В условиях увеличения количества зависимых от алкоголя молодых людей, снижения возраста первого употребления алкоголя очень важно принимать профилактические меры по всем возможным направлениям.
На сегодняшний день профилактика алкогольного поведения не должна ограничиваться только информированием о психоактивных веществах, их губительном влиянии и т. д. Профилактика алкоголизма должна иметь четко выраженные цели, задачи и направления действий [1].
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает классифицировать профилактическую работу на первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактика алкогольной зависимости заключается в предупреждении негативного влияния обычаев социальной среды, формировании таких моральных и гигиенических принципов, которые бы не допускали саму возможность развития зависимого поведения. В основе первичной профилактики алкогольной и других видов зависимости лежит физическое и психологическое здоровье.
Вторичная профилактика заключается в обнаружении групп населения, наиболее чувствительных в отношении алкоголизма, максимально раннем, полном и системном выполнении лечебных мероприятий, оздоровлении социальной почвы, применении комплекса методов воспитательного и образовательного действия в семье и обществе.
Третичная профилактика имеет целью предотвращение развития заболевания и его осложнений, заключается в предупреждающей терапии, мероприятиях по недопущению рецидива [2].
По мнению H. A. Сироты и В. М. Ялтонского, мерами предохранения от возможного употребления алкоголя могут стать [3]:
- стабильные, сплоченные взаимоотношения в семье, хорошее воспитание и дружеские, доброжелательные отношения с родными и близкими;
- средний и высокий уровень благосостояния семьи, нормальные жилищные условия;
- высокий уровень доступной медицинской и социальной помощи;
- благоприятная криминогенная обстановка в месте проживания;
- физическое и психическое здоровье, развитый интеллект;
- адекватная самооценка, самостоятельность в принятии решений и разрешении проблем, умение получить социальную поддержку, устойчивость к влиянию других людей, высокий уровень самоконтроля;
- соблюдение общепринятых норм в употреблении алкоголя.
Основные направления программы профилактики предполагают следующие виды деятельности:
- образовательно-просветительскую;
- информационно-консультативную;
- психолого-педагогическую;
- научно-методическую и аналитическую.
Во многих государствах общественным организациям отводится основная роль по пропагандированию идей, способных минимизировать вред, наносимый психотропными веществами. Наиболее популярными и эффективными программами первичной профилактики выступают образовательные антиалкогольные программы. Такие программы доказали свою результативность и действенность среди младших школьников и молодых людей. В то же время специалисты отмечают и наличие пробелов в профилактических антиалкогольных программах, направленных только на просвещение. Так, например, проанализировав опыт ряда антиалкогольных профилактических программ, специалисты из Голландии выявили, что программы, ориентированные только на информацию об отрицательных последствиях применения психоактивных веществ, недостаточно эффективны, в то время как программы, направленные на обучение адаптивному стилю жизни, коммуникативным навыкам, умению самостоятельно справляться с проблемами и противостоять склонению к употреблению алкоголя, работают значительно лучше [4].
В нашей стране целями осуществления государственной политики по уменьшению масштабов распространения злоупотребления алкоголем и профилактике алкогольной зависимости среди населения РФ выступают:
- существенное сокращение уровня употребления спиртных напитков;
- рост эффективности системы профилактики злоупотребления алкоголем;
- более четкое регулирование алкогольного рынка [5].
Инструментами реализации государственной политики в этой сфере в первую очередь выступают:
- пропаганда мероприятий, направленных на общественную поддержку методов борьбы со злоупотреблениями алкогольной продукцией;
- ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы алкогольной продукции;
- реализация политики ценообразования, формирующей розничные цены на алкогольную продукцию с учетом содержания в ней этилового спирта;
- уменьшение доступности алкогольной продукции посредством разрешения ее розничной продажи в определенных местах и в определенное время суток;
- ужесточение мер административной ответственности за правонарушения в области производства и оборота алкогольной продукции, в том числе определенных ограничений на розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, а также назначение мер уголовной ответственности за неоднократное совершение данных правонарушений;
- разработка и реализация мер по недопущению продажи алкогольной продукции, произведенной нелегально, ужесточение мер государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции.
Осуществление государственной политики по сокращению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкогольной зависимости среди населения РФ происходит в два этапа. Критериями достижения результатов реализации Концепции выступают: на первоначальном этапе (2010–2012 гг.) – сокращение уровня употребления алкогольной продукции на душу населения на 15%; уменьшение доли потребления крепких спиртных напитков; увеличение уровня приобщения детей и молодежи к физической культуре и спорту. На втором этапе (2013–2020 гг.) – ликвидация нелегального производства и сбыта алкогольной продукции; сокращение уровня употребления алкоголя на душу населения на 55%; уменьшение показателей первичной заболеваемости и смертности от алкоголизма; сокращение уровня смертности от острого отравления алкогольной продукцией.
В результате реализации поставленных задач с 2009 г. официальные продажи алкогольной продукции на душу населения снизились почти на 9%. Таким образом, запрет на продажу алкоголя вблизи детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта является действенной мерой профилактики злоупотребления алкоголем, в том числе среди молодежи. Следует продолжать работу в этом направлении.
Еще одним важным направлением профилактической работы является приобщение молодых людей к эффективным формам досуга.
В настоящее время отмечается значительный рост роли досуга как общественной ценности. Структура воспитательного влияния общества на личность в связи с этим изменяется. Досуг становится столь же важным фактором формирования личности, какими традиционно являются учеба и труд. Досуг приобретает все большую субъективную ценность для людей, поскольку обладает существенным потенциалом для самовыражения личности, для удовлетворения ее разнообразных потребностей и интересов [6].
В то же время характерной тенденцией современного общества в сфере молодежного и студенческого досуга является наличие нереализованного потенциала социокультурной среды как средства воспитания, социализации, повышения культуры молодежи. Практика социальной работы показывает, что досуг при достаточно низкой культуре его использования (неконтролируемая, бессознательная организация, потребительское отношение, ориентация на показатели престижа и др.) не только не дает желаемого восстановления физических и моральных сил, нравственного развития, роста творческого потенциала, а зачастую становится криминогенным фактором общества. Это выдвигает проблему организации культурно-досуговых практик молодежи и студенчества как институциональной формы воспитания. Именно культурное воспитание может и должно оказывать сегодня свое эффективное воздействие на вырабатывание у молодежи нравственных ценностей и идеалов, личного и коллективного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков [7].
На этапе ускоренной информатизации общества происходят серьезные изменения ценностно-смысловых ориентаций культуры: вырабатывается новый тип мышления, обновляется картина мироздания. Углубляются процессы стихийной самоорганизации, в связи с чем инновации в культуре не успевают встраиваться в традиционный формат, а общество выходит из состояния динамического равновесия. В большей степени нестабильность сказывается на сфере повседневной культуры, частью которой является досуг.
Досуг, или, в более широком понимании, свободное время, непосредственно взаимосвязан с культурой. Именно культура наполняет свободное время смысловым содержанием. При этом свободное время является особой формой деятельности людей, определенным способом самореализации личности.
Специалисты выделяют следующие функции досуга, связанные с воспитанием и развитием личности молодого человека [8]:
- информационная (предоставление необходимой информации о разнообразных областях жизнедеятельности человека, из разных направлений науки, культуры, техники и т. д.);
- развивающая (повышение интеллектуальных возможностей, морали, расширение сфера жизнедеятельности);
- воспитательная (постижение разного рода социального опыта, воспитание мировоззрения, этического сознания);
- ценностно-ориентирующая (вырабатывание отношения молодых людей к предметам и явлениям окружающего мира, к обществу и отдельным его членам);
- компенсаторная (материализация собственного творческого потенциала, занятие любимым делом, непосредственно развлечение с целью снятия внутреннего напряжения);
- функция упреждающего нравственного воздействия, предупреждение отклонений от норм морали и этики;
- функция формирования иммунитета против негативных социальных явлений, научение методам совладания со стрессовыми, сложными жизненными ситуациями, противостояние отрицательному воздействию социальной среды;
- функция педагогической поддержки.
В молодежной среде наиболее популярны следующие виды досуга: спортивный, домашний (пассивный), развлекательный, развивающий [9].
Спортивный досуг молодежи – это активный отдых, направлен на укрепление и совершенствование организма, улучшение качества жизни, повышение показателей здоровья. Это занятия спортом, физической культурой, различные спортивные мероприятия, посещение тренажерных залов и т. д.
Развлекательный тип досуга – это непосредственно развлечение, веселое времяпрепровождение с друзьями и т. д. Это, в частности, посещение танцевальных вечеров, концертов, развлекательных мероприятий, кафе, ночных клубов, караоке, кино и т. д.
Развивающий тип досуга – это различные виды деятельности, направленные на самосовершенствование и саморазвитие личности, получение дополнительных знаний, расширение кругозора, обогащение интеллектуального уровня, духовный рост и нравственное развитие.
Домашний досуг – это проведение свободного времени наедине, или с родными, близкими, дома, или, например, на даче, чтение, занятие любимым делом (вязание, вышивка, компьютерные игры, сериалы) и т. д.
Но существует и негативный вид досуга, включающий занятия разрушающего, зачастую противозаконного характера: хулиганство, азартные игры, злоупотребление алкогольными напитками, наркотическими и психоактивными веществами и др. [10]
Для недопущения негативных форм поведения, и в частности алкоголизма, важно способствовать выбору молодыми людьми оптимальной формы досуга из большого количества вероятных видов активности.
В связи с этим представляется необходимым формирование и пропагандирование в молодежной среде активных форм досуга, не связанных с потреблением алкоголя.
В настоящее время в нашей стране и за рубежом набирает популярность новый, поведенческий подход к профилактике алкогольной и других видов зависимости. Разработчики профилактических программ такой направленности анализируют и применяют достижения различных обучающих методик и используют различные профилактические модели. Такие программы – это разнонаправленные современные программы, имеющие в своей основе проработанную методологию, содействующие в формировании у молодых людей привычки к здоровому образу жизни и противостоянию негативному воздействию окружающей среды и отдельных людей, склоняющих их к употреблению психоактивных веществ, и в частности алкоголя. Эксперты, создающие и применяющие подобные программы, выделяют несколько лежащих в их основе базовых принципов:
- всесторонность программ;
- участие семьи в работе по программе;
- тренинг;
- сотрудничество;
- культурная релевантность (адекватность);
- оценка эффективности программ;
- основа – ценности;
- связь программы с обществом.
Поведенческие профилактические программы достигли значительных результатов за сравнительно небольшой промежуток времени.
Обобщая опыт использования профилактических программ, можно сделать следующие выводы. Общими условиями эффективности программ профилактики алкоголизма в молодежной среде являются следующие.
- Обладание комплексом специальных знаний и умений, изменение установок не обязательно приведет к желаемым трансформациям поведения. В связи с этим программы профилактики должны сочетать в себе разнообразные обучающие подходы, методы и стили, учитывать как положительный, так и отрицательный опыт уже применяемых программ профилактики.
- Преподнесение информации в ходе профилактики должно быть объективным, честным и беспристрастным. Преувеличение проблемы, устрашение, запугивание не дают хороших результатов в работе с молодежью, так как приводят к снижению доверия.
- Раскрытие проблемы с разных сторон, освещение плюсов и минусов алкоголя, честность и полнота информации дают больший эффект, чем однобокая информация, особенно если учесть традиции и культуру потребления спиртных напитков, согласно которым алкоголь – неизменный атрибут как повседневной жизни, так и праздников.
- Доказана эффективность активного участия молодых людей в различных специально моделируемых ситуациях, когда они формулируют собственные взгляды в отношении алкоголя.
В целом можно сказать, что эффективность работы по профилактике алкоголизма зависит в первую очередь от организации взаимодействия всех участников этой работы – государства, социальных органов, учебных заведений, семьи и т. д. Кроме того, важно, чтобы профилактическая работа не ограничивалась проведением разовых мероприятий, а была последовательной и системной. Основными направлениями профилактической работы должны стать:
- дальнейшее развитие и совершенствование законодательной базы, регулирующей мероприятия по сокращению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ;
- использование поведенческого подхода к профилактике алкогольной зависимости;
- формирование у молодежи навыков активного, творческого досуга, не связанного с употреблением алкогольных напитков.
Все это, на наш взгляд, будет содействовать сокращению уровня употребления спиртных напитков среди молодежи, увеличению качества их жизни, в частности, улучшению показателей физического и психического здоровья, эмоционального состояния, сокращению проявлений деструктивного поведения.