Full text

Результаты анализа трансформации российской экономической системы (РЭС) в разрезе её регионов и федеральных округов за период 2000–2012 гг. приведены в публикации [1].

В данной работе представлены: сформированный по данным Федеральной службы государственной статистики РФ [2] рэнкинг регионов по номинальному ВРП за 2014 г., его ядерная конкурентная структура и результат расчёта индекса совершенства конкуренции в РЭС, сравнение конкурентных структур и уровней конкуренции в РЭС 1998 и 2014 гг., а также в РЭС и мировой экономической системе (МЭС) в 2014 г.

Целью работы является количественный анализ трансформации РЭС и оценка её соответствия общемировой тенденции.

  1. 1.     Основы методологии

Ядерная структура произвольной конкурентной системы (рынка) – аналог спортивных весовых категорий или лиг, позволяющий представить такую систему в виде ряда ядер, каждое из которых включает субъекты системы, соизмеримые по своим компетенциям (рыночным долям).

Ядерное структурирование даёт возможность количественно оценивать текущее состояние и трансформацию (изменение состояния) системы во времени.

Отметим, что утверждение Пола Хейне «Все общественные взаимодействия можно трактовать как рыночные процессы» [3] позволяет рассматривать такую систему как своеобразный рынок и применять для анализа методики сепарации субъектов рынка и оценки уровня рыночной конкуренции, предложенные и апробированные в ряде работ, в частности [4–8].

1.1.    Критерий сепарации субъектов и формирование ядерной структуры системы

В качестве критерия сепарации субъектов и формирования ядерной структуры региональной РЭС в данной работе применён критерий отбора членов только больших ядер рынка, без дальнейшего разбиения их на субъядра с помощью других критериев. Согласно этому критерию, в состав большого ядра включаются субъекты рынка, удовлетворяющие самому «мягкому» условию: очередной из ранжированного по убыванию компетенций перечня субъектов рынка n-й субъект включается в большое ядро, если увеличение (за счет компетенции) осредненной поn членам ядра их кумулятивной компетенции после его включения в состав ядра [(SnSn-1) / n] равно или превышает уменьшение (за счет роста числа членов ядра) средней компетенции, приходящейся на одного члена ядра, после включения в состав ядра n-го субъекта [Sn-1 / (n – 1) – Sn/ n], т. е. критерий имеет вид:

 

 

 

Иными словами, очередной субъект рынка включается в большое ядро, если его компетенция удовлетворяет неравенству:

 

 

 

где Sn-1 –кумулятивная компетенция n – 1 субъектов – членов ядра, компетенция каждого из которых не уступает его компетенции Sn.

Ясно, что для включения n-го субъекта в такое ядро необходимо, чтобы относительные значения sn/Sn-1 были равны или превосходили минимально допустимые, численные значения которых для второго-десятого членов ядра (n = 2...10) приведены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

 

n

2

3

4

5

6

7

8

9

10

sn/Sn

0,500

0,250

0,167

0,125

0,100

0,083

0,071

0,063

0,056

 

Тогда:

-          второй субъект рынка входит в большое ядро рынка, если его компетенция равна или превышает 0,5 компетенции первого; третий – если его компетенция равна или больше 0,25 кумулятивной компетенции первого и второго членов ядра; четвертый – 0,167 кумулятивной компетенции трех предыдущих и т. д.;

-          если кумулятивная компетенция первых шести членов такого ядра равна 60%, то седьмым членом ядра может быть субъект, компетенция которого равна или превышает 60 * 0,083 = ~5%; если же кумулятивная компетенция первых шести членов ядра составляет 80%, седьмой субъект включается в ядро, если его компетенция не меньше 6,64%.

Формирование ядерной структуры системы осуществляется последовательным применением критерия для оценки возможности включения очередного из ранжированного по убыванию компетенций перечня субъектов рынка (рэнкинга) в состав первого (главного рыночного) ядра. Очередной субъект, компетенция которого не соответствует критерию включения в первое ядро, открывает второе ядро, и процесс продолжается до установления всех членов этого ядра. Результатом последовательного выполнения изложенной процедуры становится полная ядерная структура анализируемой системы, представляющая, как отмечалось выше, аналог спортивных весовых категорий или лиг, объединяющих относительно конкурентоспособных внутри категории или лиги участников соревнования.

1.2. Количественная оценка конкуренции в системе

Количественная оценка уровня конкуренции в региональной РЭС выполнялась с помощью расчёта индекса совершенства рыночной конкуренции (Perfection of Market Competition Index, который в случае идеальной совершенной конкуренции равняется единице) PMCI = (Y/N)/(S/n), где N – общее число субъектов рынка, n – число субъектов, входящих в первое (главное рыночное) ядро, Y – объём рынка (100%), S – кумулятивная компетенция членов первого (главного рыночного) ядра.

По своей сути этот индекс представляет отношение гипотетической равной рыночной доли субъектов анализируемого рынка при совершенной конкуренции (Y/N) к осреднённой фактической рыночной доле (компетенции) членов первого (главного рыночного) ядра (S/n). Например, утверждение «значение индекса равно 10%» означает, что осреднённая по всем участникам доля рынка составляет 10% от осреднённой доли членов первого (главного рыночного) ядра, то есть средняя доля (компетенция) членов этого ядра в 10 раз больше гипотетической средней доли всех субъектов рынка, соответствующей случаю идеальной совершенной конкуренции.

  1. 2.     Трансформация РЭС в разрезе регионов

С помощью изложенного подхода анализировались данные Федеральной службы государственной статистики РФ [9] по номинальному ВРП за 1998 и 2014 гг. Результаты приведены в табл. 2.1 и 2.2.

Таблица 2.1

Полная ядерная конкурентная структура рэнкинга регионов

по номинальному ВРП за 2014 г.

 

Позиция субъекта в рэнкинге – 1998

Субъект региональной экономики

Позиция субъекта в рэнкинге – 2014

место

компетенция

(%)

место

компетенция

(%)

2251977,5 млнр. 100,00%

Суммарный валовой региональный продукт России

58900652,2 млн р. 100,00%

ПЕРВОЕ (главное рыночное) ЯДРО

1 субъект, кумулятивная компетенция 21,75%

1

14,60

Москва

1

21,75

ВТОРОЕ ЯДРО

8 субъектов, кумулятивная компетенция 31,12%

2

4

3

11

8

5

6

9

8,38

3,64

3,82

2,29

2,92

3,24

3,12

2,51

Тюменская область

Московская область

Санкт-Петербург

Краснодарский край

Республика Татарстан

Свердловская область

Красноярский край

Республика Башкортостан

2

3

4

5

6

7

8

9

8,79

4,59

4,50

3,04

2,84

2,82

2,42

2,12

ТРЕТЬЕ ЯДРО

26 субъектов, кумулятивная компетенция 31,13%

7

13

18

14

10

12

19

47

17

27

3,00

2,11

1,68

1,98

2,31

2,24

1,53

0,56

1,90

1,21

Самарская область

Нижегородская область

Ростовская область

Челябинская область

Пермский край

Иркутская область

Новосибирская область

Сахалинская область

Кемеровская область

Оренбургская область

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1,96

1,73

1,70

1,69

1,64

1,54

1,52

1,35

1,27

1,24

Компетенция для случая совершенной конкуренции в 2014 г. 1,22

16

22

31

20

21

36

28

26

23

15

25

61

24

32

35

33

0,96

1,34

0,99

1,49

1,39

0,81

1,19

1,23

1,30

0,99

1,26

0,38

1,29

0,95

0,84

0,90

Ленинградская область

Волгоградская область

Воронежская область

Республика Саха (Якутия)

Приморский край

Белгородская область

Омская область

Саратовская область

Хабаровский край

Архангельская область

Ставропольский край

Республика Дагестан

Республика Коми

Алтайский край

Удмуртская Республика

Томская область

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

1,21

1,21

1,20

1,12

1,09

1,05

1,02

0,95

0,93

0,92

0,92

0,91

0,82

0,76

0,75

0,73

ЧЕТВЁРТОЕ ЯДРО

37 субъектов, кумулятивная компетенция 15,11%

37

39

29

34

42

56

30

38

64

54

46

41

55

57

43

40

52

44

51

49

45

59

50

53

60

58

65

66

63

62

48

68

71

69

70

0,79

0,73

1,05

0,88

0,66

0,45

1,01

0,75

0,37

0,47

0,57

0,69

0,46

0,44

0,66

0,70

0,49

0,64

0,50

0,52

0,57

0,42

0,50

0,49

0,42

0,42

0,37

0,36

0,37

0,38

0,52

0,27

0,17

0,27

0,25

Тульская область

Липецкая область

Вологодская область

Ярославская область

Владимирская область

Калужская область

Мурманская область

Тверская область

Калининградская область

Пензенская область

Рязанская область

Курская область

Астраханская область

Тамбовская область

Ульяновская область

Кировская область

Брянская область

Амурская область

Чувашская Республика

Смоленская область

Забайкальский край

Новгородская область

Республика Карелия

Республика Бурятия

Орловская область

Курганская область

Республика Мордовия

Республика Хакасия

Ивановская область

Костромская область

Камчатский край

Республика Марий Эл

Чеченская Республика

Республика Крым

Республика Северная Осетия-Алания

Псковская область

Кабардино-Балкарская Республика

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

0,69

0,67

0,66

0,66

0,56

0,55

0,54

0,52

0,52

0,51

0,50

0,49

0,49

0,47

0,47

0,43

0,41

0,40

0,40

0,40

0,39

0,35

0,32

0,31

0,31

0,29

0,29

0,27

0,26

0,25

0,25

0,24

0,24

0,23

0,22

0,21

0,20

ПЯТОЕ ЯДРО

10 субъектов, кумулятивная компетенция 0,92%

67

72

73

74

79

77

75

76

78

0,31

0,14

0,13

0,12

0,05

0,07

0,09

0,07

0,07

Магаданская область

Республика Адыгея

Карачаево-Черкесская Республика

Чукотский автономный округ

Республика Ингушетия

Республика Калмыкия

Республика Тыва

Республика Алтай

Еврейская автономная область

г. Севастополь

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

0,16

0,13

0,11

0,10

0,09

0,08

0,08

0,07

0,07

0,03

11,02%

Индекс совершенства конкуренции

5,61%

 

Комментарии:

  1. За период 1998–2014 гг. индекс совершенства конкуренции снизился в 1,96 раза (без учёта Чеченской Республики, Республики Крым и Севастополя – в 1,90 раза, до 5,79%). Основной причиной этого стал опережающий рост ВРП занявшей с 1999 г. монопольное положение Москвы (в 39 раз при росте суммарного ВРП всех регионов за эти годы в 26,16 в абсолютном выражении), приведший к возрастанию её компетенции в 1,49 раза и, вследствие этого, выходу из первого ядра в 1999 г. Тюменской области, ВРП которой вырос менее значительно (в 27,46 раза), а компетенция – только в 1,05 раза.
  2. Существенно возросла за эти годы и концентрация компетенций в регио­нальной системе (по децильному коэффициенту в 1,42 раза, с 56,6 до 80,6). Только у 24 (в 1998 г.) и 27 (в 2014 г.) регионов (менее трети общего числа) компетенция превышала компетенцию, соответствующую случаю совершенной конкуренции.

Таблица 2.2

Рэнкинг регионов по относительному изменению

экономической компетенции за 1998–2014 гг.

 

Место в рэнкинге

Субъект региональной экономики

Относительное изменение

компетенции (%)

1998

2014

47

17

Сахалинская область

+141,07

61

31

Республика Дагестан

+139,47

79

77

Республика Ингушетия

+80

1

1

Москва

+48,97

11

5

Краснодарский край

+32,75

36

25

Белгородская область

+29,63

71

70

Республика Северная Осетия

+29,41

4

3

Московская область

+26,10

16

20

Ленинградская область

+26,04

56

41

Калужская область

+22,22

31

22

Воронежская область

+21,21

3

4

Санкт-Петербург

+17,80

77

78

Республика Калмыкия

+14,29

64

44

Калининградская область

+08,51

54

45

Пензенская область

+08,51

57

49

Тамбовская область

+06,82

55

48

Астраханская область

+06,52

2

2

Тюменская область

+04,89

27

19

Оренбургская область

+02,48

18

12

Ростовская область

+01,19

76

80

Республика Алтай

0,00

78

81

Еврейская автономная область

0,00

19

16

Новосибирская область

-00,65

8

6

Республика Татарстан

-02,74

15

29

Архангельская область

-07,07

72

74

Республика Адыгея

-07,14

39

37

Липецкая область

-08,22

22

21

Волгоградская область

-09,70

35

34

Удмуртская Республика

-10,71

68

67

Республика Марий Эл

-11,11

75

79

Республика Тыва

-11,11

46

46

Рязанская область

-12,28

37

36

Тульская область

-12,66

5

7

Свердловская область

-12,96

28

26

Омская область

-14,29

14

13

Челябинская область

-14,65

9

9

Республика Башкортостан

-15,54

73

75

Карачаево-Черкесская Республика

-15,38

42

40

Владимирская область

-15,15

59

57

Новгородская область

-16,67

74

76

Чукотский автономный округ

-16,67

52

52

Брянская область

-16,33

13

11

Нижегородская область

-18,01

33

35

Томская область

-18,89

32

33

Алтайский край

-20,00

51

54

Чувашская Республика

-20,00

70

72

Кабардино-Балкарская Республика

-20,20

21

24

Приморский край

-21,58

58

61

Курганская область

-21,62

65

62

Республика Мордовия

-21,62

69

71

Псковская область

-22,22

6

8

Красноярский край

-22,44

26

27

Саратовская область

-22,76

49

55

Смоленская область

-23,08

20

23

Республика Саха (Якутия)

-24,83

66

63

Республика Хакасия

-25,00

34

39

Ярославская область

-25,00

60

60

Орловская область

-26,19

25

30

Ставропольский край

-26,98

23

28

Хабаровский край

-28,46

43

50

Ульяновская область

-28,79

41

47

Курская область

-28,99

10

14

Пермский край

-29,00

63

64

Ивановская область

-29,73

38

43

Тверская область

-30,67

12

15

Иркутская область

-31,25

45

56

Забайкальский край

-31,58

17

18

Кемеровская область

-33,16

62

65

Костромская область

-34,21

7

10

Самарская область

-34,67

50

58

Республика Карелия

-36,00

24

32

Республика Коми

-36,43

53

59

Республика Бурятия

-36,73

29

38

Вологодская область

-37,14

44

53

Амурская область

-37,50

40

51

Кировская область

-38,57

30

42

Мурманская область

-46,53

67

73

Магаданская область

-48,39

48

66

Камчатский край

-51,92

 

Комментарий. Только у 22 регионов (менее 28% общего числа) компетенция выросла или сохранилась (медианное значение относительного роста – 19,5%); у остальных 57 она уменьшилась (медианное значение относительного снижения – 22,2%).

  1. 3.     Трансформация РЭС в разрезе федеральных округов

Результаты анализа трансформации РЭС в разрезе федеральных округов отражены в табл. 3.1 и 3.2.

Таблица 3.1

Рэнкинг федеральных округов по относительному изменению

суммарного ВРП за 1998–2014 гг.

 

Федеральный округ

ВРП-1998 (млн р.)

ВРП-2014 (млн р.)

Относительный рост

Центральный

Северо-Кавказский

Южный

634 372,0

50 235,3

134 769,4

20 820 578,6

1 587 148,0

3 920 265,0

в 31,821 раз

в 30,594 раз

в 28,089 раз

По трём округам

819 376,7

26 327 991,7

в 31,132 раз

РОССИЯ

2 215 977,5

58 900 652,2

в 25,155 раз

Уральский

Северо-Западный

Дальневосточный

Приволжский

Сибирский

315 745,6

240 785,0

144 168,4

429 881,8

302 020,0

8 001 748,7

5 914 796,6

3 222 508,1

9 171 075,0

6 106 912,6

в 24,342 раз

в 23,565 раз

в 21,352 раз

в20,334 раз

в 19,220 раз

По пяти округам

1 432 600,8

32 572 660,5

в 21,737 раз

 

Таблица 3.2

Рэнкинг федеральных округов по относительному изменению

экономической компетенции за 1998–2014 гг.

 

Федеральный

округ

Компетенция 1998 (%)

Компетенция 2014 (%)

Относительное

изменение (%)

Центральный

Северо-Кавказский

Южный

28,17

2,23

5,98

35,35

2,69

6,66

+25,49

+20,63

+11,37

По трём округам

36,38

44,70

+22,87

Уральский

Северо-Западный

Дальневосточный

Приволжский

Сибирский

14,02

10,69

6,40

19,09

13,41

13,59

10,04

5,47

15,57

10,37

-03,07

-06,08

-14,53

-18,44

-22,67

По пяти округам

63,62

55,30

-13,08

Крымский

0,26

Индекс совершенства конкуренции между округами

 

83,68%

35,36%

-2,367 раз

Комментарии:

  1. В первое ядро структуры в 1998 г. входили пять округов (Центральный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Северо-Западный) с кумулятивной компетенцией 85,38%, а с 1999 г. – один (Центральный) с компетенцией 35,35%, то есть система монополизировалась за счёт опережающего роста кумулятивного ВРП ЦФО (относительное увеличение в 31,821 раза при общероссийском – в 25,155 раза), что и привело к снижению индекса совершенства конкуренции в 2,37 раза.
  2. На фоне роста суммарного ВРП России в 25,155 раза три округа увеличили свою кумулятивную компетенцию в относительном выражении на 22,87%, а пять округов снизили на 13,08%.
  3. 4.     Конкурентные ядерные структуры российской и мировой экономических систем

Результаты сравнения конкурентных ядерных структур РЭС и МЭС [10–12]приведены в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Сопоставление структур МЭС и РЭС по данным за 2014 г.

 

Номер ядра

Общее число субъектов

Доля субъектов составе ядра (%)

Кумулятивная компетенция

ядра (%)

 

МЭС

РЭС

МЭС

РЭС

МЭС

РЭС

Всего

192

82

 

 

100

100

1

2

1

1,04

1,22

34,7100

21,75

2

11

8

5,73

9,76

36,4100

31,12

3

29

26

15,10

31,71

20,2500

31,13

4

22

37

11,46

42,12

5,2400

15,11

5

37

10

19,27

12,20

2,4200

0,92

6

50

26,04

0,8800

7

14

7,29

0,0650

8

18

9,38

0,0300

9

6

3,13

0,0030

10

3

1,56

0,0005

 

Комментарии:

  1. МЭС является дуополистической (США и Китай, с кумулятивной компетенцией 34,71%), РЭС – монополистической (Москва, с компетенцией 21,75%). Уровень совершенства конкуренции в МЭС 2014 г. (2,87%) почти в два (1,955) раза ниже, чем в РЭС.
  2. МЭС более разнородна по сравнению с РЭС: её конкурентная структура содержит в два раза больше ядер, чем аналогичная структура РЭС.
  3. Обе системы характеризуются устойчивым снижением конкуренции в них вследствие опережающего темпа роста валового продукта своих ведущих субъектов.

Итак, за 17 лет (1998–2014 гг.) в абсолютном выражении номинальный суммарный валовой региональный продукт (ВРП) субъектов РФ вырос в 26,16раза (в относительном выражении – в 25,16 раза); относительное изменение годового суммарного ВРП за этот период колебалось в широких пределах: от максимального прироста в 1999 г. на 69,96% до паденияна 5,61% в 2009 г.; при этом медианное значение относительного прироста за весь период составило 22,4%, снизившись до 10,0% в период2010–2014 гг. и до 8,9% в период 2012–2014 гг.

Основным результатом представленного анализа является количественное подтверждение трансформации региональной российской экономической системы в направлении снижения уровня конкуренции в ней за счёт опережающего развития ведущих субъектов системы на фоне общего роста, что совпадает с современной тенденцией развития мировой экономики.