Педагогу профессионального образования, как и любому педагогу-практику из других сфер образования, задачи обновления содержания образования и привычных форм профессиональной деятельности порой представляются как некий «фоновый режим», который мало может повлиять на повседневный характер учебной работы. При этом та часть педагогов, кто с готовностью откликается на нововведения, кто в режиме инновационной деятельности активно осваивает новые нормативные требования, порой оказываются в непростой ситуации. Это связано с тем, что для новых стандартов и нормативных документов изменяются сроки и условия внедрения либо появляющиеся методические рекомендации привносят иные методы, в отличие от тех, что были разработаны и внедрены педагогами учреждения самостоятельно.
Кроме того, в новых условиях привычные стереотипы преподавания могут быть перенесены на новые области педагогической деятельности. Например, профессиональные роли одних и тех же педагогов переносятся в другие образовательные сферы: в силу специфики структур учреждения педагог может работать, например, мастером производственного обучения и педагогом дополнительного образования, или, например, возможно другое сочетание – преподавателем (по учебной дисциплине программы СПО) и учителем (по предмету программы общего образования) и т. п.
Итак, поскольку в современных условиях профессиональные обязанности одного и того же работника образования часто связаны с внедрением не одного, а нескольких профессиональных и образовательных стандартов, то необходимо хорошо представлять на каждый новый период обучения, насколько готовность педагога профессионального образования к профессиональной деятельности соответствует:
1) профессиональным стандартам в преподаваемой области (соответствие по трудовым функциям и трудовым действиям);
2) образовательным стандартам по подготовке к педагогической профессии (актуальным общекультурным и профессиональным компетентностям профессии по отраслям);
3) образовательным стандартам по преподаваемым дисциплинам подготовки по профессиям и специальностям СПО;
4) международным ориентирам (рамкам профессиональных квалификаций) в подготовке по профессиям ТОП-50 (наиболее востребованные и высококвалифицированные профессии ближайшего будущего) согласно стандартам Волрдскиллз (олимпиады по профессии, конкурсы по профессии молодых профессионалов – рабочих и обучающихся).
Поэтому, несмотря на все риски, постоянно протекающая инновационная деятельность педагога по освоению профессиональных и образовательных стандартов необходима и становится привычным рабочим режимом. В таких условиях задача методической службы – таким образом организовать процесс управления освоением знаний профессиональных и образовательных стандартов, чтобы он в оптимальном формате способствовал
- восполнению дефицита знаний и – при необходимости – формированию нового образовательного запроса;
- совершенствованию профессиональных и общекультурных компетенций;
- реализации и развитию профессионального и образовательного потенциала педагога;
- выбору методической, исследовательской, инновационной темы проектной деятельности;
- использованию проектировочных умений в целенаправленном планировании модели и содержания собственного повышения квалификации;
- умению пользоваться информационными и методическими навигаторами, внешними образовательными ресурсами, внутренними (институциональными) ресурсами;
- самообразованию, взаимообучению, выявлению открытых ресурсов корпоративного обучения [1].
Инструментом определения состояния готовности педагогического коллектива к освоению стандартов может быть самообследование (как элемент внутреннего аудита). Профессиональный стандарт педагога общего образования поясняет понятие внутреннего аудита, расширяющего понятие внутриорганизационного контроля. Внутренний аудит – аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. В связи с этим самоаудит педагога и экспертиза его результатов административными и методическими структурами должны соотноситься с положениями профессиональных и образовательных стандартов.
Поэтому для оперативной координации усилий педагогического коллектива по освоению новых нормативов и продуктивной работы в методическом поле профессиональной деятельности необходима организация не просто методического сопровождения, а методического управления знаниями [2]. По крайней мере, в ходе реализации стандартов – обновляющихся образовательных стандартов профессий, по которым выпускаются обучающиеся, профессионального стандарта и образовательного стандарта педагога – необходима организация совместной деятельности педагогов по созданию и корректировке учебно-программной документации.
В этом ключе необходимо построить работу с учетом дефицита компетентностей, выявленных при подготовке к реализации стандартов. Прежде всего, как это показано в работе Т. Н. Жареновой, О. А. Алексеевой, важно сделать вывод о путях наиболее оптимального структурного и содержательного обновления системы управленческой и методической работы в образовательном учреждении. Мы согласны с указанными авторами в том, что цель мониторинга – выявление потенциала создания условий непрерывного развития профессионально-педагогического мастерства педагогов в ситуации введения и реализации ФГОС и профессиональных стандартов [3]. Мониторинг между тем помогает выявить реальное отношение педагогов к внедрению обновляющихся стандартов:
1) есть педагоги, свободно владеющие современными педагогическими технологиями, но готовые и дальше и повышать свой профессиональный уровень;
2) много молодых специалистов, которым требуется помощь в освоении профессионального стандарта педагога; сюда следует отнести педагогов с большим стажем работы по специальности, но не имеющих педагогического образования.
Анализ реального состояния методического управления знаниями в педагогическом коллективе с разноуровневой готовностью к инновациям позволяет сделать вывод о путях наиболее оптимального структурного и содержательного обновления системы управленческой и методической работы. Ее целью является создание условий непрерывного развития профессионально-педагогического мастерства педагогов в условиях введения и реализации ФГОС на обучение по профессии и требований международных стандартов для профессиональных конкурсов.
Аналогично этому при внедрении стандарта Педагог и ФГОС общего образования появились методические рекомендации и практические руководства по управлению внедрением стандартов на всех уровнях. При разработке алгоритма управленческой деятельности руководителей образовательных организаций при внедрении профессионального стандарта педагога в общеобразовательном учреждении видно, что методической службе отводится в этом процессе самая объемная и трудоемкая роль [4]. В то же время в распределении ролей по руководству внедрением стандартов преобладают руководители служб различного уровня, а педагогу отводится роль самоаудитора, участника сетевого взаимодействия, участника образовательного процесса неформального образования в самообучающемся учреждении, непосредственного реализатора стандарта на основе полученных знаний и опыта.
Полагаем, что в этих вопросах важно не просто организовывать исполнительскую деятельность и самообразование педагогов, а модерировать синергетические процессы, когда возникновение, развитие и внедрение инноваций становится объектом самостоятельной совместной проектной деятельности педагогов и методистов учреждения.
Надо заметить, что просто изучение текста стандарта – обязательный, но довольно неопределенный процесс для мастеров производственного обучения, обладающих преимущественно не теоретическим, а практическим интеллектом. Поэтому сам процесс изучения, на наш взгляд, должен происходить в процессе проектировочной деятельности по созданию документации самими педагогами в составе рабочих групп. Тогда методисты, преподаватели по теоретическому и профессиональному обучению смогут взаимодополнять друг друга, оптимально распределив время для проектировочной, методической работы и деятельности по самообразованию. Поэтому на основании анализа опыта реализации профессионального стандарта педагога и опыта по внедрению образовательных стандартов профессионального образования городских рабочих групп в Санкт-Петербурге, предлагаем технологию организации методического управления непрерывным педагогическим образованием в условиях внедрения профессионального стандарта педагога профессионального образования. Матрицу основных позиций данной технологии представим в таблице.
Основные позиции модели организации методического управления
непрерывным педагогическим образованием в условиях внедрения
профессионального стандарта педагога профессионального образования
Объекты деятельности методического управления |
Процедуры, процессы, технологии |
Участники, ответственные |
Выявление готовности к реализации стандарта и дефицита компетентностей педагогов |
Анкетирование, обсуждение по итогам анкетирования, экспертные заключения администрации и методической службы, представителей методических комиссий |
Участники – педагоги, эксперты-методисты, администрация, председатели МО, эксперты от организаций- партнёров, в том числе партнёров по сетевому взаимодействию |
Создание локальных актов в соответствии с новыми стандартами |
Составление, корректировка, обсуждение на методическом совещании |
Администрация, педагоги, методисты |
Подготовка программной, учебной, диагностической и контрольно-оценочной документации по образовательным стандартам в ходе изучения функций профессиональных стандартов |
Создание и корректировка примерной программной документации и рабочих учебно-методических комплексов |
Педагоги, мастера производственного обучения, методисты, администрация |
Участие в конкурсах профессионального мастерства, подготовка к олимпиадам по профессии, в том числе Волрдскиллз, Россия |
Подготовка участников и материалов конкурсов
|
Педагоги, методисты, обучающиеся |
Обобщение и передача результатов приобретённого опыта |
Подготовка и корректировка статей для публикаций и материалов конкурсов |
Педагоги, методисты, социальные партнёры |
Апробация в сети и на муниципальном уровне |
Общественная экспертиза в сети, организация андрагогического наставничества, когда более опытный педагог обучает менее опытного, вне зависимости от стажа работы и возраста |
Педагоги, методисты |
Результат этапа непрерывного образования может быть следующим (а в реальной практике он таковым и является):
1) изучен профессиональный стандарт в практике совместной проектной деятельности;
2) подготовлены локальные акты;
3) описан опыт внедрения стандартов;
4) разработана учебно-программная документация, учитывающая декомпозицию новых образовательных стандартов и требований при подготовке обучающихся к участию в конкурсах Волрдскиллз («Молодые профессионалы»).
В ходе проектной деятельности возможны следующие формы непрерывного педагогического образования методического управления непрерывным педагогическим образованием в условиях внедрения профессионального стандарта педагога профессионального образования:
- По статусу – неформальное, информальное.
- По охвату участников: корпоративное, самообразование.
- По характеру включения в образовательную деятельность: естественное обучение в ходе практической и проектировочной деятельности.
- По уровням взаимодействия в ходе обучения: индивидуальный маршрут, коллективное (корпоративное) обучение в составе рабочих групп самообучающегося учреждения, обучение в ходе сетевого взаимодействия, ситуационное обучение (конференции, конкурсы).
Эти процессы, формы и процедуры непрерывного неформального педагогического образования могут протекать на фоне получения формального образования на заочной и вечерней формах обучения, а также в процессе прохождения курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов, не имеющих базового педагогического образования.
Можно констатировать, что в результате все эти процессы непрерывного образования влияют на развитие у педагога инновационного мышления; высокого уровня информационно-коммуникационной культуры; уровня владением инновационными образовательными технологиями; научно-методической активности и др. Всё это способствует в конечном итоге развитию резервов профессионального роста и имиджа учреждения профессионального образования.
Специфику проектирования системы научно-методической работы в условиях введения профессионального стандарта педагога показывает Е. И. Маркина, указывая на отличие инновационной деятельности в условиях профессионального стандарта от инновационной деятельности в обычном режиме функционирования образовательного учреждения [5]. Поэтому важно не только диагностировать начальный уровень готовности педагогов к реализации стандарта, но и корректировать ход работы с учётом новых образовательных запросов в развитии непрерывного педагогического образования участников педагогического коллектива.
Для корректировки методов реализации непрерывного педагогического образования необходим постоянный мониторинг соответствия уровня профессиональной компетенции педагогических кадров требованиям профессионального стандарта педагога. Для этого предусмотрены такие процедуры, как аудит, самоаудит, анкетирование, тестирование. Но более высокий уровень организации такой работы под руководством и при участии методической службы учреждения достигается при коллективном обсуждении инновационных продуктов в образовательном учреждении (на внутреннем институциональном уровне) и на внешнем уровне – в профессиональной сети, организованной по кластерному принципу, когда привлекаются наиболее квалифицированные на данный момент специалисты.
Для этих целей целесообразно проводить анализ готовности научно-методической базы к сопровождению педагогического коллектива среднего профессионального образования в условиях реализации компетентностной модели образования. На основании анализа принимаются меры совершенствования условий профессионального развития педагога. Так, Г. П. Юрьева, Ю. С. Архипова показывают, что современные преобразования, связанные с реформированием и модернизацией системы российского образования, предъявляют повышенные требования к педагогам, в том числе и к преподавателям системы СПО. В настоящее время возросла потребность в преподавателях, способных обновлять содержание своей профессиональной деятельности через ее критическое, творческое освоение, применение достижений науки и передового педагогического опыта. В конечном итоге качество подготовки будущих специалистов напрямую зависит от уровня и качества профессиональной подготовки преподавателей, реализующих процесс обучения, и уровня работы методической службы учреждения [6].
В связи с этим процессы реализации новых стандартов требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания повышения профессиональной компетенции педагогических кадров, особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики, формирование и развитие методической компетентности педагогов. Особая сложность методической работы – организация её для коллектива, имеющего разный уровень подготовки сотрудников и склонности к методической деятельности. Оказание каждому педагогу необходимой индивидуальной поддержки, организация наставничества и модерации в малых группах, безусловно, будут способствовать росту профессионального потенциала в ходе непрерывного педагогического образования [7].
Таким внешним консультантом в делах развития профессионального образования может быть муниципальная методическая служба. При её модерации и непосредственном участии проходит:
- разработка дополнительных образовательных модулей по повышению квалификации;
- внедрение преимущественно интерактивных и практико-ориентированных форм повышения квалификации;
- развитие дистанционного обучения;
- увеличение доли педагогов и руководящих работников, вовлечённых в работу проблемных и творческих групп;
- совершенствование форм и методов внедрения опыта педагогов, работающих в инновационном режиме;
- создание медиатеки для педагогов и руководителей ОУ города, её регулярное пополнение;
- использование ресурсов сети Интернет для совершенствования сетевого взаимодействия методистов и педагогических работников (скайп-консультации, вебинары, видеоконференции);
- развитие социального партнёрства [8].
Особое неоднозначное влияние оказывают на процессы профессионального роста социальные сети. Социальные сети позволяют исследовать связь культурного и социального капитала с образовательными достижениями как на уровне школ, так и на уровне отдельных учеников; нечто похожее можно наблюдать в профессиональной сети педагогов. Однако предметом общения в сети часто становятся профессиональные запросы на продукты методического творчества [9].
И. А. Сиялова отмечает повышение готовности педагогов после прохождения курсов повышения квалификации к внедрению стандартов на 8–26% по разным показателям (когнитивная готовность, технологическая готовность, личная мотивация и др.). Полагаем, что кроме исследования готовности и мотивации к внедрению профессиональных стандартов в ходе формального и неформального образования в учреждении должны появиться продукты, пригодные для применения в практике образования как обучающихся, так и педагогов. Параллельно в сочетании с инновационным обучением в ходе конкурсов Волрдскиллз, Россия, появились следующие инновационные продукты:
1) проект сборника методических работ участников сетевого семинара на уровне Северо-Западного региона (Новгородская, Ленинградская области, Санкт-Петербург);
2) четыре публикации по результатам инновационной деятельности в СПб ГБПОУ ИПЛ;
3) участие в конкурсе публикаций в номинации «Профессиональное образование», на 50% увеличилось участие СПб ГБПОУ ИПЛ в городском конкурсе технического творчества;
4) модель демонстрационного экзамена на соответствие профессиональной педагогической квалификации и др.
Реальные процессы управления и соуправления методической деятельностью способствуют развитию непрерывного педагогического образования, наилучшим образом обеспечивая внедрение профессиональных стандартов.
Таким образом, представленная нами модель развития непрерывного педагогического образования в условиях внедрения профессионального стандарта педагога профессионального образования отличается от имеющихся аналогов следующим:
- большей степенью включённости педагогов и методистов;
- вариативностью мотивирования педагогов, обучающихся в режиме самообучающегося учреждения;
- большей продуктивностью и развитостью синергетических процессов проектной, инновационной методической деятельности.