Full text

 

Сказка моей жизни развернулась предо мною – богатая, прекрасная, утешительная. Даже зло вело к благу, горе к радости,

и в целом она является полной глубоких мыслей поэмой,

какой я никогда не был бы в силах создать сам…

Да, правда, что я родился под счастливой звездой!

Ганс Христиан Андерсен

 

Эстетическое воспитание – это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности, в искусстве, в литературе, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного.

Современной молодежи очень трудно оценить эстетическую красоту того или иного произведения, поскольку само понятие эстетики в современном мире утратило свое значение, уступив место практичности и доступности.

В школьные годы происходит накопление знаний, умений владеть ценностными ориентирами, воспитание и оценивание художественно-эстетических явлений, формирование эмоциональных и вкусовых установок и представлений, освоение способов образного мышления в сфере прекрасного.

Многие читают сказки, мифы, научно-фантастические романы, художественную литературу, поэзию. С малых лет известно нам крылатое выражение: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

В. А. Сухомлинский писал: «Я не представляю обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказок… Красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке. Сказка – это колыбель мысли».

Читая сказки, мы, естественно, не обращаем внимания на встречающиеся там физические явления. Между тем они играют в сказках немаловажную роль: тот, кто знает законы природы, часто побеждает, а кто не знает, наоборот, терпит поражение.

Сказки помогают внести в уроки физики элемент занимательности, их можно использовать при объяснении нового материала, закреплении, во время индивидуальной работы.

Можно взглянуть на эти произведения не просто как на увлекательное чтение, а как естествоиспытатель, наблюдающий природу вместе с автором. И тогда можно удивиться, насколько точно иногда писатели и поэты предвосхищают важнейшие проблемы научных исследований.

Использование отрывков из художественной литературы развивает интерес к предмету, повышает внимательность и активность детей на уроке, укрепляет межпредметные связи, ведь, чтобы написать сказку, необходимо не только понять физический материал, но литературно изложить его, интересно выстроить сказочный сюжет.

На уроках физики тексты из произведений художественной литературы можно использовать в два приема: в качестве иллюстраций и в качестве условий для физических задач. Тексты произведений можно использовать на различных занятиях и разных этапах урока.

Использование сказок на занятиях по физике оказывается эффективным, если придерживаться определенных методических требований – цитируемое должно:

-          быть связано с конкретными вопросами курса физики;

-          отражать основной, а не второстепенный или дополнительный материал;

-          иметь художественные достоинства: яркость и убедительность образов, выразительность;

-          быть кратким, лаконичным;

-          способствовать положительной мотивации к изучению физики.

Остановимся на известных сказках Г. Х. Андерсена.

Трудно найти человека, не прочитавшего в своей жизни ни одной сказки Андерсена. Творчество Г. Х. Андерсена очень разнообразно: романы, стихи, пьесы, путевые очерки, автобиографическая проза, но именно сказки составляют большую часть его литературного наследства, именно они принесли ему мировую известность.

Писатель не сразу понял ценность избранного им нового жанра, но успех его сказок не только у детей, но и у взрослых подсказал ему мысль использовать сказки для передачи идей взрослым читателям: «Теперь я рассказываю из головы, хватаю идею для взрослых – и рассказываю для детей, помня, что отец и мать иногда тоже слушают и им нужно дать пищу для размышлений!» [1]

 

***

«И он притаился в камышах.

Над головою его то и дело свистела дробь, раздавались выстрелы. Пальба стихла только к вечеру, но утенок долго еще боялся пошевелиться» (Гадкий утенок).

Почему дробь свистит? Почему мы не слышим, как летит пуля, брошенная рукой, но слышим пулю, выпущенную из ружья?

 

***

«Волчком завертелся он в воде, вытянул шею и тоже закричал, да так громко и странно, что сам испугался. Ах, он не мог оторвать глаз от этих прекрасных счастливых птиц, а когда они совсем скрылись из виду, нырнул на самое дно, вынырнул и был словно не в себе. Не знал утенок, как зовут этих птиц, куда они летят, но полюбил их, как не любил до сих пор никого на свете» (Гадкий утенок).

Изобразите силы, действующие на утенка в воде. Почему перья водоплавающих птиц не смачиваются водой?

***

«Дул такой сильный встречный ветер, что утенок еле-еле передвигал лапками…

К счастью, он заметил, что дверь избушки соскочила с одной петли и так перекосилась, что сквозь щель можно легко пробраться внутрь. И утенок пробрался.

В избушке жила старуха со своей курицей и котом. Кота она звала Сыночком; он умел выгибать спину, мурлыкать и даже сыпать искрами, но для этого надо было погладить его против шерсти. У курицы были маленькие коротенькие ножки, и потому ее так и прозвали Коротконожкой. Она прилежно несла яйца, и старушка любила ее, как дочку» (Гадкий утенок).

Почему кот «сыпал искры», когда его гладили?

 

***

«Зима настала холодная-прехолодная. Утенку приходилось плавать без отдыха, чтобы не дать воде замерзнуть совсем, но с каждой ночью полынья, в которой он плавал, становилась все меньше и меньше.

Морозило так, что даже лед потрескивал. Без устали работал лапками утенок, но под конец совсем выбился из сил, замер и весь обмерз.

Рано утром проходил мимо крестьянин. Он увидал утенка, разбил лед своими деревянными башмаками и отнес полумертвую птицу домой к жене» (Гадкий утенок).

Почему лед трещит?

 

***

«И вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утенок узнал прекрасных птиц, и его охватила какая-то непонятная грусть.

– Полечу-ка к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним. Но пусть! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод зимою!

И он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему.

– Убейте меня! — сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти, но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное отражение. Был уже не гадким темно-серым утенком, а прекрасным белым лебедем!» (Гадкий утенок).

Как получается изображение в зеркале?

 

***

«На столе, где очутились солдатики, стояло много других игрушек, но самым приметным был красивый дворец из картона. Сквозь маленькие окна можно было заглянуть прямо в залы. Перед дворцом, вокруг маленького зеркальца, которое изображало озеро, стояли деревца, а по озеру плавали восковые лебеди и гляделись в него» (Стойкий оловянный солдатик).

От чего зависит качество изображения в зеркале? Постройте изображение солдатика в плоском зеркале, если он находится на зеркале.

 

***

«Герда начала читать “Отче наш”; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие, светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках» (Снежная королева).

Почему зимой заметно выделение тумана при дыхании, а летом – нет?

 

***

«В одной руке у него – маленькая чашечка с мыльной водой, в другой – глиняная трубочка. Он пускает пузыри, доска (качелей) качается, пузыри разлетаются по воздуху, переливаясь на солнце всеми цветами радуги» (Снежная королева).

Какое явление раскрашивает мыльные пузыри?

 

***

«Побывав в гостях у соседки, крот прорыл под землей длинный коридор от своего дома до самой норки полевой мыши и пригласил старушку вместе с приемной дочкой прогуляться по этой подземной галерее.

Он взял в рот гнилушку – в темноте гнилушка светит не хуже свечки – и пошёл вперёд, освещая дорогу» (Дюймовочка).

С каким видом люминесценции связано свечение гнилушки?

 

***

«Раз зимою, когда шел снежок, он вышел с большим зажигательным стеклом и подставил под снег полу своей синей куртки.

– Погляди в стекло, Герда! – сказал он.

Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду. Чудо что такое!

– Видишь, как искусно сделано! – сказал Кай. – Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии! Ах, если бы они только не таяли!» (Снежная королева).

Бывают ли снежинки десятиугольной формы?

 

***

«– А у них тоже есть королева? – спрашивал мальчик. Он знал, что у настоящих пчел есть такая.

– Есть! – отвечала бабушка. – Снежинки окружают ее густым роем, но она больше их всех и никогда не присаживается на землю, вечно носится в черном облаке. Часто по ночам пролетает она по городским улицам и заглядывает в окошки, вот оттого-то и покрываются они морозными узорами, словно цветами» (Снежная королева).

Почему возникают узоры на окнах зимой?

 

***

«Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. Было у него одиннадцать сыновей и одна дочь, Элиза. Одиннадцать братьев-принцев ходили в школу со звездами на груди и саблями у ноги. Писали они на золотых досках алмазными грифелями и наизусть умели читать не хуже, чем по книжке» (Дикие лебеди).

Почему на золотых досках писали алмазными (а не графитовыми) грифелями? Объясните с точки зрения физики.

 

***

«Чёрная туча приближалась, сильные порывы ветра предвещали бурю, облака собрались в сплошную свинцовую волну, катившуюся по небу; молния сверкала за молнией…» (Дикие лебеди).

Какова природа молнии? Почему канал молнии светится? Ночью при свете молнии движущиеся тела кажутся остановившимися. Почему?

 

***

«…Море ведь так переменчиво: за несколько часов тут можно было увидеть больше, чем в целый год где-нибудь на берегах пресных внутренних озёр. Если на небо надвигалась большая чёрная туча и ветер крепчал, море как будто говорило: “Я тоже могу почернеть!” – начинало бурлить, волноваться и покрывалось белыми барашками. Если же облака были розоватого цвета, а ветер спал, – море было похоже на лепесток розы; иногда оно становилось зелёным, иногда белым; но какая бы тишь не стояла в воздухе и как бы спокойно ни было само море, у берега постоянно было заметно лёгкое волнение, – вода тихо вздымалась, словно грудь спящего ребёнка…» (Дикие лебеди).

От чего зависит цвет моря?

 

***

«Внизу под ним колыхались пальмовые рощи и роскошные цветы величиной с мельничные колеса. Элиза спросила, не та ли это страна, куда они держат путь, но лебеди только покачали головами: это был всего лишь чудесный, вечно меняющий очертания облачный замок Фата-Морганы.

Элиза все смотрела и смотрела на него, и вот горы, леса и замок сдвинулись вместе и образовали двадцать величественных церквей с колокольнями и стрельчатыми окнами. Ей показалось даже, что она слышит звуки органа, но это шумело море» (Дикие лебеди).

Что такое фата-моргана и имеет ли она отношение к оптике? (Это редко встречающаяся форма миража, когда на горизонте появляются сложные и быстро меняющиеся изображения предметов, находящихся за горизонтом. Ее происхождение связано с особым преломлением света.)

 

***

«Пришёл слуга и изрубил ёлку в куски, – вышла целая связка растопок. Как жарко запылали они под большим котлом! Дерево глубоко-глубоко вздыхало, и эти вздохи были похожи на слабые выстрелы. Прибежали дети, уселись перед огнём и встречали каждый выстрел весёлым “пиф! паф!”» (Ель).

Почему в печке ель «вздыхала» (трещала)?

 

***

«Жара сильно влияла на его здоровье; он исхудал, и даже тень его как-то вся съежилась, стала куда меньше, чем была в холодных странах; жара повлияла на нее. Оба они – и ученый и тень – оживали только с наступлением вечера. И, право, любо было посмотреть на них! Как только в комнату вносили свечи, тень растягивалась во всю стену, захватывала даже часть потолка – ей ведь надо было потянуться хорошенько, чтобы расправить члены и вновь набрать сил» (Тень).

Как образуется тень? От чего зависят размеры тени и ее очертания?

 

В процессе работы со сказкой и ее анализа у учеников продолжается формирование следующих умений и навыков:

-          работа с текстом художественного произведения;

-          умение получать скрытую в тексте информацию;

-          давать характеристику персонажам;

-          отвечать на проблемные вопросы;

-          определять тему и идею произведения;

-          вести дискуссию;

-          развивать грамотную устную и письменную речь.

 

Сказки! Они интересны всем в любом возрасте. Сказки обладают большим воспитательным потенциалом, поскольку несут в себе мудрость, доброту и красоту, столь необходимые людям. А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки!» большинство детей читало сказки и поэтому, а на уроках физики сказка – замечательная иллюстрация физических понятий, законов, явлений.