Современная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется сменой ценностей, приоритетов, духовных и нравственных идеалов, поэтому формирование толерантности является актуальной проблемой в образовании. Толерантность, по мнению многих исследователей, проявляется в том, что каждый человек может быть таким, каким считает для себя наиболее приемлемым, он может, с одной стороны, надеяться быть принятым Другими, а с другой – сам готов принимать Других такими, какие они есть. Именно такой взгляд на окружающий мир и социум способен привести к сотрудничеству, взаимопониманию между людьми и нациями.
Смысл термина «толерантность» складывался в процессе развития общества, меняясь вместе с ним. В настоящем толерантность используют как инструмент формирования и воспитания личности, начиная с детского сада и до вуза. Чтобы понять, что такое «толерантность», обратимся к истории появления этого термина.
В исследованиях, посвященных проблеме толерантности, представлено множество мнений и определений названного понятия. Рассмотрим траекторию развития взглядов на толерантность в историко-философском контексте и сделаем выводы об их влиянии на педагогическую мысль.
В Античности термина «толерантность» еще не было. Но использовалось понятие «терпимость», т. е. сохранение равновесия в человеческих отношениях, направление на приобретение характера компромисса человека, его потребностей и желаний с окружающей действительностью. Его можно встретить в трудах древнегреческих философов: Аристотеля, Платона, Пиррона, Сократа, Тимона, Тертулиана и др.
По мнению Д. В. Алексеева [1], Аристотель понимал терпимость как стремление к «золотой середине», Пиррон – как умеренность и воздержанность, Платон – как интеллектуальную самозащиту, Сократ – как обуздание страстей посредством воспитания и знания, Тертулиан – как спасение и покаяние, рассматривая соотношение «добра» и «зла» как меру терпения.
Следствием этого стало появление в педагогической мысли эпохи Античности идей, отразившихся во взглядах на формирование всесторонне развитой личности, гармоничного развития человека, его индивидуальных особенностей, умения критически мыслить, отстаивать свою точку зрения. Такое отношение к воспитанию и саморазвитию личности способствует совершенствованию общества, гармонизации человека и общества.
Обратим внимание, что понятие «толерантность» трактовалось как «терпимость» вплоть до 1689 г., когда в Англии был принят «Акт о толерантности».
Д. В. Алексеев также установил, что в Средние века терпимость детерминировалась религиозными представлениями в общественной морали [2].
Средневековые философы Фома Аквинский и Мейстер Экхарт определяли терпимость через преодоление страданий, которые выпали человеку, причем преодоление заключалось в возможности терпимого отношения к людям со стороны Бога, Церкви, государства и другого человека.
Идеи толерантности в рассмотренную эпоху отразились на педагогической мысли того времени – в осуществлении религиозного воспитания, когда задача образования состояла в интегрировании личности в систему религиозно-этико-правовых норм.
Концепция толерантности существовала во всех мировых религиях: в буддизме это принцип гармонизации отношений между человеком и окружающим миром, в христианстве – любовь к ближнему на основе понимания и прощения, в иудаизме и исламе – люди созданы по образу и подобию Бога, значит, равны перед ним, несмотря на свои различия. Из приведенных примеров становится заметно присутствие в каждой религии основания для воспитания толерантности.
«Хотя педагогическая реальность с ее сословными школами, широко применявшимися в них телесными наказаниями, бессмысленным заучиванием наизусть религиозных текстов, взглядом на ученика как на средство достижения педагогических целей отнюдь не способствовала последовательной реализации идеи гуманных отношений в педагогическом процессе, само внедрение подобных установок в культуру и в педагогику усиливало их толерантную ориентацию» [3].
Гуманистические тенденции, зародившиеся в Средние века, продолжали свое развитие в эпоху Возрождения. Считалось, что учителю следует уважать учеников, учитывать их индивидуальные особенности. Все это явилось основой для продолжения становления идеи толерантности в педагогической мысли.
Н. М. Борытко [4] точно отметил, что в педагогике Возрождения в основе развития толерантности лежит принятие человека в качестве главной ценности. Люди должны считаться равными от природы. Эти идеи, будучи применены к образованию, становятся способами выражения идеи толерантности.
Теоретический анализ исследований, посвященных развитию толерантности и ее влиянию на педагогическую мысль в Средние века, позволяет выделить толерантные идеи, зародившиеся еще в Античности, и религиозные концепции развития толерантности, которые многосторонне рассматривались во взаимоотношениях человека и природы. Важно отметить, что природа воспринималась как пример, образец и средство для педагогической практики.
Яркими представителями периода Нового времени были философы Дж. Бруно, П. Бейль, М. Монтень. Они рассматривали человека как равного, саморефлексирующего и ответственного индивида, говорили о необходимости подчинить все законы морали естественной идее справедливости [5].
В это время толерантность соотносилась с принципом диалога, отношениями среди людей в обществе и социальными группами людей. Она осмысливалась через возможность принятия одним человеком ценностей другого, и в то же время не изменять своей системе ценностных ориентаций. Следовательно, толерантность предстает в виде условия сохранения, поддержания и развития индивидуализации в обществе.
По мнению С. Д. Бакулиной [6], в тот исторический период два аргумента были условием формирования толерантности: отказ от насилия и добровольное вступление на религиозный путь.
Продолжая анализ развития понятий «терпимость» и «толерантность» по временным критериям, отметим, что в период Нового времени толерантность представлялась как свобода выбора, возможность добровольного вступления в религиозную общину. В это время проявляется терпимое отношение к представителям других религий.
Благодаря этому в педагогической мысли и образовательной практике Нового времени появляется такое направление, как педоцентризм. Его яркий представитель – Дж. Дьюи.
Освещая траекторию развития взглядов на терпимость, толерантность в историческом аспекте, далее рассмотрим эпоху Просвещения. Эразм Роттердамский представляет терпимость как преодоление соблазна, основой являются принципы самопознания («ничего не знает тот, кто о себе ничего не знает), «ничего сверх меры». Они «требуют от человека разумного самоограничения и преодоления соблазнов, чем определяется “терпимость” как понятие» [7].
Дж. Локк, являющийся последователем такой точки зрения, дал определение понятиям «терпимость», «веротерпимость» и «право на терпимость». Так, первое – это ограничение проявления различных форм насилия, второе – возможность свободного вероисповедания, где выбор религии зависит только от самого человека, третье – необходимость соблюдения меры, способной сохранить существование отношений терпимости в обществе.
По мнению Й. Подгорcкого [8], термин «толерантность» появился именно в этот исторический период. Толерантность рассматривалась как возможность свободы выражения собственных взглядов, совершенствования личности. Это время характеризуется теоретическим постижением и практическим воплощением принципа толерантности в реформе, совершаемой в образе мыслей.
Ф. Вольтер представил толерантность как всеобщую ценность, в основе которой – мир и согласие между религиями, социальными группами, народами и государствами [Цит. по: 9].
Освещая историко-философский взгляд на толерантность XIX в., подчеркнем, что «в качестве основного тезиса жизнеустройства рассматривается неприкосновенность частной жизни; привилегирует статус толерантности» [10].
Если говорить о толерантности в России, то исторически она тоже выражалась через терпимость, как и в европейской философии.
Проблемы терпимости в отечественной философии впервые стали освещаться у Л. И. Петражицкого. Он отделил понятие «терпимость» от других качеств поведения человека, активно использовал его в контексте сотрудничества.
Н. А. Бердяев занимался поиском смыслообразующих компонентов этого понятия. Утверждал, что терпимость определяется уровнем нравственной сознательности, разграничивал понятия «свобода воли» и «свобода выбора», отделил «ответственность и наказание» от «освобождения».
Философы И. В. Киреевский, Н. Я. Данилевский представили терпимость в виде искусственного нахождения середины, А. П. Куницын – как надежное оружие для избегания расколов, П. Я. Чаадаев – как физиологическую характеристику человека, В. Соловьев – как допущение чужой свободы.
С. В. Мейнер видел проявление терпимости через сочувственное отношение к иному, Ю. А. Ищенко – проявление сострадания, сохранение собственного Я и самоопределения человека, Ю. А. Шрейдер – готовность принять другого таким, какой он есть [11].
Рассматривая философско-исторический контекст развития понятий «терпимость», «толерантность» в России, можно сказать, что оно заключается в признании у человека права на уважение, свое достоинство, противостоянии проявлениям насилия в любых его формах.
Россия является многонациональной, поликультурной страной. Проблема воспитания нового поколения в контексте толерантности актуальна. Более того, она связана с потребностями людей жить рядом друг с другом, жить одним обществом, одним коллективом. Ценность толерантности непреходяща, она общезначима и часто принимается людьми безоговорочно (хотя и не всеми).
Анализируя становление понятия «толерантность», видим, что происходит понимание толерантности как определенной свободы, способности к выбору жизни, поведения, понимания и постижения истины.
Она является противоположностью насилию, выступает принципом уважения, признания прав человека в обществе, является некими «весами» для уравновешивания сильного и слабого человека, их равноправного сосуществования.
Толерантность является необходимым условием для функционирования человека в сферах деятельности, не имеющих однозначно заданных и заранее определенных критериев правильного нравственного выбора.
Надо заметить, что именно педагогика является той областью, где формируется и воспитывается толерантная личность. Так, в работах Дж. Локка «Послание о веротерпимости» [12] и «Опыты о веротерпимости» [13] освещается изучаемое понятие не только как философская, но и как педагогическая категория.
XX в. стал временем, когда толерантность начали изучать в качестве самостоятельной проблемы в сопоставлении с интолерантностью. Поэтому более глубокое понимание толерантности можем получить через изучение противоположного понятия – интолерантности. Она построена на убеждениях, что именно личные взгляды, идеи, цели, образ жизни являются правильными и стоят выше остальных. Существуют критерии интолерантности (проявления нетерпимости), такие как негативное отношение к человеку на основе отрицательных мнений, эталонное сравнение с другими, оскорбления, игнорирование в общении, перекладывание вины на других. Так же к критериям интолерантности относятся: преследование, угрозы, дискриминация, изгнание, репрессии. Особенно важно подчеркнуть их проявления в педагогике. К ним можно отнести следующие различия ценностных ориентаций личности: этические, в интеллектуальном развитии, в индивидуальных особенностях, мировоззрении, интересах, нравственных нормах (зло, несправедливость и др.). Через обозначенные критерии интолерантности можно осознать важность воспитания толерантности.
Толерантное общество характеризуется проявлением свободного выбора жизненной позиции, взаимоуважением, доброжелательностью, терпимостью, принятием Другого таким, какой он есть. Важной целью воспитания подрастающего поколения является ценность человеческого достоинства, неприкосновенность каждой личности. Толерантный образовательный процесс «должен носить непрерывный характер, начиная с дошкольного образования» [14]. Практики подтвердили данное мнение о непрерывном характере толерантности, который продолжает формировать внутреннюю установку в процессе воспитания через обогащение внутреннего мира и собственного опыта личности.
В XXI в. ведущим принципом становится принцип социального взаимодействия, который акцентирует взгляд на построении цивилизованного, справедливого общества, т. е. толерантного. Данный взгляд можно увидеть в исследованиях современных педагогов С. В. Даниловой [15], Т. В. Загорули [16], Е. С. Карякиной [17], А. В. Ладик [18] и автора статьи [19], которые рассматривали педагогические стратегии, педагогические условия, развитие и воспитание педагогической толерантности, принципы формирования толерантности, такие как терпимость, взаимность, сочувствие, свобода слова.
Например, Ю. В. Лопухова доказывает, что «в современных условиях требуется создание такого аксиологического пространства воспитания толерантности студентов, в котором пребывающее в образующих содержание ценности “толерантность” ценностях, отражающих онтологическую модальность сущего, есть сущность, которая в форме проявления обнаруживает себя в отношениях преподавателя к студенту, студента к преподавателю, а в форме существования “живет” в ценностных отношениях, образующих содержание аксиологического пространства воспитания толерантности студентов. Такое пространство создается ценностно-ориентационной деятельностью преподавателя вуза и студента» [20].
О. А. Зимовина [21] предлагает разрабатывать и использовать в работе со студентами вузов специальные педагогические технологии воспитания толерантности через установки и навыки толерантного поведения. К числу таких технологий принадлежат, в частности, технологии индивидуализации воспитания толерантности. Они базируются, по мнению названного автора, на выполнении следующих условий: индивидуализацию целесообразно осуществлять при овладении студентами эмоционально-ценностным отношением к миру, с использованием механизмов самовоспитания и технологий, подразумевающих большую степень активности обучающихся.
Результатом проведенных в последние годы исследований стало выделение подходов к пониманию толерантности именно в педагогике. Среди них значимыми являются экзистенционально-гуманистический (толерантность не является результатом действий каких-либо «факторов», это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека), диверсификационный (рассматривается как сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен), личностный (акцентируется внимание на сложной «анатомии» толерантности, личностное измерение толерантности – ценности, смыслы, личностные установки), фисилитативный (сконцентрирован на полноценной толерантности, создание условий для развития толерантной личности), диалогический (общая толерантность человека, основой ее являются межличностные взаимоотношения, межличностный диалог) [22].
Каждый из них продолжает оказывать влияние на то, как осуществляется построение образования в современном обществе.
Е. И. Касьянова [23] доказала, что в последние годы толерантность предстает как категория, содержание которой многослойно и недостаточно четко определено в современной науке. Названным автором выявлено несколько направлений трактовок сущности толерантности в науке: рациональное, ценностное и субъективное.
Проведенный нами теоретический анализ взглядов на понятие «толерантность» показал, что оно рассматривалось, с одной стороны, как закономерный итог многовековых споров, а с другой – как новый этап в развитии самой идеи толерантности в педагогике. Толерантность на первое место выдвигает такие качества личности, как открытость, уравновешенность, самоуважение, ответственность, стойкость и мужество, принятие Другого.
По мнению Т. М. Туманова, «толерантность – следствие обогащения человечества навыками миролюбия, взаимопонимания, эмпатии, бесконфликтного совместного существования на Земле множества этносов» [24].
Воспитание толерантной личности помогает обществу в признании прав человека на иной образ жизни, на свободное выражение своих взглядов и ценностей, умение взглянуть на мир с точки зрения Другого. Оно развивает способности предполагать альтернативные взгляды на проблемы, находить в иной культуре нечто полезное и ценное для себя самого.