учебного процесса [10, 11]. 

Физическое здоровье учащихся в процессе их роста и развития определяется физиологами, медиками, учителями физической культуры на его соответствие половозрастным нормативам. Существование государственных стандартов качества, проведение научных конференций по его контролю свидетельствуют о том, что вопросы управления качеством имеют первостепенное значение. Только научно обоснованный подход, базирующийся на применении современных методик и информационно-диагностических технологий, позволяет улучшить качество, а значит, и управлять им.

В общем, реализация здоровьесберегающих технологий в образовании позволит оценить:

-          учебные достижения учащихся по предметам образовательного цикла;

-          показатели физического развития и физической подготовленности, характеризующие здоровье учащихся [12, 13]. 

Здоровьесберегающую деятельность может осуществлять любой человек в любом возрасте. В начале жизненного пути это зависит от родителей, образовательной и социальной среды. Затем добавляется наиболее значимое влияние условий профессионального труда.

Для того чтобы современный педагог мог осуществлять эффективно свою работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся, необходимо осознавать, что важнейшей составляющей здоровья является формирование личной ответственности за собственное состояние здоровья и здоровье окружающих.

В свою очередь, умения и навыки оценки собственного здоровья по простым тестам и результатам самоконтроля имеют личностную ценность для каждого участника образовательного процесса.