Начало двадцать первого века характеризуется прогрессом в техногенном развитии общества и столь же стремительным разрушением природных, физических и психических процессов и свойств человека. Чем могущественнее становится интеллект, тем ощутимее разрыв между психикой, мозгом и телом. Образ жизни человека перестал совпадать с биологической схемой жизни. Человек как биологический объект претерпел незначительные изменения, цивилизация же сделала за это время гигантский скачок. Возникло противоречие между достижениями цивилизации и адаптационными возможностями человека. Это породило болезни и недуги вследствие резкого снижения двигательной активности, увеличения психологической напряженности, ухудшения экологической ситуации и т. д. Без определенного объема постоянной двигательной активности человек не может воспользоваться в своей жизни тем, что заложено в нем природой, не может продуктивно трудиться, быть здоровым и счастливым. Мышечная деятельность как естественный и сильный раздражитель, способный изменять состояние организма человека, играет значимую роль в становлении важнейших механизмов его жизнедеятельности. Люди, сознательно относящиеся к физическому воспитанию и самовоспитанию, более сильны в интеллектуальном и физическом плане, легче переносят социально-бытовые неудобства. Кроме того, с каждым годом лечение становится все более дорогим. Поэтому укрепление и восстановление здоровья с помощью физических упражнений, использования оздоровительных сил природной среды, гигиенических факторов приобретает особую актуальность.
Поэтому формирование приоритета здоровья должно стать задачей общества, в котором мы живем. И в этом обществу может и должна помочь наука.
Научные исследования здоровья начинаются с самой древней науки – санитарии. Санитария – наука о сохранении здоровья, не о лечении болезней.
Санология – наука о здоровье, механизмах и условиях его обеспечения. Это учение о противодействии организма болезням, в основе которого лежит динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов, возникающих при воздействии чрезвычайных раздражителей.
Валеология – наука о прямом пути к здоровью, изучающая особенности многих аспектов здорового образа жизни практически здоровых людей (Брехман).
Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, – это состояние полного физического, социального и психического благополучия.
Здоровье – это не просто отсутствие болезни в данный момент. Это совокупность ряда признаков: нормальное функционирование всех органов и систем, хорошая работоспособность, малая утомляемость, легкость перехода к активности, быстрое восстановление сил после нагрузки, высокий уровень защитных свойств организма, хорошее самочувствие, соответствие телосложения возрасту и росту (Дибнер).
Здоровье – это функциональная достаточность организма, которая позволяет человеку успешно выполнять свою физиологическую и социальную функции (С. М. Громбах).
Здоровье человека на физическом уровне рассматривается современной наукой так же многопланово, как психическое и социальное, и предполагает динамическое равновесие работы всех внутренних органов, их адекватное реагирование на влияние окружающей среды.
Физическое здоровье связано с индивидной организацией человека. Важную роль здесь играют такие показатели, как общее соматическое состояние, психофизический статус (особенности нейродинамики, конституции и др.) [1, 2].
Современная наука предполагает различные пути определения количества физического здоровья. Так, по Н. М. Амосову, количество здоровья определяется суммой резервных мощностей основных функциональных систем организма и рассчитывается с помощью резервных коэффициентов.
По Г. Л. Апанасенко, для оценки уровня здоровья используются индексы массы тела, отношение жизненной емкости легких к массе тела, время восстановления частоты сердечных сокращений и т. д. По балльной шкале испытуемого относят к одной из пяти групп уровня здоровья: с низким, ниже среднего, средним, выше среднего и высоким уровнем здоровья.
По Р. А. Баевскому, в основе расчета уровней здоровья лежит количественная оценка протекания адаптационных процессов в организме человека.
По мнению Б. Х. Ланда, общее физическое развитие, физическая и функциональная подготовленность являются основными показателями и должны изучаться с целью оценки состояния физического здоровья учащихся, а также с целью увеличения эффективности инноваций, внедряемых в учебный процесс. Так, положительная динамика измеряемых по тестам физического развития, физической и функциональной подготовленности показателей здоровья, рассчитанные по ней критерии определяют качественные и количественные характеристики. Например, характеристики физического развития:
- качественные – дефицит массы тела, масса тела в норме, избыток массы тела;
- количественные – величина весоростового индекса, индекса силы и т. д.
Характеристики физической подготовленности:
- качественные – уровень физических качеств в норме, выше или ниже нормы;
- количественные – их расчетные значения и т. д. [3]
Эти группы критериев можно измерить и рассчитать. Отслеживая их мониторинг в образовании, можно оценить эффективность внедрения любых инновационных образовательных технологий, а также мер по модернизации и совершенствованию учебного процесса [4, 5].
Однако само по себе здоровье – это не самоцель. Здоровье – это фон, на основе которого человек может развиваться, познавать себя и окружающий мир, выполнять свои социальные функции. Развитие и познание, в свою очередь, неразрывно связаны с учебным процессом, который может длиться в течение всей жизни человека.
Совершенствование учебного процесса с учетом особенностей физического здоровья возможно с помощью здоровьесберегающих технологий.
Технология – это совокупность процессов, правил, навыков, последовательно направленных на разработку различных методик физического оздоровления, тренировки и обучения.
Технология – это прописанный алгоритм действий, особая форма функционального и прикладного научного знания, переходящая от естественных исследований к методическим разработкам в цепи «наука – технология – методика».
На основе знаний современной медицины, психологии и педагогики появилось понятие здоровьесберегающих технологий. Одним из важных моментов является использование таких технологий в области образования [6].
Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:
- рациональную организацию учебного процесса и двигательной активности в соответствии с санитарными требованиями и гигиеническими нормами;
- организацию питания;
- комплексное педагогическое воздействие с целью ориентации учащихся на ценность здоровья как основы активной жизнедеятельности.
Здоровьесберегающие технологии в образовании используют ценности физической культуры для целенаправленного формирования условий и факторов, обеспечивающих приумножение здоровья занимающихся.
Здоровьесберегающие технологии в образовании с использованием средств физической культуры способствуют:
- созданию комфортных условий обучения;
- развитию физических качеств, особенно выносливости;
- снижению возможностей перегрузок функциональных и морфологических систем организма при выполнении физической и умственной работы;
- развитию внимания и координационных способностей, помогающих избежать бытовых и производственных травм и правильно сориентироваться в экстремальных ситуациях;
- воспитанию у учащихся навыков организации режимов физических и интеллектуальных нагрузок, отдыха и восстановления;
- формированию коммуникативных навыков, обеспечивающих высокий уровень способности к интеграции в разные социальные группы и трудовые коллективы, толерантность в общении с другими людьми [7].
Очевидно, что не приспособленное для обучения помещение, отсутствие в течение дня горячего питания, запрет на выражение ребенком возникающих у него эмоций в социально допустимой форме не стимулируют интереса к учебе. Ученик, для которого ежедневное посещение школы является тяжелым и неприятным испытанием, оставляет в ней частичку своего здоровья.
Реализация здоровьесберегающих технологий в образовании включает требования к качеству образования в сфере физической культуры, поскольку именно регулярные занятия физической культурой могут замедлить ухудшение физического здоровья физической пассивности, уменьшить склонность к полноте, улучшить функции сердца и дыхательных органов [8].
Качество – философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным.
Качество – объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств.
Качество – это соответствие любого изделия, продукта, одушевленного или неодушевленного объекта определенным требованиям.
Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании компетенций личности. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т. п., которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи.
Качество образования – это системная характеристика образования, отраженная в показателях и критериях оценки процесса и/или результата образовательной деятельности, на основе которых осуществляется оценка степени соответствия реального процесса и/или результата образовательной деятельности в сравнении с идеальной моделью, образовательным стандартом или ожидаемым результатом.
Качество образования представляется как соотношение цели и результата как меры достижения целей, притом что цели и результат должны быть представлены, измерены, охарактеризованы и описаны в одних единицах, в одних параметрах – иначе их невозможно сопоставить. При задании этих параметров должен быть понятен механизм (технология, способ), позволяющий проверить соответствие цели результату [9].
Управление – элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социологических, образовательных, технических), деятельности, реализация их программ и целей.
В целом для качественного управления системой образования и реализации здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать следующие факторы:
- Квалификация преподавателя и тренера:
- специальное педагогическое образование в сфере физической культуры, спорта и туризма;
- личностно мотивированный интерес, способности и возможности к творчеству и научной организации труда;
- наличие опыта инновационной деятельности;
- владение технологиями и приемами физического воспитания, приобщения учащихся к здоровому образу жизни;
- знание тестовых методик измерения, расчета и оценки показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности, а также контроля уровня знаний по предмету «физическая культура»;
- владение навыками педагогического общения;
- владение знаниями возрастных и индивидуально-психологических особенностей участников образовательного процесса;
- использование межпредметных связей в учебном процессе.
- Учебные программы общего, профессионального и дополнительного образования, инновационные авторские разработки, межпредметные программы научных институтов и ведущих ученых.
- Наличие здоровьеформирующей образовательной среды.
- Материально-техническое (спортивные сооружения, инвентарь, оборудование, измерительные приборы, компьютер), методическое и информационное обеспечение учебного процесса [10, 11].
Физическое здоровье учащихся в процессе их роста и развития определяется физиологами, медиками, учителями физической культуры на его соответствие половозрастным нормативам. Существование государственных стандартов качества, проведение научных конференций по его контролю свидетельствуют о том, что вопросы управления качеством имеют первостепенное значение. Только научно обоснованный подход, базирующийся на применении современных методик и информационно-диагностических технологий, позволяет улучшить качество, а значит, и управлять им.
В общем, реализация здоровьесберегающих технологий в образовании позволит оценить:
- учебные достижения учащихся по предметам образовательного цикла;
- показатели физического развития и физической подготовленности, характеризующие здоровье учащихся [12, 13].
Здоровьесберегающую деятельность может осуществлять любой человек в любом возрасте. В начале жизненного пути это зависит от родителей, образовательной и социальной среды. Затем добавляется наиболее значимое влияние условий профессионального труда.
Для того чтобы современный педагог мог осуществлять эффективно свою работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся, необходимо осознавать, что важнейшей составляющей здоровья является формирование личной ответственности за собственное состояние здоровья и здоровье окружающих.
В свою очередь, умения и навыки оценки собственного здоровья по простым тестам и результатам самоконтроля имеют личностную ценность для каждого участника образовательного процесса.