Full text

В современных экономических условиях выбор будущей специальности представляет сложный, многогранный процесс, на который воздействует множество разных факторов: общественная установка, мнение семьи, представление молодого человека о своих способностях. Поэтому для совершения полноценного выбора молодежь вынуждена постоянно находиться в поиске решения жизненных задач [1]. В таких условиях осуществление самостоятельного профессионального выбора превращается в серьезную проблему, и именно эта необходимость самостоятельного выбора, наличия критериев оценки, с учетом собственных психологических особенностей, должна выйти на первый план профориентационной работы с будущими экономистами сельского хозяйства. При этом методы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников приобретают особую актуальность [2].

Сегодня меры поддержки сельской молодежи в профессиональном выборе носят консалтинговый характер. Эффективность такого формата подтверждают многочисленные отзывы как руководителей сельских школ, так и самих ребят об агропрофориентационной работе экономического факультета Пермской государственной сельскохозяйственной академии (далее – Пермская ГСХА). Например, хороший отзыв по профориентационному консалтингу был дан директором ГБПОУ СО «Красноуфимский аграрный колледж» Т. Н. Кузнецовой: «Студенты с интересом слушали информацию о Пермской ГСХА. Активно задавали вопросы. Рассматривают экономический факультет ПГСХА для дальнейшего обучения». Пожелания ответственной за воспитательную работу МОУ Сылвенская общеобразовательная школа поселка Сылва Пермского района Т. В. Логиновой также характеризуют консалтинг с положительной стороны. Многие руководители школ предлагают проводить профориентационную работу начиная с сентября до февраля. Уникальность консалтинга в профориентации заключается в объединении возможностей психологии, педагогики, экономики, информатики по профессиональному самоопределению учащихся [3].

Сущность консалтинга в различных сферах деятельности описана в работах Г. Н. Калянова, А. П. Посадского. Интересны работы Е. А. Климова, С. Н. Чистякова по вопросам формирования личности будущего профессионала. Данные исследования являются основой внедрения профориентационного консалтинга в качестве средства психолого-педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников [4]. В настоящее время недостаточно научной литературы по проблемам будущих экономистов. С нашей точки зрения, профориентационный психолого-педагогический консалтинг – это комплекс психолого-педагогических и организационно-методических консультационных мероприятий по оказанию непрерывной и систематической помощи школьной молодежи – будущим экономистам в формировании профессионального самоопределения с учетом их индивидуальных особенностей, интересов, учебных умений, а также потребностей общества в квалифицированных специалистах [5].

Целью данного исследования является анализ и обобщение накопленного опыта профориентационного консалтинга: создание структуры профориентационного психолого-педагогического консалтинга экономистов через последовательность этапов как организация многоаспектной диагностики, направленной на изучение сформированности учебных умений, интересов, склонностей; проектирование индивидуального портрета учащегося; формирование «дорожной карты» профессионального самоопределения учащегося; организация работы профконсультантов с учащимися по формированию индивидуальной профессиональной траектории [6]; стремление к обеспечению молодого человека разнообразной достоверной информацией о возможностях современных профессий, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда и о том, как строить свою карьеру (рис. 1).

 

 

 

Рис. 1. Практические занятия психолого-педагогического консалтинга ученых-экономистов Пермской ГСХА и старшеклассников общеобразовательной школы поселка Сылва: формирование «дорожной карты» профессионального самоопределения учащихся

 

Экономический факультет Пермской ГСХА в полной мере использует все возможности консалтинга в работе с будущими специалистами:

-          организация образовательных выставок, дней открытых дверей, встреч со специалистами, представителями различных аграрных заведений и организаций, презентация профессии экономиста в Ординском и Кунгурском районах;

-          справочники, статьи в студенческих и районных газетах края;

-          сайты, содержащие информацию об учебных заведениях, описания экономической профессии, полезные статьи, рейтинги аграрных вузов и специальностей, обзоры рынка труда, интернет-форумы (например, молодежный сайт «Территория Липогор6е»; адрес сайта: nelaperm.wixsite.com/lipogor6e);

-          создание базы данных для талантливой молодежи и поисковых систем в Интернете – «банки вакансий» для соискателей и работодателей [7].

Сегодня избыток информации порождает новые проблемы в профессиональном самоопределении молодежи. Молодой человек, выбирающий профессию или место работы, должен уметь ориентироваться в информационном пространстве и четко понимать, что же ему нужно. Диагностико-консультационные мероприятия помогают установлению соответствия личности молодого человека и требований к профессиям. При этом нужно активно использовать следующие инструменты консалтинга: интервью-собеседование и анкетирование; профориентационное и психологическое консультирование; профориентационные тесты и комплексы тестирования, оценивающие потенциал обследуемых и их профессионально важные качества (компетенции) [8].

Также диагностико-консультационные средства применяются для отбора кандидатов, аттестации сотрудников, формирования команды, исследования степени удовлетворенности персонала [9]. Особый интерес во время профориентационных мероприятий вызвали развивающие методики, целью которого является формирование различных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения той или иной профессией и успешного трудоустройства. Практика показала, что современная молодежь часто не соотносит выбор профессии со своими реальными возможностями, а ориентируется на мнение родителей, родственников, сверстников, не имея представления о сущности выбранной профессии [10]. Поэтому практические занятия были направлены на оптимизацию проектирования профориентационной работы через решение следующих задач: развитие системы профориентационной работы; оказание помощи школьной молодежи в профессиональном самоопределении; привлечение социальных партнеров к организации профориентационной работы [11]. Данные мероприятия помогают создать единое профориентационно-образовательное пространства и проводить профориентацию со всеми категориями населения: учащимися школ, лицеев, взрослым населением, с инвалидами, с временно неработающими гражданами, работающими специалистами (в плане их дальнейшего карьерного роста, смены профессии или освоения нового вида деятельности). Создается экономическое агрообразование «шириной в жизнь» – непрерывное опережающее образование, которое предполагает постоянный мониторинг рынка труда и оценку перспективы его развития (см. рис. 2). Выбор и освоение нескольких профессий значительно расширяют возможности трудоустройства на рынке труда для конкретного человека, повышают качество рабочей силы, расширяют выбор индивидуальной «профессии» из мозаик компетенций, способствуют постоянному повышению квалификации в условиях непрерывного образования [12]. Школьная профориентация в данном случае во многом определяет и дальнейшее карьерное развитие будущего специалиста, то есть повышает готовность самоопределяющейся личности к самостоятельному и осознанному решению карьерных вопросов. Важна как системность профориентационной работы, предусматривающей взаимодействие всех социальных институтов современного общества: школы, семьи, производства, системы профессионального образования, так и комплексность работы с использованием различных форм и методов работы. Создается «дорожная карта» молодого человека, которая прослеживает осуществление планов не только на ближайшее время, успешность поступления в аграрный колледж по экономической специальности, но и на отдаленное будущее с менее определенными результатами, сам «вектор» профессионального развития для конкретного человека, принятый и одобренный им [13].

 

 

 

Рис. 2. Ученые-экономисты Пермской ГСХА на мероприятиях по созданию единого

профориентационно-образовательного пространства

 

Профориентационный консалтинг сельской молодежи, в качестве самостоятельного вида консультирования будущих экономистов-аграрников с учетом особенностей личности содержательно отражает те психологические консультации, которые направлены на работу с проблематикой профессиональной ориентации, профессионального становления, профессиональной деятельности, развития человека в профессии [14]. Именно так понимается термин «профессиональное» в названии этого вида консультирования. Экономист-консультант при этом концентрируется на работе с профессионально важными качествами школьной молодежи, такими, например, как индивидуальный стиль деятельности, трудовой темперамент, особенности характера, коммуникативно-организаторские склонности [15]. Данные вопросы активно обсуждались учеными и студентами на ярмарке научно-практических инициатив студентов (ЯНПИС) XIII Всероссийской научно-практической конференции факультета психологии Пермского ГГПУ. Исследования обобщили процессы и мероприятия профориентационного консалтинга как вида педагогико-психологического консультирования:

-          выбор школьником профессии (профориентационная психологическая работа, проводимая консультантом);

-          смена взрослым человеком профессии и/или сферы деятельности (вплоть до смены места жительства);

-          совершенствование и развитие профессиональных способностей, умений и навыков специалистов (психологическая профессиональная помощь и поддержка);

-          организация труда экономистов-аграрников (помощь ему в планировании времени, отводимого на профессиональные занятия, развитие его индивидуального стиля трудовой деятельности и т. п.);

-          повышение (укрепление) личностной работоспособности, совершенствование профессиональных навыков;

-          работа, направленная на развитие социальной «уживчивости» человека [16].

Научно-практические работы раскрыли смысл консалтинга, который сводится к информационной «выдаче» профессионально самоопределяющемуся старшекласснику рекомендаций по выбору личностно подходящей для него профессии или сферы деятельности. В настоящее время смысл и значение профконсультативной помощи видится в постепенном формировании у молодого человека внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив. Исследования отечественных ученых также формируют следующий план профориентационной работы с профессионально самоопределяющимися будущими экономистами-аграрниками.

  1. Выяснить профессиональные намерения старшеклассника:

-          Что собираешься делать после школы: учиться, работать, и то и другое?

-          В каком учебном заведении собираешься учиться (если клиент намерен получать дальнейшее среднее специальное или высшее образование)?

-          Опиши основное содержание будущей профессиональной деятельности и базовые профессиональные требования, которые к предъявляются к человеку, овладевающему данной профессией.

  1. Выявить интересы, склонности, способности, умения старшеклассника:

-          Назови свои любимые учебные предметы и занятия во внеучебное время. Что тебе в них нравится?

-          Какие способности и умения ты находишь (видишь) у себя и насколько они развиты, по твоему мнению?

-          Есть ли у тебя способности и умения для успешной деятельности в выбранной профессии?

-          Как ты развиваешь свои способности и умения?

-          Как родители (другие взрослые) повлияли (влияют) на развитие твоих способностей и умений?

  1. Установить, совпадают ли выявленные выше интересы, склонности, способности, умения старшеклассника и объективные профессиональные требования экономистов сельского хозяйства (т. н. профессиограмма).
  2. Изучить, какие личностные качества (навыки, умения, психологическая направленность) у старшеклассника ярко выражены, а какие надо развивать.
  3. Проверить психологическую готовность старшеклассника к выбору профессии экономиста.
  4. Дать старшекласснику и его родителям педагогико-психологические рекомендации, связанные с анализом личностных свойств старшеклассника, рекомендации по выбору им сферы деятельности/профессии – экономиста-аграрника.

Критерии правильного, «взвешенного» выбора профессии:

-          Молодой человек хорошо представляет себе будущую профессию, знает её особенности, принимает профессиональные ценности этой профессии.

-          Мотивы и интересы молодого человека согласованы с его способностями и знаниями.

-          Молодой человек имеет адекватную самооценку имеющихся у него на текущий момент умений и навыков, значимых для данной конкретной профессии (рис. 3).

Создание «дорожной карты» первичной индивидуально-психологической профориентационной консультации является важным этапом всех мероприятий. Она основывается на глубоком, всестороннем изучении личности, на исследовании его склонностей, интересов, состояния здоровья и физического развития, типа мышления, особенностей характера, задатков, способностей, мотивации. Здесь производится комплексная оценка всех базовых личностных свойств и качеств. Итогом подобного рода консалтинга выступает формирование краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного плана профессионально-личностного развития молодого человека [17]. Молодому человеку в подобных обстоятельствах содержательно необходимо задать следующие основные вопросы:

 

 

 

Рис. 3. Ученые и студенты Пермской ГСХА при обсуждении роли мотивации

в самоопределении школьной молодежи на ярмарке научно-практических инициатив студентов (ЯНПИС).

XIII Всероссийская научно-практическая конференция факультета психологии Пермского ГГПУ

 

-          Расскажите о своей будущей работе, чем бы Вы хотели заниматься?

-          Интересна ли Вам сфера профессиональной трудовой деятельности экономиста?

-          Увлекают ли Вас профессиональные рабочие обязанности, чувствуете ли Вы, что будете профессионально развиваться в ходе работы экономистом?

-          Как складываются Ваши личные взаимоотношения с окружающими людьми, коллегами, производственным коллективом?

-          Как Вы реально профессионально зависите по работе от окружающих Вас людей, – коллег, начальства?

-          Есть ли какие-либо правила, нормы поведения и взаимоотношений, которые сложились в Вашем рабочем коллективе и выполняются его членами?

-          Устраивают ли Вас эти нормы и правила поведения? Выполняете ли Вы их по доброй воле?

Целесообразно провести разностороннее психодиагностическое обследование, рассчитанное на то, чтобы выяснить, имеются ли у молодого человека нужные задатки и способности, есть ли у него пролонгированная, устойчивая во времени психологическая готовность к освоению новой сферы деятельности, к смене места работы. В целом для проведения психологической профконсультации обязательно надо иметь разнообразные методики и тесты для профдиагностирования, а также иметь информацию об общих рабочих показаниях и противопоказаниях к разнообразным профессиям, информацию об обязательных требованиях к типичному представителю профессии. Все рекомендации даются тактично, доверительно, ведь, вероятно, решается судьба молодого человека с профессиональной точки зрения. Попутно развивается профессиональная самооценка молодого человека – консультант обоснованно указывает ему на социально положительные качества его личности, являющиеся значимыми для определенной сферы трудовой деятельности, направляет и поддерживает молодого человека в развитии его профессиональных качеств [18].

Таким образом, на протяжении длительного периода профессионального развития необходимо дополнять и использовать новые методы профориентационной работы для того, чтобы на каждом этапе учебной и профессиональной деятельности школьники, студенты, специалисты могли совершать осознанный, объективный выбор, позволяющий максимально развить свой потенциал, осуществляя деятельность, имеющую для них смысл и востребованную в современном обществе.